Проект "Мыльный пузырь - художник"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ Венгеровский детский сад № 2
Проект
«Мыльный пузырь - художник»
подготовительная группа
Составила: воспитатель
Суховеева Ирина Викторовна
Вид проекта: творческий, познавательный.
Тип проекта: групповой
Продолжительность проекта: 2 месяца
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, воспитатели и родители подготовительной группы
Основа проекта - «Принцип трех вопросов»: Что мы знаем?, Что мы хотим узнать?, Как узнаем?
Актуальность
Актуальность проекта по рисованию мыльными пузырями заключается в возможности сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества.
Рисование мыльными пузырями способствует развитию способности нестандартно мыслить, готовности к активности творческого характера, умения создавать креативные продукты собственной деятельности, а также мелкой моторики, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. Дети получают возможность познакомиться с новым способом рисования и самостоятельно придумать сюжет для игры или продуктивной деятельности со своими рисунками.
Цель: освоить технику приготовления цветных мыльных пузырей и рисования цветной пеной.
Задачи:
- познакомить детей с техникой рисования мыльной пеной;
- учить составлять цветочную композицию и подбирать цветовую гамму;
- соблюдать технику безопасности при работе с мыльным раствором;
- научить самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства;
-совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ;
- развивать творческое воображение детей, творческую инициативу;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук.
Объект исследования: жидкости для мыльных пузырей и возможность делать изображения с помощью цветной мыльной пены.
Методы исследования: наблюдение, проведение опытов, сравнение и обобщение результатов.
Гипотезы: предположим, что можно рисовать мыльными пузырями..
Зависит ли интенсивность цветовых оттенков от соотношения ингридиентов в мыльном растворе.
Оборудование
Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для исследовательской деятельности: вода, емкости, коктельные трубочки, гуашь, мыло.
Предполагаемый результат:
Дети знают свойства воды.
Знают состав и свойства мыльных растворов, умеют аккуратно выдувать пузыри и делать отпечатки цветной мыльной пеной на бумаге.
Дети могут самостоятельно придумать сюжет для игры или продуктивной деятельности со своими рисунками.
Дети используют воспитанниками нетрадиционных форм рисования в свободной художественной деятельности; проявляют активный интерес к художественной деятельности;
Установление дружеских отношений между детьми.
Установление более тесного сотрудничества воспитателей с родителями.
Приобщение родителей к совместному творчеству с детьми.
Подготовительный этап
План работы
- Постановка цели и задачи;
- Определение основной техники рисования;
- Изучение литературы;
- Подбор материала (теоретическое обоснование);
- Разработка конспектов и сценариев мероприятий;
- Составление перспективного плана;
- Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
Предварительная работа:
-пополнение уголка рисования новыми средствами;
-познавательная деятельность в группе (опыты, эксперименты с водой, снегом, мылом, природными материалами)
Основной этап (практический)
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Познавательное развитие | Исследовательская деятельность: Опыт №1 «Вода не имеет запаха» Опыт №2 «Вода прозрачная» Опыт №3 «Вода окрашивается» Иры, направленные на знакомство со свойствами предметов «Тонет-не тонет», «Поймай льдинку», «Теплый-холодный», «Что как плавает», «Мокрое-сухое», «Горячо-холодно» Рассматривание иллюстраций на темы «Вода в природе», «Где живет капелька»; Просмотр мультфильма «Большая стирка» Формировать знание детей о времени года, которое за окном. |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: малый народный фольклор, сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», сказки С. Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях», Л. Гуляева «Если дунуть посильней», Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей». |
Социально-коммуникативное развитие | Игры на снятие психологического напряжения, установление контакта с ребёнком «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед» Игры для коррекции агрессивного поведения, эмоциональной разрядки «Переливание воды», «Открывай-закрывай». Игры на развитие образного мышления, произвольности, умение работать группой «Весёлые кораблики», «Нырки», «Ловкие пальчики». Коммуникационная игра «На что похож мыльный пузырь?» |
Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание репродукций картин: "Мыльные пузыри" Джона Эверетта Миллеса, П. Н. Лагутин «Мыльные пузыри». Рисование: Рисование мыльными пузырями. (Способ - прикладываем лист к мыльной шапке. Рисование мыльными пузырями. (Способ – снимаем шапочку ложкой и опускаем на листочек) Рисование мыльной пеной «Подводный мир», «Цветы». Аппликация с использованием элементов, вырезанных из мыльных рисунков. В вечернее время: раскрашивание рисунков и рисование карандашами, фломастерами, мыльными пузырями, гуашью (самостоятельная деятельность детей) |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Мыльный пузырь», «Найди свой цвет», «Водяной», «Надуй самый большой пузырь», «Поймай пузырь» Пальчиковая гимнастика: «Солнышко», «Весна», «Дождик и солнце», «Гроза», «Рыбки», «Умывание», «Мышка мылом мыла лапку», «Мыльные пузыри» Дыхательная гимнастика: «Волшебные трубочки», «Ветерок» , «Мыльные облака», «Делаем пену» |
Работа с родителями
Буклет «Нетрадиционное рисование с дошкольниками».
