Опыт работы
методическая разработка (младшая группа)
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является сенсорное развитие детей раннего возраста.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. В связи с этим меня заинтересовала проблема: сенсорное развитие детей посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 876.74 КБ |
Песперктивное планирование | 20.39 КБ |
Сравнительный анализ | 57.69 КБ |
рецензия на опыт | 1.9 МБ |
протокол по утверждению опыта | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9»
Структурное дошкольное подразделение
301847, Тульская область, г. Ефремов, ул. Молодежная,
Email: sdp.school9.efremov@tularegion.org
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ
«Сенсорное развитие детей раннего возраста
посредством дидактической игры»
Воспитатель
высшей кв. категории
Мартынова Валентина Ивановна
Ефремов
2024
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Информация об опыте: | 3 |
1.1. | Условия возникновения и становления опыта | 3 |
1.2. | Актуальность опыта | 4 |
1.3. | Новизна опыта | 4 |
1.4. | Этапы становления опыта | 4 |
1.5. | Предполагаемый конечный результат | 5 |
1.6. | Практическая значимость | 5 |
2. | Технология опыта | 5 |
2.1. | Цели и задачи педагогической деятельности | 5 |
2.2. | Организация воспитательно-образовательного процесса | 6 |
2.3. | Работа с родителями | 12 |
3. | Результативность опыта | 13 |
4. | Литература | 16 |
5. | Приложение |
- Информация об опыте
1.1.Условия возникновения и становления опыта.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является сенсорное развитие детей раннего возраста.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. В связи с этим меня заинтересовала проблема: сенсорное развитие детей посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Дидактические игры – выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов и освоение навыков учебной деятельности. Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной, содержательной, интересной для них деятельности, вот отличительные особенности дидактической игры.
На протяжении шести лет я работаю с детьми раннего возраста. И каждый год на смену одним деткам приходят другие малыши. Мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.
1.2.Актуальность опыта
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Это дети от2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф.Фребель, М.Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии А. Усова, Л.А. Венгер и др. справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.
Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.
1.3.Новизна опыта
Подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.
Использование инновационных педагогических технологий (проектной, исследовательской, личностно-ориентированной, информационно-коммуникационной). Это открывает новые возможности в развитии сенсорных представлений детей, комплексного взаимодействия с семьей через использование совместных социально-значимых проектов, которые привносят изменения как в систему взаимодействия педагога, родителей, детей, так и в содержание образовательного процесса.
1.4.Этапы становления опыта
1 этап - подготовительный
На подготовительном этапе составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Разработала консультации для родителей и проанализировала научно-методическую литературу.
2 этап – формирующий
Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.
В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр: 1.Игры для сенсорного развития:
Величина: «Укрась елку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;
Форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;
Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери мышке чашку», «Семья ежей» «Стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету. Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные кубики». 2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития
3 этап – заключительный
Подведение итога работы: пополнение пособий, атрибутов к играм по изучаемой теме, разработка рекомендаций работы с детьми, обобщение опыта работы. Сравнительный анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, результативность на основе наблюдений.
1.5.Предполагаемый конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию новых знаний, умений, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают.
1.6.Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста. Данный опыт работы может быть использован воспитателями раннего и младшего возраста всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от реализуемых программ, а также родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.
- Технология опыта
2.1.Цели и задачи педагогической деятельности
Цель: Организовать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Задачи (по работе с детьми):
1. Побуждать детей узнавать и называть основные цвета спектра.
2. Побуждать детей различать и называть контрастные размеры предметов
3.Учить детей различать предметы по форме и называть их.
4. Учить различать и называть количество предметов.
5.Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.
6.Воспитывать волевые черты характера в процессе овладения действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Задачи (по работе с родителями):
1.Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе.
2.Создать условия для привлечения родителей к взаимному сотрудничеству по данной теме.
Задачи (по самообразованию):
1.Выявить значение сенсорного развития для детей раннего возраста.
2.Подобрать дидактические игры, составить картотеку, изготовить пособия по теме.
3.Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.
2.2.Организация воспитательно-образовательного процесса.
Для того, чтобы довести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения и навыки во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог.
В своей работе я использовала разнообразные методы и приемы:
- Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, др.)
- Наглядные (использование дидактического материала, картинок, игрушек, предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия)
- Практические (действия ребенка с предметами, сравнение, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей, др.)
Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаю словом, а в словесных использую наглядные приёмы, исходя из возрастных особенностей детей раннего возраста. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал. Предлагаю детям разноцветные шнурки, палочки, прищепки для ловких рук; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и т. д. Готовя пособия, дидактические игры, я опиралась на эталонную систему основных цветов спектра. Планируя игры, упражнения по ознакомлению детей с цветом, величиной, формой, развитию мелкой моторики пальцев рук - я придерживалась принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. Например, сначала знакомила детей с двумя контрастными цветами. В этом мне помогли игры «Ленточки для шариков», «Ленточки красивые – красные и синие», подбирать к образцу однородные парные предметы. Проводила с детьми следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки). На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же» - «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.
Затем, когда дети усвоили эти цвета, предложила детям игры с ориентировкой на четыре основных цвета. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики, карандаши, др).
На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок», др. Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.
Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета. Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята». Конечно, бывают ошибки, но я их по ходу игры исправляю. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации книг.
Для формирования представлений о форме предметов учу различать предметы с помощью приёма сравнения. Например, побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
- Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
- подбор одинаковых величин по образцу;
- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный»
В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие», «Подари зайчику морковку», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек», др.
Особое значение, на мой взгляд, имеет организация дидактической игры педагогом, которая осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
Работая с детьми раннего возраста, я понимала, что организация дидактической игры имеет свои особенности. Мне надо хорошо знать и учитывать возрастные особенности детей: ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: «Я сам!». Но внимание малыша пока неустойчиво, он быстро отвлекается. Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому я повторяла игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Для чувственного познания окружающего мира, я старалась подбирать такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.
При проведении дидактических игр с детьми раннего возраста, я объясняла правила по ходу игры: Например, игра «Собери пирамидку». Я объясняла правило при сборке игрушки с одновременным показом. У каждого ребенка в руках пирамидка. Я предлагала снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорила:
«Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую (Показываю). Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку (Дети выполняют). А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем на палочку». Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень, игра повторяется до тех пор, пока её участники не освоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо.
Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь, чтобы повысить заинтересованность, можно ввести элемент соревнования: кто быстрее соберет пирамидку.
Большую требовательность педагогу нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя.
Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм. Например, детям говорила: «Сегодня мы с вами хорошо играли пирамидками, а в следующий раз в коробке будут другие игрушки».
В конце игры я спрашивала детей, понравилась ли она им, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Подводя итоги игры с детьми раннего возраста, я отмечала только положительные стороны (играли дружно, научились делать (указать конкретно что), др.)
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствие ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Формы организации работы
Я считаю, что выбор методов и приёмов в организации дидактической игры, зависит от программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных особенностей.
В начале учебного года я проанализировала уровень сформированности сенсорного представления детей своей группы. Исходя из результатов мониторинга, я сделала вывод, о том, что у детей плохо сформировано сенсорное представление.
Для того, чтобы реализовать поставленную цель и задачи, я разработала и составила перспективный план дидактических игр на год. Распределение материала от простого к сложному. (Приложение №1).
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры осуществляю через различные виды деятельности (в совместной деятельности, в режимных моментах), как часть в НОД.
В познавательно-исследовательской деятельности знакомлю детей со свойствами и качествами природного материала, например, камни: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Детям очень интересно играть в такие игры-эксперименты, как "С кем подружится Капелька" (знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей), игра «Разноцветные льдинки», а также игры: «Теплая и холодная вода», «Пена», «Ловись рыбка», «Перелей водичку», «Погладим песочек» и др. Экспериментируя - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.
Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Проблемная ситуация, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить). Специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций.
В продуктивной деятельности: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий), игры с конструктором «Лего» (крупным и мелким), игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками, др. Благодаря дидактическим играм по лепке, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения, закрепляются основные цвета спектра, др.
(«Угости петушка зёрнышками», «Орешек для белочки» и др.). Рисование: игры с красками 4 цвета (на белом фоне, цветном, по мокрому, пальцами, др).
Игровая деятельность: Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!», «Кто быстрее перевезёт груз», др. Игры с куклами: «Кукла Маша угощает друзей», «Уложим Катю спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Оденем куколок на праздник», др. Дидактические игры в игровой деятельности также способствуют запоминанию сенсорных эталонов, развитию речи, развитию мелкой моторики рук, др.
Двигательная деятельность: игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, колясками, катание с горки, др). Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, ходьба по «Дорожкам здоровья». В двигательной деятельности у детей развивается ориентировка в пространстве, координация движений, др.
Коммуникативная деятельность: игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, шестигранный карандаш). Пальчиковые игры «Чудесный мешочек», «Угадай, что принёс Петрушка», др.
Музыкальная деятельность: игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, дудка) .Игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры, народная игрушка (неваляшки, свистульки, др).
Трудовая деятельность: трудовые поручения по сбору и группировке игрушек в групповой комнате, приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий, др.
Чтение художественной литературы: детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности). Здесь я использую книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров, др.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. На прогулке останавливаю детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг (едет машина, каркает ворона и др.) При рассматривании цветов на клумбе, травы, игрового оборудования и др. обращаю внимание на основные цвета спектра, величину, количество, др. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем лепить пирожки». «Не поднимай это ведро: в нем песок, он очень тяжелый». Используя окружающую обстановку, последовательно развиваю ощущения и восприятия детей.
Дидактические игры я также использовала как часть НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим, в конструктивно-модельной деятельности. Например, в заключительной части занятия по развитию речи чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит?», я включила игру «Отгадай, кто позвал». Цель игры - Развивать слуховое восприятие, внимание. В заключительной части занятия по ознакомлению с окружающим «Падают листочки», я использовала игру «Мы осенние листочки». Цель игры - группировать предметы по цвету. В конструктивно-модельную деятельность включала такие дидактические игры, как «Дорога для машины», «Мебель для куклы», «Разноцветные башни», и др.
Также я использовала групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации.
В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы я использую игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.
Успешным результатам способствовало то, что сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Например, при приёме детей обязательно обращали внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: «Вадим, какая красивая жёлтая футболка сегодня у тебя. А ты, Ярослав, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня». В утренние часы проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Это «Занимательная коробка», «Цветные вкладыши», «Кто большой, кто маленький» и т. д. Во время режимных моментов обращали внимание на цвет полотенец, посуду, салфеток и пр. В сюжетных играх обращали внимание на величину, цвет и форму предметов «А суп мы из какой картошки будем варить – большой или маленькой?», «Какого цвета подать тебе кастрюлю?» и т.д.
Сенсорное развитие, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому вовремя непосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности мы старались развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. Так, например, при ознакомлении с окружающим использовали серию игр с куклами, мишками, собачками. В гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Детям задавали вопрос: «Какой величины кукла Даша, а какой Маша?».
Были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе детского сада. Помимо различных дидактических игр и пособий фабричного производства, таких, как «Пирамидки»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Лабиринты»; «Логические кубы», «Конструкторы»; «Игры -вкладыши»; «Мячи», «Собери картинку», разрезные картинки, и т. д., было много игр сделано своими руками.
Для успешного формирования сенсорных представлений у детей, я придерживаюсь следующих принципов:
- Принцип систематичности и последовательности – у детей взаимосвязано формируются представления, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому.
- Принцип деятельного подхода – в процессе обучения большое внимание уделяю поддержанию интереса к выполнению практических действий, путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.
- Принцип активности – придерживаясь данного принципа, я предоставляю детям высокую степень самостоятельности и инициативы.
- Принцип логического мышления – в игровой форме дети учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.
- Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Я считаю, что наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к дидактическим играм, ускоряет формирование сенсорных представлений.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Для достижения поставленной цели мной используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие, технологии ИКТ, игровые и экспериментальные.
Я стараюсь делать каждый день своих воспитанников маленьким праздником. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников.
2.3.Работа с родителями
Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.
В начале года не все родители понимали значимость сенсорного развития через дидактические игры именно для детей раннего возраста (анкетирование, индивидуальные беседы).
Для достижения цели я использовала разнообразные формы работы с родителями. (Приложение №2)
Я проводила родительские собрание на тему: «Путешествие в страну Сенсорики» (см. Приложение №3), «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» (см. Приложение №4). Провела несколько консультаций на темы «Роль дидактических игр по сенсорике для детей раннего возраста», «Дидактическая игра в жизни малыша», «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» (Приложение №5), «Пальчиковые игры и развитие речи» (Приложение №6) и др.
Кроме этого проводились индивидуальные беседы с родителями, например, «Как выбрать дидактическую игру для малыша», «Какой мозаикой малышу удобней играть» и др.
С помощью консультаций, наглядной информации я знакомила родителей своих воспитанников с материалом по сенсорному развитию детей раннего возраста, что дети должны знать по данному направлению (цвет, форма, величина, др.)
Во время индивидуальных консультаций, бесед я обращала внимание не только на достижение ребёнка, но и на то, над чем надо ещё поработать, предлагала методы и приёмы, которые помогут в этом родителям.
Также была оформлена в Уголке для родителей наглядная информация на тему «Что должен знать и уметь ребёнок к 3 годам». Я предложила родителям совместно провести проект «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Родители приняли в нём активное участие.
3.Результативность опыта
С целью определения эффективности моей работы, я провела сравнительный анализ на основе наблюдений детей раннего возраста, которое проводила два раза в год (в начале и в конце учебного года) (Приложение № 7)
По результатам наблюдений было выделено 3 группы:
дети с низким уровнем, со средним уровнем и с высоким уровнем развития.
Для каждой категории детей (низкий, средний, высокий уровни) были обозначены свои задачи и задания. Дети выполняли задания с удовольствием, так как они были представлены в игровой форме.
Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, музыкальные), разные виды конструкторов, рассматривание предметных картинок с выделенными признаками сенсорных эталонов и др. предлагались детям в любое свободное время: после завтрака, на прогулке, перед сном, в вечернее время.
С детьми низкого уровня развития работа проводилась индивидуально. Наиболее эффективными для них стали приёмы многократного повторения, вопросы, словесное поощрение, др.
С детьми среднего уровня развития – задания, игры и др. предлагались в подгруппе (3-4) человека. Эффективно использовался метод повторения задания самими детьми, анализ результата, помощь сверстников, и др.
Детям с высоким уровнем развития предлагался материал с усложнением, устная инструкция педагога, др.
Родителям в индивидуальных беседах были предложены соответствующие рекомендации, пожелания, др.
Таким образом, благодаря проделанной мною работе, заинтересованности и помощи родителей воспитанников, уровень сформированности сенсорного представления значительно повысился.
Сравнительный анализ позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством дидактических игр у детей раннего возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине.
Данные результаты подтверждают эффективность построенной мною системы работы с детьми. (см. диаграмму Приложение №8)
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика:
- дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
- способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
- умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
Вывод Для детей раннего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. В процессе сенсорного развития детей происходит реализация следующих задач:
- постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве;
- развивается восприятие окружающего мира;
- дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке.
- развивается мелкая моторика рук.
Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей.
Поэтому, дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Используемая литература
- Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;
- Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007
- Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
- Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
- Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика – Синтез», 2003.
- Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
- Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду», «Линка-Пресс»,2005.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
- Журнал «Обучение и воспитание: методика и практика» №11/2014 год (статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», И. В. Комарова Л. Л. Махина)
- Журнал «Детский сад. Все для воспитателя!» №8/2015 год.
- Журналы «Современная дошкольная педагогика. Теория и практика» №3/2012 год, «Психология, социология и педагогика» №2/2016 год
- Программы дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы», «Истоки», «Первые шаги», «Детский сад по системе Монтессори»).
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование предметной деятельности с учетом игр и упражнений для сенсорного развития детей раннего возраста.
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
СЕНТЯБРЬ | 1. Молоточек с цветными колышками | Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев | Деревянный брусок с цветными колышками и деревянный молоточек |
2. Жучок | Подушка в виде жука, вделанные в нее горлышками от пластиковых бутылок, пробки | ||
3. Осьминожка | Подушка в виде осьминога с разнообразными застежками на ней | ||
4. Сложи пирамидку | Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). | Пирамидка, состоящая из любых колец | |
Октябрь | 1.Солнышко | Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев | Картонный силуэт солнца, прищепки |
2.Цветочки | Подушка, вделанные в нее горлышки от пластиковых бутылок в виде цветков, пробки | ||
3.Накормим птичку | Игрушечная птица, ее кормушка, пшено | ||
4. Какой мяч больше? | Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию. | Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные. |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Ноябрь | 1. Блинчики | Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи. | Соленое тесто |
2. Волшебный коврик | Коврик с разнообразными застежками на нем | ||
3.Поручения | Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
| ||
4. Башенка из мисочек | Учить детей группировать предметы по величине. | Мисочки разной величины | |
5.Собери пирамидку | Учить детей нанизывать на стержень шары и кубики, обращать внимание на форму предметов | Пирамидки, состоящие из шаров и кубиков |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Декабрь | 1. Тонущие и плавающие предметы | Учить детей определять предметы тяжелые и легкие, тонет – не тонет | Мелкие игрушки – деревянные, резиновые, металлические и др. |
2. Большие и маленькие | Научить ребенка чередовать предметы по величине | По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка. | |
3.Волшебная коробочка | Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия. | Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики. | |
4.Заштопай штанишки | Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. | Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. | |
5.Сложи матрешку | Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов | Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера. |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Январь | 1. Нанизываем бусы | Научить ребенка чередовать предметы по форме | По четыре круглых и квадратных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка. |
2. Найди половинку | Учить группировать предметы по форме. | Предметные картинки, разрезанные на 2, 3 части | |
3. Помоги матрешке найти свои игрушки | Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов. | |
4. Перевоплощение воды | Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. | Вода, краски, кисть. | |
5. Солнечные лучики | Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов | Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине. |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Февраль | 1.Веселые человечки | Учить детей группировать предметы по форме | Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки. |
2.Елочки и грибочки | Научить ребенка чередовать предметы по цвету. | Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета. | |
3.Угостим медведя ягодой | Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. | Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета. | |
4.Помоги кукле собрать кубики | Учить детей группировать предметы по величине. | Кукла, большая и маленькая коробка, большие и маленькие кубики | |
5. Волшебный мешочек | Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов | Яркий мешочек с набором цветных шариков и кубиков |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Март | 1. Поймай рыбку | Развивать у детей координацию рук и ловкость, учить называть цвет предмета | Небольшой бассейн с водой набор разноцветных рыбок, сачки |
2. Найди солнышко | Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. | Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов желтого цвета и по пять элементов синего и зеленого цвета. | |
3. Достань игрушку | Развивать у детей координацию рук, мышление и любознательность | Яркие трубочки с игрушкой внутри и палочка для проталкивания | |
4. Положи шарики и кубики в машину | Учить детей группировать предметы по форме. | Корзинка с набором шариков и кубиков и две машины | |
5. Собери бусы | Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению формы предметов | Шары и кубики с отверстиями для нанизывания различной величины и цвета, шнур или мягкая проволока. |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Апрель | 1.Поставь машины в гараж | Учить детей группировать предметы по величине. | Большая и маленькая коробка, по пять больших и маленьких машин |
2. Найди окошко для фигурки | Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. | Деревянный домик с окошками-отверстиями разной формы и набор фигурок для проталкивания | |
3. Домики и флажки | Научить ребенка чередовать предметы по цвету. | Коробка с мозаикой, где помещены элементы белого и красного цвета | |
4.Разноцветные бусы | Научить ребенка чередовать предметы по цвету. | По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока. | |
5.Сложи стаканчики | Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов | Разноцветные складные стаканчики |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Май | 1.Покатаем мишек на машинах | Учить детей группировать предметы по величине. | Несколько больших и маленьких мишек, большие и маленькие машины. |
2. Приходите на лужок | Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. | Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов зеленого цвета и по пять элементов желтого и красного цвета. | |
3.Разноцветные шары | Учить детей соотносить предметы по цвету. | Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов. | |
4.На каком цветке сидят бабочки? | Учить детей соотносить предметы по величине | Большие и маленькие цветы и бабочки, вырезанные из картона | |
5.Собери пирамиду | Учить детей нанизывать на стержень шары и кубики, обращать внимание на форму предметов | Пирамидки, состоящие из шаров и кубиков |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Июнь | 1. Угости собачек косточкой | Учить детей группировать предметы по величине. | Большая и маленькая собачка, большая и маленькая косточка |
2. Подбери колечки по цвету | Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. | Пирамидки с колечками разного цвета | |
3. Подбери чашки к блюдцам | Учить детей соотносить предметы по цвету. | Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов. | |
4.Волшебная коробочка | Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия. | Коробки с отверстиями круглой, треугольной и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики, шарики и призмы | |
5. Застегни сапожки | Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев | Вырезанные из плотного картона силуэты сапожек с проделанными в них отверстиями, шнурок |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Июль | 1.Собери цветы | Учить детей группировать предметы по величине. | Большая и маленькая корзинка, большие и маленькие цветы, вырезанные из картона |
2. Наливаем - выливаем | Игры с водой. Развивать координацию рук. | Надувной бассейн с водой, воронки, ведерки, лейки | |
3.С какого дерева листик | Учить детей соотносить предметы по величине | Нарисованные большое и маленькое дерево без листвы, вырезанные из бумаги большие и маленькие листья | |
4.Закрой окошко | Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. | Вкладыши различной формы | |
5.Пришей пуговицу | Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев | Плотный картон с отверстиями, вырезанные из картона или настоящие пуговицы, шнурок |
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Август | 1.Посади птичек в свои гнезда | Учить детей соотносить предметы по величине | Нарисованные большие и маленькие гнезда, вырезанные из бумаги большие и маленькие птицы |
2.Варежки | Учить детей соотносить предметы по цвету. | Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы. | |
3.Волшебный кубик | Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия. | Куб с отверстиями различной формы, соответствующие вкладыши | |
4.Завяжи рубашку | Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев | Вырезанные из плотного картона силуэт рубашек с проделанными в них отверстиями, шнурок | |
5.Помоги Золушке | Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев | Две тарелочки, фасоль и горох |
Предварительный просмотр:
Приложение 7
Показатели сенсорного развития детей раннего возраста
(составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой),
2 года 7 мес. – 3 года:
1) правильно и четко называет четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
2) ориентируется в красном, синем, зеленом, желтом, синем, оранжевом, голубом, белом, черном и сером цветах, находит по образцу и по просьбе взрослого предмет заданного цвета.
3) легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
4) знает и называет объемные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), столбик (цилиндр), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик.
5) визуально соотносит объемные геометрические фигуры с их плоскостными изображениями: шар – круг, куб – квадрат и т.д.
