Цикл бесед о народной музыке
материал (подготовительная группа)

Нацаренус Галина Леонидовна

Данный материал будет полезен педагогам, работающим в этом направлении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed_o_narodnoy_muzyke.docx18.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Живет в народе песня» (музыкальная культура русского народа) - цикл бесед с детьми и родителями

Цель: воспитывать у детей интерес к русской народной музыке, развивать умение, определять ее характерные черты и передавать их в своем исполнении.

Беседа №1.

Задачи: пробудить в детях интерес к русской народной песне. Сформировать знания о разновидностях русской народной песни, о ее характерных особенностях. Развитие метроретмического чувства и ладового слуха.

Оборудование: музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубны, треугольник, иллюстрации к беседе.

Ход беседы

Дети входят в зал хороводным шагом. Необходимо уделять внимание осанки. Она близка нормальной хорошей осанке детей: голова приподнята, плечи отведены назад, корпус прямой. Добиваться плавности движений, сравнивая их с характером музыки. Затем дать прослушать детям фрагмент мелодии «ах, вы, сени» и выделить ее характерные особенности, сравнивая с предыдущей мелодией «Красный сарафан».

- Похожа эта музыка на предыдущую или отличается?

- Какие особенности услышали в этой песне?

- Какой у нее характер?

«Хороводный шаг – это элемент русского танца, который имеет очень плавный, лирический характер. А мелодии «светит месяц» соответствует более энергичный и подвижный шаг, который называется дробным. С ним мы уже знакомились. Чтобы его вспомнить, посмотрите как его выполнят Алиса и Дима. Корпус очень прямой, ноги ставятся на всю ступню, колени чуть согнуты. Ноги двигаются с легким притопом, почти не поднимаясь от пола, но не шаркают. Руки располагаются на поясе кулачками».

Затем дети садятся на стулья.

Основную часть беседы сопровождать иллюстрациями и музыкальными фрагментами.

«Хороводный и дробный шаг» - это элементы русского народного танца. А сейчас я вам расскажу о том, как возникло народное творчество и народная песня, как его неотъемлемая часть.

В русской деревне песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке. Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили на лугу хороводы, пели за рукодельем, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. И самое главное, что каждый исполнитель добавлял в песню что-то новое: свои интонации, свой ритм. И так песня передавалась из уст в уста и превращалась в народную. И еще, очень давно в народе существовали особые певцы-сказатели, которые исполняли эпические песни, то есть те, которые рассказывали о старине, о давних и далеких событиях. Таких певцов называли Баянами. Все вы, наверное, слышали о поэме «Руслан и Людмила», которую написал А. С. Пушкин. В ней он напоминает о таком певце, который был гостем на свадьбе Руслана и Людмилы:

«Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей веселый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушая Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.

(показ иллюстрации гуслей)

.

И мы сейчас с вами тоже на несколько минут превратимся в народных исполнителей. Сейчас с помощью музыкальных инструментов мы будем создавать разновидности русской народной песни. Ведь каждая песня имеет свой характер и их делят на несколько видов:

Протяжные песни,

солдатские,

плясовые,

лирические,

шуточные и др.»

Затем необходимо выяснить с ребятами к какой из них принадлежит песня: «Солдатушки, бравы ребятушки»«Во поле береза стояла» и «Как у наших у ворот».

Разделить детей на три группы: первой предложить для игры ложки, второй – бубны, третьей – трещетки. Ребята самостоятельно выбирают, что они будут исполнять на инструментах: пульс, ритмический рисунок или сильную долю. Перед исполнением напомнить детям, что главным остается пение и его характер, а инструменты нам только помогают созданию нужного настроения.

Для исполнения песни «Во поле береза стояла» можно еще использовать треугольник, для показа паузы между фразами.

После этого исполнения можно с ребятами выяснить, какие движения будут соответствовать этим песням. Они выбирают бодрый строевой шаг («Солдатушки, бравы ребятушки», хороводный («Во поле береза стояла») и дробный («Как у наших у ворот»). снова исполняем песни, но уже с движением.

знакомство с игрой «Плетень» начинается со знакомства с музыкой. Это мелодии русских народных песен «Я на горку шла» и «Сеяли девушки яровой хмель».

Ребята рассказывают о характере двух этих мелодий, то есть двух частей в сравнении и получают домашнее задание: придумать танцевальные движения в русском народном стиле для второй части («Я на горку шла»). Для этого им необходимо посмотреть телевизионные передачи, концерты о народном творчестве, где они смогут увидеть элементы русского народного танца.

В заключении беседы дети еще раз называют песни, которые прозвучали, отмечают к каким разновидностям они относятся. И, самое главное, говорят о своих впечатлениях от услышанной и исполненной музыки. Так же дети проводят самоанализ своей работы во время беседы: отмечают то, что удалось, и недостатки.

Беседа №2.

Задачи: продолжать развитие интереса к русской народной песне. Работать над развитием метроритмического чувства и ладового слуха. Формировать навык пения.

Ход беседы

После прослушивания в записи «Частушек» следует спросить у детей, какие музыкальные инструменты они услышали (заранее подготовить их для показа).

Так же еще раз дать возможность детям услышать, как они звучат. Для этого прослушать оркестр, который исполнит одну из мелодий на балалайках, домбрах, аккордеонах. Детям предложить ложки, трещетки и бубны.

Игра «Плетень» - дать возможность всем детям показать движения, которые они подготовили. Сравнить их с характером музыки, выяснить, соответствуют ли они ему.

В игре следует обратить внимание на ровность движения шеренг (плетней, на выразительность исполнения, Лучших исполнителей нужно поощрить аплодисментами

Беседа № 3.

Задачи: закрепить знания о разнообразии русской народной музыки. Развивать умение различать ее характер и передавать его в движении. Исполнять знакомые русские народные мелодии на детских музыкальных инструментах.

Оборудование: музыкальный центрмузыкальные инструменты.

Выяснить разновидности русской народной песни, ее характерные особенности, многообразие содержания.

Ход беседы

Народная песня – зеркало жизни народа, что она помогает понять все мысли и чувства людей, которые ее создавали.

Итогом знакомства с этой многогранной темой так же может стать выполнение домашнего задания. Им станут рисунки, на которых ребята выразят свои впечатления от услышанной музыки.

Из них в группе составить небольшую выставку, на которой авторы лучших работ смогут рассказать о том, что им запомнилось в народной  песне и как они изобразили это в цвете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл бесед о музыке

Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....

Детский альбом. Конспект из цикла занятия по слушанию музыки. В гостях у Феи музыки.

Рассказ о жизни и творчестве композитора П,И,Чайковского. Слушание произведений  из Детского альбома композитора Чайковского....

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста: «Музыка и времена года»

Ознокомление детей с музыкой П.И. Чайковского "Времена года"...

Цикл бесед о музыке "Путешествие в страну музыкальных инструментов"

В материале вы узнаете о важности музыкального воспитания....

«Детский альбом». Цикл занятий по слушанию музыки «В гостях у Феи Музыки»

Цель: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла « Детский альбом»Задачи: 1. Воспитание у детей положительного отношения к творчеству велико...

ЦИКЛ БЕСЕД: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ"

беседы на тему " Народные промыслы Липецкого края"...