Паспорт проекта «Краски осени» старшая группа
проект (старшая группа)
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.
Длительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Осенняя пора всегда создает особенное настроение. Замедляется течение времени в природе, происходят сезонные изменения, которые видны невооруженным взглядом. Осень – замечательное время для того, чтобы остановиться, оглядеться вокруг, почувствовать, что то особенное и необъяснимое, то, что вдохновляло классиков на написание стихов, картин и музыкальных произведений, отличающихся необыкновенным ритмом, красотой и грустью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kraski_oseni_starshaya_gruppa.docx | 867.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Галкинский детский сад
Паспорт проекта «Краски осени»
старшая группа
Руководители:
Широкова Н.А.
Кошелева Т.С.
С. Галкинское, 2024
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.
Длительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Осенняя пора всегда создает особенное настроение. Замедляется течение времени в природе, происходят сезонные изменения, которые видны невооруженным взглядом. Осень – замечательное время для того, чтобы остановиться, оглядеться вокруг, почувствовать, что то особенное и необъяснимое, то, что вдохновляло классиков на написание стихов, картин и музыкальных произведений, отличающихся необыкновенным ритмом, красотой и грустью.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Нам, ближайшим взрослым, просто необходимо создать такие условия, которые помогут детям пережить чувства великих классиков, понять смысл, заложенный ими в свои произведения. Природа засыпает, это вызывает некую грусть, но это только отдых, передышка перед новым витком времени.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Проблема: дети не умеют любоваться красотой осенней природы, не могут ответить на вопрос «Осень какая?».
Цель: расширять знания детей об изменениях, происходящих в природе осенью.
Задачи:
- Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период;
- формировать основы экологической культуры дошкольников через наблюдения;
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
- Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;
- Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период;
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему;
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
1 этап. Подготовительный.
- Подбор методической литературы по данной теме;
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе);
- Подбор дидактических пособий и игр, иллюстраций, репродукций картин на осеннюю тему.
2 этап. Основной.
- Беседы: «Осень», «Приметы осени», «Осень золотая» (Приложение 1).
- Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Золотая осень» (Приложение 2).
- Рассматривание репродукций картин русских художников: В. Поленов «Золотая осень», И. Шишкин «Осенний пейзаж», «Осень», И. Левитан. «Золотая осень», Волков А. М. «Осень».
- Рисование «Осенний лес» (Приложение 3), «Листья деревьев» (Приложение 4).
- Аппликация обрывная «Золотые березы» (Приложение 6).
6. Лепка в технике пластилинографии «Осеннее дерево» (Приложение 5).
7. Чтение художественной литературы: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье», А. Плещеев «Скучная картина», И. Бунин «Листопад», Н. М. Грибачев «Рыжие листья», К. Д. Ушинский «Пчела и мухи», Н. Сладков «Осень на пороге», пословицы, поговорки и загадок про осень.
8. Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Найди тень», «С какой ветки детки?», «Найди деревья».
9. «Наблюдение за осенними листьями» на прогулке (Приложение 11).
10. Подвижные игры «Ветерок и желтые листочки», «К названному дереву беги», «Здравствуй, осень», «Собери листочек», «Поймай листок» (Приложение 10).
11. Пальчиковые гимнастики: «Осенние листья», «Мы идём в осенний лес», «Осень» (Приложение 9).
12. Просмотр мультфильмов: «Осенние кораблики», «Сказка про чужие краски», «Синичкин календарь».
13. Консультации для родителей «Правила и советы по созданию гербария», «Осенние игры по дороге в детский сад» (Приложение 12).
3 этап. Заключительный.
Создание гербария листьев деревьев и кустарников.
Создание стенгазеты «Мы и осень».
Выставка художественной литературы «Краски осени».
Презентация проекта.
Приложение 1
Конспект беседы «Осень».
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей об осени 4
- учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме;
- учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и предложения;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.
Ход беседы
Воспитатель: А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
-Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? (ответы детей)
-Почему это стихотворение грустное? (ответы детей)
-Ребята назовите времена года. Сколько месяцев в году? (ответы детей)
-Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (ответы детей)
-Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (ответы детей)
-Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют? (ответы детей)
- «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь? (ответы детей)
-Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.
-Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь? (ответы детей)
-Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?
-Ребята давайте с вами вспомним, что же происходит осенью в живой неживой природе? (ответы детей)
- Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.
-Ребята давайте с вами вспомним народные приметы осени
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Физминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
-Ребята, а что же происходит с живой природой осенью (птицами, насекомыми) (ответы детей)
- Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.
Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.
-Ребята, осень еще называют «сезоном урожая» Как вы думаете почему? (ответы детей)
- С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
-Ребята, а теперь отгадайте загадки.
Рыжий Егорка,
Упал на озерко,
Сам не утонул,
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — … осень
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … листопад
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет ветер
Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … зонт
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? (птицы)
-Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь мы с вами посмотрим, какие вы внимательные?
На картинках изображена разная осень: ранняя, золотая, поздняя. Найди и назови изображение осени ранней, золотой, поздней. Правильно ли они расположены, как нужно по порядку поместить картинки? (ответы детей)
-Какая картинка лишняя? Почему? (ответы детей)
-Назовите признаки осени? (ответы детей)
Игра
-Как дикие животные готовятся к зиме?
Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.
-Молодцы ребята! Вот и подошла к концу наша беседа, вы старались, отвечали на вопросы, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.
Конспект беседы «Осень золотая».
Цель: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
Задачи:
- соотносить описание природы в стихах или в прозе с определением времени года;
- сформировать у детей представления о состоянии деревьев осенью;
- развивать желание слушать музыку об осени, определять ее настроение и характер в связи с изменениями в природе;
- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
Материал: картины с изображением осенних пейзажей, труда людей осенью, погодных явлений, флэш-накопитель с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Времена года», слайды с изображением осенних деревьев «Осень в парке», «Дары осени», мяч.
Предварительная работа: прогулка и наблюдения на участках детского сада, заучивание стихотворений об осени.
Ход беседы:
Воспитатель приносит детям картины с изображением осеннего пейзажа; сельскохозяйственных работников при сборе урожая, изображения фруктов и овощей, и предлагает внимательно рассмотреть их.
Затем задает вопросы:
- Какое время года на них изображено?
- Какие времена года вы знаете?
- Какие осенние месяца вы знаете?
Далее воспитатель спрашивает:
- Ребята, а вам нравится осень? Скажите, по каким признакам вы определили, что на этих картинах изображена осень?
- Сейчас мы с вами послушаем музыку великого русского композитора П.И. Чайковского «Времена года». Когда вы будете слушать, то закройте глаза и представьте себе осенний лес, осеннее убранство деревьев.
Воспитатель предлагает рассмотреть еще несколько картин с изображением осени, осенними погодными явлениями, труда людей в саду, поле, на огороде.
- А когда мы прослушаем музыку, вы мне расскажете, что вы услышали, какие у вас впечатления от прослушанного произведения.
Воспитатель слушает ответы детей, помогает им ответить.
Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение об осени «Как обидно» И. Михайловой.
- Ребята, о каком осеннем явлении идет речь в стихотворении?
- Почему осень называют золотой?
- В чем отличия ранней и поздней осени?
- А кто может назвать осенние месяца?
Воспитатель продолжает беседу:
- На улице теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви. С большинства деревьев опала листва. Давайте вспомним, какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?
- Что осталось на деревьях съедобного для зимующих птиц? Какие птицы осенью улетают в теплые страны?
- Как человек может проявить заботу о птицах?
- Ребята, а вы знаете, что у всех осенних месяцев есть еще и народные названия? Так, сентябрь – это хмурень, потому что небо часто прячется за тучами и хмурится; октябрь – грязник, так как под ногами лужи и грязь от частых дождей, и, наконец, ноябрь – листогной, поскольку листья опали и гниют.
Воспитатель предлагает ребятам немного отвлечься и выполнить физкультминутку «Трудолюбивая старушка» (при произношении строк, дети производят движения имитирующие повадки кошек, мышей, мух, а также изображают ленивого мальчишку):
Ленивая кошка не ловит мышей,
Ленивый мальчишка не моет ушей.
Ленивая мышка не выроет норку.
Ленивый мальчишка не любит уборку.
Ленивая мушка не хочет летать.
Ленивый мальчишка не любит читать.
Что делать, скажите, добрейшей старушке,
Когда завелись у старушки в избушке
Ленивая кошка, ленивая мышка,
А также ленивая сонная мушка,
А с ними и впридачу ленивый мальчишка? (Юнна Морец)
- Ребята, а давайте подумаем с вами о том, как люди готовятся осенью к зиме? И что значит выражение «Дары осени?»
Проводится игра с мячом «Готовим овощи и фрукты на зиму»: в игре принимают участие все дети. Водящий бросает мяч одному ребенку и зазывает какой-либо овощ или фрукт. Ребенок должен поймать мяч и сказать, что можно сделать из названного овоща или фрукта. Игра заканчивается после того, как каждый ребенок поймает мяч один раз.
Далее воспитатель организует показ слайдов «Осень в парке». Несколько ребят рассказывают стихи об осени.
Заключительная часть: подводятся итоги, ребят просят описать погоду на данный день, назвать месяц.
Конспект беседы «Приметы осени».
Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
- систематизация представлений об осенних изменениях в природе, их характерных особенностях;
- учить отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход беседы:
Воспитатель: осень – красивое время года, особенность которого заключается в ярких красках окружающего мира. Осенью мир живой и неживой природы преображается.
Так, например, один раз в год люди наблюдают удивительное явление – листопад. Листья теряют зелёный цвет, приобретая различные яркие оттенки. Этот процесс происходит из-за того, что питательные вещества исчерпываются и образуются пигменты желтого, красного и оранжевого цветов.
Перечислим осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь.
Раннюю осень называют золотой: травы, листья на деревьях и кустарниках будто покрываются золотом. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.
В прохладном, прозрачном воздухе летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки недолгого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.
Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.
Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.
Стихотворение "Приметы осени"
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета:
Что от нас уходит лето.
А вторая - куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурней река.
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут влажные туманы,
А потом, уж жди не жди, -
Моросящие дожди.
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень!
- А теперь вопросы и задания.
1. Сколько примет осени перечислено в стихотворении? Вспомните и назовите их.
2.Составьте рассказ о времени года с опорой на план:
— Осенние месяцы.
— Приметы ранней и поздней осени.
— Животный мир (подготовка к зиме).
— Осенние работы людей.
Игра «Четвертый лишний»
Подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.
а) Сентябрь, октябрь, ноябрь, март;
б) картофель, яблоко, свекла, морковь;
в) подосиновик, сыроежка, рябина, груздь;
г) грач, стриж, ласточка, воробей;
д) лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску);
е) белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).
- Наша беседа подошла к концу, всем спасибо!
Приложение 2
Конспект занятия «Золотая осень».
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи:
- закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы;
- учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
- закрепить навык образования прилагательного от существительного;
- воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материал: шкатулка, мяч, иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка Степашка, письмо.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, я вас сегодня пригласила в путешествие, посмотрите вокруг как здесь красиво, ярко, красочно. Мы сегодня пришли сюда не просто так, нас пригласила, а кто пригласила… вы сейчас узнаете если отгадаете загадку.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима» (ответы детей)
Воспитатель: Дети, посмотрите к нам сегодня пришел еще один гость. Кто же это?
Дети: Степашка.
Воспитатель: посмотрите, Степашка принес нам письмо. Давайте прочитаем что же там написано!
Здравствуйте. ребята! На заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые или еще рано? Получилось так, что одна половина считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила так как стало холодно. Мы не знаем, что делать расскажите нам пожалуйста про осень. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. |
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. А что такое осадки? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Погода осенью»
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем.
У меня есть разноцветный мяч:
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью:
∙ Если идет дождь? (дождливая)
∙ А когда дует ветер? (ветреная)
∙ А когда холодно? (холодная)
∙ А если на улице пасмурно? (пасмурная)
∙ А если сыро? (сырая)
∙ Если хмуро? (хмурая)
∙ Ну, а если ясно? (ясная)
Воспитатель: Отлично. Вы все правильно говорили, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: А как вы думаете вся осень бывает одинаковая? (ответы детей)
Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы с вами подойдем к столу, посмотрим, что же на нем лежит. Здесь лежат картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Давайте мы с вами, разложим их по порядку. Один возьмет картинку, где изображена «Ранняя осень», другой возьмет картинку, где изображена «Золотая осень, а третий ту картинку, где «Поздняя осень». А другие ребятки проверят правильно ли вы взяли картинки. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите мне месяцы осени. (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит осенью в сентябре, октябре, ноябре? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. А теперь садитесь на стульчики. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. А сейчас дети нам расскажут приметы осени. Приметы осени
Осень подойдет неслышно
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А второй куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурней река
– Третья верная примета:
Осень бродит близко, где – то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит наступила осень.
Воспитатель: Ребята, а у нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (ответы детей)
Воспитатель: Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Я сейчас открою крышку, а вы мне будете называть приметы и пословицы.
Пословицы
∙ Коли ясно, то и осень прекрасна.
∙ Осень идет, и дождь за собой ведет.
∙ Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Приметы
∙ Осенью паутина на ясную погоду.
∙ Гром в сентябре – теплая осень.
∙ Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
∙ Когда гусь улетает, снег выпадает.
• Первый сухой снег обещает хорошее лето.
Воспитатель: Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. А сейчас мы с вами послушаем стихотворения. А. Пушкин «Унылая пора» И. Бунин «Лес» А. Толстой «Осень»
Воспитатель: А теперь давайте встанем и поиграем вместе с вами. Хотите превратится в листочки? (ответы детей)
Воспитатель: вправо, влево повернись и в листочки превратись Физкультминутка «Листочки» (включить Вальс)
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Игровое упражнение «Украсим дерево осенними листочками» (ширма – модуль «Осень»)
Воспитатель: ой, как много листочков. А теперь давайте встанем. Вправо, влево повернись и в ребяток превратись.
Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились. Теперь я поняла, что осень вам нравится. А какие красивые слова вы можете сказать про осень?
Игра осенние слова – (с мячом) (ответы детей)
Воспитатель: и вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью давайте, поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
«Так что же творится в лесу?» —спросим.
Осень, осень, осень.
Итог занятия Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем нашем зайчатам? (ответы детей)
Воспитатель: Я рада, что вы помогли зайчикам решить их спор. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Молодцы, вы старались, я очень довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень угощает вас яблоками.
Приложение 3
Конспект рисования «Осенний лес».
Цель: формировать умение изображать осенние деревья.
Задачи:
- продолжать учить детей, отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья, используя технику примакивания кисточкой;
- развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе;
- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материалы и оборудование: альбомный лист, акварельные краски, кисть, салфетка, непроливайка.
Предварительная работа: чтение стихов, рассказ про осень, подбор иллюстрации к занятию, картин об осени, беседа, наблюдение на прогулке, написание конспекта, подготовка материала к занятию.
Ход занятия:
Воспитатель: послушайте ребята стихотворение «Озорники» (Л. Разводова)
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.
Воспитатель: о каком времени года в стихотворении говорится? (ответы детей)
Воспитатель: правильно осень. Сегодня у нас необычное занятие мы отправляемся с вами в необычное путешествие в осенний лес. Рассматриваем иллюстрации с изображением осени.
Воспитатель: ребята! Скажите, пожалуйста, а осень на всех картинах изображена одинаково? (ответы детей)
Воспитатель: кто знает почему осень называют золотой? (ответы детей)
Воспитатель: еще ребята, когда идет дождик на листочках, бывают капли и когда они блестят, листья кажутся золотыми,
- Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья? (ответы детей)
Воспитатель: верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает). Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму. Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
Воспитатель: послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Воспитатель: осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу. Глядя на эти картины и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной.
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной. И. Михайлова
Воспитатель: сейчас возьмем в руки кисти давайте потренируемся.
Ствол дерева рисуем сверху вниз, к низу дерево утолщается. До конца травки ее рисуем, чтоб дерево у нас в воздухе не висело, веточки на дереве рисуем концом кисти, они тянуться к солнцу.
Воспитатель: какую краску берём чтобы нарисовать дерево? (ответы детей)
Воспитатель: когда будем рисовать листья, кисть прикладываем всем ворсом.
Воспитатель: какую краску берём чтобы нарисовать листья? (ответы детей)
Воспитатель: приступаем к работе. Начнём нашу работу с изображения стволов деревьев. (Дети рисуют)
Воспитатель: ребята отложите свои рисунки, пусть подсохнут, а мы сейчас сделаем зарядку, а потом нарисуете крону — листочки и листопад.
Физминутка: А давайте мы с вами превратимся в осенние листочки.
Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо и влево)
Будто опять закружиться хотят. (снова кружатся на носочках)
После Физминутка дети рисуют, примакивая всем ворсом кисточки, крону и листопад (листья облетают с деревьев и ложатся на землю). Ребята, кто закончил, отложите свои работы.
Воспитатель собирает все работы, и устраивает выставку из детских работ.
Воспитатель: видите, ребята, какие замечательные картины у вас получились, вы были настоящими художниками.
Воспитатель: что мы с вами рисовали? (ответы детей)
Воспитатель: Вам нравятся ваши работы?
Воспитатель: Молодцы!
Приложение 4
Конспект рисования «Листья деревьев».
Программное содержание. Учить рисовать с натуры силуэты листьев и аккуратно закрашивать их гуашевыми красками, плавно переходя от одного цвета к другому. Закреплять умение вписывать рисунок в лист. Продолжать учить закрашивать листья цветными карандашами, штрихуя в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах. Развивать эстетическое восприятие. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
Раздаточный материал. Засушенные листья разных деревьев, альбомные листы, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
К этому занятию попросите детей принести засушенные осенние листья.
В начале занятия прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой "Ветрено".
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена,
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый,
Березовый,
Желтый лист
И розовый,
Красный,
Разноцветный,
Старый лист газетный.
Солнечно, ветрено,
Ветрено, ветрено!
Спросите детей:
– Что делает ветер в стихотворении? (Срывает листья с деревьев и разгоняет их по всей земле.)
Скажите:
– Вот и вы сегодня принесли на занятие листья, которые ветер сорвал с деревьев. Давайте рассмотрим их, а потом нарисуем.
Определите вместе с детьми, с каких деревьев их листья, какой они формы (круглые, вытянутые, резные и т. д.), какого они цвета. Отметьте разноцветные листья, на которых присутствует сразу несколько цветов.
Предложите нарисовать лист округлой формы (липы, березы, осины или ольхи). Покажите детям, как простым карандашом наметить форму листа: сначала рисуется круг, делится линией (стержнем) на две части, а затем листику придается нужная форма. Удлиненный лист (вербы, ивы) рисуется из овала. Затем можно попробовать изобразить лист дуба. Для этого нужно наметить прямоугольник, разбить его на полосы, провести в нем центральную линию, а затем закруглять волнами каждую ячейку, передавая форму дубового листочка.
Остается закрасить цветными карандашами готовые листья. Учите детей не только закрашивать листья одним цветом, но и использовать в рисовании несколько цветов, плавно переходящих из одного в другой или накладывающихся один на другой. Можно дополнить листья тонкими прожилками.
Приложение 5
Конспект лепки в технике пластилинографии «Осеннее дерево».
Цель: создание образа осеннего дерева с помощью пластилина.
Задачи:
- продолжать учить детей скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его на картоне;
- развивать сообразительность, мышление, мелкую моторику рук;
- воспитывать чувство красоты.
Материал: иллюстрации и рисунки осенних деревьев, образец дерева, картон белого цвета, пластилин (желтого, красного, зеленого, оранжевого цветов), доски для лепки, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, какое сейчас время года? А какие три осенних месяца вы знаете, давайте вспомним и назовем их?
Ответы детей.
Воспитатель: А скажите мне, что происходит с листьями осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а какие деревья вы знаете? Из чего состоит дерево?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, обратите внимание, какие замечательные осенние пейзажи рисовали наши художники. Какая осень на их картинах? А вы бы смогли нарисовать так же? (ответы детей).
Воспитатель: Послушайте стихотворение про осень З. Федоровской.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
Утешает осень:" Не жалейте лета!"
Посмотрите – роща - золотом одета.
- Какое настроение передает это стихотворение? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в художников? (ответы детей). Только рисовать мы красками не будем. Нашим помощником на сегодняшнем занятии будет пластилин! Для начала нам нужно слепить ствол у дерева. Раскатывает колбаску и прилепляем её к картону.
Воспитатель: давайте немного отдохнём и сделаем осеннюю физкультминутку!
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Воспитатель: продолжим украшать наше дерево. С помощью пластилина мы сделаем листочки. Садимся за столы, работаем аккуратно, не мешаем товарищам. Отщипываем кусочек пластилина, катаем шарик, прижимаем его к нашему дереву и расплющиваем пальчиком. Вот такие разноцветные, яркие листочки у нас получаются!
Воспитатель: посмотрите, дети, какая у нас получилась замечательная осенняя картина! Какой разноцветный наряд получился! Вы настоящие художники! Молодцы! Вам нравится ваша работа? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
По окончании занятия работа выставляется на стенд.
Приложение 6
Конспект аппликации «Золотые берёзы».
Цель: создание условий для развития детского творчества.
Задачи:
- закрепить умение создавать образ берёзки в технике обрывной аппликации;
-развивать мелкую моторику рук, стремление создавать изделия, радующие окружающих;
- воспитывать аккуратность, любовь к родному краю и бережное отношение природе.
Предварительная работа: наблюдение за берёзами на прогулке; чтение пословиц и поговорок о берёзе, поучительной сказки о двух берёзах; заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза».
Раздаточный материал: Картон, клей, листочки жёлтой бумаги для обрывной аппликации; салфетки, подкладные листы - на каждого ребёнка.
Демонстрационный материал: репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».
Ход занятия
Воспитатель:
Листья с веток облетают
Птицы к югу улетают
«Что за время года?» - спросим
Нам ответят: «Это ….» (осень)
- Ребята, а вы знаете стихотворение об осени? Кто желает рассказать? (дети читают стихи).
(Стук в дверь. Приносят посылку Картина И. Левитана Золотая осень»)
- От кого же посылка? От осени.
- Ребята, взгляните в посылке картина. А, что на ней изображено? (ответы детей).
- Это картина И.Левитана «Золотая осень».
- А какую осень изобразил художник? Почему осень называется золотой?
- Посмотрите ребята, в какой красивый золотой наряд оделись березки.
- А теперь давайте поиграем в игру «Скажите, береза, какая?».
- Береза является символом России. Любит наш народ березоньку за ее красоту. Береза красива в любое время года. Многие поэты посвятили свои произведения русской березе - символу красоты и чистоты.
- А сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию «Золотые березки». Занятие у нас необычное, мы будем работать без ножниц. Такая аппликация называется обрывная. Как вы думает, почему?
- Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево? На блюдцах у вас лежат желтые листики бумаги. Сейчас мы аккуратно будет обрывать ее на маленькие квадратики, это и будут золотые листики для осенней березки. Работаем аккуратно, на клееночках. Как только вы приготовите все листики можно приступать к наклеиванию. Помните, что листьев на березке осталось совсем немного, а на земле лежит красивый золотой ковер. Украшаем и березку, и землю. Клей намазывайте на всю крону, а потом начинайте приклеивать листочки. Приступаем к работе.
Физминутка "Листочки".
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(покачивание руками над головой)
Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели
(руки в стороны)
И на землю тихо сели
(присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял
(покачивание руками над головой)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно сели на место).
- У вас получились замечательные березки, точно такие же, как в осеннем лесу. Эти работы будут напоминать нам о теплых осенних днях. Давайте создадим из наших деревьев целую березовую осеннюю рощу.
Приложение 7
Пословицы и поговорки об осени.
* Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
* Осень — перемен восемь.
* Осень — запасиха, зима — подбериха.
* Цыплят по осени считают.
* Осенью и воробей богат.
* Осень велика, зима долга.
* Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
* Осень непогодь несет.
* Осенью и у воробья пир.
* Упал с дерева один лист – жди осени
* Осенью молоко спичкой хлебают.
* В осень и у вороны копна хлеба.
* В осень и у вороны копна, не только у тетерева.
* Осень — это время собирать урожай.
* Осенью скот жиреет, да человек добреет.
* Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
* Придет осень, за все с вас спросит.
* Тёплая осень — это к долгой зиме.
* Брюзжит, что худая муха в осень.
* В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет. В осень и у воробья пир.
* В осень любого гостя потчуют молоком, ну а не любого — медом.
* Весна красна цветами, ну а осень — снопами.
* Весна красна, но голодна; осень дождлива, но сытна.
* Золотая осень Осень-то матка: кисель да блины, а весною — то гладко: сиди да гляди.
* Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил (т. е. в петлю).
* От осени к лету поворота нету.
* Осень — погоды перемен восемь.
* Осень идёт, а за собою дождь ведёт.
* Осень прикажет, ну а весна свое скажет.
* Осень хвастлива, зато весна справедлива.
* Раз макнут, два тряхнут, а потом и в рот понесут.
* В осень и у кошки пир.
* Осень говорит: «Гнило», весна: «Мило, лишь бы было».
* Осень говорит: «Я поля упряжу», весна говорит: «Я еще погляжу».
* Осенняя муха (поздняя) больнее кусает.
Приложение 8
Загадки про осень.
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень) | Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто... (листопад) |
Ветки в парке шелестят, Сбрасывают свой наряд. Он у дуба и березки Разноцветный, яркий, броский. (Листопад) | Льется он косой стеной И стучит по нашим окнам. Сам холодный, проливной, А в саду беседки мокнут. Лист осенний долго кружит, Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь) |
Утром мы во двор идём — | Листья падают с осин, |
Солнца нет, на небе тучи, (Поздняя осень) | Рыжий Егорка (Осенний лист) |
Ветер тучу позовет, | Листья желтые летят, |
Как художник можешь ты Все деревья и кусты Перекрасить в цвет любой: Ярко-красный, золотой. Что за мастерица, спросим, Ну, конечно, это… (Осень) | Кто так щёки раздувает, Листья с дерева срывает, По земле разносит их. Лучше б ты скорей утих. (Ветер) |
Что весною зеленеет, Ну а осенью желтеет, Тихо в воздухе кружится И под ноги нам ложится? (Листочки) | Первый — в школу нас зовёт, Урожаи соберёт. Брат второй — слегка грустит И дождями моросит. Третий — холодом дохнёт И морозы приведёт. Кто такие эти братцы? Вам не трудно догадаться. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) |
Приложение 9
Пальчиковые гимнастики про осень.
«Осень» Ветер по лесу летал, | «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять. |
«Осень, осень к нам пришла…» Осень, осень к нам пришла, | «Осенняя одежда» Я одежду надеваю |
«Осень» По дороге золоченой Осень в гости к нам пришла, И зверятам, и ребятам — Всем подарки принесла. (Поднять руки вверх, кисти опущены.) Яблоки на веточках висели и скучали. (Покачать опущенными кистями.) Девочки и мальчики ветки раскачали. (Покачать поднятыми вверх руками.) Яблочки о землю громко застучали. (Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.) | «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева) Мы идем в осенний лес. (маршируем на месте) А в лесу полно чудес! ( разводим руки в стороны, «удивляемся») Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук) Это очень хорошо. ( хлопаем в ладоши) Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону) И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку») Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка) На пеньке – опята, А во мху – лисички, Дружные сестрички. ( делают манящие движения руками) «Подосиновик, груздок, (грозят указательным пальцем правой руки) Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками) Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны) Украшай осенний бор! |
«Золотая осень» Если на деревьях листья пожелтели, (Сжимают и разжимают пальцы) Если в край далекий птицы улетели, (Машут кистями рук) Если небо хмурится, если дождик льется, (Закрывают ладонями глаза, открывают и Это время года осенью зовется. поднимают руки вверх, вниз) Дует, дует ветер, (Дуют на кисти рук.) Дует, задувает, (Трясут кистями рук.) Желтые листочки С дерева срывает. (Руки медленно опускаются вниз.) | «Ходит осень в нашем парке» Ходит осень в нашем парке, (Пальчиками шагаем по столу) Дарит осень всем подарки, (Показываем две ладошки, сложенные вместе) Бусы красные – рябине, (Загибаем поочередно пальчики) Фартук розовый – осине, Зонтик желтый – тополям, Фрукты осень – дарит нам! (Прикладываем две ладошки к груди) |
Приложение 10
Подвижные игры про осень.
Игра «Ветер и желтые листочки» Цель: продолжать формировать у детей умение действовать по сигналу педагога, соблюдать правила, развивать ловкость, умение сопереживать товарищам. Инвентарь: платок голубого цвета, листья клена по количеству детей. Ход игры. На участке очерчивают игровую площадку размером 5 на 5 м. По считалке выбирают водящего - он «ветер», остальные дети –«желтые листочки». «Ветру» на голову надевают платок голубого цвета и завязывают концами назад (как бандану, он встает в центр площадки. Дети с кленовыми листочками в руках встают в шеренгу вдоль одной из границ участка. Педагог читает стихотворение, а «ветер» «летает» - медленно бегает по площадке, взмахивая руками, кружится. «Хмурится октябрь, нет уже цветочков. В парке ветер кружит желтые листочки. Ветер кружит листья в вихре золотом. Осень в желтом платье бродит за окном» По сигналу педагога - «Раз, два, три, беги!» дети - «Желтые листочки» разбегаются по площадке. «Ветер» старается их поймать (коснуться рукой). Нельзя ловить того игрока, который успел присесть и дотронуться рукой до земли. Когда пойманы 3 – 4 «листочка», педагог останавливает игру, по считалке выбирают нового водящего. | Игра «К названному дереву беги» Цель: учить детей быстро находить названные деревья. Ход игры. Педагог называет дерево. Дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Педагог внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводится на скамейку штрафников. |
Игра «Листопад» Цель: закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; упражнять в умении передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад». Развивать внимание, развитию речи. Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький». Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине. Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.) Листопад! Листопад! Листья желтые летят! Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками) Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.) Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.) Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.) Воспитатель продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились! Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю ... листья». | Игра «Птички и дождик» Цель: учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков. Ход игры: Педагог раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия». Педагог начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, „клюют"), опять улетают. Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв!»— произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше». «Тук! Тук! Тук!» — повторяют дети. «Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми, —зовет взрослый. — Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются» (дети имитируют голоса знакомых птиц). Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз дети-птички разлетаются в разные стороны. |
Игра «Ветер и листья» По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу. | Игра «Осенний букет» Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание. |
Игра «Найди пару» Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие. | Игра «Слушай внимательно» Задачи: развивать умение выполнять словесную инструкцию, действовать по сигналу взрослого, закреплять знания о форме листьев разных деревьев. |
Приложение 11
Конспект прогулки «Наблюдение за опавшими листьями».
Программное содержание: учить анализировать, обобщать, наблюдать и сравнивать, обогащать чувственный опыт дошкольников; уточнить и систематизировать знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы; научить детей видеть всё богатство и разнообразие красок осени, выделять существенные признаки в объектах природы.
Развивать монологическую речь и словесное творчество детей в игровой и познавательной деятельности.
Воспитывать уважительное отношение к природе, умение видеть и оценивать её красоту.
Словарь: листопад, облетают, кружат, вьются, порхают.
Ход и методика проведения.
Вступительное слово.
- Полюбуйтесь! Какой удивительный сегодня день! Сколько сюрпризов он нам приготовил. У нас на участке столько много разных листочков.
Летит листочек кружится
Где только не бывал.
И вот с осенним ветерком
Он в детский сад попал.
Беседа об осени.
Последние осенние листочки разносит ветерок-проказник.
- Как называются явления природы, когда с деревьев облетают листья? (Листопад).
Листопад, листопад!
Листья жёлтые летят.
Листья жёлтые летят
Под ногой они шуршат.
— Это яркое, красочное, завораживающее явление, которое отличает осень от всех времён года.
- Какое настроение вызывает у вас листопад? (печальное, грустное, задумчивое, опечаленное, сонное).
- Как вы думаете, что чувствуют деревья, сбросив с себя листья? (дрожат, мёрзнут).
- Им становится легче.
- Какими словами можно описать движение листьев? (летят, падают, кружатся, вьются, танцуют, порхают, мелькают).
- С чем можно сравнить опавшие листья? (с золотыми монетками, с разноцветными пёрышками, с бабочками, с яркими бумажками от конфет).
- Меняют ли свой цвет листья, которые упали на землю давно? (Да, они тёмные).
- У всех ли деревьев одинаковые листья? (Нет).
