Применение сюжетных картин для развития связной речи с детьми подготовительной к школе группы
консультация (старшая группа)
Своевременное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_4_ekzemp.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Руководители городского методического объединения: ___________ Бударина М.А. | Утверждаю: И.о. заведующего МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №47» ___________ М.Х.Рахматуллина |
МБУ «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Применение сюжетных картин для развития связной речи с детьми подготовительной к школе группы
Выступление на городском методическом объединении воспитателей «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №60»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ №47
Черкеева Г.С.
Нижнекамск, 2016
Тема моего выступления «Применение сюжетных картин для развития связной речи с детьми подготовительной к школе группы». Своевременное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Главное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной речи. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования наиболее актуальным является такое взаимодействие педагога с детьми, которое проходит в формах, специфических для дошкольников: в игре, в познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Использование сюжетных картинок как раз отвечает этому требованию.
Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание, что большинству детей достаточно сложно связно выразить свою мысль.
В возрасте 6-7 лет интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время, что позволяет активно воздействовать на речь детей. Здесь особенно велика роль педагога. При различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления дошкольников. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью.
Задачи:
- Составление авторских конспектов по развитию связной речи с применением сюжетных картин;
- Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, способствующих к созданию интереса, мотивации к речевой деятельности детей;
- Формирование умений и навыков по составлению рассказов по сюжетным картинкам;
- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с сюжетными картинами.
Этапы работы по сюжетной картине:
- Анализ содержания картины (определение объектов на картине и установление взаимосвязей между объектами на картине)
- Составление сравнений, загадок и метафор по картине, составление исходного рассказа по картине
- Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств
- Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения
- Составление детьми творческих рассказов
1. В поход!
Семья долго готовилась к путешествию. Наконец сборы закончены, родной дом остался позади. На спине у каждого рюкзак, даже у Киса.
Посмотрите, как одеты дети и взрослые.
Что они несут кроме рюкзаков? Зачем они взяли с собой такой огромный сачок? Что у Мити на плече?
Друзья Ани, Мити и Киса провожают туристов и явно им завидуют. Больше других – большой полосатый кот, которому что-то весело и беззаботно кричит довольный и гордый Кис. Полосатый кот сидит, открыв рот и выпучив глаза.
Счастливого пути! До сви-да-ния!
2. На полянке
Наши путешественники, прежде чем попасть на эту полянку, ехали на поезде, плыли на катере по реке и долго шли пешком. Но это все осталось позади, а впереди – отдых.
Как вы думаете, ребята, они первый день отдыхают? Второй? Третий?
Вон сколько пустых консервных банок закапывает папа! Зачем же он их закапывает?
Хорошо, что все трудятся. Или не все? Думаете, Кис от дел отлынивает?
Вы к нему не справедливы. Во – первых, коты днем любят поспать, во-вторых, он на утренней зорьке уже наловил рыбы.
Какая красота кругом! Я бы с удовольствием поставила рядом свою палатку.
А вы? Где бы вы сейчас были, что делали?
3. На рыбалке
Папа, Аня, Митя и Кис на рыбалке. Рыбачат недалеко от палатки. Кое-что уже поймали. Кис чинно сидит на камешке, держит большую стеклянную банку с рыбками.
Такое ответственное дело, нельзя доверять детям! Это он, Кис, точно знает! Однако куда это Кис так пристально смотрит?
Ба! У папы на крючке щука. Над водой – ее голова, удилище прогнулось под тяжестью рыбы. Аня с сачком (вот он зачем, этот огромный сачок!) прямо в воду шагнула. Митя замер, глаз от щуки оторвать не может. У Киса глаза горят, как два желтеньких фонарика. Хорошо бы вытащить щуку, не упустить ее. Вот была бы уха как уха!
Закрывайте глаза, и я перенесу вас к детям и Кису.
Итак, кого вы выбрали, около, кого мне вас искать?
4. Чу-де-са!
Поспела луговая клубника. Аня и Митя каждый день отправлялись ее собирать. И ели, и кисели, компоты варили. Кис, хотя и не любил ягоды, все равно ходил с детьми.
Однажды забрели друзья на незнакомую полянку. Ягода там была спелая, крупная нетронутая. И грибы попадались.
Аня собрала букет из клубники в подарок маме. Она выпрямилась, посмотрела на Киса и увидела, что он стоит, не шелохнувшись, умильно сложив лапы под подбородком, и что-то рассматривает.
Он обнаружил… В траве в одеяле из листочков лежало крохотное дитя, похожее на махонькую куколку. Под его головкой сиял желтый кленовый лист. Малыш сосал соску, его глазки были плотно закрыты. Чу-де-са!
Чей же это малый, как думаете?
5. Как помочь?
Дети были убеждены, что ребенка потеряли.
