Развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте.
рабочая программа (младшая группа)
Общепризнанный факт, что от степени развития тонкой (или иначе мелкой) моторики в целом зависит развитие ребенка. Почему так? Головной мозг учеными условно поделен на зоны, и именно зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной. Это означает, что без задействования первого, не будет хорошо работать и второе, и наоборот.
К тому же, мелкая моторика рук взаимодействует:
- с вниманием,
- с мышлением,
- с координацией,
- с воображением,
- с наблюдательностью,
- с памятью.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_melkoy_motoriki.docx | 57.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Кружок дополнительного образования «Волшебные пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений.
Новизна программы:
• обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
∙ образовательные ситуации по данной программе проводятся в игровой форме с использованием одной из активных форм развития мускулатуры кисти – пальчикового массажа.
Цели и задачи программы.
Цели программы: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Улучшение общей двигательной активности. Содействие нормализации речевой функции.
Реализуемые задачи:
Образовательные:
-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
-формирование практических умений и навыков;
-обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
- формирование социальных навыков (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- повышение эмоционально-положительного фона, через создание благоприятных условий;
Развивающие:
-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
-совершенствование движений рук;
-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
-развитие речи детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
-воспитывать и развивать художественный вкус.
-воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Формы работы, используемые на занятиях кружка:
• самомассаж кистей и пальцев рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• различные формы творчества: пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, аппликация, оригами.
• шнуровка, завязывание узелков, бантиков и др.
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, шишки, жёлуди)
Структура и этапы реализации программы:
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в программе множество разнообразных творческих упражнений для развития мелкой моторики совместно с развитием воображения и фантазии ребёнка. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, пластилин, шнурки, ленты, крупы, пуговицы, природный материал, счетные палочки.)
Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей, и условием систематического и планомерного обучения и развития навыков.
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение 8 месяцев учебного года. Организационная форма: с подгруппами. Программа реализуется на бесплатной основе.
Материально-техническое обеспечение:
В процессе образовательной деятельности используется наглядно-демонстрационный материал, а также различные материалы (бумага, картон, пластилин, диски, различный природный материал, нитки, ткань, пуговицы, шнурки, ленточки, крупы, бусины и другое).
Приемы и методы, используемые на занятиях:
- метод практических заданий является ведущим в данной программе;
- игра (как основной прием в дошкольном возрасте);
- наглядные, словесные методы;
- наблюдение;
- анализ результатов деятельности;
- учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально-положительный настрой.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту;
- овладение приемами работы с разными предметами и материалами;
- овладение разными видами трудовой деятельности;
- положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
- пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе для развития мелкой моторики.
Режим проведения занятий: Среда (подгруппа 1)
(подгруппа 2)
Программное содержание
Октябрь
Тема: «Овощи с огорода»
Цели: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
Стимулировать тактильные ощущения.
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»:
Что за скрип?
Что за хруст?
В огороде вырос куст.
Как же быть без хруста?
Если я капуста!
Мы капусту рубим — рубим,
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим — солим,
Мы капусту жмем — жмем. (Имитация движений.)
2. «Морковка» - раскрась по образцу.
3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно)
#1057;амомассаж мячиками-ёжиками – катать по очереди каждым пальчиком.
Тема: «Игрушки»
Цели: Совершенствовать мелкую моторику рук.
Продолжать учить координировать движения с речью.
Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.
Стимулировать тактильные ощущения.
Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.
Содержание:
1.Пальчиковая игра «Игрушки».
На большом диване в ряд, (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы.)
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы.)
Помогаем нашей Тане ( Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать стучат кулачками.)
2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
3. Упражнение "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.
4. «Рисуем на манке» (большие и маленькие предметы: Мяч, шар, кирпич, кубик).
5. «Одень куклу» (тренируемся застегивать и расстегивать пуговицы на одежде кукол)
6. Самомассаж бусинами.
Тема «Деревья»
Цели: Развивать мелкую моторику рук.
Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
Формировать умение координировать речь и движения.
Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
Эти веточки считаю:
Одна, две, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь
– Разукрасила их осень!
(Указательный и средний палец
Делают 6 шагов по столу.
Загибать по одному пальцу на
каждое слово.)
2. Игра с прищепками «Надень листочки». (Шаблон ствола дерева)
3. Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль).
4. «Деревья осенью» - рисование ватными палочками гуашью листочков на ветвях деревьев (шаблон с фоном.)
5. Самомассаж бусинами.
Тема «Дождь»
Цели: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулирование тактильных ощущений. Развивать усидчивость, целенаправленность. Научить завязывать шнурки. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Бутончики»
Каждый бутончик (пальцы рук собраны в щепоть)
Склониться бы рад,
Влево и вправо, (раскачивать «бутончики»)
Вперед и назад.
От ветра и зноя (соединить вместе локти и ладони рук)
Бутончики эти (образуя один большой «букет»)
Спрятались быстро,
В цветочном букете.
2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи жёлуди из одной емкости в другую.