- Растут ли новые листочки осенью? (Нет).
- Как всё изменилось вокруг, по сравнению с природой летом? (Стало холодно, пожелтела трава, опадают листья).
- Давайте вспомним с чего же начиналась осень? (Ответы детей).
Рассказ воспитателя.
- Осень начинается с тёплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и тепла. В том месте, где черешок сидит на ветке образуется тоненькая перегородочка, которая не пропускает ни сок, ни воду. И лист, даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. Трава и цветы сохнут, насекомые прячутся, животные готовят запасы и жилище к зиме, некоторые ложатся в спячку.
- Какими словами можно назвать осень? (красочная, разноцветная, дождливая, золотая, тёплая, туманная, урожайная, щедрая).
- К концу осени, в ноябре, вся природа готовится к зиме. На улице прохладно и наши руки немного замёрзли. Предлагаю погреть пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал
(Плавные движения рук)
Ветер листики считал
(Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый (Загибают большой палец)
Вот кленовый (указательный)
Вот рябиновый резной (средний)
Вот с берёзки золотой (безымянный)
Вот последний лист с осинки (Мизинец)
Ветер бросил на тропинку (Укладывают ладони на колени).
МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА.
Осень подарила нам листочки, чтобы мы с ними поиграли. А игра называется «Осенние листочки». (Раздаю детям листочки по одному в каждую руку).
Мы осенние листочки.
Мы на дереве сидели.
Ветер дунул полетели. (Бегут по кругу).
Полетели, полетели
И на землю тихо сели. (Дети присели).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали).
Повертел, покружил. (Кружатся вокруг себя).
И на землю опустил. (Снова присели).
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК «СОСТАВЬ УЗОР».
- А сейчас я предлагаю составить узор из осенних листочков на дорожке. (Дети составляют узор на асфальте).
Приложение 12
Консультация для родителей
«Правила и советы по созданию гербария».
ПРАВИЛА СБОРА РАСТЕНИЙ ДЛЯ ГЕРБАРИЯ
1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла
роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить всё растение.
3. Не срывать редкие растения, занесённые в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор: маленькие, большие, раскрытый
СОВЕТЫ И СЕКРЕТЫ
• Помните: чем «моложе» цветки или соцветия (1-2 дня, тем устойчивее их окраска. Взятые в конце цветения, они, как правило, при сушке распадаются, теряют лепестки, цвет становится тусклым.
• Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в книгу или газету. Если вы не успели обработать и заложить цветы для засушки, то поставьте их в воду, а на следующий день начните засушивать.
• Если какие-то цветы пришлось сорвать после дождя, то их ставят в воду и дают высохнуть, а затем засушивают.
•Можно собирать увядшие цветы: засушенные, они дают графичность и живописность композиции.
Консультация для родителей
«Осенние игры по дороге в детский сад»
К сожалению, для детей не всегда радостна утренняя дорога в детский сад, родители могут из-за этого огорчаться и даже нервничать. Так как сделать чтобы прогулка стала для детей легкой, интересной и познавательной? Дидактическая игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они не требуют дополнительных материалов, а только пару минут свободного времени.
Приведём примеры таких игр.
«На эту букву я знаю слово».
Какие слова ты знаешь на букву «А»? Я знаю автобус, а ты? (арбуз, аист и т.д.). Продолжаем играть и с остальными буквами алфавита.
«Какой листик?»
Если лист ивы, то он (какой?) – ивовый.
Если лист березы, то он - … (березовый).
Если лист рябины, то он - … (рябиновый).
Если лист дуба, то он - … (дубовый)
Во множественном числе:
Листья на иве – ивовые.
Листья на березе – березовые.
Листья на дубе – дубовые.
Во множественном числе родительном падеже:
Зимой на березе нет каких листьев? Березовых.
На клене? Кленовых.
На дубе? Дубовых.
На иве? Ивовых.
«Подбери действие»
Листья осенью (что делают?) – желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью – моросит, идет и т.д.
Дождь осенью – холодный, моросящий.
Погода осенью – пасмурная, дождливая, хмурая, морозная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели краски осени старшая группа речевое развитие
Тема недели краски осени старшая группа речевое развитие...
Тема недели "Краски осени" старшая группа физическое развитие
Тема недели "Краски осени" старшая группа физическое развитие...
Тема недели "Краски осени" старшая группа познавательное развитие
Тема недели "Краски осени" старшая группа познавательное развитие...
Тема недели "Краски осени" старшая группа художественно - эстетическое развитие
Тема недели "Краски осени" старшая группа художественно - эстетическое развитие...
Тема недели "Краски осени" старшая группа Социально - коммуникативное развитие
Тема недели "Краски осени" старшая группа Социально - коммуникативное развитие...
«Проект "Краски осени" старшая группа»
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творч...