Картотека сюжетно-ролевых игр
картотека

Чепкасова Ольга Сергеевна

Для разного дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для Утреннего сбора (старший возраст)

                                                   №1

1. Приветствие «Доброе утро, Даша!»

2. Обмен информацией.

   «Что бы ты хотел рассказать своему другу и о чем его спросить?»

3. Песня о дружбе. Дети поют, держась за руки.

   Дружба крепкая не сломается,  

   Не расклеится от дождей и вьюг.  

   Друг в беде не бросит,  

   Лишнего не спросит —  

   Вот что значит настоящий верный друг! (2 раза)  

 

   Мы поссоримся и помиримся,  

   Не разлить водой — сколько бы ни лей!  

   Нужным быть кому-то в трудную минуту —  

   Вот что значит настоящий верный друг! (2 раза)

   Друг всегда тебя сможет выручить,  

   Если вдруг что-то приключится.  

   В полдень или в полночь друг придет на помощь —  

   Вот что значит настоящий верный друг! (2 раза)

                                                       №2

1. Приветствие с мячом.

   Один ребенок бросает мяч тому, с кем хочет поздороваться, называя его по имени. Тот, кто поймал мяч, также здоровается.

2. Игра «Скажи наоборот»

   Примеры слов: большой – маленький; старый – новый; острый – мягкий; длинный – короткий; высокий – низкий; холодный – теплый; быстрее – медленнее; громче – тише.

     

3. Р.Н. Игра «Тень, тень, потетень» (с масками)

   С помощью считалки или по желанию выбирают персонажей: лису, зайца, ежа, медведя и козу. Дети образуют круг, взявшись за руки, и поют:

   Тень – тень, потетень,  

   Выше города плетень.  

   Сели звери под плетень,  

   Похвалялись целый день.  

   (По очереди животные похвалятся и становятся в центр круга.)  

   Похвалялась лиса:  

   - Всему лесу я краса!  

   (выходит на середину, говорит и возвращается на место в круге)  

   Похвалялся зайка:  

   - Поди догоняй – ка!  

   (делает то же самое)  

   Похвалялись ежи:  

   - У нас шубы хороши!  

   (то же)  

   Похвалялся медведь:  

   - Могу песни я петь!  

   Похвалялась коза:  

   - Всем я выколю глаза!  

   После этого дети разбегаются, а коза старается их поймать. По сигналу все снова собираются в круг.

                                                        №3

1. Приветствие «Сердце». Дети передают друг другу вырезанное из красной бумаги сердце.

   Воспитатель: «У всех вас есть сердце. Приложите руку к сердцу и послушайте, что вы чувствуете. Если все спокойно, сердце бьется ровно, а если сердитесь — учащенно. Сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. Какое бывает сердце?»

2. Игра «Скажите друг другу доброе слово».

3. Игра «Удочка».

   Дети стоят в кругу, воспитатель или один из детей в центре круга вращает скакалку или веревку (удочку). Дети должны подпрыгнуть, когда скакалка приблизится к их ногам. Веревку вращают как можно ниже к полу. Если веревка коснется ног, ребенок считается пойманным.

                                         №4

1. Приветствие «Свеча».

   Представьте, что в руке свеча. Передавайте ее осторожно, стараясь не затушить. Здороваться нужно тихо, но четко.

2. Обсуждение выходных. Краткий рассказ о своих впечатлениях.

3. Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке».

   Сидит белка на тележке,  

   Продает она орешки:  

   Лисичке – сестричке,  

   Воробью, синичке,  

   Мишке толстопятому,  

   Заиньке усатому.  

   Кому в платок, кому в зобок,  

   Кому в лапочку.

№5

1. Приветствие: «Взявшись за руки».  

   Дети приветствуют друг друга, держа друг друга за руки и поворачивая голову. Формы приветствия:

   - Приветствую тебя, Даша!

   - Мое почтение, Слава!