Совместные эксперименты с водой и мыльными растворами дома с детьми.
Рассылка родителям картотеки игр, опытов и экспериментов по теме.
Заключительный этап.
Выставка рисунков
Мастер-класс «Рисуем мыльными пузырями» (презентация)
Выводы и результативность работы над проектом
Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствовала развитию творческих способностей детейдошкольников.
Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулировали творческую активность, мышление, воображение у детей.
У детей возникло желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
Дети знают свойства воды. Знают состав и свойства мыльных растворов, умеют аккуратно выдувать пузыри и делать отпечатки цветной мыльной пеной.
Дети могут самостоятельно придумать сюжет для игры или продуктивной деятельности со своими рисунками.
Дети используют воспитанниками нетрадиционных форм рисования в свободной художественной деятельности.
Родители приобщены к совместному творчеству с детьми.
3.Пальчиковая гимнастика
1. "Дождик и солнце".
Слушай гром, слушай гром, руки приставляем к ушам,
но не бойся, но не бойся, показываем пальчиком.
На лицо, на лицо
Каплет дождик, каплет дождик пальцем постукиваем по лицу и голове.
Вот и солнце, вот и солнце растопыриваем пальцы,
Светит так, светит так, руки ладонями вперед.
Будет сухо, будет сухо трясем кистями рук, как бы стряхивая воду
Славно как, славно как! хлопаем в ладоши.
2. "Гроза".
Закапали капли, Стучим двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь Стучим четырьмя пальцами
Он льёт, как из ведра! Стучим сильнее.
Пошёл град. Косточками пальцев отбиваем дробь
Сверкает молния, Шипящий звук, рисуем линию в воздухе.
Гремит гром Барабаним кулаками или хлопаем в ладоши.
Все быстро убегают домой. Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг.
3." Дождик".
Дождик песенку поет пальцы постукивают по столу, сначала
Только, кто её поймет. медленно, потом быстрее.
Не пойму ни я, ни ты, пальцы барабанят быстро - быстро.
Но зато поймут цветы,
и зеленая трава,
и весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно, пальцы стучат все медленнее и останавливаются.
подрастать начнет оно.
Кончился дождик.
4."Рыбки".
Пять маленьких рыбок Выполняем волнообразные движения в воздухе
играли в реке
Лежало большое бревно Руки прижат друг к другу. Переворачиваем их
на песке с боку на бок.
И рыбка сказала: ладони сомкнуты, чуть округлены,
"Нырять здесь легко" выполняем ныряющие движения.
Вторая сказала: Качаем сомкнутыми ладонями
"Ведь здесь глубоко" (отрицательный жест)
А третья сказала: Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной
"Мне хочется спать" из рук
Четвертая стала Быстро качаем ладонями (дрожь)
чуть - чуть замерзать
А пятая крикнула: Запястья соединены. Ладони раскрываются и
"здесь крокодил" соединяются (рот)
Плывите отсюда Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями
чтоб на проглотил. (уплывают)
5. "Гроза".
Капли первые упали Слегка стучим двумя пальцами каждой руки по столу
пауков перепугали внутреннюю сторону ладони опускаем вниз; пальцы слегка
сгибаем и, перебирая ими,
показываем, как разбегаются пауки.
Дождик застучал сильней Стучим по столу всеми пальцами обеих рук
Птички скрылись средь ветвей Скрестив руки, ладони соединяем тыльной
стороной, махаем пальцами,сжатыми вместе.
Дождь полил как из ведра Сильнее стучим по столу всеми пальцами.
Разбежалась детвора Указательный и средний пальцы обеих рук
бегают, изображая человечков.
В небе молния сверкает рисуем в воздухе молнию
Гром на небе разрывает Барабаним кулаками, а затем хлопаем в ладоши
А потом из тучи солнце Поднимаем обе руки с растопыренными пальцами
Вновь посмотрит к нам в оконце.
6."Умывание"
Знаем, знаем - да - да - да, (массаж пальцев)
Где ты прячешься, вода! (поочередно массируют каждый палец)
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По - нем - нож - ку.
Нет, не понемножку -
Посмелей! (энергично растирают ладони и кисти рук)
Будет умываться веселей!
7. Мыльные пузыри
Раз, два, три
Раз, два, три -
Я пускаю пузыри.
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные
Как красивы – посмотри! –
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари
Эти чудо-пузыри!
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать
8. Мышка мылом мыла лапку,
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла про указку,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно,
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой,
Кожа сразу стало красной.
А мизинчик быстро мыла
Очень он боялся мыла!
4.Стихотворения про мыльные пузыри
1
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
2
Раз, два, три
Раз, два, три -
Я пускаю пузыри.
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные.
3
Раз, два, три, четыре, пять,
Пузыри летят опять
Над домами, над лесами.
Над зелёными садами.
4
Как красивы – посмотри! –
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
5
Подарили мне игрушку
Не машинку, не хлопушку.
Просто тюбик. А внутри
Притаились пузыри.
6
Пузыри легко взлетают,
Цветом радуги сверкают.
- Посмотри-ка, посмотри,
Как сияют пузыри!
7
Свои ручки Маша мыла,
Шарик родился из мыла.
До чего же он воздушный,
Только очень непослушный.
8
Воды обыкновенной
В стаканчик набери -
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри. (С. Маршак)
9
Для чего нам нужно мыло
И прозрачная водица?
Чтобы Таня руки мыла,
Чтоб могла она умыться!
Мылим, мылим руки, чтобы
Испугались все микробы,
Чтобы Таня не болела,
Чтобы чистой стала кожа.
Пухнет мыло пеной белой,
Так на облако похоже,
И смывается водой.
Потому что очень важно
(Пусть запомнит это каждый)
Руки мыть перед едой!
5. Подвижные игры.
1.Подвижная игра «Мыльные пузыри»
- Ребята, мы сейчас превратимся в пузырики. Давайте скажем волшебные слова:
Раз-два-три,
Все мы мыльные пузыри.
- Пузырики любят летать. По сигналу: «Полетели» вы будете бегать по участку.
- У пузыриков есть домики. Это обручи.По сигналу: «Пора домой!» вы постараетесь занять место в домике. Кому места не хватит, выбывает из нашей игры и превращается снова в ребёнка.
/по ходу игры воспитатель убирает по одному обручу, в конце игры остаётся один обруч; победителей-пузыриков хвалят/
2.Подвижная игра «Веселое мыло».
По кругу разложены упакованные кусочки мыла. Дети бегают под музыку вокруг мыла, как музыка закончится, нужно взять кусок мыла в руки.
3.Подвижная игра «Зайка серый умывается».
Цель: упражнять детей выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения, прыгать на двух ногах с продвижением вперед, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети становятся перед воспитателем полукругом и все вместе произносят: «Зайка серый умывается, зайка в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо!». В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости»
4. Подвижная игра «Найди свой цвет» (1 вариант).
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, ориентироваться по цвету, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала.
Ход игры: В трех местах площадки положены обручи (5 см), в них стоят кубики (кегли) разных цветов. Дети делятся на три группы, и каждая группа занимает место вокруг кубика определенного цвета. Воспитатель предлагает запомнить цвет своего кубика, затем по сигналу дети разбегаются по всему залу. На сигнал: «Найди свой цвет!» - дети стараются занять место около обруча, в котором кубик того же цвета, вокруг которого они занимали место первоначально.
5. Подвижная игра «Водяной»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.
6.Познавательные и речевые игры
Игра-эксперимент по познавательному развитию «Что мы знаем о мыле»
Что мы знаем о мыле?
• Оно скользкое.
• Когда попадает в глаза- щипает.
• Бывает разным.
• Оно может делать пузыри.
• Его продают в магазине.
Что мы хотим узнать?
• Как делают мыльные пузыри?
• Мыло всегда твердое?
• Как рисовать мылом?
• Можем мы сами сделать мыло?
Как будем узнать?
• Задавать вопросы воспитателям
• Посмотреть энциклопедии
• Искать информацию в интернете
А просто нужно стать ребенком и познавать все заново и с детским интересом!
А сколько у нас мыла и зачем оно?
Мыло бывает
Разным-преразным:
Синим,
Зеленым,
Оранжевым,
Красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Черной-пречерной
Бывает вода?
(М. Яснов)
Весело начиналось утро.
Догадались, мы хотим сделать самодельное мыло.
Что нам нужно-терка и несколько кусков детского мыла разного цвета-синие,белое и розовое. И любопытство девчонок и мальчишек!
Мыльную стружку смешиваем с водой. Оставляем смесь загустеть,а в это время пускаем мыльные пузыри
Игра «Да-нет»
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку, там в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на большой магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё, похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
- Молодцы! А теперь давайте поиграем.
Игра-забава «Волшебство»
/на столе под скатертью 3 одинаковые пластиковые бутылки с водой/
- Ребята, приготовьтесь, волшебство начинается.
Ты, вода-водица,
Друг ты мой студёный!
Стань, вода-водица,
Не простой – зелёной!
/воспитатель накрывает одну из баночек крышкой, на которую нанесена зелёная гуашь, говорит волшебные слова:
«Эники–беники-клоус,
Вышел первый фокус!»
переворачивает, встряхивает банку. Все вместе обсуждают, что случилось с водой - вода окрасилась в зелёный цвет/
Ты, вода-водица,
Светлая, как иней!
Стань, вода-водица,
Не простой, а синей! /второй эксперимент по подобию первого/
Ты, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный!
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей младшего дошкольного возраста. Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть». Мыльные пузыри.
Развлечение для детей младшего дошкольного возраста.Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть».Мыльные пузыри. Цели: Развивать эмоциональность, двигательную активность, закреплять понятия «мале...
спортивное мероприятие "Пузыри, пузыри, пузырики!"
Летнее спортивное мероприятие....
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри» Нетрадиционная техника рисования – мыльными пузырями. (Вторая младшая группа. Возраст: 3-4 года)
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования....
Развлечение для детей младшего дошкольного возраста. Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть». Мыльные пузыри.
Цели: Развивать эмоциональность, двигательную активность, закреплять понятия «маленький» - «большой». Развивать мелкую моторику рук. Развивать дыхание.Учить понимать содержание...
Конспект ООД «Сказка мыльных пузырей» в нетрадиционной технике – рисование мыльными пузырями.
Расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности...
Проект "Загадка мыльных пузырей" (с элементами нетрадиционного рисования. Рисование мыльными пузырями)
Актуальность: С раннего детства мы знакомы с удивительными свойствами мыльного пузыря. И дети, и взрослые всегда с интересом наблюдают, как мыльный пузырь витает в воздухе, переливаясь всеми цветами р...
Консультация для родителей "Мыльные пузыри. История, рецепты и секреты приготовления мыльных пузырей в домашних условиях."
Детство замечательная и добрая пора. Вокруг много забавного и интересного. Большую часть своего времени дети проводят в игре. И кто же не любит играть с мыльными пуз...