Программа социального партнёрства с семьёй
материал
Программа социального партнёрства с семьёй
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabotasroditelyami_shalnova_l.v.docx | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт
Программа социального партнёрства с семьёй
(сроки реализации 2 года)
Выполнила:
воспитатель Титова Светлана Васильевна
и Вологжанина Людмила Валерьевна
Содержание
1.Пояснительная записка …………………………………………………………3
2. Актуальность …………………………………………………………………...3
3.Цель программы ………………………………………………………………...3
4.Задачи программы ………………………………………………………………3
5 Формы взаимодействия . ………………………………………………………4
6. Основные педагогические принципы………………………………………….5
7.Ожидаемые результаты программы ……………………………………………6
8.План работы с родителями (средняя группа)…………………………………..6
9.План работы с родителями (старшая группа)…………………………………8
10. План работы с родителями (подготовительная группа)……………………11
11. Результативность ……………………………………………………………..14
12.Литература …………………………………………………………………….15
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
- Информационно - аналитические:
- Анкетирование
- Тестирование
- Почта одного дня
- Познавательные:
- Родительские собрания
- Круглые столы
- Консультации
- Родительский совет
- Совместное создание предметно-развивающей среды
- Дни добрых дел
- Индивидуальные блокноты
- Наглядно - информационные:
- Буклеты
- Листовки
- Фотовыставки
- Библиотека-передвижка
- День открытых дверей
- Медиатека
- Индивидуальные задания для родителей
- Досуговые:
- Праздники и развлечения
- Выставки, творческие конкурсы
- Выставка семейных коллекций
Основные педагогические принципы.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Ожидаемые результаты программы.
- Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников
на 2022-2023 гг. старшая группа
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Сроки |
1 | Дискуссионная беседа | «С чего начинается патриотизм?» | Повысить образовательные и теоретические знания по этой проблеме у мам и пап; помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в совместных мероприятий. | Сентябрь |
2 | Оформление стенда | «Юный патриот» | Продолжать способствовать формированию любви к своей родине и твердой гражданской позиции. | Сентябрь |
3 | Мини-музей | «Народно-прикладное искусство» | Организовать развивающую среду ДОУ для более целостного восприятия | Октябрь |
4 | Консультация | «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье» | Показать родителям роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании. | Октябрь |
5 | Памятка | «Известные люди о воспитании любви к природе» | Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе. | Ноябрь |
6 | Родительское собрание | «Гражданин воспитывается с детства» | Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания. | Ноябрь |
7 | Привлечение родителей к совместному труду | День добрых дел «Снежные постройки». | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | Декабрь |
8 | Папка - копилка | «Бабушкины советы» | Просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества. | Декабрь |
9 | Творческий конкурс | «Мастерская Деда Мороза» | Формировать общность интересов воспитанников и их семей в творческой деятельности. Выявлять и поддерживать семьи, активно участвующие в жизни детского сада. | Декабрь |
10 | Праздник | «В гости к Деду Морозу» | Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Декабрь |
11 | Конкурс поделок | «Рождественский вертеп» | Вовлечение родителей в творческую деятельность детского сада | Декабрь |
12 | Обновить родительский уголок статьей | «Грипп и его осложнения» | Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа | Январь |
13 | Буклет | «Россия – страна в которой мы живем» | Помочь родителям найти решения проблемы | Январь |
14 | Акция | «Покорми птиц» | Продолжать работу по охране природы, развитие патриотических чувств и социальной значимости, включение родителей в процесс. | Февраль |
15 | Зимнее оформление участка | «Сказочный теремок» | Заинтересовать родителей и дать понять значимость подготовки участка для зимних прогулок в физическом развитии ребенка | Февраль |
16 | Фотоколлаж | «Милая мамочка моя» | Показать важность участия мамы в воспитании ребенка | Март |
17 | Листовка | «Природоохранительная деятельность воспитателей, детей и родителей - важный путь патриотического воспитания» | Информировать родителей о работе детского сада по формированию у дошкольников экологической культуры | Март |
18 | Проведение совместного мероприятия | «Вместе с мамочкой моей» | Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери , создавать копилку общих воспоминаний | Март |
19 | Викторина | «Россия – родина моя» | Формировать умение взаимодействовать друг с другом. | Март |
20 | Городской конкурс | «Солнышко в ладошках» | Возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения | Март |
21 | Акция | «Посылка солдату» | Создание условий для реального объединения детей, родители воспитанников, в процессе социально полезного дела. | Апрель |
22 | День открытых дверей | «Весенняя прогулка» | Познакомить родителей с содержанием прогулки | Апрель |
23 | Субботник | «Пусть наш город будет чистым!» | Совместное создание комфортных условий на групповом участке, принять участие в озеленении и благоустройстве. | Апрель |
24 | Оформление стенда на летний период | «Здравствуй, лето!» | Проинформировать родителей о вопросах на летний период времени | Май |
25 | Телефон доверия | «Ошибки и секреты деловых родителей». | Мотивировать обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях | Май |
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников
на 2023- 2024гг. подготовительная группа
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Сроки |
1 | Вечер воспоминаний о лете детей и родителей. | «Как я провёл лето?» | Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. | Сентябрь |
2 | Практикум для родителей | «Осенний калейдоскоп». | Вовлечь родителей в совместное творчество с детьми. Призывать их развивать творческие способности своих детей. | Сентябрь |
3 | Создание пособия | Макет « Нижегородская ярмарка» | Повышение эффективности педагогической деятельности в познавательном развитии детей посредством использования игрового дидактического пособия | Сентябрь |
