"Первый раз в детский сад!"
проект (младшая группа)
Проект:
«Первый раз в детский сад!»
Информационная карта проекта.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: информационно – практико– ориентированный.
Участники: воспитатели, дети группы, родители.
Актуальность
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни, а родители спокойно оставляли ребенка в детском саду.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
- строгий режим дня;
- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками;
- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.
Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ:
- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
- подготовительная работа в семье;
- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Цель проекта:
- создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
-Налаживание контакта с родителями воспитанников: воспитатель и родители – союзники, единомышленники.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Методы:
- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
- Анкетирование (родителей);
- Наблюдения;
- Беседа;
- Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Основные направления проекта:
- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
- становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.
- положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.
Формы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
- релаксационные игры;
- сказкотерапия;
- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
- культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
Формы работы с родителями:
- консультирование,
- индивидуальные беседы,
- анкетирование.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (организационный):
- Составление перспективного плана мероприятий проекта;
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
- Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»; - помещение информации в родительский уголок.
- Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
- знакомство с семьей;
- ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
- беседы с родителями.
- Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
3этап. Заключительный (результативность):
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
- выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Первые дни в детском саду»
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):
- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
- ребенок постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 6 шагов:
- ребенок остается без родителей на 1-2 часа
- ребенок остается без родителей на 2-3 часа
- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
- ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
- ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
Перспективное планирование по проекту «Первый раз в детский сад!»
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Месяц | Мероприятие | Задачи | Ответственный |
Сентябрь
| Игра –знакомство «Давай познакомимся».
Игра «Ласковые имена».
Знакомство детей с помещениями группы и их назначением (раздевальная комната, группа, со спальней).
Утренняя гимнастика: «В гостях у деток», «Погремушка», «Мы топаем».
Гигиенические процедуры: мытье рук, прием пищи, одевание.
- Адаптационные упражнения «У нас солнышко в гостях»; - «Зайчик», «Мячик», «Веселый петрушка», «Мишка», «Колобок», «Что мы делаем в саду», «Музыканты», «Ляля заболела», «Кто в гости пришел», «Мыльные пузыри».
П/игры в группе и на прогулке: «Солнышко и дождик», « У медведя во бору», «Большие ножки идут по дорожке», «Догони собачку», «Пузырь», «Волк и зайцы», «Поезд», «Зайка»
Разучивание пальчиковых гимнастик «Семья», «Зайчик», «Намотай клубочки», «Ладушки – ладошки»
-Чтение народной потешки «Водичка, водичка».
Рассматривание альбома «Осень».
Развивающие игры: дидактические кубики, домиками, лото на различение цвета и формы, игры с пирамидками, игры вкладыши.
Прогулки на свежем воздухе (наблюдения за живой и неживой природой, за трудом дворника, за прохожими). Игры с песком в песочнице. Трудовые поручения на прогулке: сбор красивых листочков, «Соберем игрушки»
Дыхательные гимнастики: «Подуем на листочки», «Понюхаем цветочек», «Вот какие мы большие».
Гимнастики после дневного сна.
Настольные игры: «Крупная мозайка», «Собираем пирамидку» «Постройки из конструктора», «Одень Машу», «Собрать картинку из пазлов». Чтение русских народных сказок «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Бычок - смоляной бочок».
Показ сказки на фланелеграфе: «Курочка Ряба». | - установить контакт с детьми, снять чувство страха незнакомой обстановки. - способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развивать навыки общения. -расширять ориентировку в ближайшем окружении.
- снятие эмоционального напряжения.
- формирование культурно – гигиенических навыков - создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии развитие внимания, речи и воображения, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, установление контакта детей друг с другом и воспитателем. - развитие у детей двигательной активности, развитие ориентации в пространстве, упражнять в умении бегать в разных направлениях, развитие умения вставать в круг, развитие умение действовать согласовано, -развитие способности к подражанию. -развитие мелкой моторики, развитие речевой активности.
Дать представление о схеме лица, выполнять действия с помощью стихотворного текста. - приучение детей рассматривать иллюстрации и называть, что на них изображено.
- развитие сенсорики, формирование умения подбирать предметы по форме, цвету и размеру.
-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки. - формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам. - тренировка навыка правильного носового дыхания, упражнение умения правильности выполнения движений за воспитателем. -Оказание успокаивающего действия на нервную систему. -снятие эмоционального напряжения у детей. -развитие мелкой моторики, внимания, мышления, сообразительности.
- познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания. -создавать положительную атмосферу общения с детьми, расширять запас узнаваемых и называемых действий и предметов.
| воспитатель |
Мероприятия с родителями
Месяц | Тема | Формы работы | Ответственный |
Сентябрь
| «Знакомство родителей с группой и воспитателями»
«Социальная анкета ребенка».
Особенности развития детей 2-3 лет. «Адаптация без слез»
Гигиенические требование к одежде ребенка.
Адаптация детей к детскому саду.
ФОТОВЫСТАВКА«Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем». | Организационное родительское собрание
-Анкетирование родителей.
- Оформление папки –передвижки.
-Оформление буклетов для родителей.
- беседы.
- Разработка рекомендаций по адаптации детей к детскому саду.
-Оформление фотовыставки | Заведующий и воспитатели
Воспитатели.
Воспитатели
Воспитатели |
Критерии оценивания результативности проекта:
- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
- становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.
- положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.
Результат по проекту:
1. Дети благоприятно адаптировались, отношения с воспитателем стали доверительными.
2. Повысился уровень знаний родителей в вопросе адаптации ребенка к условиям детского сада.
Список литературы
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.- М.:Учитель,2006.
- Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –Дошкольное воспитание № 8, 2001.
- Панова Е. Н Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
- Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "В первый раз в детский сад" (первая младшая группа)
В данном материале рассмотрены вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ....
Конспект инновационной формы проведения родительского собрания «Первый раз в детский сад» в первой младшей группе
Очень важно дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформиро...
Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Первый раз в детский сад»
Цель:· установление контакта между родителями и педагогами;· моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации ...
Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет
Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...
Конспект родительского собрания в первой младшей группе ДОУ «Первый раз в детский сад»
Повестка дня:1. Сообщение цели и задач собрания2. Знакомство с родителями3. Адаптация детей к детскому саду, советы родителям4. Ознакомить родителей в вопросе формирования культурно-гигиенических навы...
Родительское собрание в первой младшей группе на тему "Первый раз в детский сад".
Родительское собрание....