Сборник конспектов "Нетрадиционное рисование в детском саду"
методическая разработка

Суховеева Ирина Викторовна

В сборник входят конспекты занятий по нетрадиционному рисованию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_konspektov.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Венгеровский детский сад № 2

Нетрадиционные техники рисования

в детском саду  

(сборник конспектов)

                                                     Составила: воспитатель

                                                                Суховеева Ирина Викторовна

                                                        2024 г.

Введение

Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. Именно в этом возрасте  закладывается фундамент для творческого развития ребенка.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник имеет большое значение в решении задач художественно-эстетического воспитания дошкольников. Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционное рисование помогает детям почувствовать себя свободными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Необычные материалы и оригинальность решений привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, даже можно придумать свою необычную технику.  Дети учатся думать, исследовать, экспериментировать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. 

Сборник включает в себя конспекты занятий для старших дошкольников,  в которых задачи развития художественно-творческих способностей  дошкольников  решаются через разные виды детской деятельности.

     

Тема. Волшебное превращение кляксы.

Цель: развивать художественно-творческие способности у детей через нетрадиционное рисование.

Задачи:

  1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография с трубочкой».
  2. Развивать творческое мышление,  воображение, активность и самостоятельность.
  3. Воспитывать   любознательность, отзывчивость, художественный вкус и интерес к изобразительному искусству.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Вид деятельности: изобразительная (рисование)

Предварительная работа: игры с выдуванием воздуха через трубочку,

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: пазл «Клякса» (черный и красный).

Раздаточный материал на каждого ребенка: альбомные листы белого цвета,  гуашь, акварель, кисти,  коктейльная трубочка, салфетка, баночка-непроливайка, две детали пазла.

                                             Ход занятия

Орг. момент.

Воспитатель звенит в колокольчик, зовет детей к себе в круг.

Воспитатель.

 В круг широкий, вижу я,

 Встали все мои друзья.

 Мы сейчас пойдем направо,

 А теперь пойдем налево,

 В центре круга соберемся,

 И на место все вернемся.

 Улыбнемся, подмигнем,

 И занятие начнем.

Воспитатель с детьми подходят к доске.

На доске висят рисунки   в черных пятнах.

Воспитатель. Ой,  какой беспорядок! Кто же это сделал?

Дети. Клякса.

Воспитатель. Да. Это клякса все рисунки испортила. Дети, что же делать? (ответы детей)

Воспитатель. Давайте похлопаем в ладоши (потопаем), клякса испугается и убежит.

Дети хлопают (топают).

Воспитатель. Не боится нас клякса. Дети,  я знаю, что можно сделать с кляксой,  но для этого нам нужен волшебный инструмент. Он у меня на столе лежит.

Дети подходят к столу, а там сундучок с замком.

Воспитатель. Где мой инструмент? (ответы детей). Клякса спрятала мой инструмент в сундук и   закрыла  на замок.  А мы же знаем игру, которая  поможет нам открыть замок.

Пальчиковая игра «Замок»

На сундуке висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Воспитатель. Не открывается замок. Наверное, кто-то слова не проговаривал. Давайте еще раз попробуем!

             Игра повторяется, воспитатель открывает замок.

Воспитатель. Получилось! Молодцы! А что же в сундуке?

Дети. Коктейльная трубочка.

Воспитатель. Дети, что можно сделать с помощью этой трубочки?

Дети. Подуть на кляксу.

Воспитатель дует на кляксу.

Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно на изображение, пофантазируйте, на кого или на что стала похожа клякса? (рисунок поворачивается) Как можно дополнить рисунок? (ответы детей). Дети, мы с вами кляксу превратили в рисунок. Очень жаль, что выставку клякса испортила.

Дети. А мы можем сделать новые рисунки.

Воспитатель. Дети, проходите за столы. Посмотрите внимательно на рабочее место. Давайте вспомним, как сделать рисунок из кляксы?  

Дети рассказывают технику рисования, воспитатель помогает:

  1. Поставить  кляксу на листочке.
  2. Подуть на кляксу через трубочку, не касаясь ни краски, ни листочка.
  3. Придумать изображение и дорисовать его.

Воспитатель. Дети, техника создания рисунка из кляксы с помощью коктейльной трубочки называется «Кляксография». Повторим вместе (по одному). Молодцы! Разомнем ручки перед работой.

Один, два, три, четыре, пять (сжимать, разжимать кулачки)

Начинаем рисовать.

Самостоятельная деятельность детей. 

Звучит тихая музыка.

Воспитатель. Капля с кисточки упала,

Это клякса прибежала,

Все вокруг заколдовала

И деревья, и цветы,

А расколдовывать будем мы!

