«Развитие личности в дошкольном возрасте».
материал

Тлеушева Ольга Владимировна

В докладе на тему «Развитие личности в дошкольном возрасте» рассматриваются следующие аспекты: особенности дошкольного возраста как важного периода психического развития ребёнка; развитие личности ребёнка; формирование самосознания; влияние взрослых на развитие личности ребёнка; роль общения с окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lichnosti_v_doshkolnom_vozraste_dekabr_22_g.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском всеобуче

Тема: «Развитие личности в дошкольном возрасте».

22.12.2022 г.

Тлеушева О.В.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребёнка период времени от трёх до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка. За эти годы ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребёнка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции. Вторая охватывает возраст от четырёх до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет  и включает формирование деловых личностных качеств ребёнка.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своём поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определёнными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Источниками моральных представлений детей  являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный  опыт от взрослых к детям передаётся и усваивается  в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребёнка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Её выражением является стремление ребёнка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке. Внимательное рассмотрение того, как в онтогенезе развивается общение, какой характер оно принимает при включении ребёнка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития личности.

 В дошкольном возрасте, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребёнка по-прежнему играет мать. Характер её общения с ребёнком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребёнка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребёнка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.

Одним из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются общения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им  на практике детям даётся с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространённые в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. В начале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путём подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними следовали этим же правилам и нормам.

Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определённая нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.

Довольно рано у ребёнка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это – стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в  достижении успехов, целеустремлённость, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. С ним же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга.

У ребёнка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей-дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определёнными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Правда, в силу особой откликаемости детей данного возраста на суждения, мнения и поступки других людей внешние проявления соответствующих личностных качеств не проявляются достаточно устойчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...

Использование сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре...

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...