6) ребенок определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
7) при подборе игровых элементов может ориентироваться сразу на три свойства: размер, цвет и форму.
8) последовательно собирает матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
9) собирает пирамидку из восьми - десяти колец.
10) ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний - между ними.
11) определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый).
12) собирает картинку из двух – четырех частей.
13) собирает пирамидку, башенки по чертежу-рисунку.
Уровни сенсорного развития детей раннего возраста
Высокий: Ребенок ориентируется в шести цветах (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), называет их и подбирает по образцу самостоятельно либо по просьбе взрослого. Ориентируется в трех контрастных величинах (маленький, средний, большой; тонкий, средний, толстый). Различает предметы по форме (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал). Различает следующие понятия: один, мало, много, столько же (поровну), ни одного. Проявляет заинтересованность к окружающим звукам, активно участвует в музыкальных занятиях, различает звуки громкие и тихие, подражает звукам животных, поет, реагирует на необычные звуки, обращает внимание взрослого на них, отличает музыку. Распознает предметы по запаху, имеет любимые блюда, которые определяет по запаху и по вкусу, определяет качество еды (кислый, сладкий, соленый, горький).
Средний: Ребенок ориентируется в шести цветах (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), называет их и подбирает по образцу, но только с помощью взрослого. Ориентируется в двух контрастных величинах (маленький, большой; тонкий, толстый). Различает предметы по форме (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал), но называет их по ассоциативному ряду (мяч, пирамида и т.п.). Оперирует понятиями «мало» и «много». Редко проявляет интерес к окружающим звукам. Определяет качество еды, но с помощью взрослого.
Низкий: Ребенок не подбирает по образцу основные цвета палитры (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) и не ориентируется в них. Не различает три контрастные величины. Не различает предметы по форме. Не оперируют понятиями базового математического представления. Не проявляет заинтересованность к окружающим звукам, музыке, не различает громкие и тихие тона, пассивен на музыкальных занятиях. Не распознает предметы, блюда по запаху. Не распознает качество еды, не определяет ее по вкусу.
За основу анализа наблюдений по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.
В эксперименте участвовали дети, возрастом от 2-х до 3-х лет. Наблюдение проводилось с сентября по апрель, ежегодно.
Оборудование:
1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями – круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части
Основные задания для детей 2-3 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения.
Предлагаю ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания сопровождаются естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрирую соответствующее действие, а затем прошу ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставляю фигуры в соответствующие прорези; собирал пирамидку с учётом величины колец; складывал разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
- желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 3 выполненных задания;
- низкий уровень – 1-2 выполненных задания.
В таблице №1 представлены общие результаты сенсорного развития детей.
Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру.
Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки, выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
В таблице 1 показаны общие результаты сенсорного развития детей.
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
Таблица 1
Обследование сенсорного развития детей ранней группы начало года. 2019-2020 г.
N п/п | Фамилия Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
1 | Алексеева Софья | + | + | + | + | - |
2 | Аллахяров Маххамад Элмир | + | - | + | - | - |
3 | Артамонова Мария | - | - | + | - | + |
4 | Асташов Георгий | + | - | + | + | - |
5 | Бирюкова Валерия | + | + | + | - | - |
6 | Вдовин Павел | + | - | + | - | - |
7 | Гавриков Денис | - | + | - | + | - |
8 | Гусева Александра | + | - | - | - | + |
9 | Данилов Дмитрий | + | + | - | + | - |
10 | Егорычева Ксения | + | + | + | + | - |
11 | Жеребцова Яна | + | - | - | + | - |
12 | Илюхин Михаил | - | + | + | - | + |
13 | Федина София | - | - | + | + | - |
14 | Ханина Светлана | + | - | + | + | - |
15 | Шейкина Дарья | + | + | - | - | - |
16 | Яковлева Дарья | - | + | - | - | - |
17 | Япрынцева Варвара | + | + | + | - | + |
На начало года мы видим, что 59% детей имеют низкий уровень, 29% -средний и 12% - высокий.
Таблица 2
Обследование сенсорного развития детей ранней группы конец года. 2019-2020 г.
N п/п | Фамилия Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
1 | Алексеева Софья | + | + | + | + | - |
2 | Аллахяров Маххамад Элмир | + | - | + | - | + |
3 | Артамонова Мария | - | - | + | + | + |
4 | Асташов Георгий | + | - | + | + | + |
5 | Бирюкова Валерия | + | + | + | - | - |
6 | Вдовин Павел | + | - | + | - | + |
7 | Гавриков Денис | + | + | - | + | - |
8 | Гусева Александра | + | + | - | + | + |
9 | Данилов Дмитрий | + | + | + | + | - |
10 | Егорычева Ксения | + | + | + | + | - |
11 | Жеребцова Яна | + | - | + | + | + |
12 | Илюхин Михаил | + | + | + | - | + |
13 | Федина София | + | - | + | + | + |
14 | Ханина Светлана | + | - | + | + | + |
15 | Шейкина Дарья | + | + | - | - | + |
16 | Яковлева Дарья | + | + | - | + | - |
17 | Япрынцева Варвара | + | + | + | - | + |
На конец года показатели изменились высокий уровень поднялся на 47% и составил 59%, средний уровень составил 41%.
Проведя сравнительный анализ, мы видим, что работа по сенсорному развитию детей с использованием дидактических игр дала положительный результат.
Эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна.
Таблица 3
Обследование сенсорного развития детей ранней группы начало года. 2020-2021 г.
N п/п | Фамилия Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
1 | Гасанова Анна | + | + | + | - | - |
2 | Громов Иван | + | - | + | - | - |
3 | Гуськова Маша | - | - | + | - | - |
4 | Казимирова Елизавета | + | - | + | + | - |
5 | Клейменова Анна | + | + | + | - | - |
6 | Козорезов Александр | + | - | + | - | - |
7 | Кузнецова Вика | - | + | - | + | - |
8 | Кузнецова Маша | + | - | - | - | + |
9 | Максимович Николай | + | + | - | + | - |
10 | Мальцева Юлия | + | + | + | + | - |
11 | Мосоян Маргарита | + | - | - | + | - |
12 | Новохатский Вадим | - | + | + | - | + |
13 | Оглоблина Александра | - | - | + | + | - |
14 | Солодилова Варя | + | - | + | + | - |
15 | Сомова Полина | + | + | - | - | - |
16 | Тунчуйрек Эмир | - | + | - | - | - |
17 | Фатеева Ульяна | + | + | + | - | + |
18 | Цыганова Василиса | + | + | - | - | - |
На начало года мы видим, что 61% детей имеют низкий уровень, 28% -средний и 11% - высокий.
Таблица 4
Обследование сенсорного развития детей ранней группы конец года. 2020-2021 г.
N п/п | Фамилия Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
1 | Гасанова Анна | + | + | + | + | + |
2 | Громов Иван | + | - | + | + | + |
3 | Гуськова Маша | -+ | - | + | + | + |
4 | Казимирова Елизавета | + | - | + | + | + |
5 | Клейменова Анна | + | + | + | - | - |
6 | Козорезов Александр | + | - | + | - | + |
7 | Кузнецова Вика | + | + | - | + | - |
8 | Кузнецова Маша | + | + | - | + | + |
9 | Максимович Николай | + | + | + | + | - |
10 | Мальцева Юлия | + | + | + | + | - |
11 | Мосоян Маргарита | + | - | + | + | + |
12 | Новохатский Вадим | + | + | + | - | + |
13 | Оглоблина Александра | + | - | + | + | + |
14 | Солодилова Варя | + | - | + | + | + |
15 | Сомова Полина | + | + | - | - | + |
16 | Тунчуйрек Эмир | + | + | - | + | - |
17 | Фатеева Ульяна | + | + | + | - | + |
18 | Цыганова Василиса | + | + | + | + | + |
На конец года показатели изменились высокий уровень поднялся на 61% и составил 72%, средний уровень составил 28%.
Дети с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения анализа был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с детьми. В процессе проведенной работы дети не только визуально изменили свое отношение к сенсорной деятельности, но и практически. Этому способствовали знания и умения детей, которые они получали в ходе формирующего этапа эксперимента. Анализируя знания воспитанников на данном этапе, можно отметить, что дети:
- успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, огурец), цвета (трава, помидор, цыплёнок и др.);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
Таблица 5
Обследование сенсорного развития детей ранней группы начало года. 2021-2022 г.
N п/п | Фамилия Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
1 | Артемова Ксения | + | + | + | - | - |
2 | Бартенева Ксения | + | - | + | - | - |
3 | Войлокова Дарья | - | - | + | - | - |
4 | Князева Екатерина | + | - | + | + | - |
5 | Колпакова Анна | + | + | + | - | - |
6 | Мартьянова Милена | + | - | + | - | - |
7 | Некрасова Лера | - | + | - | + | - |
8 | Пасичник Максим | + | - | - | - | + |
9 | Пивоварова Полина | + | + | - | + | - |
10 | Савенкова Лера | + | + | + | + | - |
11 | Смирнова Кристина | + | - | - | + | - |
12 | Федин Алексей | - | + | + | - | + |
13 | Ханина Арина | + | - | + | + | - |
14 | Гасанов Егор | + | - | + | + | - |
15 | Козорезова Юля | + | + | + | - | - |
16 | Кузин Коля | + | + | - | + | - |
На начало года мы видим, что 62% детей имеют низкий уровень, 38% -средний.
Таблица 6
Обследование сенсорного развития детей ранней группы конец года. 2021-2022 г.
N п/п | Фамилия Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
1 | Артемова Ксения | + | + | + | + | + |
2 | Бартенева Ксения | + | - | + | + | + |
3 | Войлокова Дарья | + | - | + | + | + |
4 | Князева Екатерина | + | - | + | + | + |
5 | Колпакова Анна | + | + | + | - | - |
6 | Мартьянова Милена | + | - | + | - | + |
7 | Некрасова Лера | + | + | - | + | - |
8 | Пасичник Максим | + | + | - | + | + |
9 | Пивоварова Полина | + | + | + | + | - |
10 | Савенкова Лера | + | + | + | + | - |
11 | Смирнова Кристина | + | - | + | + | + |
12 | Федин Алексей | + | + | + | - | + |
13 | Ханина Арина | + | - | + | + | + |
14 | Гасанов Егор | + | - | + | + | + |
15 | Козорезова Юля | + | + | - | - | + |
16 | Кузин Коля | + | + | - | + | - |
На конец года показатели изменились высокий уровень поднялся на 69% и составил 69%, средний уровень составил 31%.
У большинства детей сформировался высокий уровень в умении ориентироваться в двух и трёх контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими и объёмными предметами. Возникли трудности у пяти детей. Эти трудности, по моему мнению, вызваны тем, что дети ещё не научились выражать свои мысли.
Таблица 5
Обследование сенсорного развития детей ранней группы начало года. 2022-2023 г.
N п/п | Фамилия Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
1 | Аббасова Мелисса | + | + | + | - | - |
2 | Алфёров Матвей | + | - | + | - | - |
3 | Гуськов Михаил | - | - | + | - | - |
4 | Жукова Маргарита | + | - | + | + | - |
5 | Зайцев Илья | + | + | + | - | - |
6 | Игнатов Артём | + | - | + | - | - |
7 | Игнатов Денис | - | + | - | + | - |
8 | Каптырев Матвей | + | - | - | - | + |
9 | Колчева Ксения | + | + | - | + | - |
10 | Лебедева Валерия | + | + | + | + | - |
11 | Миронова Софья | + | - | - | + | - |
12 | Морковин Егор | - | + | + | - | + |
13 | Павлова Лидия | + | - | + | + | - |
14 | Савенкова Виктория | + | - | + | + | - |
15 | Храмцова София | + | + | + | - | - |
На начало года мы видим, что 47% детей имеют низкий уровень, 47% -средний, высокий – 6%
Таблица 6
Обследование сенсорного развития детей ранней группы конец года. 2022-2023г.
N п/п | Фамилия Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
1 | Аббасова Мелисса | + | + | + | + | + |
2 | Алфёров Матвей | + | - | + | + | + |
3 | Гуськов Михаил | + | - | + | + | + |
4 | Жукова Маргарита | + | - | + | + | + |
5 | Зайцев Илья | + | + | + | - | - |
6 | Игнатов Артём | + | - | + | - | + |
7 | Игнатов Денис | + | + | - | + | - |
8 | Каптырев Матвей | + | + | - | + | + |
9 | Колчева Ксения | + | + | + | + | - |
10 | Лебедева Валерия | + | + | + | + | - |
11 | Миронова Софья | + | - | + | + | + |
12 | Морковин Егор | + | + | + | - | + |
13 | Павлова Лидия | + | - | + | + | + |
14 | Савенкова Виктория | + | - | + | + | + |
15 | Храмцова София | + | + | - | - | + |
На конец года показатели изменились высокий уровень поднялся на 61% и составил 67%, средний уровень составил 33%.
Исходя из результатов, видно, что дети достаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети уже не путают названия цветов, в активном словаре используют названия основных цветов. Дети, выполняя задание, допускали ошибки.
Сравнительный анализ позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством дидактических игр у детей раннего возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине.
у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Таким образом, данные, полученные в ходе работы, подтверждают, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни.
Результаты работы позволили сделать следующие выводы:
- в ходе первичного наблюдения было выявлено, что у большинства детей недостаточно сформировано сенсорное восприятие цвета, формы, величины, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств, формирующих представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.
- в ходе работы были выявлены и научно обоснованы условия сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, если: подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному; просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей; создание развивающей среды в группе детского сада.
- в ходе использования дидактических игр нами установлено, что на каждом этапе развития сенсорных способностей изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.
- после окончания работы явилось характерным увеличение показателей уровня сенсорного развития детей.
Полученные положительные результаты в ходе работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой мною гипотезы: сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры будет идти эффективней, при организации определенных условий.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...