Подготовка руки будущего первоклассника к письму. Рекомендации педагога
консультация (подготовительная группа)

Порядина Наталья Юрьевна

Одно из направлений успешного обучения в начальной школе – это подготовленная рука будущего первоклассника к письму. Статистика показывает, что первоклассники испытывают трудности при овладении письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладывается в общий темп работы. Движения рук недостаточно точны и целенаправленны.

Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Отсюда следует, что прежде чем ребенка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их. Поэтому нашими педагогами ведется работа по подготовке руки к письму в системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_budushchego_pervoklassnika_rekomendatsii.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки будущего первоклассника, как одно из условий успешного обучения в начальной школе.

Одно из направлений успешного обучения в начальной школе – это подготовленная рука будущего первоклассника к письму. Статистика показывает, что первоклассники испытывают трудности при овладении письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладывается в общий темп работы. Движения рук недостаточно точны и целенаправленны.

Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Отсюда следует, что прежде чем ребенка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их. Поэтому нашими педагогами ведется работа по подготовке руки к письму в системе.

Во время ежедневных занятий используем различные виды продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги. Помимо хорошей тренировки руки, рисование дает ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.

Мелкую моторику мы развиваем уже с раннего возраста: учимся застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, завязывать и развязывать ленточки, нанизывать бусы. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).  С пуговицами можно делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски (не обязательно их наклеивать на рисунок), выкладывать пуговицами верную дорогу в лабиринтах для детей, клеить из пуговиц мини-игрушки и даже делать украшения.

Для игры с бусами используем методическую разработку Майи Родиной «Бусоград». Работа с ними развивает мелкую моторику, пространственную ориентацию, обогащает коммуникативный опыт ребенка.

Упражнение «Бусы и шкатулочка»

Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.

"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, еѐ можно было

потрясти и услышать, звук. На что он похож?"Ответы детей.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.

Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в

другую руку, прикрыв сверху ладонью.

Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.

Также у девочек есть наборы бусин, из которых они с удовольствием придумывают себе украшения. Обязательно обращаем внимание на технику безопасности: проговариваем, напоминаем, как работать с мелкими предметами.

У многих детей рука как будто зажата и для того, чтобы освободить руку от зажима, сделать ее уверенной и послушной, предлагаем детям различные картинки для закрашивания (по номерам, обычные раскраски), что также способствует постановке руки к письму.

Для того, чтобы научить детей контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывать глазомер, приучать руку к ритмичности и точности движений, выполняем упражнение штриховка.  Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал. Можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике».

Следующее упражнение - Срисовывание различных графических образов, графический диктант. При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки. Эти упражнения помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку».

Также одной из проблем при подготовке руки к письму является недостаточно сформированная способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над -под, около -внутри.

  Игра «Что справа». По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Просим ребенка вспомнить, где у него правая рука. Затем предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него.  

Игра «Скажи наоборот». 

Называем пространственные ориентиры, а ребёнок, называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). 

 

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: Просим найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: просим назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- вдоль нижней стороны листа,

- в центре листа, и т.п.

 

Развивающая игра «Муха»

Цель: Создание условий для развития умения ориентироваться в пространстве, для развития внимания и произвольной сферы.

В процессе игры дети перемещают фишку-муху по полю под диктовку взрослого: вверх, вниз, влево, вправо.

1-й вариант игры: У Вас в руках поле, расчерченное на 9 клеток. В середину поместим муху. Муха может летать куда угодно, но в пределах нашего поля. 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево. Где муха? (В левом нижнем углу).

Таким образом, муха перелетает с клетки на клетку, а ребенок, следя за ней, учится ориентироваться на плоскости, считать и, что очень важно, развивается его произвольное внимание, потому что игра эта длится все больше и больше времени.

 

Следующее упражнение, которое мы выполняем в ходе режимных моментов – пальчиковая гимнастика, с помощью нее развивается мелкая моторика. На ладошке расположены активные точки, массаж которых активизирует работу всех органов и способствует подготовке руки будущего первоклассника.  В своей работе мы используем не только традиционные варианты пальчиковой гимнастики, но и стараемся выбирать более интересные и занимательные. Например, эмодзи-танец. Это методика Сергея Копылова. В интернете есть много примеров различных гимнастик, которые он лично показывает в своих видео. В нашей группе есть возможность включить видео и вместе с ним провести одну из таких зарядок для наших пальчиков.

   Но не стоит забывать о детях, пишущих левой рукой. Это не патология, а особая организация работы мозга. Учёные установили, что 90% людей - правши, 10%- левши. Нельзя переучивать ребёнка, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. К пяти годам у ребёнка уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности. Есть специальные методики выявления ведущей руки у детей дошкольного возраста. Например, система тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Подводим итог вышесказанному.

  • Важно самому педагогу владеть приемами подготовки руки к письму будущего первоклассника. Для этого необходимо тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их и выполнять выше предложенные упражнения.
  • Нельзя переучивать леворуких детей, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
  •  Для  подготовки руки будущего первоклассника необходимо:

    Научить держать правильно ручку. Чем раньше ребёнок взял ручку и ей рисует, обводит, тем твёрже становится его движения при письме и меньше устаёт рука

  • Развитая рука - залог успешности наших выпускников в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребёнка к обучению письму

Подготовка руки ребёнка к обучению письму...

Подготовка руки ребенка для обучения письму

Подготовка руки ребенка к письму. Консультация для родителей и воспитателей...

Подготовка руки старших дошкольников к письму

Подготовка руки старших дошкольников к письму...

Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника."

Данная речевая программа поможет родителям подготовить детей к школе,как посещающих ,так и не посещающих детские дошкольные учреждения....

Консультация для родителей "Как подготовить руку будущего первоклассника к письму"

материал по подготовки руки ребёнка к овладению письмом...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...