Индивидуальная программа профессионального самообразования. Тема: "Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру".
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №»
Индивидуальная программа
профессионального самообразования
Тема: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Составил:
Ф.И.О. Мамайкова Елена Александровна
Должность Воспитатель
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018
Дата окончания работы над темой: май 2019
Возраст детей 2 младшая группа
Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня в процессе организации игровой деятельности в образовательный процесс
Задачи:
1. Формировать способности к творческому саморазвитию.
2. Изучить психолого-педагогические, методические литературные источники по проблеме темы самообразования.
3. Исследовать актуальность проблемы в рамках ДОО.
4. Способствовать созданию предметно – развивающей среды по организации сюжетно-ролевых игр.
5. Освоить современные технологии и методы организации игры.
6. Ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в сфере образования.
7. Исследовать результативность применения сюжетно-ролевых игр в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
8. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно–ролевых игр по возрастной группе.
9. Привлечь родителей к организации воспитательно–образовательной работы с детьми.
10. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Актуальность:
Детский сад является одним из основных институтов социализации, поэтому актуальным является совершенствование его деятельности по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, морально-нравственной, межличностной сторон жизни, познавательной, бытийной.
Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Предполагаемый результат:
У детей сформируется:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- социальные навыки в процессе групповых игровых взаимодействий;
- повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
Для педагога:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение игровыми педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
Для родителей:
- привлечение родителей к организации воспитательно–образовательной работы с детьми;
- установление партнёрских отношений;
- повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обогащение и активизация воспитательных умений родителей.
Форма самообразования: индивидуальная.
Методическая литература:
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973
2. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. - М.: Просвещение 1989г.
3. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – Волгоград: Учитель, 2013.
4.Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – Москва 2009.
5. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997
6. Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы»
7. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993.
8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова
и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
9. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2006.
10. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
11. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
12. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.
13. Панова Е.Н. «Сюжетно-ролевые игры» - пособие/ ЧП Лакоценин С.С. –
2007.-87с.
14. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
15. Сотникова В.М. «Самые маленькие в детском саду». «Линка-Пресс»,2005
16. Шмаков С. «Игры-потехи, забавы-утехи» Липецк, Ориус, 1994.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
18. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. - с.127
План самообразования на 2018/2019 учебный год
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы,
- анализ и обобщение теоретических данных,
- разработка комплексно – тематического планирования.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования,
- анализ результатов работы.
Сроки работы | Перечень проводимых мероприятий в процессе работы над темой (Формы работы) | Практический выход |
В течении года | Изучение методической и познавательной литературы по данной теме. | Библиографический список необходимой литературы, каталог полезных ссылок. |
В течении года | Организация сюжетно-ролевых игр | Обогащение опыта по видам игровой деятельности. |
Сентябрь | Составление комплексно-тематического планирования Подбор художественной литературы, материалов для работы с детьми. Анкетирование родителей | Комплексное тематическое планирование Картотека художественной литературы Анкеты |
Октябрь | Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | Центр сюжетно-ролевых игр Картотека сюжетно-ролевых игр Обогащение опыта по видам игровой деятельности. |
В течении года | Вовлечение родителей в совместную работу по теме | Консультации для родителей. Организация словесного, наглядного и практического взаимодействия с родителями |
Ноябрь - Декабрь | Составление консультационного материала для родителей | Информационный уголок для родителей |
Январь-февраль | Проведение серии сюжетно-ролевых игр «Больница» «Магазин» «Парикмахерска» «Дочки-матери» | Обогащение опыта по видам игровой деятельности. |
Март | Разработка краткосрочного проекта | Проект «Сюжетно-ролевая игра»+Презентация. |
Апрель - май | Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру. | Результаты мониторинга |
Выступление на педагогическом совете по теме: «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры». | «Опыт педагога» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию в младшей группе «СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Отчёт по самообразованию в младшей группе«СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру»...
Конспект по самообразованию Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и активно у...
План работы по самообразованию Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» на 2021-2022 учебный год
Младший дошкольный возраст...
Самообразование. Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
laquo;Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.Цель: Воспитывать дружеские о...
Самообразование . " Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру."
quot; Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру."...
План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2023-2024 год. Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
составлено планирование по работе над самообразованием педагога по вопросам социализации детей 2 мл.гр....
План самообразования на тему: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
План самообразования на тему:«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...