Консультация для педагогов ДОО "Использование проектного метода в реализации художественно-эстетического развития воспитанников"
консультация
Под проектом нами понимается отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями) совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.
Проект продолжается пока у детей сохраняется интерес к теме. Взрослые удерживают интерес, обогащая развивающую среду разнообразными материалами, ресурсами, которые позволяют развивать тему новыми идеями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_proekt.deyat_.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование проектного метода в реализации художественно-эстетического развития воспитанников»
Подготовила старший воспитатель
МКДОУ д/с №8 «Березка»
Воробьёва Л.А.
Под проектом нами понимается отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями) совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.
Проект продолжается пока у детей сохраняется интерес к теме. Взрослые удерживают интерес, обогащая развивающую среду разнообразными материалами, ресурсами, которые позволяют развивать тему новыми идеями. Это позволяет каждому ребенку реализовать свои планы и получать удовлетворение от действий. Нерегламентированная длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности. Каждый ребенок принимает самостоятельное решение чем он будет заниматься и кого выберет в партнеры.
Родители имеют равное с детьми и педагогами право вносить идеи, касающиеся тематики, содержания проектов, видов деятельности.
Также воспитатель не является единственным источником знаний, обеспечивающим содержание образовательной деятельности в рамках проекта. Родители играют значительную роль в обеспечении ресурсов развития темы и воплощения идей. Задача педагогов и родителей заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным и необходимым, а в том, чтобы ребенок спланировал свою деятельность, сделал выбор, нес ответственность за него или чтобы ребенок осознал важность и нужность предложенных взрослыми действий.
В практике современных дошкольных учреждений идет следующая классификация проектов:
- по составу участников: индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой;
- по содержанию: монопроекты (одна образовательная область), интегративные (две и более образовательные области);
- по продолжительности: краткосрочные (1-4 недели), среднесрочные (до 3 месяца), долгосрочные (полугодие, учебный год);
- по доминирующему виду проектной деятельности:
По характеру доминирующей в проекте детской деятельности (Л. В. Киселёва):
- Творческо-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
- Исследовательско-творческие: дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а затем результаты оформляют в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам эксперимента;
- Информационно-практические: дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни);
- Творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
(Н.Е. Веракса)
Творческая: создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Долгосрочный проект.
Исследовательская: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
Нормативная: Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы:
а) запрещающие,
б) позитивно нормирующие,
в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы - нормотворческие.
(например: как вести себя в театре, как ухаживать за домашними питомцами..)
Одна из эффективных форм разработки информационных и исследовательских проектов – модель «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том,что воспитатель задает детям три вопроса:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Как узнаем об этом?
Основной задачей проектной художественно – эстетической деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей.
В проектной деятельности по художественно – эстетическому развитию ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении (проговаривании) темы проекта, рассказать (представить продукт своей деятельности) .
К художественно-эстетической деятельности относится:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальная деятельность;
• Восприятие художественной литературы;
• Театрализованная деятельность.
Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного ребенка), далее из таких личных изделий можно простым объединением, например, в выставку, сделать и коллективный продукт (слабо связанный);
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);
- коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности.
К результату можно отнести способность ребенка:
В результате ребенок способен:
- сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение;
- комментировать свои действия;
- выполнять простые правила, следовать простому алгоритму;
- организовать свою работу (разложить и отобрать материалы);
- договариваться о правилах и сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста);
- задавать и отвечать на вопросы в пределах своих знаний;
- понимать полученную в простой форме информацию ;
- работать с информацией: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
- высказываться в пределах определенной заранее темы;
- поддерживать разговор.
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
По продолжительности они бывают:
· краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели);
· средней продолжительности (2-3 месяца);
· долгосрочные (на несколько учебных лет).
Структура любого проекта включает в себя:
· тему проекта (название)
· тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)
· цель проекта
· задачи проекта
· работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)
· форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)
· результат проекта (оформление результатов, анализ).
Формы, используемые в работе над проектом: · дидактические игры;
· наблюдения;
· экскурсия;
· чтение художественной литературы;
· экспериментирование;
· театрализованные игры;
· опытническая и трудовая деятельность;
· просмотр видеофильмов и телепередач;
· рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...
Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»
Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Реализация художественно-эстетического направления развития ребенка, как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»
Проект адаптация в доу...
Консультация для педагогов" Экологическое воспитание дошкольников в области художественно-эстетического развития"
Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связ...
Консультация для педагогов. "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".
Актуальность темыОдним из принципов дошкольного образования, прописанных вфедеральном государственном стандарте дошкольного образования, является:«Построение образовательной деятельности на осно...
консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».
Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....
Буклет "Использование проектного метода в реализации художественно-эстетического развития воспитанников"
Проект- это специально организованные взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобрет...