Самообразование. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через дидактические игры и упражнения»
материал (старшая группа)
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Задачи самообразования:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Абдужамаловой Земфиры Абдулкафаровны
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через дидактические игры и упражнения»
на 2023-2024 год
(Группа компенсирующей направленности)
Воспитатель:
Абдужамалова З.А.
Нижневартовск
ВВЕДЕНИЕ
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Задачи самообразования:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
- Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
1. В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
- Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
- Работа с родителями- консультации и беседы.
Методы и приёмы работы:
Объяснение, показ, беседа, игра
- массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
- пальчиковый театр.
Использовались игры:
- «Геометрические вкладыши»
- «Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»
- «Игры в сухом бассейне для рук»
- «Узнай, что в мешочке?»
- «Разрезные картинки»
- «Строим из конструктора»
- «Пазлы деревянные и картонные»
- «Шнуровка»
- «Прищепки»
- «Игры с массажными мячиками»
- «Игры с тактильными мешочками»
Предполагаемый результат:
Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.
Этапы проведения дидактических игр для развития мелкой моторики
Успешность работы с детьми ОВЗ (старшего дошкольного возраста) во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
I этап – Организационно-диагностический
Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.
II этап – Теоретический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых, дидактических игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)
III этап – Обобщающий
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
I этап Организационно-диагностический | |||
сентябрь | |||
Проведение диагностического обследования | Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. | 1. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий 2. Выбор и определение темы самообразования 3. Планирование работы по теме самообразования
| Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для дошкольников»
|
II этап Теоретический | |||
октябрь |
Заучивание пальчиковых игр: «Осень» «Ёж» «Дятел» «Овощи» Дидактические игры: Мозаика (напольная) Бусы | Консультация с учителем логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для среднего возраста. | 1. Составление плана по самообразованию 2. Оформление картотеки пальчиковых игр. | Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. |
III этап Обобщающий | |||
ноябрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Капуста» «Зайка» «Фрукты» «Апельсин» Дидактические игры: Конструктор Бусы «Чудесный мешочек» |
| 1. Подбор и разработка дидактических игр. 2. Создание картотеки дидактических игр
| Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками».
|
декабрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: |
| 1. Создание картотеки игр с | Консультация для родителей: «Крупная польза |
«Ёлка» «Снежок» «Замок» Заучивание игр с массажными мячиками: «Ёжик» «Орех» Дидактические игры: «Найди вторую половинку» - разрезные картинки «Строим забор» из счётных палочек | массажными мячиками. 2. Подбор и разработка дидактических игр. 3. Пополнение картотеки пальчиковых игр. 4. Разработка конспектов с использованием дидактических игр. | мелкой моторики» | |
январь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Медведь» «Белка» Заучивание игр с массажными мячиками: «Шарик» «Иголки» Дидактические игры: «Сухой бассейн» «Разрезные картинки» «Помоги развесить одежду» - двойные и | Мастер-класс «Развитие мелкой моторики для детей с ОВЗ» | 1. Пополнение картотеки дидактических игр. 2. Разработка конспектов с использованием дидактических игр
| Памятка для родителей: «Игры с прищепками» |
одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками). | |||
февраль | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Перчатка» «Человечек» «Зима» Заучивание игр с массажными мячиками: «Горка» «Месим тесто» Дидактические игры: «Пазлы» «Выложи дом из цветных геометрических фигур» «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке» |
| 1. Разработка конспектов с использованием дидактических игр 2. Изготовление дидактических игр. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» |
март | |||
Заучивание пальчиковых игр: |
| 1. Пополнение картотеки дидактических игр. | Памятка для родителей: «Наши |
«Весна» «Кап, кап, кап...» «Уточка» Заучивание игр с массажными мячиками: «Ласковый ёжик» Дидактические игры: «Пазлы» «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли. «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка. |
| пальчиковые игры» Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
| |
апрель | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Голуби летели» «У дорожки дуб растёт» «Пчела» Дидактические игры: «Пальчиковые шаги» «Бусы для мамы» |
| 1. Оформление картотеки дидактических игр. 2. Разработка конспектов с использованием дидактических игр. 3. Изготовление дидактических игр. | Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» |
«Шнуровка» «Пазлы» «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц. | |||
май | |||
Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Отчет по теме самообразования. | 1. Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. 2. Оформление работы в полном варианте. | Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. |
ЛИТЕРАТУРА
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
- Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
- Ивлев С.В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
- Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
- Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
- Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
- Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
- http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
- http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебнометодический кабинет".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. ...
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Задачи:Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей ранне...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/22/picture-1015603-1732262073.jpg)
отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры »
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мотор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-939161-1549470054.jpg)
План По самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
План По самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-883765-1485624395.jpg)
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через элементы сказкотерапии»
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...