Статья
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Куляева Н.А.
Матвеева Ю.М.
Выявление , поддержка и развитие способностей и талантов у дошкольников в условиях ДОУ
Современное общество испытывает высокую потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески решать поставленные задачи, способных создавать новое в различных сферах жизни.
Самым благоприятным периодом для развития талантов и способностей является дошкольный возраст. Известно, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Для ребёнка дошкольного возраста свойственна высокая познавательная активность и впечатлительность, необходимость в умственной нагрузке и хорошо развитая интуиция. «Коренными» чертами этого возраста является творческое воображение, креативность мышления, фантазия. Наряду с этим дошкольник так же обладает особой восприимчивостью, чувствительностью по всему окружающему . Умелое использование потенциала дошкольника в ходе его развития может обеспечить высокий результат в становлении и развитии детской одарённости.
Поэтому одна из основных задач ДОУ вести целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребенка в различных видах деятельности. Исследования в области выявления детской одаренности предлагают динамический подход к оценке способностей учитывая изменчивость возрастных психологических характеристик детей. Взяв за цель максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника ДОУ можно предложить следующие этапы развития тех или иных способностей:
Воспитанники 2-3 лет впитывают и накапливают эстетические переживания, настроения, эмоции, получают основные сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе- пробуждение чувственной сферы. Младший дошкольник воспринимает и изучает окружающий мир органами чувств, поэтому для его развития необходимо максимальное воздействие на эмоциональную сферу. На этом этапе создается благоприятная среда для пробуждения природного потенциала воспитанников ;
Воспитанники 3-4 лет проявляют готовность к участию в деятельности. На этом этапе важно максимальное погружение дошкольника в деятельность, так как способности существуют в развитии, а развитие осуществляется только в деятельности. К тому же дошкольник данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, независимо от сложности и новизны.Таким образом можно говорить о возможных первых проявлениях природного потенциала у дошкольников в этот возрастной период ;
Воспитанники 4-5 лет выражают интерес к определенной деятельности, проявляются способности к творческому поиску. Наблюдения за дошкольниками показывают: на этом этапе они начинают проявлять избирательный интерес к деятельности и чаще всего именно к той, в которой они наиболее успешны.Главное на данном этапе- поддержка и помощь в стремлении определиться с видом деятельности. С целью развития креативности деятельность дошкольников (индивидуальная и групповая) должна носить творческий характер;
Воспитанники 5-6 лет активно демонстрируют свой природный потенциал.Уровень развития способностей дошкольников достигает достаточно больших высот, у многих наблюдается четкое избирательное отношение к определенным видам деятельности, а так же серьезное отношение к ее результату. На этом этапе необходимо уделять еще больше внимания развитию творческих способностей и интеллекта в различных видах деятельности;
Воспитанники 6-7 лет проявляют одаренность, делают первые шаги в мир профессионального искусства. К наступлению данного этапа у дошкольников формируется высокий уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное стремление к самосовершенствованию в конкретном виде деятельности. Необходимо раширять сферу их деятельности, создаватьусловия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными созниками здесь становятся родители, которые передают ребенка из ДОУ в Центры детского творчества и Школы искусств, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приритетном для него виде деятельности.
Для того чтобы дошкольник в будущем мог сам успешно выбрать свой жизненный курс и творчески реализовать его, растущему человеку нужна педагогичекская поддержка. Таким образом, важными аспектами в процессе работы педагогов ДОУ являются выявление, поддержка и развитие талантов и способностей воспитанников.
Первоначальный этап в развитии талантов у дошкольников — это их выявление. Для наибольшей продуктивности этого процесса необходимо использовать ряд методов. А именно:
Анализированное наблюдение . С его помощью можно понять круг интересов дошкольника, оно позволяет увидеть конкретную картину проявления склонностей и зачатков способностей.
Игровое наблюдение. Выявляет лидерские качества дошкольника и способность к взаимодействию с другими детьми в процессе коллективной игры, а также позволит выявить уровень развития воображения и логики.
Совместная деятельность. Позволяет развивать талант в разных областях,через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для воспитанника тематики.
Проведение творческих и интеллектуальных конкурсов и викторин повышают самооценку дошкольника, раскрывают его творческий потенциал и мотивацию на успешность.
Технологии выявления и развития способностей у дошкольников в условиях ДОУ могут включать следующие ключевые стратегии:
создание правильной, богатой, стимулирующей РППС, способствующей выявлению и развитию способностей воспитанников;
индивидуализированный подход к выявлению и дальнейшему отслеживанию динамики развития детских способностей. Создание атмосферы доброжелательности и заботы по отношению к дошкольнику, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие специально подготовленных квалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
взаимодействие с социальными партнёрами (учреждения образования,культуры и искусства) в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала дошкольников и дальнейшего их развития;
организация работы по взаимодействию с родителями воспитанников, в результате чего реализуется принцип преемственности.
После выявления способностей дошкольников важно обеспечить их поддержку и развитие. В условиях ДОУ активно используются следующие технологии :
игровые технологии, с их помошью можно развивать в дошкольнике качества, не свойственные ему изначально;
элементы и приёмы здоровьесберегающих технологий позволяют повысить эффективность обучения у дошкольников;
технология личностно — ориентированного обучения, направленная на разностороннее, открытое и творческое развитие дошкольника, создает условия для включения воспитанника в естественные виды деятельности, формирует предпосылки для его развития;
информационно — коммуникативные технологии, которые расширяют кругозор, повышают речевую и познавательную активность дошкольников,стимулируют индивидуальную деятельность.Следует отметить, что существует ряд успешных программ и проектов основанных на современных информационных технологиях, которые позволяют развивать таланты у дошкольников. Здесь педагогам ДОУ важно дать рекомендации родителям воспитанников о разнообразии онлайн платформ для развития способностей, виртуальных сред для творчества и экспериментирования, а также интерактивных приложений для обучения языкам и основам наук;.
проектная и проектно — исследовательская деятельность, различные квесты развивают исследовательские способности и интеллект дошкольника;
метод ментальных карт, который основывается на наглядно-образном мышлении, свойственном дошкольнику, способствует развитию мышления и творческого воображения;
работа с лэпбуком позволяет провести исследовательскую работу, в процессе которой дошкольник участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Также с детьми старшего дошкольного возраста можно оформлять детские портфолио. Это позволяет раскрыть себя и отразить свои индивидуальные личностные достижения.
В своей работе МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка» г.Тамбова опирается на указанные выше принципы и использует большую часть упомянутых технологий и методов работы по выявлению и поддержке одаренных детей. Уже 4 года в нашем ДОУ существует проект «Маленькие звездочки». В рамках этого проекта проводится детский творческий конкурс «Маленькие звездочки» внутри учреждения. Воспитанники принимают участие в 4 номинациях «Выразительное чтение», «Юные художики», «Юные вокалисты», «Юные танцоры». Подготовка и проведение конкурса проходят в тесном сотрудничестве с педагогом психологом, учителем логопедом, педагогами дополнительного образованияи воспитателями групп. Жюри конкурса оценивает выступающих по специально разработанным критериям по каждому виду деятельности. Номера и работы победителей включаются в отчетные концерты для воспитанников ДОУ и их родителей. Четырехлетний опыт работы по этому проекту позволяет говорить о росте качественного и количественного показателя развития способностей воспитанников. Все это дает возможность говорить о положительном влиянии подобного рода конкурсов. Наша работа помогает дошкольникам чувствовать себя уверенными на дальнейших этапах взросления, благотворно влияет на их эмоциональное и психическое состояние.
Таким образом, при создании в ДОУ благоприятных условий, а также использовании данных методов и технологий за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета своей одарённости. Работа в данном направлении играет критическую роль в формировании успешного будущего как одного дошкольника, так и общества в целом.
Куляева Наталия Александровна, МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка», 89204800314, воспитатель.
Матвеева Юлия Михайловна, МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка», 89537126671, воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...