Консультация для воспитателей «Дорогою добра»
консультация
Дети с самого раннего возраста правильно понимают, что такое доброта. Но не всегда они бывают добрыми. Наша задача (педагогов, родителей) – воспитать у детей с самого раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 87.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Дорогою добра»
Доброта. Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства. "Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им". Такое определение дано в словаре Д.В. Дмитриева.
Хорошо об этом сказал К. Паустовский:
«Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее – от человека».
Каждый человек нуждается в поддержке и добром отношении к нему со стороны окружающих, но и сам человек должен делать добро другим.
От родителей часто можно услышать такие вопросы: «Как научить детей читать? Писать? Считать?» Но никогда не услышишь вопроса: «А как научить доброте?»
Дети с самого раннего возраста правильно понимают, что такое доброта. Но не всегда они бывают добрыми. Наша задача (педагогов, родителей) – воспитать у детей с самого раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».
Конечно, огромная роль в воспитании доброты принадлежит семье.
Ребенок, как подсолнух поворачивается ко всему светлому, доброму. И это добро в первую очередь идет от семьи, родителей.
Но детский сад здесь тоже играет огромную роль. Мы учим детей заботиться о других, учим помогать и защищать слабых, учим слушать и понимать других. Мы, воспитатели, показываем детям как нужно относиться к природе, ко всему живому. Ведь мы сами часть этой природы. Все мы знаем, как ее трудно сберечь. Сколько пожаров происходит по вине людей, гибнут животные, птицы, растения. Дети все это видят. Каждый день мы должны беседовать с ними о том, что не нужно рвать и топтать цветы, ловить насекомых. Рассказывайте детям о том, что нужно заботиться о бабушках и дедушках, о младших детях, о животных и растениях, которые мы выращиваем.
Задача педагогов, воспитателей, и в первую очередь родителей состоит в том, чтобы воспитывать у ребят потребность совершать добрые поступки с самого раннего возраста.
Как научить ребенка доброте? Доброту можно воспитать только добротой. С детства рядом с ребенком находятся его родители, близкие родственники, воспитатели, учителя. Показывая ребенку, что такое доброе отношение к окружающим, взрослые подают пример малышу, задают ему модель правильного поведения в обществе. При этом важно еще показать ребенку, что искренняя доброта характеризуется скромностью. Истинно добрый человек никогда не потребует ничего взамен за сделанное доброе дело и не станет хвалиться окружающим своими добрыми поступками.
Доброта важна не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Если в обществе будет много истинно добрых людей, такое общество будет развиваться и процветать. Ведь там, где люди бескорыстно и искренне помогают друг другу, работа спорится, и все дела успешно выполняются. Поэтому доброта важна как для развития любого общества, так и для прогресса человечества в целом.
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
Чтобы развивать доброжелательность, дружелюбие необходимо ввести в жизнь группы некоторые добрые традиции.
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру – например, «Каравай»; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).
Можно ввести еще один обычай – «Круг хороших воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить «о хорошем». Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и доброжелательности.
В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хорошая традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на «вопросительном месте».
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию доброй дружелюбной атмосферы в группе.
Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу, такие как аплодисменты в ситуациях успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой пальчик за успех ребенка; разнообразные ритуальные движения (могут быть придуманы воспитателем вместе с детьми) и др.
Учите детей проявлять благодарность к сверстникам и взрослым. Для этого рядом с соответствующим словесной лексикой («спасибо», «ты мне очень помог», «без тебя я не справилась бы», «ты приятный человек», «тебе все радуются», «ты излучаешь ...», «тебе доверяют») можно использовать специальные приемы, например, написание записочек благодарности друг другу. Этот прием производит сильное впечатление как на адресующего, так и на адресата. Записки готовят вместе с воспитателем и вкладывают в специальный ящик, который можно назвать «сундучок добра и благодарности». Конечно, воспитатель подскажет, за что можно поблагодарить своего сверстника и как об этом можно сказать. После окончания или месяца, или недели, или дня письма зачитывают в присутствии всех детей. Стоит позаботиться о том, чтобы каждый ребенок получил письмо благодарности.
Стоит обогатить практику педагогической деятельности проведением организованной утренней встречи. Сущность ее заключается в том, что сразу после прихода детей в садик, или перед самым завтраком, или сразу после него, малыши собираются вместе для общего приветствия, обсуждения планов на день.
Обустройте в группе уголок мира или коврик доверия. Для этого выделите отдельное уютное место, поставьте туда кресло, положите коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом. Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях (не могут поделить игрушку, определиться с местом в колонне, договориться об очереди и т.д.) и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Для начала проиллюстрируйте на конкретном случае, как можно пользоваться уголком мира. Например, в группе появилась новая заводная машина. Сергей и Саша оба хотят поиграть с ней. Предлагается сесть на коврик и обсудить, как можно поделиться. Возможно, кто-то сам захочет уступить. Если-нет, можно воспользоваться считалкой или бросить жребий. Обсуждается также продолжительность игры каждым ребенком. Постепенно этот уголок станет символом дружбы, доброты, партнерства, доверия.
Организуйте совместные партнерские проекты. Для этого актуализируйте для детей проблемы, требующие совместного обсуждения и решения. Например, уход за комнатными растениями, птицами в зимний период, подготовку к праздникам.
Правила доброго взаимоотношения с детьми:
- чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
- пойте с детьми и для детей;
-цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;
- стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
-следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
-не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;
-поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
- поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;
- сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;
- замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются
-вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
- не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
- находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.
- создавайте положительные традиции жизни группы.
- читайте с детьми стихи, сказки, рассказы о доброте, используйте пословицы о доброте.
- создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
- рассказывайте родителям о добрых поступках детей.
- обсуждайте с детьми ситуации положительного характера, например:
«Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – коммуникативное развитие. Совместная деятельность воспитателя с детьми « Дорога добра» в подготовительной к школе группе .
Совместная деятельность воспитателя с детьми в подготовительной к школе группе на основе сказок ,с использованием современных образовательных технологий....
К КОНКУРСУ "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2019" Интегрированное занятие в старшей группе по теме "Дорогою добра.Золотое правило доброты"
Занятие для детей 5-6 лет...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...
Консультация для родителей "Дорогою добра" Духовное воспитание детей раннего возраста.
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми "Дорогою добра"
Квест-игра "Дорогою добра"-совместная игровая деятельность для детей старшей возрастной группы. В игру включины задания и игры на развитие памяти, внимания, логического мышления, наблю...
Конспект ООД "Дорогою добра" в помощь воспитателям, патриотическое воспитание старших дошкольников.
Патриотическое направление, данная ООД прививает и воспитывает,развивает и приобщает детей к социо-культурным ценностям,формирует нравственные качества,чувство патриотизма....
Консультация для воспитателей "Час добрых дел"
Воспитание доброты – одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать усп...