А быть может, его вообще кто-то украл у родителей и до поры до времени спрятал здесь, в густой траве? Сначала дети испугались, стали звать на помощь. Как не испугаться! В траве кроху не видно. Любая козявка может его насмерть перепугать. Кис, поворачиваясь во все стороны, изо всех сил кричит (ведь он знает язык зверей и птиц), что они нашли маленькое дитя.
От крика кроха проснулась, открыла свои кругленькие глазки, таращит их. Хорошо, что не ревет пока! Аня склонилась над малышкой, говорит ей что-то нежное и успокаивающее.
Пока ребенок спал, дети зря время не теряли. Они рвали траву и складывали ее в стожок.
Зачем, как думаете?
Над стожком сделали тент из кленовых листьев. Стожок поставили на открытом месте, чтобы его можно было заметить. Дети были уверены, что ребенка уже ищут.
Только вот загадка! Что это за дитя? Чье оно?
Уж не лесовички ли живут где-то поблизости?
Легенды рассказывают о том, что лесовички жили на земле давным-давно, а потом исчезли. То ли вымерли все, то ли ушли в другие края.
Пока ребенок не заплакал, Аня, Митя и Кис отошли подальше, чтобы не испугать тех, кто придет за малышом. Как думаете, что дальше случилось?
***
Дети вернулись довольно быстро, но малыша уже не было. Они побежали к родителям, все им рассказали. Взрослые выслушали их, но, похоже, не поверили не одному слову.
Взрослые часто принимают правду за выдумки детей. Ничего не поделаешь! Они слишком торопятся и много нервничают, поэтому не успевают увидеть чудеса.
6. Спасители
Кис так пристрастился к рыбалке, что готов был сидеть с удочкой днем и ночью. И место он облюбовал себе замечательное. Упала в воду большая береза: корни ли подгнили, бобра ли похозяйничали.
В этот вечер Кис наловил много рыбы. Должно быть, наелся всласть, задремал, да упал в воду. А река была очень глубокая.
Барахтается, вылезти не может, так как удочку с рыбой выпустить из лап не хочет. Испугался, закричал, стал звать на помощь. И помощь подоспела. Только кто же это? Крохотные человечки из всех сторон приближались к Кису: кто – на большом листе водного цветка, кто – на плоту, а кто – и в лодке. По бревну вооруженные человечки бегут. Если бы не бежали, можно было бы спутать их с еловыми шишками.
Над Кисом завис вертолет, и человечки уже лестницу спустили. Чудеса! У всех человечков волосы зеленые, а одежды сказочные. Кис сначала струсил, а потом увидел, что лица у человечков с зелеными волосами добрые, озабоченные.
Лесовички это! Собственной персоной! А ведь взрослые считают, что лесовичков давным – давно нет на земле. Кис должно быть от волнения потерял сознание. Очнулся он в доме лесовичков. А что дальше было, расскажет следующая картинка.
7. В гостях у лесовичков
Жилище лесовичков - большая пещера под корнями огромного, мощного дерева. Кис – дорогой гость – сидит в почетном деревянном кресле. Большой горшок со сметаной держит, ложку облизал, глаза от удовольствия закрыл, отдыхает. А лесовички вокруг расположились. Сидят чинно, Кисом любуются. Одежда у них необыкновенно хороша!
Можете описать ее?
Девочки лесовички ходят в костюмах, которые мы только на картинах, в музеях да в кино видим. На них – русские национальные костюмы: сарафаны до пят, кофты с вышивкой, на ногах лапоточки. Лесовики – воины – с пиками, в кольчугах из чешуек еловых шишек и в таких же шлемах. На ногах – сапоги красные с раструбами. Красавица с поклоном преподносит Кису хлеб-соль.
На крышке банки сидит девочка с косичкой и держит салфетку, чтобы доброму гостю подать, если понадобится. Усы-то в сметане!
Молодые лесовички на бревнышках сидят, на Киса глядят. У некоторых из них на спинках крылышки, как у жуков. Может быть, они и летать умеют? Или крылышки им для маскировки нужны?
А мастеровые, видно, Эти маленькие человечки! Все-то у них и вокруг них красиво, ладно, уютно! Вот бы Аню и Митю сюда! Но позволят ли лесовички?
8. Содружество
Кис долго не решался предложить лесовичкам познакомится с Аней и Митей. Он сидел и вздыхал. Лесовички тревожились: «Что-нибудь болит?»
- Нет, но мои дорогие друзья- дети, неверное, проснулись и ищут меня. Если бы вы только знали, какие это чудесные ребята! Если бы вы только захотели, они бы мигом оказались здесь!
