Проект "Азбука безопасности"в старшей группе
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_azbuka_bezopasnosti.docx | 217.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№30 «Ручеек»
Проект « Азбука безопасности»
в старшей группе
Воспитатели:
Газова М.Т.
Рыкова А.С.
Г.Майкоп,2024
Проект «Азбука безопасности»
Актуальность проекта: обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства.
Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.
Усвоение социальной действительности ребенком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как
взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травмобезопасном заимодействии человека со средой обитания.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т.Г. Хромцов
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.
Именно поэтому изучение ОБЖ актуально в современном дошкольном образовании. Содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование положительного отношения к себе;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта для детей:
1. Расширять у детей представления о безопасном поведении дома и на улице.
2. Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных
ситуациях, как на улице и дома.
3. Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб.
4. Привлекать детей к посильному участию в изготовлении продуктов
деятельности.
Для родителей:
1. Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах,
мероприятиях, досугах.
2. Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка,
используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы.
3. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах
воспитания и образования детей.
Для педагогов :
1. В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с вопросами
безопасности.
2. Создать условия для совместной деятельности взрослых и детей, в рамках
реализуемого проекта.
3. Обеспечить реализацию задач через образовательные области.
4. Участвовать, в проводимых в детском саду акциях, на тему «Я и моя
безопасность».
5. Создание интереса к теме через использование электронных образовательных ресурсов в воспитательно-образовательном процессе.
6. Создать условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в
рамках реализуемого проекта.
7. Провести рефлексивную контрольно-оценочную деятельность через
анкетирование детей и родителей.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий
Тип проекта: краткосрочный c 11.11.2024г.
Предполагаемый результат:
-дети расширяют свои знания о правилах безопасного поведения дома, на улице, в опасных для жизни и здоровья ситуациях;
-научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода
-Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь;
-сформировать у детей представления о безопасном поведении в процессе реализации проекта;
-продолжать формировать у детей навыки социального поведения;
-повышение познавательной активности;
- ребенок из пассивного объекта, становится активным субъектом собственного здоровья и безопасности.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационный.
- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
- создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной
литературы по выбранной тематике проекта;
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм работы по формированию у детей навыков в вопросах безопасности
жизнедеятельности.
-постановка цели и задач проекта;
-составление плана работы
II этап. Основной.
-реализация плана работы;
-проведение бесед и занятий с детьми;
III этап. Заключительный
- Создание презентации по теме проекта «Опасные предметы»
- НОД «Опасные ситуации и предметы»
- Вывод по итогам работы над проектом.
Формы реализации проекта:
Игровая деятельность (подвижные игры, дидактические, сюжетно-ролевые),
продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, занятия, чтение художественной литературы.
Продукты проекта:
Книжки-самоделки «Загадки о правилах дорожного движения», «Правила безопасного поведения». Составление рассказов о правилах безопасного поведения при помощи мнемотаблиц, конструирование светофора из бумаги, лепка «Дорожные знаки». Интерактивная выставка книг о безопасности. Проведение опытов «Свойства воды», «Свойства воздуха». Изготовление Д/пособия «Часы безопасности», презентация проекта.
Игровая деятельность.
СЛОВЕСНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Найди ответ» Цель: закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
«Какие из перечисленных действий могут привести к пожару» Цель: закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара.
«Подумаем вместе» Цель: закрепить знания детей по ОБЖ; продолжить предложения
и фразы по смыслу; употребление сложноподчиненных предложений; развитие сенсорных восприятий.
«Доскажи словечко». Цель: помочь детям запомнить основные пожароопасные предметы; самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами; расширить знания о правилах дорожного движения и безопасности в быту.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ :
«Автошкола» Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу.
«Большая прогулка» Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста и пешехода.
«Красный и зеленый» Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
«Кто отличник-пешеход?» Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.
«В мире опасных вещей» Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту.
«Подбери игрушку Танюше» Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Подвижные игры:
«Слушай сигнал» Цель: развивать ловкость, стимулировать внимание.
«Пожарная тревога» игра-эстафета Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.
«Потуши огонь» игра-эстафета Цель: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде.
«Спасение игрушки» игра-эстафета Цель: совершенствовать в соревновательной форме навыки основных видов движений (ходьба по наклонной доске, лазание по гимнастической стенке); развивать скоростно-силовые способности, ловкость; воспитывать смелость, желание прийти на помощь «пострадавшему».
«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» малоподвижная игра Цель: развивать умение бросать и ловить мяч, развивать быстроту реакции, ловкость.
«Найди пару» Цель: закрепить знание дорожных знаков, развивать быстроту реакции.
