Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ТНР.
учебно-методический материал

Курашова Полина Ивановна

Коррекционно развивающая работа с детьми в учреждении компенсированного вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                 

                                                                 

Коррекционно развивающая работа с детьми в учреждении компенсированного вида.

Тема: Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ТНР.

Выполнила: учитель-логопед

Курашова Полина Ивановна

Москва 2018г.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ТНР.

Цель коррекционной работы:

Систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1.     Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;

2.     Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и  речи как средства познания.

3.     Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

4.     Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.

5.     Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению эстетических представлений  образов, развитию  эстетического вкуса, художественных способностей, освоению  различных видов художественной деятельности.

Содержание коррекционной работы определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей  с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей ( законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы  детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.

Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с  ОВЗ;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

- изучение социальной ситуации  развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых  для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации),направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Характеристика контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

— число  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

- детей с тяжелыми речевыми нарушениями - 27 детей;

из них 17 детей  в старшей логопедической группе, 10 детей в разновозрастной группе для детей с ОВЗ;

 

Система комплексного психолого – медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В нашем учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными  возможностями здоровья, которая ведет ребенка  на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра и  врач-педиатр Рахмановской амбулатории, прикрепленной к детскому саду.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения  в группах с ОВЗ являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих  совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами,  воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и  коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий

Задачи развития речи, мышления и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5- 6 и 2- 8 лет реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка  занятий определяется в соответствии с  программами:

  1. «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» - Н.В. Нищева
  1. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева
  2. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» С.Г. Шевченко; Р.Д. Тригер; Г.М. Капустина; И.Н. Волкова.

и перспективному плану  работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, педагога-психолога.

В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ  лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении.

Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется  индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей,  логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого – педагогическое обеспечение:

  1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
  2. Обеспечение  психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
  3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных  программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
  5. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
  6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации коррекционной работы является кадровое обеспечение.

Коррекционная работа осуществляется  специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития  в  детском саду имеются:

1 учитель-логопед,

1 учитель-дефектолог

1 педагог-психолог,

2 музыкальных руководителя,

1 инструктор по физ.культуре.

Учебно – дидактический материал,  специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео – материалы коллективного и индивидуального пользования систематизированы по следующим разделам:

  1. Развитие речи и коррекция её недостатков.
  2. Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
  3. Демонстрационные материалы по лексическим темам.
  4. Подготовка к обучению грамоте.
  5. Развитие познавательных психических процессов.
  6. Совершенствование мелкой и общей моторики.

 

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

Внутренний механизм взаимодействия:

В исправлении общего недоразвития речи  и выравнивания задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей коррекционных  групп. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя  и руководителя физического воспитания. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

В  группах компенсирующей направленности  с ТНР и ЗПР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему.  Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Ещё один механизм реализации коррекционной работы - социальное  партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодейcтвие образовательного учреждения с внешними ресурсам (организациями различных ведомств, общественными организациями).

Социальное партнёрство включает:

- сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ,

- сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи

Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...