Самообразование. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через дидактические игры и упражнения»
материал (старшая группа)

Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей   дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2023-2024.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Абдужамаловой Земфиры Абдулкафаровны

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через дидактические игры и упражнения» 

 

на 2023-2024 год 

(Группа компенсирующей направленности) 

 

 

Воспитатель:

Абдужамалова З.А.

 

 

 

 

 

 Нижневартовск

ВВЕДЕНИЕ

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. 

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» 

В.А. Сухомлинский 

 

         На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 

 

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.

Задачи самообразования: 

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей   дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
  5. Формы работы с детьми: 
  1. совместная работа с детьми;
  2. индивидуальная работа;
  3. свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

 1.      В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

  1. Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
  2. Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
  3. Работа с родителями- консультации и беседы.

 

Методы и приёмы работы: 

Объяснение, показ, беседа, игра

  1. массаж кистей рук;
  2. пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
  3. изготовление дидактических игр, шнуровок;
  4. лепка из пластилина;
  5. игры с кубиками, конструкторами;
  6. рисование с использованием шаблонов, трафаретов
  7. пальчиковый театр.

 

Использовались игры: 

  1. «Геометрические вкладыши»
  2. «Крупная и мелкая мозаика»
  3. «Пирамидка»
  4. «Игры в сухом бассейне для рук»
  5. «Узнай, что в мешочке?»
  6. «Разрезные картинки»
  7. «Строим из конструктора»
  8. «Пазлы деревянные и картонные»
  9. «Шнуровка»
  10. «Прищепки»
  11. «Игры с массажными мячиками»
  12. «Игры с тактильными мешочками»  

Предполагаемый результат: 

         Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

Этапы проведения дидактических игр для развития мелкой моторики    

 

                Успешность работы с детьми ОВЗ (старшего дошкольного возраста)  во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

 

I этап – Организационно-диагностический 

         Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап – Теоретический 

         На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых, дидактических игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III этап – Обобщающий 

         Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

 

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формы работы 

С детьми 

С педагогами 

Самообразование 

С родителями 

I этап 

Организационно-диагностический 

сентябрь 

Проведение диагностического обследования

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.

1.     Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий 2.   Выбор и определение темы самообразования 3.   Планирование работы по теме самообразования

 

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для дошкольников»

 

II этап 

Теоретический 

октябрь 

Заучивание пальчиковых игр:    «Осень»

    «Ёж»

   «Дятел»

   «Овощи»

Дидактические игры:  Мозаика

(напольная)

Бусы

Консультация с учителем

логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для среднего  возраста.

1.   Составление плана по самообразованию 2.  Оформление картотеки пальчиковых игр.

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

III этап 

Обобщающий 

ноябрь 

Заучивание пальчиковых игр: 

    «Капуста»

   «Зайка»

    «Фрукты»

    «Апельсин»

Дидактические игры: 

 Конструктор

  Бусы

  «Чудесный мешочек»

 

1.    Подбор и разработка дидактических игр. 2.    Создание картотеки дидактических игр

 

Оформление папки

передвижки «Игры с пальчиками».

 

декабрь 

Заучивание пальчиковых игр: 

 

1.    Создание картотеки игр с

Консультация для родителей: «Крупная польза

   «Ёлка»

   «Снежок»

   «Замок»

Заучивание игр с массажными мячиками: 

    «Ёжик»

    «Орех»

Дидактические игры: 

   «Найди вторую половинку» - разрезные картинки     «Строим забор» из счётных палочек

массажными мячиками. 2.    Подбор и разработка дидактических игр. 3.    Пополнение картотеки пальчиковых игр. 4.    Разработка конспектов  с использованием дидактических игр.

мелкой моторики»

январь 

Заучивание пальчиковых игр: 

   «Медведь»

   «Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками: 

   «Шарик»

   «Иголки»

Дидактические игры: 

   «Сухой бассейн»

   «Разрезные картинки»   «Помоги

развесить одежду»

- двойные и

 Мастер-класс «Развитие мелкой моторики для детей с ОВЗ»  

1.  Пополнение картотеки дидактических игр. 2.   Разработка конспектов с использованием дидактических игр

 

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками).

февраль 

Заучивание пальчиковых игр: 

   «Перчатка»

   «Человечек»

   «Зима»

Заучивание игр с массажными мячиками: 

    «Горка»

   «Месим тесто»

Дидактические игры: 

    «Пазлы»     «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

   «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.    «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

 

 

 

 

1.   Разработка конспектов с использованием дидактических игр 2.   Изготовление дидактических игр.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

март 

Заучивание пальчиковых игр: 

 

1.    Пополнение картотеки дидактических игр.

Памятка для родителей:

«Наши

   «Весна»

    «Кап, кап, кап...»

   «Уточка»

Заучивание игр с массажными мячиками: 

    «Ласковый ёжик» Дидактические игры: 

    «Пазлы»     «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

    «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

  1. Разработка конспектов с использованием дидактических игр.
  2. Изготовление дидактических игр.

пальчиковые игры»

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

 

апрель 

Заучивание пальчиковых игр: 

   «Голуби летели»

    «У дорожки дуб растёт»

   «Пчела»

Дидактические игры: 

   «Пальчиковые шаги»

    «Бусы для мамы»

 

1.    Оформление картотеки дидактических игр. 2.    Разработка конспектов с использованием дидактических игр.

3.    Изготовление дидактических игр.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

   «Шнуровка»

   «Пазлы»

   «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.

май 

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Отчет по теме самообразования.

1.    Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. 2.    Оформление работы в полном варианте.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
  7. Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
  8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
  10. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
  11. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
  12. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебнометодический кабинет".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. ...

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.      Задачи:Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей ранне...

отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры »

     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мотор...

План По самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

План По самообразованию  «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры»....

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через элементы сказкотерапии»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...