Семинар- практикум для педагогов «Использование смехотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
материал
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для педагогов
«Использование смехотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Категория участников: педагоги дошкольного образования.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов (воспитателей) в вопросах психоэмоционального развития дошкольников посредством смехотерапии.
Задачи:
∙ создать благоприятный психологический климат, условия для активного взаимодействия и сотрудничества в педагогическом коллективе;
∙ познакомить педагогов (воспитателей) с одним из методов психоэмоционального развития дошкольников – смехотерапией;
∙ развивать творческий потенциал педагогов;
∙ формировать интерес у педагогов дошкольного образования к дальнейшему изучению данной темы.
- Теоретическая часть.
Проблема детского здоровья является одной из наиболее важных в нашей стране и требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материальных, интеллектуальных, творческих ресурсов образовательных организаций.
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Здоровьесбережение –важнейшая составляющая часть педагогического процесса современного детского сада.
«Здоровьесберегающая технология» –это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и воспитание осознанного отношения к здоровью и к жизни в целом.
Одним из новых направлений здоровьесберегающих технологий является смехотерапия.
Здоровый ребенок – это, прежде всего, веселый и радостный ребёнок, который создает вокруг себя атмосферу счастья и прекрасного настроения.
Наука о смехе – гелотология, сформировалась в 70-х годах прошлого века в Америке. Основателем является, американский журналист Норман Казинс – «человек, рассмешивший смерть».
Что такое смех?
Смех — одна из реакций человека на юмор, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата; полезное физическое упражнение, способствующее тому, что у человека двигаются плечи, вибрирует диафрагма, расслабляются мышцы шеи, спины и лица; мощный стимулятор деятельности внутренних систем нашего организма, он помогает восстановить силы снять напряжение.
Смехотерапия способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка, формирует способность к сотрудничеству со сверстниками, используется при лечении онкологических больных, людей, перенесших психологические травмы, в работе с тревожными и гиперактивными детьми.
Смехотерапия сочетает в себе традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы (художественное слово, фольклор, различные виды игр, кривые зеркала, пантомимика, ИКТ, видео и др.).
Смехотерапия бывает трех видов.
∙ Классическая
∙ Йога смеха.
∙ Медицинская клоунада.
Медицинская (больничная) клоуна́да — деятельность по социально-культурной реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии, клоунотерапии и игротерапии. Больничной клоунадой занимаются больничные клоуны. В мире существует около 30 организаций, кроме того, в этой деятельности принимают активное участие актёры, волонтёры
*****************************************************************************Когда мы смеемся в нашем организме происходят удивительные вещи.
- Дыхание становится ритмичным. Вдох продолжительный и глубокий, а выдох короткий и настолько интенсивный, что легкие полностью избавляются от воздуха, выталкивая наружу накопленные в легких вредные вещества. Это очень полезно для людей, страдающих бронхиальной астмой.
- Артериальное давление падает, нормализуется сердцебиение, улучшается циркуляция крови, снимаются спазмы сосудов. Именно поэтому регулярный добрый смех полезен сердечникам и людям, перенесшим инсульт.
- Снижается выброс «гормонов стресса», проходят плохое настроение и усталость, укрепляется нервная система. Кроме того, смех – мощный анальгетик. Он спасает от мигрени и болей в «критические дни», а еще лечит аллергию кожи.
- Мозговое кровообращение усиливается. Этому способствует особенная мимика лицевых мышц. Веселый человек быстрее думает, более внимателен, принимает адекватные решения, мыслит творчески и очень работоспособен.
- Железы внутренней секреции работают активнее. Несколько минут смеха – и улучшается обмен веществ, организм омолаживается!
- Иммунная система укрепляется. У тех, кто много смеется, активнее вырабатываются защитные антитела, которые дают отпор инфекциям.
*****************************************************************************
.
Йога смеха (смехойога) – это хохот для здоровья души и тела. Эта практика сочетает смех без причины с йогическим дыханием, пранаямой (родом из Индии) .
Занятия смехойогой никак не связаны с юмором или шутками. С помощью дыхательных упражнений люди учатся смеяться без всякой причины, и таким образом вызывать те целебные процессы в организме, которые связаны со смехом.
Классическая смехотерапия — использование юмористических техник, терапевтического юмора различными специалистами, направленное на улучшение понимания клиентом себя, своего поведения, настроения.
Метод смехотерапии создаёт при помощи юмора позитивное душевное состояние, помогает человеку увидеть и открыть для себя различные нелепости жизни и жизненных ситуаций, что нормализует самочувствие (физическое и эмоциональное), направляет к более высокому уровню разрешения проблемы, увеличивает познавательный потенциал, духовно обогащает.
II. Практическая часть.
Смех здоровье продлевает и об этом каждый знает.
Так давайте посмеёмся или просто улыбнемся.
Воспроизведём некоторые фазы смеха, смех начинается с улыбки:
1.Слегка улыбнитесь. Едва-едва, лишь губами, не вовлекая в движение глаза, брови, щеки, просто поднимите вверх уголки рта. Сделайте это несколько раз.
2.Слегка прищурьтесь. Это придаст вашей улыбке оттенок искренности, искорку в глазах, но брови оставьте неподвижными. Прищурьтесь. Расслабьтесь. И проделайте это несколько раз.
3.Улыбнитесь, обнажая нижние зубы. Сделайте это несколько раз, а затем повторить все четыре упражнения: Улыбнитесь. Прищурьтесь. Поднимите брови. Обнажите зубы.
4.Смех живота. Положите руку на живот, вдохните и выдохните диафрагмой. Если вы делаете все правильно, то при вдохе живот будет надуваться, а при выдохе – опадать. Втяните воздух, надувая живот. А теперь сделайте резкий выдох, издав на высокой ноте звук "Ха! Ха! Ха!" Очень быстро повторите двенадцать раз. Итак, вдох-выдох. Ха! Ха! Ха!, а теперь все пять упражнений подряд.
5.Раскачивание. Понаблюдайте за своими друзьям, когда они от души смеются, или посмотрите вокруг себя на концерте талантливого юмориста. Когда люди хохочут по-настоящему, то они раскачиваются из стороны в стороны. Почему? Потому что смех расслабляет основные группы мышц. Сделайте несколько произвольных раскачиваний, а затем все шесть упражнений повторите вместе, дружно.
И ещё несколько упражнений:
- «Застежка-молния» Представьте себе, что ваш рот особенный, он закрывается на застежку-молнию. Итак, встаем ровно, «берем за уголочек молнии», в вашем случае необходимо приложить два пальца к уголочку губ, как бы «расстегивая» молнию и начать громко смеяться, а потом резко «закрыть» молнию. Можно усложнить, пусть другой участник, будем тем человеком, который открывает вашу молнию, таким образом, будет еще веселей.
- «Гудящий смех» Смейтесь с закрытым ртом и при этом гудите.
- «Молчаливый смех» Широко раскройте рот и смейтесь, не произнося при этом ни звука.
Направление смехотерапии предполагает проведение «смешных» занятий.
Речь пойдёт о занятиях с детьми.
- Упражнение «Улыбка»
Закройте газа и представьте что-то хорошее, приятное. Почувствуйте, что вы начали улыбаться. Откройте глаза и передайте свою улыбку соседу справа, а затем слева. По своей значимости в общении в налаживании дружеских отношении, улыбка очень важна.
.
- Упражнение «Смех в ладошке»
Ну, кто еще сидит-грустит?
У кого здесь кислый вид?
Подойдите, в круг вставайте!
Я прошу Вас, не зевайте,
А теперь на вопросы отвечайте:
(ответ да – хлопок , нет- присели»)
На Луне есть города?
-Есть у женщин борода?
-Зубы в дырках от конфет?
-В радуге есть синий цвет?
-Нет зарплаты - не беда?
-Я сегодня хороша?
-Борщ полезная еда?
-Нужен вечером нам свет?
-Спать ложимся мы в буфет?
-Вы весёлые всегда?
Замечательно друзья!
- Упражнение «Звук заблудился»
Цель: развивать слуховое внимание, воображение, учить анализировать нелогичные ситуации, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок определяет, какой звук в слове назван неправильно.
- Папа красил крысу дома,
Чтобы дом наш был как новый.
- Открывает Рома кот,
Он глотать не устаёт.
- Во дворе стояла почка.
На берёзе росла бочка.
- Над рекой летала майка.
А в шкафу лежала чайка.
- Поёт песни кашка.
В тарелке лежит Машка.
- Упражнение «Отгадай загадки – путаницы».
Цель: развивать слуховое внимание, учить рифмовать слова, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
- Быстрее всех от страха
Несётся …черепаха (заяц)
- Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый…слон (медведь)
- Дочерей и сыновей
Учит хрюкать…муравей (свинья)
- Клубком свернулся — ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий…конь (ёж)
- Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей грамматически правильно строить предложения, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
I вариант.
Мальчик ловит рыбу. Рыба ловит мальчика. Снеговик лепит детей. Дети лепят снеговика. Девочка держит зонтик. Зонтик держит девочку. Жук сидел на цветке. Цветок сидел на жуке. Стол стоит на вазе. Ваза стоит на столе. Заяц сидел под кустом. Куст сидел под зайцем. Птица летела над рекой. Река летела над птицей.
II вариант.
Ёлка пляшет возле Снегурочки. Дети нарядили игрушки ёлкой. Дед Мороз принёс мешок в подарках.
- Упражнение «Бывает, не бывает?»
Цель: расширять словарный запас, научить различать смысловые оттенки слов, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок начинает рассуждать «бывает – не бывает».
Рыбка грызёт кость. Кошка пьёт молоко. Пингвин поймал слона. Воробей жуёт траву. Белка плавает в реке.
