«Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?»
материал
В докладе даны практические рекомендации по подготовке ребенка-дошкольника к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_na_poroge_shkolnoy_zhizni_rebenka._kak_podgotovit_rebenka_k_shkole.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском всеобуче
Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?»
25.04.2024г
Тлеушева О.В.
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться, страдать?
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, прилежно выполнять домашнее задание и т. д. Поэтому очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.
Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т. д.), поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и сам начинал предъявлять их себе, проявлять личную инициативу.
Инициатива очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную инициативу, пусть даже пустяшную, подчеркнуть ее достоинства или, напротив, указать на недостатки.
Необходимо развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению.
Дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, уверенно и легко входят в учебную деятельность. И как много проблем встает на пути тех, кто многое не умеет делать сам. Если ребенок умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, то в его школьной жизни возникнут определенные трудности.
Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребенка.
Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребенка к школьному обучению. Следует разъяснить детям, зачем нужно учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни.
И еще одно. Ребенка нельзя пугать школой, учителем. Его нужно заинтересовать. А для этого нужно воспитывать глубокий интерес к учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты следует ободрить, поддержать ребенка, помочь ему.
Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:
∙ стремление к общению со сверстниками;
∙ желание учиться;
∙ хорошее здоровье;
∙ эмоциональный настрой;
∙ грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
∙ самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми;
∙ развитая произвольность поведения, организованность;
∙ активность, любознательность и стремление к открытиям.
Перед школой ребенку, конечно же, нужно отдохнуть. По возможности, проведите время летних отпусков с пользой для своего здоровья и здоровья вашего ребенка. Вместе с тем, помните о том, что нужно систематически выполнять с ребенком упражнения по развитию мышления, зрительно-двигательной координации и моторики рук. Обогащайте и уточняйте словарь ребенка через познание окружающего мира и явлений социальной действительности.
Наиболее предпочтительная мотивация ребенка – интерес к учебе, сформированная система потребностей в размышлениях и интеллектуальной деятельности, воспринимаемая ребенком как интерес «хочу в школу». Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к предстоящим успехам и неудачам, реалистичные и оптимистические рассказы о школе, отсутствие у ребенка страха перед возможными ошибками – все это создает положительный эмоциональный настрой на обучение.
Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс возможностей, поддающихся изменению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом – со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься.
При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и считать, уверенно держать карандаш и ручку – с этим он будет увереннее держать себя в школе.
Вы можете многократно видоизменять свои вопросы и задания, а можете четко придерживаться инструкции – в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школьным условиям. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
- Занятия с малышом должны быть свободно добровольными.
- Их длительность не должна превышать 30 минут.
- Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
- Постарайтесь, чтобы занятия носили регулярный характер и не чаще 1 раза в 1-2 дня. «Мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков – не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в школе (и при разных программах) постоянно меняются. Существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит дальнейшее обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления памяти, восприятия, внимания, тонкой моторики рук.
Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, вслушиваться в них, понимать их происхождение (кого называют: рыболов, дровосек, лесоруб; почему предмет назвали мясорубка, пылесос, ледокол и пр). Разучивайте с ним стихи, скороговорки, чистоговорки, потешки, сочиняйте сказки. Просите пересказать увиденную по телевизору сказку своими словами.
Не пренебрегайте занятиями, где используется мелкая пальчиковая моторика: рисование, лепка, аппликация, игры с конструктором «Лего». Все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте для занятий подручные средства – природный и бросовый материал: дать задание отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы по цвету, по величине, выкладывать из спичек или счетных палочек различные рисунки: дом, елочка, травка, забор, дорога и пр.
Существует ряд начальных знаний и умений в области учебной деятельности, без которых процесс обучения в школе будет весьма затруднителен. Среди них:
- владение ориентировками: в пространстве; от себя; на листе бумаги, в числовом ряду (в пределах 10) ; во временах года; днях недели и пр;
- знание и умение различать и называть основные цвета (черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, находить промежуточные (оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый и пр) ;
- знать части человеческого тела, правильно называть и показывать их;
- уметь обобщать и классифицировать предметы (лук, морковь, помидор – овощи; времена года – это зима, весна, лето, осень и пр) ;
- уметь рисовать и аккуратно закрашивать;
- владеть связной монологической речью (рассказом, пересказом) ;
- владеть способами словообразования (дом – домашний, словоизменения (кукла – кукле – куклой);
- владеть элементарными математическими представлениями (счет, отсчет, пересчет; решение и составление примеров и задач и др) ;
- развивать логическое мышление.
На пороге школьного обучения особое значение имеет становление сферы саморегуляции. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе:
- ребенок должен контролировать свое поведение;
- адекватно оценивать результаты своей и чужой деятельности;
- планировать свою деятельность;
- доводить начатое дело до логического завершения.
И как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка в дальнейшей учебе, пусть у него будет здоровый учебный настрой, при котором он стремился бы к знаниям, не боялся школы и плохих отметок и был, уверен в том, что отличник он или не отличник, он все равно для вас самый любимый!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...
Семья на пороге школьной жизни ребенка
Уважаемые родители! Первого сентября ваш ребенок пойдет в школу. Его экзамен впереди. Теперь главное в его жизни станет учеба многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю...
Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных с...
"Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода ...
Родительское собрание Подготовительная группа Тема собрания: «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Подготовила воспитатель: Стрельникова В.В.
Родительское собраниеПодготовительная группа Тема собрания:«Семья на пороге школьной жизни ребенка»Подготовила воспитатель: Стрельникова В.В....
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...
Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"
-Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Л. А. Венгер...