Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы
картотека (средняя группа)
Социально-коммуникативное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоционально-волевая сфера дошкольников | 280.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
на развитие
эмоционально-волевой сферы
«Тренируем эмоции»
учит понимать эмоции других, выражать собственные эмоции, чувства и их оттенки.
Радость.Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.
Гнев.Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
Испуг.Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
«Лото настроений»
развивает умение понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку и, не показывая ее никому, изображает ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
«Уходи, злость, уходи»
Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
Игра «Продолжи фразу»
Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.
Игра «Обзывалки»
Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»
После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.
Игра «Подушечные бои»
Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.
Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.
Игра «Необычное сражение»
Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.
Игра «Повтори движения»
Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.
Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.
Игра «Час тишины – час можно»
Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Игра «Молчание»
Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.
Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.
Игра «ДА и НЕТ»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?
Игра «Говори»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..."»
«ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК»
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной
активности.
Ход: дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький добрый
бегемотик. Каждый
ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи стоящего
впереди. Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по
головке, по спинке, по ручке... Затем воспитатель просит ―бегемотика‖ походить по
комнате, присесть. Обычно дети,
приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра
превращается в общую ―кучу-малу к всеобщему удовольствию всех участников
Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций
У каждого человека есть эмоции, которые проявляются в разных жизненных ситуациях по-разному. Ваш ребенок только учится адекватно выражать свои эмоции. Каждый из вас наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда незначительное действие или ситуация вызывает у ребенка слишком бурные, неадекватные реакции. Это говорит о том, что малыш еще не владеет эмоциями, не умеет адекватно выражать свою радость или гнев, недоумение или испуг, счастье или обиду. Для того, чтобы, выражая свое горе или проблему, ребенок не кричал и не плакал, необходимо его научить показывать свои эмоции е помощью мимики или жестов. При этом достигается цель привлечения к себе внимания, атак яке снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка.
1.«Бабушка приехала»
Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето.
Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз!
Ребенку предлагается изобразить лицо Вани в тот момент, когда он увидел бабушку: брови подняты вверх, глаза широко открыты.
2.«Игрушка-сюрприз»
Наверное, многие из вас видели игрушки-сюрпризы, которые сейчас очень популярны. Открываешь шкатулку, а из нее выпрыгивает веселый клоун; берешь в руки мороженое (ну совсем как настоящее!), а откусить не получается; распечатываешь пакет с орешками, а из него вылетает серпантин. Попробуйте вместе с ребенком изобразить лицо человека, впервые увидевшего такую игрушку.
Мимика: рот широко открыт, брови приподняты, руки подняты вверх.
3. «Облака»
Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчика, другое — на дракона с огромным хвостом, а третье — на большой красивый цветок.
Поза: ребенок лежит, руки сцеплены в «замок» и положены под голову.
Мимика: нижняя губа закушена, глаза смотрят чуть вверх.
4. «Любопытный»
По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел быстро и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился возле прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой стороны, вытягивая шею и заглядывая в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, поставил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки возле сумки, слега потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные теннисные ракетки. Мальчик разочаровано махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.
5. «Сосредоточенность»
Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.
Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.
6. «Битва»
Ребенок играет роль Ивана-царевича, который борется с трехглавым Змеем Горынычем и побеждает его. Очень горд и рад Иван-царевич своей победе.
Выразительные движения: у исполнителя роли Змея Горыныча голова и кисти рук — это головы Змея. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, «нападают» и никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые), а Иван-царевич с большим усилием машет воображаемым мечом.
Поза и мимика: у победителя ноги слегка расставлены, голова чуть откинута, плечи расправлены, брови приподняты, на лице улыбка.
7. «Усталость»
Мальчик Петя весь день помогал своей бабушке поливать огород. И вот, когда все было полито, Петя почувствовал, как же он все-таки устал.
Выразительные движения: руки висят вдоль тела, плечи опущены, голова чуть-чуть опущена.
8.«Соленый чай»
Колина бабушка потеряла очки и потому не заметила, что в сахарницу вместо сахара насыпала соль. Коля захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, «не гладя», положил в него две ложки сахару, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Выразительные движения: голова наклонена назад, глаза сощурены, брови нахмурены, нос сморщен, верхняя губа подтягивается к носу.
9. «Чего я боюсь?»
Предложите ребенку, предварительно дав листы бумаги и цветные карандаши (или краски), нарисовать свой страх, то, что ребенок боится больше всего. Перед рисованием можно провести с ним беседу о страхах, какие они бывают, и попросить их рассказать о своих страхах, предварительно рассказав о своем, например: «Я тоже в детстве очень боялась...» После того как он нарисуют свои страхи, обратите внимание на цветовые решения рисунков. Можно также обсудить с детьми, что они изобразили. После беседы с каждым из ребят, предложите ребенку порвать свой рисунок со словами: «Страх мне не нужен, его больше никогда не будет!» и выбросить в мусорную корзину свои рисунки.
Развитие социальных эмоций.
Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
1. «Походки»
а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам ребенок.
б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.
2. «Мои эмоции»
Игра направлена на развитие умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.
3. «Покажи настроение»
Данная игра снимает эмоциональное и мышечное напряжение.
Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а теперь, как лягушка на болоте. Задумчиво пройдемся, как человек, который не знает, как ему поступить, пробежимся по солнечной лужайке».
4. Игра-обсуждение «Взаимоотношения»
Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:
Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка, седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет:
— Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит ,в печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку расскажет тебе она.
Но если, но если, но если ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,
То выйдет Баба-яга, и не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После прочтения стихотворения обсудите его с ребенком и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Задайте следующие вопросы:
— Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-яга?
— Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?
5. «Мимическая гимнастика»
Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб — расслабиться. Поднять брови — расслабиться. Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться. Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять брови — раскрыть рот — расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться. Улыбнуться.
6. «Настроение»
Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения.
Ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:
добрый — злой; веселый — грустный; ясный — мрачный; тихий — громкий; красивый — страшный; теплый — холодный; сильный — слабый; молчаливый — общительный.
7. «Продолжи предложение»
Ребенок садятся на стул. Бросающий произносит какое-нибудь незаконченное предложение, а тот, кто ловит мяч, должен его закончить.
8. «Послушай»
Это упражнение помогает детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.
Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Сидим тихо-тихо и слушаем, что происходит вокруг нас, внутри нас. Прислушиваемся к своим ощущениям. Далее пусть ребенок поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.
9. «Ролевая гимнастика»
Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка.
а). Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:
— очень быстро;
— шепотом;
— со скоростью улитки;
— как иностранец;
— как робот.
б). Походи, как:
— младенец;
— лев;
— глубокий старик.
в). Улыбнись, как:
— кот на солнышке;
— как само солнышко.
г). Посиди, как:
— пчела на цветке;
— наездник на лошади.
д). Попрыгай, как:
— кузнечик;
— козлик;
— кенгуру.
е). Нахмурься, как:
— осенняя туча;
— рассерженная мама;
— разъяренный лев.
10. «Почта»
Эту игру можно провести, когда у вас дома гости. В нее с удовольствием будут играть не только дети, но и взрослые. Для этой игры можно использовать различные рисунки, поделки, аппликации, выполненные ребенком и упакованные в конверты, бандероли и т. п. На грудь каждому игроку прикрепляется номер, который будет играть роль его адреса. Перед игрой можно предложить играющим отгадать загадки, которые связаны с почтой. Например:
Синий домик у ворот. Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая под крышей —Не для белки, не для мыши
Не для нижнего жильца —Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести, полчаса проводят вместе.
Вести дома не гостят —во все стороны летят.
(Почтовый ящик)
Что путешествует по свету, оставаясь в одном и том же углу?
(Марка)
Каждый участник игры затем решает, кому он хочет отправить свое письмо или бандероль, и ставит на них соответствующий номер-адрес. Если вы заметите, что кому-нибудь из детей никто ничего не послал, пошлите ему сами — в этой игре никто не должен чувствовать себя одиноким и обиженным. После этого вся почта отдается заранее выбранному почтальону, который доставляет письма и бандероли адресатам.
11. «Театр зверей»
В процессе этой игры ребенок, подражая движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений, учится управлять своим телом. Игра способствует раскрепощению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.
Предложен практический материал по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет....
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет.
Картотека является подборкой игр и упражнений удобных для использования в повседневной деятельности детей....
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.
Игры на развитие эмоциональной сферы....
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.
Игры, которые я использую в своей работе....
Картотека игр на развитие эмоционально - волевой сферы.
Развитие эмоционально - волевой сферы...
Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет
Данные игры позволят стабилизировать эмоциональное состояние детей...