«Сигналы светофора» Цель: развивать быстроту реакции на смену движений,
внимание, ловкость, двигательную активность.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:
«Служба спасения». Цель: Закреплять знания детей о правилах пожарной
безопасности, способствовать развитию осмотрительности и осторожности, развивать навыки общения в игре.
«ГИБДД» Цель: учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение
скорости», «штраф».
«Мы – пожарные» Цель: закрепить знания о пожарной безопасности и причинах возникновения пожара; сформировать знания о правилах безопасного поведения и правильном отношении к огнеопасным предметам; привить навыки поведения при пожаре; воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.
«Шоферы» Цель: закрепление знаний о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду шофера.
«Кошкин дом» Цель: продолжать развивать выполнять в игре несколько
взаимодействий (едем на автобусе, дарим подарки, тушим пожар, лечим
пострадавших); учить детей через созданные ситуации управлять своими эмоциями, умению владеть собой в критических ситуациях; развивать связную речь через общение в игре, активизировать в речи детей глагольный словарь; название и назначение посуды; воспитывать гостеприимство, культуру поведения в транспорте, в гостях.
«Правила дорожного движения» Цель: обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.
«Один дома». Предварительная работа: беседы на тему безопасности дома,
разучивание пословиц об огне и воде, беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека», отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда», знакомство с пословицами об огне.
Ознакомление с художественной литературой:
1. С.Я.Маршак «Кошкин дом»
2. С.Я.Маршак «Пожар»
3. С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
4. К.Чуковский «Путаница»
5. Г.Цыферов «Жил на свете слонѐнок»
6. Л.Толстой «Пожар»
7. Л.Толстой «Пожарные собаки»
8. Б.Житков «Пожар»
9. Б.Житков «Дым»
10. Б.Житков «Пожар в море»
11. В.Гальченко «Огонь невидимка»
12. В.Гальченко «Приключения пожарного»
13. Т.Кинько «Наш номер 01»
14. Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»
15. Т.Федорова «Чтоб не ссориться с огнѐм»
16. А.Чувилин, Б.Фонин «Огонь – опасная игра»
17. Р.Г.Подольный «Как человек огонь приручил»
18. Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
19. С.Михалков «Дядя Стѐпа»
20. Т.Юрмин "Кто плохой?";
21. В.Ровицкий "Друзья в твоѐм доме";
22. И.Демьянов "Коробок – чѐрный бок";
23. К.Паустовский "Барсучий нос";
24. Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
25. А. Шевченко "Как ловили уголька"
26. Ю.Яковлев «Кто, о чѐм поѐт».
27. А. Северного «На улице будьте внимательны, дети… »,
28. В. Берестова «Не идется и не едется… »,
29. Шорыгина Т. А. «Умный напѐрсток»,
30. И. Токмакова «Ничья кошка»,
Беседы :
«Огонь – друг, огонь – враг»,
«Отчего происходят пожары»,
«Беседа о труде пожарных»,
«Электрические предметы в доме» и т.д.
Беседа по плакатам «Пожарная безопасность»,
«Безопасность дома»
Формы реализации проекта в исследовательской деятельности
- «Чем можно потушить огонь»
- «Что горит сильнее»
Формы работы с родителями.
Мероприятия, совместные с родителями:
- конкурс творческих работ совместно родителей и детей «Книжка-малышка по ОБЖ»
Консультации:
1. «Правила дорожного движения»
2. «Ребенок один дома»
3. «Откуда опасность»
4. «Безопасность в нашем доме»
Папки – передвижники:
1. «Спички – не игрушка, огонь – не забава»
2. «Практические рекомендации по действиям людей при пожаре»
3. «Правила пешеходов на дороге»
Полученные результаты:
1. Создана предметно – развивающая среда, картотека для знакомства детей с правилами безопасного поведения.
2. Сформированы устойчивые знания и интерес к своей безопасности;
3. Значительно повысилась самостоятельная активность детей;
4. Улучшился микроклимат в группе, сближение детей в результате коллективного сотрудничества всех участников образовательного процесса;
5. Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных
мероприятий.
Приложение1
Анкета для родителей «Безопасность вашего ребенка»
Цель: оценить актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности детей и их родителей; целесообразность проведения специально организованной деятельности по данной
теме.
1.Попадал ли Ваш ребенок, когда-нибудь, в опасную ситуацию на улице, дома, природе? Если да, то какой выход Вы нашли из этой ситуации?
а) да;
б) нет.
2.Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами?
а) да;
б) нет.
3.Говорите ли вы с ребенком о правилах поведения при контакте с незнакомыми людьми?
а) да;
б) нет.
4.Какие правила ПДД знает Ваш ребенок? (перечислить)
5.Как Вы действуете, формируя безопасное поведение у ребенка?