4 | Реклама (книг, статей, журналов) | «Патриотическое воспитание детей» | Оказание психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей. | Октябрь |
5 | Консультация | «Мой город – капелька России» | Предполагает сотрудничество родителей воспитанников с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта | Октябрь |
6 | День добрых дел | «Пусть будет теплой осень жизни! ...» (ко дню пожилого человека). | Воспитание чувства любви и уважения к своим близким. | Октябрь |
7 | Фестиваль | «Растим чемпионов» | Популяризация семейных ценностей и развитие различных форм семейного художественного творчества. | Октябрь |
8 | Буклет | «Воспитание основ гражданственности у дошкольников» | Помочь родителям найти решения проблемы | Ноябрь |
9 | Родительское собрание | «Воспитание любви к родному городу» | Мотивация родителей к взаимодействию с работниками ДОУ | Ноябрь |
10 | Открытое мероприятие | «День толерантности» | Воспитание культуры толерантности в молодежной среде, связанной с признанием и уважением разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного поведения. | Ноябрь |
11 | Игра | «Сказка – как средство патриотического воспитания дошкольников» | Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма | Декабрь |
12 | Памятка | «Воспитание любви и уважения к родному городу» | Формирование обобщенного представления родителей о патриотическом воспитании дошкольников | Декабрь |
13 | Консультация | «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» | Повышение педагогической грамотности родителей в области организации досуга, игровой и продуктивной деятельности детей | Декабрь |
14 | Марафон добрых дел | «Покормите птиц зимой!» | Привлечения внимания к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период. | Декабрь |
15 | Листовка | «Домашние рассказы» | Информировать родителей о работе детского сада по формированию у дошкольников патриотических качеств | Январь |
16 | Совместная экскурсия в музей | «Русская изба» | Формировать представления о культурных традициях русского народа. | Январь |
17 | Фотовыставка | «Мой родной город» | Показать живописные уголки родного края. | Февраль |
18 | Викторина | «Знаете ли вы свой город» | Дать возможность родителям ощутить ценность эмоционального, духовного и познавательного общения ребёнка с близкими взрослыми, сопричастности к историческому прошлому и настоящему города. | Февраль |
19 | Встреча (музыкальная школа) | «Я – артист» | Совместная деятельность участников социального взаимодействия | Февраль |
20 | Досуг | «Папа, мама, я -спортивная семья» | Привлечение внимания родителей к спортивным формам семейного досуга | Февраль |
21 | Акция | «Письмо ветерану» | Содействие преемственности поколений. | Март |
22 | Буклет | «На пути к школе». | Формирование активной педагогической активности родителей; ознакомление родителей с психолого-педагогическими знаниями; вовлечение родителей в активное воспитание детей. | Март |
23 | Выставка совместных детско-родительских работ | «Миру – мир, войны не нужно!» | Повышать мотивацию воспитанников на создание качественных и аккуратных работ, систематизировать и обобщить знания у воспитанников | Март |
24 | Городской конкурс | «Солнышко в ладошках» | Возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения | Март |
25 | Конкурс поделок | «Пасхальный колокольчик» | Развитие творческого потенциала семей воспитанников | Апрель |
26 | Праздник поэзии «День чтения » | «Пасха – красная» | Повысить качество работы родителей с детьми по использованию детской книги в их познавательно- речевом и художественно- эстетическом развитии. | Апрель |
27 | Опрос | «Ваши пожелания и ожидания» | Социологический опрос родителей по вопросу патриотизма. | Апрель |
28 | Субботник | «Экологический десант» | Совместно с родителями создавать комфортные условия на групповом участке | Апрель |
29 | Марш | «Бессмертный полк» | Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора. | Май |
30 | Создание фильма-презентации | «Эхо Великой войны в моей семье» | Увлечь родителей педагогическими знаниями, вызывать интерес вопросом воспитания. | Май |
31 | Тематическая встреча (городская библиотека) | «Наши ветераны» | Посещение культурно -досуговых мероприятий, организация преемственной связи с библиотеками. | Май |
32 | Оформление стенда | «Помню и горжусь» | Использование потенциала уголка в образовательной деятельности детского сада | Май |
Результативность
- Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Литература
- Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
- Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015. -- №2.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. / М. Д. Маханева -- М.: Сфера, 2010 - С. 7.
- Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. -- К.: Сфера, 2013. -- С. 22.
- Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 4-14. - (Социально- коммуникативное развитие)
- Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие
оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А.
Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007
— №3. — С.87-94.
- Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методичекий аспект /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005 - 80
- Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
- Мартынович В. А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие
ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным
учреждением. — 2005 — №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа социального партнёрства с семьёй
план работы с родителями во второй младшей группе на 2015-2016 учебный год....
Программа социального партнёрства с семьёй во второй младшей группе.
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуально...
Программа социального партнёрства с семьёй на 2013-2014год
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2013-2014 учебный год...
Программа социального партнёрства с семьёй на 2014-2015год
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2014-2015 учебный год...
Программа социального партнёрства с семьёй на 2015-2016 год
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2015-2016 учебный год...
Программа социального партнёрства с семьёй в средней группе.
Программа социального партнёрства с семьёй в средней группе....
Программа социального партнёрства с семьёй
Программа социального партнёрства с семьёй...