В процессе рисования воспитатель следит за техникой рисовании, при необходимости помогает детям, дает советы.

Анализ работ.

Воспитатель. Дети, какие красивые работы у вас получились! Расскажите о своих рисунках.

Дети рассказывают.

Воспитатель. Спасибо  вам, дети,  за помощь! Когда ваши рисунки высохнут, я сделаю новую выставку.

Рефлексия.

На столе у каждого ребенка две одинаковые детали разного цвета (красного и черного).

Воспитатель. Дети, у вас на столе лежат детали пазла.  Я предлагаю вам собрать пазл. А деталь для него вы выберите сами. Если вы хотите еще сделать рисунки из клякс, то выберите деталь красного цвета.  А если нет – черного. Возьмите деталь, которую выбрали,  и подойдите  ко мне.

                      Дети собирают пазл из частей.

Воспитатель. Дети, что у нас получилось? Какого цвета? Почему? (ответы детей) 

Тема. «Весёлые ладошки» (рисунок из обведенной карандашом ладони)

Цель: развивать художественно-творческие способности у детей через нетрадиционное рисование.

Задачи:

  1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисунок из ладошки».
  2. Развивать творческую фантазию, воображение,  умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, дополнительных деталей.
  3. Воспитывать   любознательность,  художественный вкус и интерес к изобразительному искусству.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Вид деятельности: изобразительная (рисование)

Предварительная работа: игры с ладошками.

Оборудование: простой карандаш, акварельные краски, листы бумаги, коврики, запись спокойной музыки на диске.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

Дети, сегодня на занятие я принесла коробочку.  Чтобы её открыть, нужно отгадать загадку:

Перед тобой пятёрка братьев, дома все они без платьев.

А на улице, зато, нужно каждому пальто".

Дети. Пальцы.

Воспитатель. Правильно, это пальцы. Вот и коробочка открылась. В коробочке "волшебные" карандаши, чтобы они ожили и начали рисовать, надо ответить на вопросы.

-Сколько пальцев на правой руке? А на левой? (ответы детей)

-Как их называют? (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

-Почему их так назвали (большой-потому что самый толстый, указательный-потому что указывает, средний-потому что посередине, безымянный-потому что имя не придумали, мизинец-потому что мизерный, самый маленький.)

Воспитатель. Молодцы ребята, знаете, почему так называются пальцы. А я знаю весёлую игру с пальчиками, давайте вместе поиграем, повторяйте за мной:

Палец толстый и большой, в сад за сливами пошёл,

Указательный с порога, указал ему дорогу,

Средний палец очень меткий, он сбивает сливы с ветки,

Безымянный поедает, а мизинчик-господинчик в землю косточки бросает!"

Воспитатель. Для чего же нам нужны руки? (играть, умываться, рисовать, здороваться.)

Воспитатель. Давайте мы с вами встанем в кружок и приложим свою ладошку к ладошке соседа. Что вы чувствуете от ладошки соседа? (тепло)

Оказывается, мы своё тепло передаём друг другу и это тепло поможет нам сотворить чудо!

Воспитатель. Садитесь ребята на коврики, я вам расскажу сказку о наших руках. "Жили были руки, жили они дружно, весело, всё было хорошо, но вот однажды им стало грустно, во все игры они уже переиграли. И тогда они решили нарисовать самих себя и делали они это вот так. (воспитатель  обводит свою ладошку простым карандашом). На кого или на что похожа моя ладошка? (воспитатель крутит листочек)

Дети. Собачка, осьминог, лебеди и т.д. Когда происходит "превращение», можно зачитать стихотворения: "Вот расцвёл цветочек, в тишине ночной, светит и смеётся, будто он живой. "

Воспитатель. Подходите, посмотрите, приложите ладошку к листу бумаги, представьте, пофантазируйте, что вы хотите нарисовать.

(включается спокойная музыка, дети рисуют)

Вот оно чудо, которое помогло нам нарисовать рисунки. Молодцы!  Вы очень постарались. А вам понравилось превращать ладошку в рисунок? Ребята, как вы считаете вам было трудно? Все ли справились с заданием (ответы детей).

"Настроение каково? - Во (показывают большой палец). Давайте

подарим хорошее настроение всем (дети дуют на ладошки).

Тема: «Белая береза»  (акварель+ свеча).

Цель: развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

- познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения березы (свеча + акварель);

- формировать умение у детей изображать зимнее дерево различными материалами и техниками;

- совершенствовать технические навыки владения акварелью в технике рисование по мокрому;

- развивать композиционное чутьё, умение эмоционально владеть цветом;

- воспитывать у детей любовь к природе, посредством восприятия поэзии, живописи и фотографии.

Материалы для занятия: альбомные листы по количеству детей, акварельные краски, кисти щетинные и мягкие, восковые свечи, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом.

Кто-то бросил к нам в окошко

Посмотрите письмецо

Может, это лучик солнца

Что щекочет нам лицо

Может это воробьишко

Пролетая обронил?

Кто же мог написать нам это письмо? (ответы детей)

«Здравствуйте ребята! У нас в стране художников  скоро пройдёт выставка рисунков. Приглашаем вас принять участие в нашей выставке. С уважением художник Кисточкин»

(дети отвечают, что желают принять участие в выставке)

Тогда будьте внимательны сегодня на занятии. Отгадайте загадку:

В белом наряде стоит при параде.

Летом мохнатенька, зимой суковатенька.

                                                                     (Берёза).

Правильно, это береза. Сегодня речь у нас на занятии пойдет о русской красавице березе. Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Берёза - щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит. Берёзу в России  называют «Русской красавицей». Хотя это хрупкое внешне дерево растёт и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берёз бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.

Послушайте, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт Сергей Есенин.

Воспитатель читает стихотворение.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

                       С.Есенин

Как описывает поэт березку? Поэт подобрал красивые слова, чтобы описать красоту березы зимой. Каким  серебром  принакрылась береза? (снегом). Дети, снег же белого цвета. Почему поэт сравнивает его с  серебром? (снег искрится, переливается на солнце). Сейчас на улице зима, листвы на березе нет.  Почему же автор  называет ветви пушистыми? Опишите березу. Какая она?- белоствольная, красивая, стройная, нарядная.

Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах. Ребята, давайте посмотрим, как они изображают березу.

Просмотр презентации «Береза в серебре».

(обсуждение, беседа с детьми в ходе просмотра презентации).

                                  Физультминутка

Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы                  (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.                   (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,                        (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,                                   (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.                    (Плавные движения руками.)

Предлагаю нарисовать стройную зимнюю березу. Какой ствол, ветви у березы? (ствол высокий, стройный, ветви тянутся вверх, а затем спускаются вниз)

Показ способа выполнения работы

Дети, я предлагаю вам сегодня попробовать нарисовать зимнюю березу свечой. Для этого сначала простым карандашом рисуем  ствол и ветви. Затем ствол и ветви обводим  свечой. Внизу рисуем сугробы свечой.

Чтобы передать красоту неба, сначала нужно кистью   смочить весь лист водой. Затем горизонтальными линиями "залить" голубой акварелью весь лист, постепенно спускаясь вниз.

Уточнить у детей, какие краски будут для этого использовать.

Дети приступают к рисованию.

Самостоятельная работа детей.

Заключительная часть.

Выставка работ  на доске.

 Какие красивые получились берёзки!  Какие работы понравились вам и почему? У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой.

Ваши работы мы отправим на выставку рисунков  к художнику Кисточкину.

Тема: «Деревья смотрят в озеро»

Цель: познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений.

Задачи:

• Совершенствовать технику рисования акварелью.

• Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

• Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.

• Закреплять технику рисования деревьев.

• Создать условия для отражения в рисунке осенних впечатлений.

• Развивать творческое воображение.

• Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Материалы: Белые листы, акварельные краски, кисточки, стаканчики-непроливайки, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие иллюстрации, картины я вам принесла рассмотреть. Какое время года на них изображено? А почему вы так думаете? (Потому что пожелтела листва, листья опадают). А какая осень изображена на картинах? (Золотая осень). Правильно, но тут художники отобразили золотую осень в водном отражении. Как будто деревья и кустарники посмотрели в зеркало. А теперь послушайте, как в своём стихотворении описывает золотую осень поэт И. Пивоварова

Падают с ветки жёлтые монетки…

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Воспитатель: Красивое стихотворение. И вот сегодня мы с вами попробуем тоже изобразить золотую осень, но необычным способом. Этот способ называется «по мокрому».

А теперь я предлагаю вам нарисовать пейзажи, на которых деревья будто «смотрят в воду», чтобы после устроить выставку необычных осенних картин с отражением. Как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде? Показывается отражение ветки лиственного дерева в зеркале и предлагается освоить новый способ рисования.

Воспитатель: Берём листы белой бумаги, сгибаем его пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем лист и очень быстро покрываем водой верхнюю часть листа. Листы располагаем так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше линии небо, а ниже вода – речка, озеро. Берём кисти и наносим сначала синюю краску, затем зелёную и добавляем немного жёлтой, и в конце опять синюю. Это получилось у нас небо, осенняя трава и озеро. Теперь на уровне травы мы начинаем рисовать деревья и добавляем к ним разноцветные листья (жёлтые, красные, оранжевые). Откладываем кисть в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы деревья и небо «окунулись» в воду; раскрываем лист и видим одни деревья стоят на берегу и смотрят в небо, а другие отражаются в воде. А сейчас мы немножко отдохнём и превратимся в стройные деревья.

