Консультация для педагогов «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе изучения ПДД"
консультация
Обеспечение безопасности на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже за воротами дома подстерегают серьёзные опасности. Им предстоит жить при значительно большей интенсивности автомобильного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе изучения ПДД"
Обеспечение безопасности на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже за воротами дома подстерегают серьёзные опасности. Им предстоит жить при значительно большей интенсивности автомобильного движения.
В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не понимают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет. Они не способны заметить приближающиеся транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.
У дошкольника другие особенности слуха и зрения. Они реагируют на звуки, которые им интересны. Услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасность легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
Таким образом, актуальность проблемы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улице связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит детей перед реальными опасностями на улице. Чтобы избегать этих опасностей, очень важно уже с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.
Как организовать работу по изучению ПДД?
Необходимо в группе создать уголок по ознакомлению дошкольников с ПДД:
- макет улицы (макеты домов, силуэты деревьев, транспортные игрушки, дорожные знаки, фигурки людей);
- настольно-печатные игры (домино, лото, разрезные картинки и т. д.);
- наглядный и иллюстративный материал (виды транспорта, дорожные знаки, сюжетные картинки, схемы иллюстрирующие ситуации на дороге и др.);
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (костюмы, транспортные игрушки, светофор, дорожные знаки, рули, жезл, фуражка полицейского и т. д.);
- дидактические и развивающие игры;
- книги по дорожной тематике;
- видео картотека, мультфильмы по ПДД.
Использовать разные формы и методы работы с детьми:
- наглядные – наблюдения за транспортом и пешеходами, целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов, слайдовых презентаций;
- словесные – беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадывание загадок, решение логических задач, проблемных вопросов;
- практические – развлечения в разнообразных формах – КВН, агитбригады и
т. д.; организация разных видов игр.
Развитию социальных навыков поведения способствует такая совместная работа с детьми, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то интересной для него деятельности. Педагог на занятиях также стремится к тому, чтобы у детей была познавательная активность, когда дети задают вопросы, решают проблемные задачи. Как и на любом занятии в детском саду, развивать познавательную активность можно и на занятиях по ПДД.
Очень эффективной будет работа по обучению дошкольников безопасности, если педагог организует ее через проблемное обучение, самостоятельную работу детей, диалог с ребенком, моделирование, проектную деятельность, ситуации общения. Главным в этой работе должно быть пробуждение интереса ребенка, чтобы он сам охотно включался в любую деятельность, которая ему больше нравится. Чем разнообразнее будут формы работы с детьми и интереснее методы, тем лучше будут у детей знания по безопасному поведению на дороге.
Очень хорошо для работы по ПДД использовать театрализованные постановки. Театральная деятельность может использоваться, через настольный, кукольный, теневой театры, где дети могут не только показать свои знания по данной проблеме, но и передать настроение героев, выразить свое личное отношение к ситуации, которая разыгрывалась в сценарии.
Очень хорошо, если педагог на занятиях использует игровой материал, напольные и настольные макеты, чтобы дети самостоятельно могли промоделировать различные ситуации на дорогах
Особый интерес у детей вызывает метод моделирования, когда на макете улицы дети сами создают опасные и безопасные дорожные ситуации и объясняют свою точку зрения. Играя, с макетом они, ставят себя в условия выполнения различных ролей: пешехода, водителя, регулировщика. Они обыгрывают собственно человеческие роли и отношения, моделируют ситуацию взаимоотношений в условиях дорожного движения. Например, пешеходы идут по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходят улицу на зеленый сигнал светофора; водители ведут себя на дороге согласно сигналам светофора, пассажиры ждут автобус на остановке и т. д. При этом ребенок играет в тесном контакте с другими детьми.
Детям интересны рисунки загадки. Например, найдите на этом рисунке пешеходов нарушителей или исправьте ошибки художника.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге является игра. В игре легче обучать, так как, чтобы стать участником игры, ребенок должен освоить определенные правила. Во время игры дети начинают лучше осознавать, кто такие водитель, пешеход, регулировщик, у них возникает уважение к людям этой профессии. Используются различные игры: настольно-печатные, дидактические, развивающие, обучающие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-тренинги.
Не нужно исключать чтение художественной литературы, например «Умный Светофор» М.В. Дружининой, «Автомобиль» Н. Носова, «Моя улица», «Велосипед» С. Михалкова, «Новые приключения Буратино», просмотр обучающих мультфильмов, также дают детям возможность лучшего усвоения и запоминания материала по безопасности дорожного движения.
Для развития у детей познавательных интересов при обучении правилам безопасного поведения на дороге эффективно можно использовать изобразительную деятельность. Дети охотно рисуют, лепят, выполняют аппликацию, конструируют.
Можно использовать «Тренинг безопасности», который включает в себя логические задачи: «Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зелёный сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?» Такие упражнения развивают у детей логическое мышление, заставляет их думать, они не просто дают однозначные ответы, а доказывают, почему они так думают, приводят свои доводы.
Ещё одной из форм работы по развитию интереса к изучению ПДД являются досуги и развлечения.
Интересным методом работы является проектная деятельность. Проектная технология погружает ребенка в ту проблему, которая ему интересна, которую нужно решить.
Важна роль родителей в развитии познавательных интересов детей. Формирование у дошкольников опыта безопасного поведения на дороге требует обоюдного участия детского сада и семьи. Эффективной формой работы с родителями является проведение совместных мероприятия родителей и детей. Например, веселые старты «Папа, мама и я – лучшие пешеходы», конкурсы рисунков. Проводимые для родителей игротеки знакомят детей с играми, в которые нужно играть с дошкольниками, чтобы вызвать у них интерес к изучению ПДД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...
План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности (презентация)
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
О формировании у детей познавательного интереса к природе, к жизни растений, явлениям неживой природы....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...