- Мы давно наблюдаем за вами, - сказал один лесовичок, должно быть, самый главный из них, - и убедились, что вы, как и мы, готовы помочь любому попавшему в беду существу. Мы будем рады видеть у себя твоих друзей, глубокоуважаемый Кис. С тех пор Аня, Митя, Кис и лесовички часто бывали вместе. Вместе они и на этой картинке.
Что же тут происходит?
Даже самые маленькие лесовички хорошо умеют обходится без компаса, который помогает людям ориентироваться и не заблудится.
Рассмотрите компас. На рисунке его красный конец показывает на юг, а синий конец показывает на север. Художник Викторов большой выдумщик. Он еще один компас нарисовал – «живой». Видите девочку в красном сарафане, вокруг которой буквы и стрелки? Замечательный получился компас!
Лесовички знают много примет и рассказывают о них Ане, Мите и Кису.
Как дкумаете, что делают около пня Аня и девочка в синем сарафане? Они рассматривают кольца на пне. Оказывается, что кольца с одной стороны значительно плотнее.
С южной стороны или северной? Проведите пальцем от «живого компас» к пеньку, не забудьте про буквы, обозначающие север, юг, восток и запад. Уверена, что вы уже догадались, с какой стороны у дерева наиболее плотные кольца. Кис с лесовичком осматривают одиноко растущее дерево. Ветки у дерева с одной стороны длиннее и толще.
Как вы думаете, где ветки дерева гуще: с северной стороны или с южной? Да и два созвездия художник не просто так нарисовал. Созвездия эти очень известные и называются Большая Медведица и Малая Медведица. В созвездии и Малая Медведица видна яркая звезда. Это Полярная звезда.
Аня и Митя просто в восторге от знаний лесовичков. И лесные человечки рады дружбе с детьми. Два лесовичка сопровождают Митю, обучают. Один объясняет, что по форме муравейника тоже можно определить юг и север. А второй лесовичок на камень указывает. Камни с северной стороны часто бывают покрыты мхом.
Замечательная картина, не правда ли? И рассматривать приятно, и много интересного узнать можно.
***
Картинка содержит большой информационный материал, следовательно, ее надо оставит в группе на несколько дней. Время от времени целесообразно интересоваться, чему бы ребенок мог научит лесовичков и чему бы у них хотел поучиться.
В своей работе с детьми руководствуюсь такими принципами, как:
вызвать у воспитанников устойчивую мотивацию к образовательной деятельности;
организовывать образовательный процесс диалогично, то есть в сотрудничестве с воспитанниками;
организовывать образовательный процесс через наблюдение, рассматривание картин, поддерживать в случае необходимости.
организовывать образовательный процесс в соответствующем темпе, используя подходящие средства
стимулировать инициативу и творчество воспитанников
Перепробовав различные методы и приемы в развитии речи дошкольников, наблюдая за своими воспитанниками и, изучая литературу по развитию связной речи детей, я пришла к выводу, что данная проблема происходит из-за низкого объема памяти, недостаточной сформированности логического мышления. Ребенку, просто в силу возрастных особенностей, трудно удерживать в памяти последовательность изложения, при этом составляя красивые предложения. И еще следует учитывать, что все дети разные: разные по уровню развития психических процессов, разные по своему темпераменту; кто-то активен, а кто-то быстро теряет интерес. На занятиях по развитию речи должны говорить дети, а не педагог.
Я старалась искать такие формы, методы и приемы обучения, которые позволяли бы всем детям чувствовать, что у них хорошо получается. Должен быть реализован обязательный принцип наглядности и непосредственного участия самого ребенка в процессе обучения, как равного с взрослым.
Из своих наблюдений дети с интересом воспринимают материал, представленный воспитателем, основанный на фантазиях, образных ассоциациях и имеющий игровую форму.
В старшем дошкольном возрасте мы активно развиваем связную речь дошкольников: учим детей пересказу; составлению рассказа-описания; составлению загадок; составлению рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе.
Материал по развитию связной речи детей,который будет полезен как педагогам ,так и родителям....
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».
Занятие построено в соответствии с современными требованиями, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей введены элементы игры и проблемная ситуация которая постав...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".
В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов и связной речи с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Воспитание любви к Родине является основным направлением патриотического воспитания дошкольников. Данный конспект познакомит вас с необходимым материалом по формированию представлений о России....
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».
Конспект будет интересен нетолько, учителям - логопедам, но и воспитателям комбинированных групп ДОУ....
Мастер-класс для специалистов, логопедов, учителей, воспитателей, родителей «Использование игровых приёмов и технологий по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе».
Стажёрская площадка по управлению качеством дошкольного образования «Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями». М...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной к школе группы с ТНР. Тема: "Наша Родина-Россия"
Конспект подгруппового логопедического занятия составлен для детей дошкольного возраста подготовительных групп с ТНР.Цель: пополнение и активизация словаря по теме «Наша страна»Задачи:Корр...