   - Рад встрече с тобой…

   - Нижайший поклон…

   - Мир твоему дому…

2. И/У «Загадки описания».  

   - Зеленый, длинный, сочный. (огурец)  

   - Холодный, белый, пушистый. (снег)  

   - Бурый, неуклюжий, косолапый. (медведь)  

   - Маленькая, серенькая, пугливая. (мышка)  

   - Желтое, круглое, жаркое. (солнце)  

   - Белоствольная, высокая, стройная. (береза)  

   - Белый напиток, который получают от домашних животных. (молоко)  

   - Продукт, из которого пекут хлеб. (мука)  

   - Чем вытаскивают гвозди? (гвоздодер, клещи)  

   - Как гриб, но съесть нельзя, как волчок, но не крутится, как колокольчик, но от дождя укроет. (зонт)  

   - Ласкает, но не ветер, греет, но не солнце. Говорит: «Спокойной ночи», но не телевизор. Кто это? (мама)  

   - Какое домашнее животное заменяет народам Севера и овец, и коров, и лошадей? (олень)

3. Подвижная игра «Жмурки».  

   Воспитатель назначает водящего жмурку с помощью считалки. Жмурка ставится в центр группы, ему завязывают глаза и несколько раз поворачивают вокруг своей оси. Все дети разбегаются, а жмурка пытается кого-нибудь поймать. При опасности играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».

№6

1. Приветствие: «Микрофон».  

   Дети громко и четко произносят имя и фамилию, например: «Доброе утро, Петрова Саша!»

2. И/У «Разные слова».  

   Воспитатель просит детей назвать разные категории слов:  

   - Сладкие слова (конфета, сахар и т.д.)  

   - Тяжелые слова (гиря, штанга и т.д.)  

   - Мягкие слова (пушинка, облако и т.д.)  

   - Веселые слова (смех, улыбка и т.д.)  

   - Зимние слова (снег, холод и т.д.)  

3. Ритуальная игра «Ворон».  

   Выбирается ворон, который встает в центре круга.  

   Дети идут по кругу и поют:  

   Ой, ребята, та-ра-ра!  

   На горе стоит гора.  

   А на той горе дубок,  

   А на дубе воронок.  

   Затем выполняются движения:  

   Ворон в красных сапогах (показывают на ноги),  

   Позолоченных серьгах (вращают руки около ушей),  

   Сидит ворон на дубу,  

   Он играет во трубу. (имитируют игру на дудочке)  

   Труба точеная,  

   Позолоченная,  

   Труба ладная,  

   Песня складная. Да!

№7

1. Приветствие: «Рукопожатие».  

   Дети приветствуют друг друга, выполняя рукопожатия.

2. И/У «Какой звук встречается чаще всего».  

   Дети вместе с воспитателем проговаривают следующие предложения:  

   - Шла с базара кошка, у ежа – ежата. (ш)  

   - У кошки - лукошко (ш)  

   - У Сени и Сани в сенях сом с усами. (с) и (с)  

   - Эй, кузнец – молодец, захромал мой жеребец. (ц)  

   - Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. (д)  

   - Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (щ)  

   - Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила. (м)  

   - Коза, коза, зеленые глаза. (з)

3. Игра средней подвижности «Кто как передвигается».  

   Воспитатель называет животное, а дети изображают его передвижение:  

   - Лиса – бегает, ходит, прыгает.  

   - Волк – рыщет, бегает, ходит.  

   - Белка – скачет, прыгает.  

   - Медведь – ходит, бегает, лазает.

№8

1. Приветствие: «Бубен».  

   Дети ударяют в бубен столько раз, сколько слогов в имени ребенка, с которым хотят поздороваться.

2. Ритмическая игра «Топ – хлоп».  

   Ведущий задает несложный ритм хлопками и притопами. Первый игрок хлопает, второй топает и так далее по кругу. Можно также использовать более сложные ритмические рисунки, разбиваемые на фразы.

3. Игра «Ровным кругом».  

   Дети идут по кругу, взявшись за руки, а один ребенок находится в центре.  

   - Ровным кругом друг за другом,  

   Мы идем за шагом шаг.  

   Стой на месте! Дружно вместе  

   Сделаем вот так. (выполняют движения, показанные стоящим в центре детей.)

№9

1. Приветствие «Клубочек».  

   Дети передают друг другу клубочек, держая нитку в руках. Клубочек возвращается к тому, кто здоровался первым.

2. Игра «Узнай предмет по описанию».  

   Воспитатель описывает различные предметы, а дети отгадывают, что это:

   - «У него есть четыре ножки и сиденье.» (Табурет)

   - «У этого предмета мебели есть спинки, ножки и матрац.» (Кровать)

   - «У него есть стенки боковые, задние, спереди дверки и внутри полки.» (Шкаф)

   - «У него есть ножки, спинка и сиденье.» (Стул)

   - «У него 4 ножки и крышка.» (Стол)

   - «Под крышей четыре ножки, а на крыше – суп да ложки.»

   - «У этого предмета есть спинка, сиденье, подлокотники и ножки на колесиках.» (Кресло, диван)

   Описания могут быть основаны не только на мебели, но и на посуде, одежде, растениях и др.

3. Подвижная игра «Стоп».  

   Играющие становятся в линию, а в центре обозначается круг для водящего. Водящий, повернувшись спиной к остальным, говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» Все играющие шагают к нему, и когда он произносит слово «стоп!», все останавливаются. Водящий быстро оборачивается, и тот, кто не успел остановиться, возвращается в начало. Игра продолжается, пока кто-то из участников не займет круг и не станет водящим.

№10

1. Хоровое приветствие «Здравствуйте, друзья!».  

   Дети приветствуют друг друга громко, тихо и полуголосом, меняя темп.

2. Игра «Что такое «перед тем»».  

   Воспитатель задает вопросы детям о том, что они делали перед каким-либо событием. Например:  

   - «Саша, можешь ли сказать ты всем, что ты делал перед тем, как сегодня утром проснулся?»  

   Дети отвечают, а затем тот же вопрос задается другим участникам по поводу других временных отрезков (например, «вчера вечером» и т.д.).

3. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем».  

   Один ребенок выходит за дверь, в то время как остальные придумывают движение, которое будет показываться ушедшему. Ребенок возвращается и пытается отгадать, что показывают все остальные. Движения могут включать:

   - Плывем  

   - Едим мороженое  

   - Стираем  

   - Гладим  

   - Пьем холодный лимонад  

   - Едим горячий суп  

   - Рубим дрова  

   - Чистим зубы  

   - Делаем зарядку и т.д.

№11

1. Приветствие «Цепочка».  

   Дети сидят в круге, руки на коленях. Один ребенок берёт другого за руку и не отпускает, пока все не поприветствуют друг друга. Когда все поздоровались, круг замыкается, и дети крепко держатся за руки, поднимая их вверх, при этом встают не расцепляя рук.

2. И/У «Расскажи нам о себе».  

   Каждый ребенок по очереди рассказывает о себе:  

   - Имя и фамилия  

   - Сколько лет  

   - Где и с кем живешь  

   - Любимое занятие  

   - Имя друга  

3. Подвижная игра «Слушайте меня».  

   Воспитатель говорит различные слова, а дети выполняют соответствующие движения:  

   - «Вы деревья» (гибко наклоняются)  

   - «Вы ветер» (машут руками)  

   - «Вы зайцы» (прыгают)  

   - «Вы мячи» (катаются по полу)  

   - «Вы птицы» (размахивают руками)  

   - «Вы ручеек» (изгибаются как вода)  

   - «Вы дождь» (постукивают по полу)  

   - «Вы камень» (замирают)  

   - «Вы неваляшки» (кружатся)  

   - «Вы солдаты» (встают в строй)  

   Игровые элементы могут варьироваться в зависимости от пожеланий детей.

№12

1. Приветствие «Дни недели».  

   Дети обращаются друг к другу, представляясь в виде дней недели. Сначала по порядку, затем произвольно.  

   Например: «Здравствуйте, я утро; здравствуйте, я день; я вечер; я ночь…»

2. Обмен новой информацией.  

   Участники делятся новыми событиями, при этом придерживаясь следующих правил:  

   - Говорить громко и понятно.

   - Представлять новости кратко и четко.

   - Подбирать новости, подходящие для работы в группе.

   - Вежливо отвечать на все вопросы.  

   Примеры тем: эпизоды из поездки, новая игрушка, изменения в жизни, что-то значимое.

3. Песенка «Азбука».  

   Исполняется песенка с буквами алфавита, где каждая буква представляется с движением:  

   А; Бэ; Вэ; Гэ; Дэ; Е; Жэ – прискакали на еже.  

   Зэ; И; Ка; эЛЬ; эМ; эН; О – дружно вылезли в окно.  

   Пэ; эР; эС; Тэ; У; эФ; Ха – оседлали петуха.  

   Цэ; Чэ; Ша; Ща; Э; Ю; Я – все теперь мои друзья!  

   Пять сестренок опоздали - Заигрались в прятки,  

   А теперь все буквы встали В азбучном порядке.  

   Ы; Ъ; Ё; Й; Ь – Найди им место в алфавите!

№13

1. Приветствие с поклоном.  

   Дети здороваются, выполняя поклоны.

2. Игра «Большой – маленький» (с мячом).  

   Воспитатель говорит: «Ключ – ключик, мяч – мячик, дверь – дверка, ветер – ветерок...», дети выполняют соответствующие действия с мячом.

3. Строевые упражнения.  

   Учим детей строиться в колонну, парами, выполнять повороты в стороны и другие команды.

№14

1. Приветствие «Превращения».  

   Воспитатель раздает детям фигурки животных (или картинки). Ребенок здоровается, называя животное и выполняя соответствующую мимику и звук.

2. Выбор видов деятельности на день.  

   Воспитатель презентует виды деятельности на день, затем дети предлагают свои варианты.

3. Игра «Вкруг скорее соберись».  

   Дети разбегаются по группе. По команде воспитателя они встают в круг, строя его зрительно, без помощи рук.  

   Варианты форм: квадрат, овал, треугольник.

№15

1. Приветствие: «Доброе утро».  

   Дети приветствуют друг друга на разных языках:  

   «Чао» (на итальянском), «Бонжур» (на французском), «Ола» (на испанском),  

   «Шалом» (на иврите), «Гутен таг» (на немецком), «Хеллоу» (на английском),  

   «Моши» (на японском).

2. Игра «Ассоциации» или «Ответь быстро».  

   Воспитатель называет времена года, а дети именуют слова, характеризующие эти времена:  

   - Весна – сосулька, ручеек, подснежники...  

   - Зима – снег, лед, мороз...  

   - Лето – солнце, цветы, жара...  

   - Осень – листопад, грибы, дождь...

3. Подвижная игра по желанию детей.  

   Дети выбирают знакомую им игру.

№16

1. Приветствие «Доброе утро».  

   Дети здороваются друг с другом.

2. Психогимнастика. Игра «Дождик».  

   Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит:  

   «Начинается дождь» (играет музыка).  

   Упала одна капля (дети хлопают в ладоши 1 раз, затем 2, и так до 5).  

   - Идет дождь. Дети хлопают.  

   - Прекращается дождь (хлопки от 5 до 1).  

   - Закончился дождь (воспитатель говорит тише).

3. Игра «Мы сейчас пойдем направо».  

   Дети выполняют движения согласно тексту, повторяя за воспитателем:  

   «Мы сейчас пойдем направо раз-два-три...» и так далее, включая присядки, хлопки и прыжки.

№17

1. Приветствие: «Здравствуй, Саша; Доброе утро, Даша».  

   Дети приветствуют друг друга по именам, создавая теплую атмосферу в группе.

Обмен новостями

Темы для обмена новостями:  

- Новая игрушка: дети делятся, какая новая игрушка появилась у них дома, и как они с ней играют.

- Событие в семье: дети рассказывают о значимых событиях, например, о визите родственников или о праздниках.

- Появление домашнего питомца: обсуждение, какие питомцы есть у детей, как они за ними ухаживают и играют с ними.

Игра «Чайничек»

Цель игры: Развивать ритмичность, координацию движений и умения работать в группе.

Инструкция:  

Дети стоят в кругу, руки на поясе, и изображают чайник.  

Во время исполнения песни они выполняют следующие движения:

1. Чайничек с крышечкой – показывают чайник, руки на поясе.

2. На крышечке шишечка – сжимаем кисти рук в кулак и ставим их на голову.

3. В шишечке дырочка – большой и указательный палец складываем в кольцо и показываем.

4. В дырочку пар идет – указательным пальцем изображаем пар.

5. Пар идет в дырочку – повторяем движение.

6. Дырочка в шишечке – показываем, при этом двигаем пальцами.

7. Шишка на крышечке – демонстрируем положение рук.

8. Крышка на чайнике – показываем на голову.

После полного выполнения действий снова поем песню, увеличивая темп. Повторить 3-4 раза для увлекательности.

№ 18

1. Приветствие:  

   Дети здороваются друг с другом по именам: «Здравствуй, Лешенька, дружок; Здравствуй, Ирочка, подружка и т.п.»

2. Игра с микрофоном «Расскажи о себе то, что захочешь».  

   Воспитатель предоставляет возможность каждому ребенку рассказать о себе что-то интересное: любимое занятие, хобби, мечты или события из жизни.

3. Игра «И я (мы) тоже».  

   Ведущий говорит фразы, а дети отвечают по аналогии:  

   - Ведущий: «Я люблю играть» — Дети: «И мы тоже!»  

   - Ведущий: «Я знаю много сказок» — Дети: «И мы тоже!»  

   - Ведущий: «Я люблю смеяться» — Дети: «И мы тоже!»  

   - Ведущий: «Я люблю в воде плескаться» — Дети: «И мы тоже!»  

   - Ведущий: «Я веселый поросенок…?» — Дети: «И мы тоже!»

   Затем можно добавить продолжение, например, с использованием знакомых идиом или песен.  

   - Ведущий: «Я удил на речке Вожже» — Дети: «И мы тоже!»  

   - Ведущий: «Со мною был Сережа» — Дети: «И мы тоже!»  

   - Ведущий: «Я купался и плескался» — Дети: «И мы тоже!»  

   - Ведущий: «Лещ на удочку попался…?» — Дети: «И мы тоже!»  

Эта игра способствует взаимодействию между детьми и развивает их навыки общения.

Игра: «Собираемся на прогулку»

Цель: Развить у детей умение подбирать одежду в зависимости от сезона, научить правильно называть элементы одежды, закрепить обобщенные понятия «одежда» и «обувь», а также воспитать заботливое отношение к окружающим.  

Оборудование: Куклы, одежда для всех сезонов (летней, зимней, весенней и осенней), небольшой шкаф для одежды и стульчик.  

Возраст: 3–4 года.  

Ход игры: В гости к детям приходит новая кукла, которая знакомится с ними и хочет поиграть. Ребята собираются на прогулку и приглашают куклу присоединиться. Кукла говорит, что не может одеться, и дети предлагают ей помощь. Они достают кукольную одежду из шкафчика, называют её и выбирают подходящие вещи по погоде. При содействии воспитателя они одевают куклу в правильной последовательности. Затем дети одеваются сами и идут на прогулку вместе с куклой. По возвращении с прогулки ребята раздеваются, а потом и куклу раздевают в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Игра: «Магазин»

Цель: Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитать чувство взаимопомощи и расширить словарный запас, введя понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».  

Оборудование: Игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витринах, и игрушечные деньги.  

Возраст: 3–7 лет.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям устроить большой супермаркет с разделами, такими как овощной, продуктовый, молочный и хлебобулочный. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров и покупателей, сортируют товары по отделам (продукты, рыба, хлеб и т. д.). Затем они приходят за покупками со своими друзьями, выбирают товары, советуются с продавцами и расплачиваются на кассе. В процессе игры воспитатель обращает внимание детей на отношения между продавцами и покупателями. С возрастом детей в магазине может появляться больше отделов и товаров.

Игра: «Игрушки у врача»

Цель: Научить детей ухаживать за больными и использовать медицинские инструменты, развивать внимательность и чуткость, расширяя словарный запас с новыми понятиями: «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».  

Оборудование: Куклы, игрушечные животные, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.  

Возраст: 3–7 лет.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в медицинский кабинет. Дети выбирают роли डॉक्टरов и медсестер, остальные играют пациентами с различными недугами, например: у мишки болят зубы, а кукла Маша прищемила пальчик. Доктор осматривает пациентов, назначает лечение, а медсестра выполняет указания. Пациенты, требующие стационарного лечения, размещаются в «больнице». Старшие дети могут выбрать различные специальности врачей (терапевт, окулист, хирург и т.д.). Во время игры воспитатель обсуждает с детьми, как можно избежать болезней и уделять больше внимания своему здоровью. Дети наблюдают за работой врача: перевязками и измерением температуры. Воспитатель также напоминает о том, что выздоровевшие игрушки должны благодарить врача за помощь.

Игра: «Аптека»

Цель: Расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт изготавливает лекарства, кассир-продавец их продает, заведующая аптекой заказывает необходимые травы и препараты. Также расширить словарный запас, введя понятия «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».  

Оборудование: Игрушечное оборудование аптеки.  

Возраст: 5–7 лет.  

Ход игры: Воспитатель проводит беседу о профессиях, связанных с аптекой, и знакомит детей с новой ролью – заведующей аптекой, которая принимает лекарственные травы и передает их фармацевтам для изготовления препаратов. Заведующая помогает работникам аптеки и посетителям справиться с затруднениями. Лекарства выдаются строго по рецептам. Дети самостоятельно выбирают роли по желанию.

Игра: «День рождения Степашки»

Цель: Расширить знания о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитать внимательность, заботливость и ответственность. Ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».  

Оборудование: Игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы (тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики).  

Возраст: 3–4 года.  

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что у Степашки сегодня день рождения, и предлагает пойти к нему в гости, чтобы поздравить. Дети берут игрушки и идут к Степашке, поздравляют его. Степашка предлагает угощение и просит помочь накрыть стол. Дети активно участвуют в процессе сервировки стола под руководством воспитателя, обращая внимание на отношения между собой.

Игра: «Строим дом»

Цель: Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить сооружать постройки из простых конструкций. Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе и расширить знания об особенностях труда строителей, введя понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».  

Оборудование: Крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением строителей разных профессий.  

Возраст: 3–7 лет.  

Ход игры: Воспитатель задает загадку о доме. Затем предлагает детям построить большой дом для игрушек, обсуждая строительные профессии и их обязанности. Дети распределяют роли: одни становятся строителями, другие – водителями, подвозящими строительные материалы, а кто-то – крановщиком. В ходе строительства важно следить за взаимодействием между детьми. Когда дом готов, они могут поселить туда новых жителей и играть.

Игра: «Зоопарк»

Цель: Расширить знания детей о диких животных, их привычках, образе жизни и питании. Воспитать любовь и гуманные отношения к животным, расширяя словарный запас.  

Оборудование: Игрушечные дикие звери, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.  

Возраст: 4–5 лет.  

Ход игры: Воспитатель сообщает, что в город приехал зоопарк, и предлагает детям посетить его. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк, где рассматривают животных и обсуждают их среду обитания и питание. В процессе игры важно обращать внимание на правила обращения с животными и уход за ними.

Игра: «Детский сад»

Цель: Расширить знания о назначении детского сада и профессиях работающих здесь людей: воспитателя, няни, повара, музыкального работника. Воспитать у детей желание подражать действиям взрослых и заботливо относиться к своим воспитанникам.  

Оборудование: Все игрушки, необходимые для игры в детский сад.  

Возраст: 4–5 лет.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. Дети по желанию выбирают роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя, а воспитанниками становятся куклы или зверюшки. В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями и помогает детям выстраивать общение, а также находит выход из сложных ситуаций.

Игра: «Парикмахерская»

Цель: Познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас.  

Оборудование: Халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона и лака, фен и т. д.  

Возраст: 4–5 лет.  

Ход игры: В дверь стучит кукла Катя, которая знакомится с детьми и замечает зеркало. Она спрашивает, есть ли у детей расческа, так как ее косичка расплелась и ей хочется причесаться. Дети предлагают ей сходить в парикмахерскую, где работают хорошие мастера. Они назначают детей на роли парикмахеров и располагаются на своих рабочих местах. Остальные дети и куклы идут в салон. Когда Катя уходит довольная и благодарит детей, они узнают об обязанностях парикмахера, таких как стрижка, укладка волос и маникюр.

Игра: «В библиотеке»

Цель: Расширить кругозор детей, научить правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, закрепить знания о профессии библиотекаря и воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».  

Оборудование: Книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.  

Возраст: 5–6 лет.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают, кто работает в библиотеке и чем они занимаются. Дети выбирают 2–3 библиотекаря, каждый из которых имеет несколько книжек. Остальные дети распределяются на группы, и каждый библиотекарь обслуживает свою группу, показывая книги. Чтобы взять понравившуюся книгу, дети должны назвать ее либо кратко рассказать о содержании. В процессе игры библиотекарь помогает детям, которые затрудняются с выбором книги, и демонстрирует иллюстрации. Некоторые дети могут остаться в читальном зале, чтобы рассмотреть наборы картинок и открыток, делясь впечатлениями. В конце игры ребята рассказывают о своих впечатлениях и о том, какие книги им понравились.

Игра: «Космонавты»

Цель: Расширить тематику сюжетных игр, познакомить детей с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость и выдержку, расширить словарный запас: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».  

Оборудование: Космический корабль (картонный или из строительного материала), инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты, пристегивающие ремни.  

Возраст: 5–6 лет.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить себя космонавтами. Дети садятся в космический корабль, готовятся к полету, изучают инструменты для работы в космосе и делают «доклады» о том, что они собираются исследовать. В процессе игры можно обсуждать, какие задания выполняют космонавты, как они работают в открытом космосе, и что они могут увидеть во время полета. Дети могут делать «фото» на игрушечные фотоаппараты и делиться своими открытиями с другими.

Игра: «Космонавты»

Цель: Расширить представления о космических путешествиях, воспитать смелость и выдержку, развить навыки командной работы.  

Оборудование: Космический корабль (из строительного материала), игровые инструменты, игрушечные фотоаппараты.  

Возраст: 5–6 лет.  

Ход игры: Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе и каким нужно быть человеком, чтобы полететь туда (сильным, смелым, ловким, умным). Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить спутник для передачи метеосигналов на Землю и сделать фотографии планеты. Дети обсуждают и решают, что нужно взять с собой для удачного полета. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию. После выполнения задания космонавты возвращаются на Землю.

Игра: «Семья»

Цель: Формировать представление о совместном ведении хозяйства и семейных отношениях, воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.  

Оборудование: Куклы, мебель, посуда, игрушки, необходимые для игры в семью.  