а) путем прямых запретов;
б) подробно объясняю ситуацию;
в) личный пример.
6.Как Вы поощряете своего ребенка за соблюдение правил безопасного поведения?
а) словесная похвала;
б) не поощряю;
в) другое _____________________________________________________
7.Придерживаетесь ли Вы сами правилам дорожного движения?
а) всегда;
б) часто;
в) иногда;
г) нет.
8. Разрешаете ли Вы своему ребенку зажигать газ, включать электроприборы, аппаратуру?
а) да;
б) нет;
г) только в присутствии взрослых.
9. Разрешаете ли Вы своему ребенку подходить к телефону в Вашем отсутствии?
а) да;
б) нет.
10. Оставляете ли своего ребенка одного дома?
а) да;
б) нет.
11.Целесообразно ли проводить организованную деятельность по ОБЖ в детском саду?
а) да;
б) нет;
12.Готовы ли Вы принимать участие в проведении мероприятий по ОБЖ и закреплять навыки
безопасного поведения в семье?
а) да;
б) нет;
15. Какую помощь по этим вопросам Вы хотели бы получить от работников детского сада
Приложение 2
Рекомендации для родителей «Безопасность дома»
«Безопасное поведение ребенка дома»
Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет повторять те же действия. Прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней находится, ведь ребенок никогда не выполнит это требование, если вы сами не будете четко это выполнять. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.
Правила безопасности дома:
- написать на видном месте телефон, по которому ребенок может быстро связаться с вами или службами срочной помощи (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи);
-выучите с ребенком его имя, фамилию, имя родителей, домашний адрес и телефон;
-уберите все предметы, которыми он может пораниться;
-проверьте, не оставили ли вы включенными воду газ, электронагревательные приборы;
-не оставляйте на видных местах лекарства;
-уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, а вашему ребенку не будет страшно находиться дома одном;
-если квартира находится на первом этаже, то лучше зашторить окна, а если кто-то стучится в окно, то надо научить ребенка, не подходя к нему, громко кричать: «Папа! Иди сюда» ;
-при возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону или домофону. Ребенок должен открывать дверь только после того, как вы назовете себя;
-уходя из дома, убирайте все колющие, режущие предметы и спички. ------Хранить оружие и боеприпасы, если он находятся в доме на легальных основаниях, нужно в недоступном для детей месте, в сейфе, код к которому должны знать только взрослые;
-научите ребенка правильно обращаться с электроприборами;
-объясните детям, что никто и никогда не может прийти в дом от вашего имени с просьбой приютить на ночлег, отдать какую-то вещь или сумку;
Постоянно следует повторять правила поведения. Устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки его поведения.
Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что находясь дома за закрытой дверью, он может чувствовать себя в относительной безопасности, но как только он ее откроет, грань между ним и преступником стирается, и он может стать легкой добычей. Детям надо разъяснять, что нельзя
открывать дверь, если кто-то стоит на лестничной площадке, нельзя оставлять дверь открытой, покидая квартиру, даже рассчитывая быстро вернуться, не желательно выбрасывать мусор или забирать почту, когда за спиной ребенка кто-то находится, нельзя садятся в лифт с незнакомыми
людьми. Перед тем, как выйти из дома, ребенку необходимо посмотреть в глазок и убедиться, что за дверью нет посторонних. Если ребенок вышел из двери и увидел посторонних, лучше, чтобы он немедленно вернулся в квартиру. Если незнакомец нападает, надо кричать "Пожар" или "Горим", и
использовать все предметы, имеющиеся под рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область Безопасность непосредственно образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе. Тема: "Огонь помощник или хранитель опасности?"
Образовательная область Безопасность непосредственно образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе....
Совместная образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Знакомство с уголком пожарной безопасности»
Занятие с детьми, которое знакомит их с основами пожарной безопасности. Помогает ориентироваться в пространстве детского сада по знакам и противопожарному оборудованию, Дает представление о законе по ...
План мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности старшая группа «Неделя безопасности в ДОУ».
Неделя безопасности в ДОУ старшая группа (план мероприятий)...
Конспект занятия по безопасности в старшей группе "Правила безопасности".
Обобщённое занятие по закреплению правил безопасности....
План-конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе: «Киносъёмка фильма о пожарной безопасности»
Занятие, проводимое по данному конспекту, поможет детям повторить правила пожарной безопасности в игровой форме....
Конспект «Уроки безопасности» в старшей группе по теме: «Безопасность детей в группе детского сада»
Конспект«Уроки безопасности» в старшей группепо теме: «Безопасность детей в группе детского сада»...
Конспект занятия по информационной безопасности «Безопасный интернет» (старшая группа)
Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет....