мастер-класс для педагогов
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей «Цветок здоровья -здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательнообразовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное оздоравливающее воздействие на развитие детей.
1. «Путешествие по телу» Упражнение, направленное на самомассаж и знание частей тела.
Задачи: • Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и предотвращать их. • Развивать интеллектуальные функции и двигательную память.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой.
2. Пальчиковая гимнастика
Упражнение, направленное на развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие речи.
Задачи: • совершенствование мелкой моторики, • Развитие внимания и непроизвольной памяти • Обучение способам снятия напряжения в кисти, пальцах рук после занятий.
Мы листочки, мы листочки
Мы осенние листочки,
Мы на дереве висели,
Ветер дунул - полетели.
3. Дыхательная гимнастика
Игры направленные на развитие дыхания.
Задачи: • Развитие речевого дыхания • Развитие речевого аппарата • Формирование правильного ритмичного дыхания и произнесения звуков.
• Укрепление иммунитета ребенка.
Упражнение «Аэрофутбол»
Упражнение «Бабочка» и «Перышко»
Упражнение «Кораблик» и «Мыльные пузыри»
Упражнение «Пузырики»
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение «Говорилка»
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? -Ту-ту-ту-ту…
Как гудит машинка? -Би-Би-Би….
Как дышит тесто? -Пых-пых-пых….
Поём гласные звуки (о,у, и, а).
Как «говорит» комарик? -З-з-з-з, поймали (хлопок).
4. Психогимнастические игры
Игра «Угадай эмоцию по показу».
Цель: научить распознавать изображение эмоции и уметь передать ее с помощью средств невербального общения.
- Прошу выйти коллег для участия в игре. Нужно выбрать картинку с изображением эмоции, которая Вам нравится. Выбрали? Теперь Вы должны изобразить всем присутствующим ту эмоцию, которая изображена у Вас на картинке, без слов, а с помощью мимики, а мы должны отгадать её.
Упражнения «Солнышко и тучка», «Минутка баловства». Позволяют корректировать поведение детей и снимают эмоциональное напряжение (агрессивность и тревожность). Учат детей саморегуляции и самоконтролю.
5. Кинезиологические упражнения
Взаимодействие коры головного мозга, мелкой моторики и координации движений.
Упражнения: «Кулак, ребро, ладонь», «Камень, ножницы, бумага»…
Ход развивающей игры «Кулак, ребро, ладонь»:
Ребёнку нужно запомнить три положения: кулак, ребро, ладонь.
I. Ребёнок показывает три положения руки на плоскости
- Ладонь на плоскости
- Ладонь, сжатая в кулак
- Ладонь ребром на плоскости
Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе.
6. Релаксация
Упражнения, направленные на умение расслабляться, снять эмоциональное напряжение или наоборот, сконцентрировать свое внимание, снять возбуждение
Упражнение «Снеговик».
Цель: напряжение, расслабление мышц рук, корпуса.
На первую часть стихотворения дети «скатывают» снежный ком. Затем изображают снеговика: руки на поясе, спина прямая, мышцы напряжены, улыбка.
Снеговик растаял, мышцы расслаблены, руки упали вниз, голова опущена.
«Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла!
Но солнце припечёт слегка – увы! И нет снеговика».
(2 раза).
Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное оздоравливающее воздействие на развитие детей.
Оборудование: музыкальный центр, «цветик-семицветик», коврики
Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
улучшение памяти, внимания, мышления;
повышение способности к произвольному контролю;
улучшение общего эмоционального состояния;
повышается работоспособность, уверенность в себе;
стимулируются двигательные функции;
снижает утомляемость;
развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
стимулируется речевая функция;
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие;
Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия, ритмика, проблемно-игровые и коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,
Коррекционные технологии : технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия).
Предлагаю всем встать в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
«Путешествие по телу»
-А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
На что было направлено данное задание? (самомассаж, знание частей тела)
Задания для педагогов
Педагогам предлагается цветок с разноцветными лепестками, им необходимо выбрать один из лепестков и описать ощущения связанные с этим цветом.
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.
(В зависимости от выбранного цвета, педагогам дается задание-использование здорвьесберегающей технологии)
Красный лепесток
Пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность
Вам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом, остальные повторяют и могут придумывать свои движения.
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: (указательным пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
Ораньжевый цвет лепестка
Игра для развития дыхания «Лабиринт»
Для чего нужна дыхательная гимнастика?
Увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм
Выработать плавный, длительный, экономный выдох
Активизировать работу мышц губ
Во время проведения описанных игр и упражнений необходим постоянный контроль педагога за правильностью дыхания.
Оборудование для Игры "Лабиринт"
(сделан на основе фанеры с вырезанными ходами) "шарик" сделанный из бумаги или фольги (можно использовать и мячик от настольного тенниса) .
Привила проведения игры «ЛАБИРИНТ» :
В игру может играть несколько человек по очереди. С помощью дыхания вывести шарик из лабиринта. Лабиринт устроен так, что бы во время игры ребёнку приходилось дуть с разной силой (в процессе игры следить за дыханием ребё нка: вдох должен быть через нос, а выдох через рот; щёки не надувать) Также в игре идет закрепление названий геометрических фигур, цветов, предложить самомассаж ладоней.
Зеленый цвет лепестка
Игровая деятельность
повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры.
Вашему вниманию представляю дидактическое пособие «Цветок здоровья»
• Дидактическая игра «Угадай вид спорта по показу»
Желтый цвет лепестка
Знаете ли вы предназначение психогимнастических игр?
Психогимнастика для детей позволяет корректировать поведение малыша и снимает эмоциональное напряжение. В такой гимнастике используют полезные игры для деток, которые позволяют снять агрессию, тревожность, напряжение, учат детей саморегуляции и многому другому
Игра: «Солнышко и тучка»
Цель такой игры: снять сильное психическое напряжение у малыша, научить крошку регулировать эмоциональное состояние. Говорим: солнышко быстро спряталось за тучку, всем стало прохладно – поэтому нужно свернуться клубочком. Так мы сможем согреться, и немного задержать дыхание. И вдруг солнышко вышло из-за темной тучки, и всем стало жарко, всех разморило на солнышке – так что всем надо расслабляться во время выдоха.
Игра: «Минутка баловства»
Цель этой игры: устранение агрессии у малыша. По сигналу крошке предлагается побаловаться – ему можно делать все, что хочется. Малыш может бегать, прыгать, кричать. Но как только прозвучит сигнал, через пару минут малыш должен перестать баловаться. Также эта игра может видоизменится в игру «можно» - «тишина». То есть в одно время ты разрешаешь ребенку все, что он хочет. Но потом он должен делать все, чтобы не мешать родителям, которые хотят отдохнуть. Такая игра поможет обучить малыша саморегуляции, снимет даже сильное психоэмоциональное напряжение
Фиолетовый лепесток
Релаксация
Какие цели преследуют релаксационные упражнения?
– это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
«Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными
Сделаем растяжку «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Голубой цвет лепестка
Кинезиологические упражнения.
Какую цель преследуют данные упражнения?
Цель технологии - развитие межполушарного взаимодействие коры головного мозга, мелкой моторики и координации движений.
Упр. «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Колечко», «Вилка-коза-заяц»
Какие здоровьесберегающие технологии мы сегодня вспомнили?
Самомассаж
Пальчикова гимнастика
Дыхательная гимнастика
Релаксация
Кинезиологические упражнения
Психогимнастика
Цветотерапия
Игровая деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...