Возраст: 5–6 лет.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Дети распределяют роли по желанию. Семья готовится к празднованию дня рождения Бабушки. Члены семьи занимаются покупкой продуктов, приготовлением праздничного обеда и организацией развлекательной программы. В процессе игры воспитатель наблюдает за взаимоотношениями и вовремя помогает, если возникают конфликты или затруднения.

Игра: «В кафе»

Цель: Учить культуре поведения в общественных местах, выполнять обязанности повара и официанта.  

Оборудование: Игрушки, необходимые для кафе, деньги, посуда.  

Возраст: 5–6 лет.  

Ход игры: В гости к детям приходит Буратино, который хочет угостить своих новых друзей мороженым в кафе. Дети отправляются в кафе, где играют роли официантов и клиентов. Они учатся правильно делать заказы, благодарить за обслуживание и общаться в общественных местах.

Игра: «Кругосветное путешествие»

Цель: Расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света и странах, развивать желание путешествовать и дружеские взаимоотношения.  

Оборудование: Корабль из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.  

Возраст: 6–7 лет.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. Дети выбирают роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана и обсуждают их обязанности. Корабль «плывет» через разные страны и континенты (Африка, Индия и т.д.), сталкивается с испытаниями (айсберг, буря), и совместные усилия помогают команде пройти все трудности.

Игра: «На дорогах города»

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и познакомить с ролью регулировщика.  

Оборудование: Игрушечные машины, флажки для регулировщика (красный и зеленый).  

Возраст: 5–7 лет.  

Ход игры: Дети начинают строить здание, но перед началом необходимо перевезти строительные материалы. Для этого водителям машин нужно отправиться за материалами. Однако на главных дорогах не работает светофор, и для обеспечения безопасности необходимо выбрать Регулировщика, который с помощью флажков будет управлять движением машин (красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди»). В конце игры каждый может рассказать о своих действиях на дороге и о том, как они соблюдали правила.

Игра: «Школа»

Цель: Развить интерес к учебе, объяснить роль школы и значимость учителей, расширить словарный запас о школьных принадлежностях.  

Оборудование: Ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.  

Возраст: 6–7 лет.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает и что делают ученики. Дети по желанию выбирают Учителя, остальные становятся Учениками. Учитель задает задания, а ученики стараются выполнить их самостоятельно. На следующем уроке другой ребенок становится Учителем. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и других предметов.

Игра: «Космическое приключение»

Цель: Научить применять знания на практике, развить ответственность и интерес, создать дружескую атмосферу, расширить словарный запас: «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».  

Оборудование: Космический корабль (можно из коробок), медицинские инструменты для врача, плакаты видов Земли из космоса.  

Возраст: 6–7 лет.  

Ход игры: Детям объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль и желающие могут стать космическими туристами. Воспитатель обсуждает, какими качествами должны обладать космические туристы (ум, смелость, сила, доброта, веселость). Для полета необходимо пройти медицинскую комиссию – врач осматривает и дает разрешение. Дети выбирают роли: Пилот, Врач, Штурман, Диспетчер. После объявления старта пассажиры пристегивают ремни безопасности. Из космоса они наблюдают Землю и обсуждают, почему ее называют «голубой планетой». Затем космический корабль делает остановку на планете Марс, где туристы осматривают местность и делают выводы о возможности жизни. В следующий раз корабль отправляется в Юпитер, где также происходит обсуждение. После всех остановок корабль возвращается на Землю.

Игра: «Мы – военные разведчики»

Цель: Развить тематику военизированных игр, учить точности выполнения заданий, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас: «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».  

Оборудование: Элементы военной одежды для детей, игрушечное оружие.  

Возраст: 6–7 лет.  

Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить фильмы и рассказы о жизни военных разведчиков. Дети распределяют роли: Разведчики, Часовые, Командиры, Солдаты охраны. Они определяют цели и задачи, следят за их выполнением. Игровая ситуация может включать (разведывательные задания), где разведчики должны быть внимательными и осторожными, чтобы не попасться «противнику».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....