Физкультминутка :

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель: - А теперь приступаем к рисованию.

Самостоятельная работа детей

Итог. Молодцы, какая красивая и разная осень у вас получилась. Давайте оставим свои работы на местах, чтоб они высохли, и посмотрим, у кого какие пейзажи получились, кому что понравилось и почему. Обсуждение работ. После обсуждения устраивается выставка «Смотрит осень золотая в озеро прозрачное».

Тема: «Осенние деревья» (рисование солью и акварельными красками»

Цель: развивать творческие способности у детей через  нетрадиционное  рисование.

Задачи:

-познакомить детей с одним из видов техники нетрадиционного рисования- рисование солью, научить правильно работать в этой технике, познакомить на практике с навыками нанесения соли на лист бумаги, дать представление о времени года – осень и сезонных изменениях, научить правильно подбирать цвет.

-развивать творческие и художественно-эстетические способности детей, развивать мелкую моторику рук, интерес к художественному творчеству, развивать наглядно-образное мышление, чувство прекрасного;

-воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, художественный вкус.

Предварительная работа: Беседа «Осень», рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, чтение художественной литературы по теме.

Материалы: иллюстрации осенних пейзажей, фоновая музыка со звуками осени, плотный лист бумаги А4, акварельные краски, ёмкость с водой, кисти, пипетки,  мелкая пищевая соль, клей ПВА, салфетки.

                                          Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, вы не заметили ничего необычного, когда пришли утром в сад?

Дети. Да, наша раздевалка украшена разноцветными листьями.

Воспитатель. Молодцы, вы очень наблюдательные. А как вы думаете, откуда же появились у нас листья?

Дети. Наступила осень, листья поменяли свой цвет и ветер занес их к нам в раздевалку.

Воспитатель. Откуда они прилетели?

Дети. С деревьев, которые растут у нас на участке.

Воспитатель. Правильно. А расскажите мне, что такое осень? Вы с ней знакомы?

Дети. Осень- это когда на улице становиться  пасмурно и сыро, дует сильный, холодный ветер, солнышко уже почти не светит так ярко и не греет, листья на деревьях меняют цвет и падают на землю.

Воспитатель. Правильно, ребята. А вы знаете, как называется осеннее явление, когда падают с деревьев листья?

Дети. Это листопад.

Воспитатель. Правильно, ребята. А давайте мы с вами немного поиграем и представим, что мы осенние листочки,  которые сейчас опали с осеннего дерева.

                                Физкультминутка

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели.)

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем рисовать разноцветные осенние деревья, но рисовать необычно, а при помощи соли и клея. Для этого давайте их нарисуем, но не карандашом или краской а клеем.

 А сейчас садитесь на свои места и перед тем, как начать рисовать, мы подготовим наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

«Листья осенние тихо кружатся» :

Листья осенние тихо кружатся,

(плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

(плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

(трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем).

Воспитатель. Перед вами лежат листы бумаги, на которых мы с вами сейчас клеем сделаем контур дерева с осенними листьями.  И Нам с вами надо его  засыпать солью и разукрасить. Акварельными красками покроем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу. Дайте высохнуть.

Пока рисунок подсыхает соль впитывает пигмент из краски, при этом соль очень красиво искрится.

Воспитатель.  Какие чудесные осенние деревья  у нас получилась! Дети, вам нравится? Мне очень нравится. Теперь вы знаете, что солью можно еще и рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию (методом тычка). Тема: "В саду созрели яблоки" (старшая группа)

Задачи. Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонны...

Консультация для воспитателей. Тема: "Метод тычка как увлекательный способ рисования"

Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причём ...

Методическая разработка. Конспект НОД "Как лиса в лесу гуляла" (рисование методом "тычка").

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект занятия по рисованию гуашью методом тычка в младше - среднем дошкольном возрасте Расцвели одуванчики

Закрепить умение детей самостоятельно рисовать методом тычка (большие и маленькие овалы) и находить для рисунка место на бумаге, умение тонкой кистью рисовать стебель и листья....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Техника нетрадиционного рисования - "метод тычка" - "Снегири на ветках". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Шкилева Елена Валерьевна

Непосредственно образовательная деятельность "Снегири на ветках" соответствует проведению тематической  недели "Наши пернатые друзья". Данный вид деятельности формирует  у детей обобщённое представлен...

Консультация для воспитателей «Увлекательное рисование методом тычка с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей  «Увлекательное рисование методом   тычка с детьми дошкольного возраста»...