"Первый раз в детский сад!"
проект (младшая группа)

Конева Валентина Леонидовна

                                Проект:

«Первый раз в детский сад!»

 

Информационная карта проекта.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Тип проекта: информационно – практико– ориентированный.

Участники: воспитатели, дети группы, родители.

Актуальность

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни, а родители спокойно оставляли ребенка в детском саду.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

- строгий режим дня;

- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

- новые требования к поведению;

- постоянный контакт со сверстниками;

- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

- другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.

Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ:

- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

- подготовительная работа в семье;

- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

 

 

 

Цель проекта:

- создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

 

 

Задачи:

- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

-Налаживание контакта с родителями воспитанников: воспитатель и родители – союзники, единомышленники.

- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

 

Методы:

- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

- Анкетирование (родителей);

- Наблюдения;

- Беседа;

- Продукты совместной деятельности детей и родителей.

 

Основные направления проекта:

- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

- позитивное развитие отношений в детском коллективе;

- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

- становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.

- положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.

 

 

Формы работы с детьми:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

- релаксационные игры;

- сказкотерапия;

- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

- культура общения, тактичность и взаимопонимание.

 

  Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

Формы работы с родителями:

- консультирование,

- индивидуальные беседы,

- анкетирование.

 

Этапы проекта:

 1 этап. Подготовительный (организационный):

  • Составление перспективного плана мероприятий проекта;
  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
  • Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»; - помещение информации в родительский уголок.
  • Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

  • знакомство с семьей;
  • ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
  • беседы с родителями.
  • Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

3этап. Заключительный (результативность):

  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
  • выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Первые дни в детском саду»

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

- ребенок постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 6 шагов:

- ребенок остается без родителей на 1-2 часа

- ребенок остается без родителей на 2-3 часа 

- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

- ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

- ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

 

Перспективное планирование по проекту «Первый раз в детский сад!»

по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

 

 

Месяц

Мероприятие

Задачи

Ответственный

Сентябрь

 

 Игра –знакомство «Давай познакомимся».

 

Игра «Ласковые имена».

 

 

 

Знакомство детей с помещениями группы и их назначением (раздевальная комната, группа, со спальней).

 

Утренняя гимнастика:

 «В гостях у деток»,  «Погремушка», «Мы топаем».

 

Гигиенические процедуры: мытье рук, прием пищи, одевание.

 

- Адаптационные упражнения «У нас солнышко в гостях»;

-  «Зайчик», «Мячик», 

«Веселый петрушка», «Мишка»,  «Колобок», «Что мы делаем в саду», «Музыканты»,  «Ляля заболела»,  «Кто в гости пришел», «Мыльные пузыри».                                          

 

 

 

 

 

 

П/игры  в группе и на прогулке: «Солнышко и дождик», « У медведя во бору», «Большие ножки идут по дорожке», «Догони собачку»,  «Пузырь», «Волк и зайцы», «Поезд», «Зайка»

 

 

 

 

 

Разучивание пальчиковых гимнастик «Семья»,  «Зайчик»,  «Намотай клубочки», «Ладушки – ладошки»

 

 

-Чтение народной потешки  «Водичка, водичка».

 

 

Рассматривание альбома «Осень».

 

 

 

Развивающие игры: дидактические кубики, домиками, лото на различение цвета и формы, игры с пирамидками, игры  вкладыши.

 

Прогулки на свежем воздухе (наблюдения за живой и неживой природой, за трудом дворника, за прохожими).

Игры с песком в песочнице.

Трудовые поручения на прогулке: сбор красивых листочков, «Соберем игрушки»

 

Дыхательные гимнастики: «Подуем на листочки», «Понюхаем цветочек», «Вот какие мы большие».

 

Гимнастики после дневного сна.

 

Настольные игры: «Крупная мозайка», «Собираем пирамидку» «Постройки из конструктора», «Одень Машу», «Собрать картинку из пазлов».

Чтение русских народных сказок «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Бычок - смоляной бочок».

 

Показ сказки на фланелеграфе: «Курочка Ряба».

- установить контакт с детьми, снять чувство страха незнакомой обстановки.

- способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развивать навыки общения.

-расширять ориентировку в ближайшем окружении.

 

- снятие эмоционального напряжения.

 

- формирование культурно – гигиенических навыков

- создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии развитие внимания, речи и воображения, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, установление контакта детей друг с другом и воспитателем.

- развитие у детей двигательной активности, развитие ориентации в пространстве, упражнять в умении бегать в разных направлениях, развитие умения вставать в круг, развитие умение действовать согласовано,

-развитие способности к подражанию.

-развитие мелкой моторики, развитие речевой активности.

 

Дать представление о схеме лица, выполнять действия с помощью стихотворного текста.

- приучение детей рассматривать иллюстрации и называть, что на них изображено.

 

- развитие сенсорики, формирование умения подбирать  предметы по форме, цвету и размеру.

 

-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей,  развивать умение убирать за собой игрушки.

- формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения,  бережно относиться к игрушкам.

- тренировка навыка правильного  носового дыхания, упражнение умения правильности выполнения движений за воспитателем.

-Оказание успокаивающего действия на нервную систему.

-снятие эмоционального напряжения у детей.

-развитие мелкой моторики, внимания, мышления, сообразительности.

 

- познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания.

-создавать положительную атмосферу общения с детьми, расширять запас узнаваемых и называемых действий и предметов.

 

 

воспитатель

 

 

 

Мероприятия с родителями

 

Месяц

Тема

Формы работы

Ответственный

Сентябрь

 

 

 «Знакомство родителей с группой и воспитателями»

 

«Социальная анкета ребенка».

 

Особенности развития детей 2-3 лет.

 «Адаптация без слез»

 

Гигиенические требование к одежде ребенка.

 

Адаптация детей к детскому саду.

 

 

 

ФОТОВЫСТАВКА«Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».

Организационное родительское собрание

 

 

 

-Анкетирование родителей.

 

- Оформление папки –передвижки.

 

-Оформление буклетов для родителей.

 

- беседы.

 

 

 

- Разработка рекомендаций по адаптации детей к детскому саду.

 

-Оформление фотовыставки

Заведующий и воспитатели

 

 

 

Воспитатели.

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

Критерии оценивания результативности проекта:

- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

- позитивное развитие отношений в детском коллективе;

- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

- становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.

- положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.

 

Результат по проекту:

1.      Дети благоприятно адаптировались, отношения с воспитателем стали доверительными.

2.      Повысился уровень знаний родителей в вопросе адаптации ребенка к условиям детского сада.

                          

Список литературы

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.- М.:Учитель,2006.
  2. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –Дошкольное  воспитание № 8, 2001.
  3.  Панова Е. Н Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
  4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "В первый раз в детский сад" (первая младшая группа)

В данном материале рассмотрены вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ....

Конспект инновационной формы проведения родительского собрания «Первый раз в детский сад» в первой младшей группе

Очень важно дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформиро...

Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Первый раз в детский сад»

Цель:· установление контакта между родителями и педагогами;· моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации ...

Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет

Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе ДОУ «Первый раз в детский сад»

Повестка дня:1. Сообщение цели и задач собрания2. Знакомство с родителями3. Адаптация детей к детскому саду, советы родителям4. Ознакомить родителей в вопросе формирования культурно-гигиенических навы...