7. Упражнение «Что полезно, а что вредно?»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, развитие чувства юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок начинает рассуждать о том, что полезно делать, а что вредно.
Зарядкой заниматься. Купаться и плескаться. Подушкой кидаться. С другом драться. Кричать и обзываться. Помыть пол. Накрыть на стол. Телевизор смотреть. Кота кормить. Собаку дразнить. В луже купаться. На дерево забраться. В песочнице играть. Ягоды собирать.
- Упражнение «Путаница»
Цель: научить дошкольников различать смысловые оттенки слов – глаголов, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок рассуждает о том, как сказать правильно.
Мама стирает сына в ванной. Девочка кладёт цветы в вазу. Я ставлю карандаш на стол. Тётя Маша жарит суп. Стакан сидит на столе. Мальчик дышит ушами. Собака замяукала на прохожего.
- Упражнение «Нелепицы»
Цель: развитие слухового внимания, воображения, умения различать нелогичные ситуации, развитие чувства юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок внимательно слушает и находит ошибку.
На ветке дерева сидели птицы:
Галки, голуби, синицы,
Грачи, комары, воробьи-
Ты птицу лишнюю отыщи!
Дочки маме помогали:
Стирали, шили, мыли, играли,
Ты скорее отыщи
Чем же лишним помогли.
В лесу деревьев растёт много.
Вот кедр, берёза, ель, ольха.
А вот у самой, у дороги
Клён, малина и сосна.
Дай скорее нам ответ
Растёт лишнее дерево или нет?
В этом доме шум, веселье
Ведь у Пети День рождения!
Все пришли к нему друзья-
Без друзей никак нельзя.
Тут Серёжа и Антоша,
И Егор, и Шарик тоже.
И Марина, и Ирина,
И Андрей, и Алексей.
Петя смотрит с удивленьем
Кто пришёл без приглашения?
- Упражнение «Что перепутал художник?»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания и воображения, развитие чувства юмора.
Дети рассматривают картинку, на которой изображена нелогичная ситуация и отвечают на вопрос: «Скажи, что не так?»
Ребенку предлагаются рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Ребенку необходимо найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ.
- Упражнение «Шутки – физминутки», подвижные игры, которые позволяли отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Дарики, дарики. (сложили пальцы рук в щепотку)
Летели комарики,
Летели, кружились, (обе руки выполняют круговые движения)
В щечки (в коленки, в ушки) вцепились (выполнять движения по тексту).
В одном городе живёт
Непоседливый народ.
Там живёт Надюша, (показать девочку любыми движениями)
Очень любит она покушать.
Там живёт Алёшка (показать мальчика любыми движениями)
Он худой немножко.
Там живёт Мишка - (показать мальчика любыми движениями)
Он большой болтунишка (выполнять движения по тексту)
Там Артёмка живёт (показать мальчика любыми движениями)
Любит он мяукать как кот (выполнять движения по тексту)
Там живёт Данил (показать мальчика любыми движениями)
Он кита проглотил (выполнять движения по тексту)
12. Упражнение «Зеркало»
Все разбиваются на пары. Выразите эмоцию при помощи приема пантомимики.
Один делает, другой повторяет. Можно сделать произвольно или с заданием.
13. Упражнение «Ты мне, я тебе»
Два человека стоят друг напротив друга, разделены платком, или листом бумаги, скорчили гримасы. По команде лист убирается. Задание не рассмеяться.
14. Упражнение «Стоп, кадр!» Ребёнок стоит ко всем спиной, поучает задание скорчить какую-нибудь гримасу (хитрая обезьяна, мудрая сова, глупый щенок, важная утка и т.д.). Можно выполнять задание по двое. Можно использовать фоторамку.
Рефлексия
У каждого из нас есть что-то, что вызывает искренний смех – этакие «смехотаблетки».
15. Упражнение «Шкатулка смеха»
Участники высказываются, собирая в шкатулку, что приносит положительные эмоции.
Это может быть любимая комедия, смешные рассказы, сборники анекдотов или видеозаписи, на которых запечатлены семейные праздники. Представьте, что эта шкатулка есть у каждого из вас и открывайте ее, когда это необходимо. Неважное самочувствие, плохое настроение и депрессия отступят под напором радостного смеха!
Смейтесь на здоровье!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»
В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»Актуальность семинара-практикума:На занятиях по рисованию, решаются за...
Семинар - практикум для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
Цель презентации: Познакомить педагогов с многообразием способов и приемов нетрадиционного рисования, используя различные изобразительные материалы....
Семинар-практикум на тему «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»Актуальность семинара-практикума:На занятиях по рисованию, решаются за...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
Использование нетрадиционных техник рисования на мероприятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста....
Семинар - практикум для педагогов «Технология проектирования развивающего занятия с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал п...
Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми с детьми дошкольного возраста"
Для развития речевого, умственного и психического развития детей часто используют в работе с детьми мнемотаблицы. Дети лучше запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки с помощью картинок в таблице...