«Наставничество в дошкольном образовании»
занимательные факты
Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_v_obrazovanii_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 246.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Видновская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
дошкольное отделение для детей с ОВЗ
Доклад на тему:
«Наставничество в дошкольном образовании»
Педсовет 10.10.2024 год
Воспитатель первой категории
Цветкова Е.В.
г. Видное, 2024г.
«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов, трудности в грамотном использовании знаний в практической деятельности. Исходя из этого, необходимо было искать формы работы с молодыми педагогами, обеспечивающие их быстрый профессиональный рост. Особенностью работы начинающих педагогов является то, что они выполняют все свои служебные задачи в первый же день и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним опытом работы. Те воспитатели, которые не получают поддержки коллег и руководства в первый год работы, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагог должен иметь всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому в детских садах все чаще стали применяться такие формы работы, как наставничество.
Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
Цель наставничества - помочь молодым людям и новичкам в их профессиональном развитии. Для начинающего педагога наставничество дает возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить его профессиональные навыки, а также позволяет педагогу-наставнику передать свой педагогический опыт. Практическую и теоретическую помощь по работе молодой специалист может получить только у опытного специалиста. Назначение наставника должно производиться по обоюдному согласию наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать о психологической совместимости наставника и обучаемого, здесь важна помощь педагога-психолога. Перед наставником ставятся непростые задачи: вызвать интерес к профессии педагога, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в новом коллективе.
Требования к педагогу-наставнику много:
- квалификация и опыт работы с людьми, умение строить межличностные отношения с молодыми специалистами (доброжелательность и взаимоуважение, уважение к мнению подшефных);
- наставник - человек, пользующийся уверенностью в коллективе, способный организовать процесс профессионального роста обучаемого, поддержать его стремление к самостоятельной деятельности, желающий улучшить свои педагогические навыки.
Наставнику рекомендуется начинать работу с обучаемым с анкеты или собеседования, которые помогут выбрать оптимальные формы работы с молодым педагогом и ее содержание. На основании данных, полученных в ходе собеседования и наблюдения за работой молодого специалиста, педагог-наставник составляет план работы с воспитателем и согласовывает его с методистом.
В этом случае используются разные формы работы, например:
- педагог-наставник предлагает совместное планирование образовательной деятельности, помогает составить синопсис организованной образовательной деятельности (далее ООД);
- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической сберегательной кассой группы и ДОО;
- участвует с молодым педагогом в режимных моментах, ООД и анализирует их,
- приглашает на просмотр работы - ведет открытые проекции режимных моментов, организует прогулки, OOД и другие мероприятия с обсуждением увиденного;
- проводит консультации, переговоры;
- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями, помогает в подготовке консультативного материала для родителей;
- помогает в самообразовании при подготовке к педагогическому совету.
Наставничество - это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники должны быть уважительными, терпеливыми, делиться своим опытом, не забывать указывать на положительные стороны работы спонсоров (молодые специалисты), пропагандировать педагогические знания. С другой стороны, молодые специалисты должны стремиться правильно, наладить отношения с наставником.
Система наставничества давно и успешно применяется в детских садах. На протяжении многих лет наставниками молодых педагогов были опытные дошкольные воспитатели. Наставники чувствуют большую ответственность в этой задаче. Ведь от них во многом зависит будущее профессионализма молодого педагога. Самый сложный этап в работе и молодого специалиста, и наставника - стажировка. За это время молодого специалиста нужно поддержать эмоционально, укрепить веру в себя, найти взаимопонимание. Во время стажировки наставник и молодой специалист работают вместе - с группой наставника. Воспитатель спонсирует ознакомление с детским садом, с ведением документации, при этом молодой воспитатель может наблюдать за управлением режимными процессами, прогулками, ООД и другими занятиями (игра, работа и т. д.). Изложение деятельности происходит таким образом, что молодой специалист постепенно включается в работу и приобретает опыт общения с детьми. Наставник привлекает педагога к подготовке ООД и других мероприятий (развлечения, эксперименты, наблюдения и т. Д.). Он пытается показать, что каждую минуту тихого часа полезно провести: написать план, подготовить выкройки для рисования и аппликации, костюмы для инсценировки игр, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности и так далее. Во время практики он разговаривает с педагогом, наблюдает за его работой: что вызывает проблемы, он старается сделать это незаметно, не мешая ему. Эти наблюдения и результаты собеседования с воспитателем помогают составить план совместной работы наставника и молодого специалиста в будущем.
Наставник напоминает своему обучаемому , что у него есть помощники в работе, не только в лице методиста и наставника, но также он может быть его коллегой в группе с практическим опытом. Это напоминает отношения воспитателя и помощника воспитателя. На практике он пытается показать, что педагог всегда уважительно относится к своему помощнику и тем подает пример детям и родителям. Нельзя забывать, что работа ассистента строится под руководством и в тесном контакте с педагогом.
Когда воспитатель начинает работать в своей группе, наставник посещает отдельные моменты режима, ООД. Затем он анализирует их вместе с молодым специалистом, обсуждая ошибки и способы их исправления. Помогает написать план, консультирует по вопросам самообразования.
В дальнейшем педагог изучает не только опыт своего наставника, но и других сотрудников. Юный специалист приглашается в методические объединения воспитателей, творческие доклады, открытые демонстрации дошкольных образовательных учреждений, привлекается работой в творческих группах, к подготовке педагогических советов.
По мере того, как воспитатель становится более активным, положительная оценка наставника становится как никогда важной. Здесь важно заметить мелкие успехи - дети быстро и аккуратно складывают игрушки, не забывают благодарить за помощь, педагог старается побыстрее прийти на помощь детям в разрешении конфликта, размышляет о предыдущей работе, игровых приемах. Похвала укрепляет уверенность в себе, повышает интерес к профессии.
На последнем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недостатки и планирует их устранить. При необходимости привлекаются другие специалисты дошкольного образовательного учреждения (педагог-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог).
Таким образом, использование системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, чувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами и проявить себя как грамотный педагог. Эта система одинаково полезна и для наставника. Работа с молодыми специалистами способствует повышению их профессионального мастерства: педагог старается следить за последними новостями методической литературы, участвует в педагогических олимпиадах, конференциях, использует инновационные технологии в своей работе. В общении с молодыми коллегами наставник приобретает новые перспективы развития и воспитания детей.
И заканчивая свое выступление, хочу сказать словами Яна Амоса Коменского (чешский педагог, был основоположником педагогики нового времени) о наставнике: «Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди»
Профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"
Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...
Роль наставничества в современном образовании
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров....
Наставничество в системе образования России
В пособии представлена методология и технология реализации программы наставничества в системе образования Российской Федерации. Пособие носит практический характер и предлагает организационные меры, а...
«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание ...
«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов ...
Публикация из опыта работы: «Наставничество как инструмент обеспечения качества дошкольного образования и повышения профессионального мастерства педагогов ДОО».
Публикация содержит информацию о том , как в ДОО систематизирована работа по наставничеству....
Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования на 2022-23 учебный год. «Вместе мы сила»
Материал будет интересен педагогам - наставникам и молодым специалистам ДОУ...