3. «Осенний листочек» Тренировка в закрашивании без выхода за контур.
#1059;пражнение «Весёлые туфельки». Развиваем умение завязывать шнурки на шаблонах обуви из картона.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
Тема: «Дом»
Цели: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Стимулировать тактильные ощущения.
Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек. Развивать чувство формы. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Содержание:
1. пальчиковая гимнастика «Мы строители»
Мы строители, мы строим, (Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим, (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (Произносит слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье! (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)
2. «Домик для мишутки» - рисуем на манке домик.
3. «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.
4. «Волшебный домик» Штриховка шаблона.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
Ноябрь
Тема: «Домашние животные»
Цели: Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. Учить детей рисовать волнистые линии. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
Содержание:
1. Пальчиковая игра «Котята»
- Все котята мыли лапки: (трем ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки)
- Вот так! Вот так!
- Мыли ушки, мыли брюшки: (трем ушки и животик)
- Вот так! Вот так!
- А потом они устали:
- Вот так! Вот так!
- Сладко-сладко засыпали: (сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)
- Вот так! Вот так!
2. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
3. «Нарисуй хвост коню.» Рисование на шаблоне с фоном.
4. Самомассаж мячиком-ёжиком.
Тема: «Домашние птицы»
Цели: Развитие мелкой моторики рук. Обучать приемам работы с пластилином. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать любовь к животным, фантазию.
Содержание:
1. Пальчиковая игра «Гуси»
Гуси песню распевали — га-га-га, га-га-га.
(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели (кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали (пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — га-га-га, га-га-га (щипаем ножки)
Но от них мы убежали. (пальчики бегут по ножкам)
2. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки домашних птиц на ощупь.
3. «Накорми цыплят» - лепим зернышки для курочки и цыплят. (Шаблон с фоном)
4. Дидактическая игра «Животные и их детеныши».
5. Самомассаж теннисными мячиками ладошек и каждого пальчика.
Тема: «Дикие животные»
Цели: Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Стимулировать тактильные ощущения.
Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.
Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу. Учить аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой.
Содержание:
1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.
#1055;альчиковая гимнастика «На лужок».
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата, (Сгибание пальцев в кулачок)
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок,
Приходи и ты, дружок! (Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)
3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.
4. Подвижная игра «Зайка»
5. «Веселые зверята» (Заштриховка шаблона)
6. Самомассаж мячами-ёжиками.
Тема «Семья»
Цели: Совершенствовать мелкую моторику рук.
Продолжать формировать умение координировать движения с речью.
Стимулировать тактильные ощущения. Развивать чувство формы, пропорции, согласованность в работе обоих рук.
Содержание:
1. Пальчиковая игра «Дружная семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама, пригибать пальцы начиная с безымянного,
Это – я, затем мизинец,
Это - Бабушка моя, указательный,
Это – папа средний
Это – дед большой
И у нас разлада нет.
2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.
3. Раскрашивание шаблона рисунка «Семья»
4. Упражнение «Весёлые туфельки». Развиваем умение завязывать шнурки на шаблонах обуви из картона.
5. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко» надеваем и снимаем колечко
Декабрь
Тема: «Птицы»
Цели: Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. Продолжать учить координировать движения с речью. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Содержание:
1. Пальчиковая игра «Птичья столовая»
Сколько птиц к кормушке нашей.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего.)
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки. Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны
2.Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
#1064;триховка шаблона «Птенчик»
4. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.
5. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.
6. Самомассаж теннисными шариками.
Тема: «Деревья зимой»
Цели:Развитие мелкой моторики рук. Обучать приемам работы с пластилином. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать любовь к животным, фантазию
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Снег зимой летает (опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами.)
Тихо отдыхает. (сжимаем и разжимаем пальцы рук.)
Я его жалею и в ладонях грею. (Одна ладонь накрывает другую - «лепим снежок»; дуем на руки.)
2. Упражнение: «Собери дерево» (Складываем дерево из разрезанных элементов)
3. «Укроем елочку снегом» (лепка снежков на шаблоне елочки)
4. Самомассаж еловыми шишками.
Тема «Зима. Признаки зимы»
Цели: Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. Закрепление умения застегивать и расстегивать пуговицы. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Стимулировать тактильные ощущения.
Содержание:
1. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.
#1055;альчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались
А ещё в снегу валялись
И снежками мы кидались
Все в снегу домой пришли
Съели суп, и спать легли.
3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.
4. Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше». (Шаблон)
5. «Волшебные пуговички» (Закрепляем умение застегивать и расстегивать пуговицы на шаблоне из ткани)
6. Самомассаж гранеными карандашами.
Тема: «Новый год. Елка»
Цели: Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. Стимулировать тактильные ощущения. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Елочка».
Праздник приближается,
Елка наряжается.
(поднимаем руки, опускаем их вниз)
Мы повесили игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(имитируем вешанье игрушек)
А здесь фонарики висят
(крутим «фонарики»)
Блеском радуют ребят.
2. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
3. «В лесу родилась ёлочка» - наряжаем елочку игрушками (рисование ватными палочками на цветном фоне).
4. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание по образцу елочки из разрезанных частей.
5. Самомассаж бусинами.
Январь
Тема «Зимние забавы»
Цели: Развивать мелкую моторику рук. Закреплять приемы сминания и аппликации. Стимулировать тактильные ощущения .Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Содержание:
1. Пальчиковая игра «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)
В снежки играть, на лыжах бегать, (поочередно соединяют большой палец с остальными)
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
- «Зимний каток» Рисование на манке следов от коньков.
3. «Зимние забавы» Аппликация приклеиванием снежков из смятой бумаги на шаблоне с фоном.
4. Самомассаж мячиками-ежиками.
Тема: «Одежда»
Цели: Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Учить создавать узор из кругов, штрихов. Стимулирование тактильных ощущений. Воспитывать желание помогать маме. Развивать творческую фантазию.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Мылом мою я носки (водим кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки (трём кулачки)
Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо и влево)
И повешу на веревку (поднимаем руки верх и сгибаем кисти)
2. Упражнение «Помогаем маме»-развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.
3. «Укрась платье Маруси»-раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора. (Шаблон с фоном)
4. Упражнение «Весёлые туфельки». Развиваем умение завязывать шнурки на шаблонах обуви из картона.
5. Самомассаж теннисными мячиками.
Тема «Дикие животные»
Цели: Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания. Воспитывать любовь к природе.
Содержание:
#1055;альчиковая гимнастика Переплести пальчики, имитируя лес.
Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца.
Сжимать и разжимать кулачки.
Кто в лесочке живет?
Под корягой – старый крот,
За горой – лисенок,
В ельнике – лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
#1059;пражнение «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки+шаблон).
3. «Угости белочку орешками»-аппликация техникой обрывания бумаги. (шаблон с фоном)
4. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.
5. Самомассаж мячиком-ёжиком (катать по очереди каждым пальчиком.)
Февраль
Тема: «Посуда»
Цели: Развивать мелкую моторику, координацию движений.
Учить соотносить предметы со словесным обозначением.
Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.
Стимулировать тактильные ощущения.
Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. Воспитывать бережное отношение к посуде.
Содержание:
#1055;альчиковая гимнастика «Посуда».
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
2. «Разукрасим чашку» Рисование узора на шаблоне чашки.
3. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.
4. Самомассаж гранеными карандашами.
Тема «Виды транспорта»
Цели: Совершенствовать мелкую моторику рук. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. Развивать глазомер и точность. Стимулировать тактильные ощущения.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
#1059;пражнение «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.
3. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге на шаблоне с фоном.
4. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
Тема «Защитники отечества»
Цели: Совершенствовать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение наносить мазки ватными палочками. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. Учить детей завязывать узелки и бантики. Стимулировать тактильные ощущения.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»
Пальцы эти — все бойцы,
(дети показывают ладони с выпрямленными пальцами)
Удалые молодцы.
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Два — больших и крепких малых
(пальцы сжаты в кулак, подняты только большие)
И солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца-храбреца,
(показывают указательные пальцы)
Два — сметливых молодца.
(показывают средние пальцы)
Два — героя безымянных,
(показывают безымянные пальцы)
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца — коротышки —
(показывают мизинцы)
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять.
(поочередно считают пальцы на левой руке)
Будем молодцев считать.
(начиная с мизинца, затем на правой руке)
Пальцы встали дружно в ряд —
(показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их)
Десять крепеньких солдат.
(показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши)
2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».
3. «Салют» - рисуем ватными палочками на шаблоне с фоном.
4. «Морской узел» Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
5. Самомассаж теннисными шариками- катать по очереди каждым пальцем.
Тема «Прощание с зимушкой»
Цели: Развивать мелкую моторику рук, умение закрашивать круги, не выходя за контуры. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулирование тактильных ощущений. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Давай, дружок!
Смелей, дружок! (лепят снежок)
Кати по снегу свой снежок (катят).
Он превратится в толстый ком, (показывают шар руками)
И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).
Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).
На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)
Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в сторону.)
2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.
3. «Веселый снеговик» Закрашивание шаблона.
#1057;амомассаж крупными бусинами.
Март
Тема: «Мамин праздник»
Цели: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Тренировать умение создавать узор по образцу. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. Стимулирование тактильных ощущений. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.
Упражнения
- Пальчиковая гимнастика «Подарок маме».
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается,
Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Мимика, жесты.
2. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками на шаблоне.
3. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
4. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.
5. Самомассаж бусинами каждого пальчика.
Тема: «В гости к лисичке на день рождение»
Цели: Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений. Расширять опыт познавательной деятельности со взрослым. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Содержание:
#1055;альчиковая игра «Приветствие»
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет»,
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
- «Подарок для лисички» (Собираем бусы, нанизывая макароны на ленточку)
- Аппликация из пластилина «Конфетки для лисички» на цветном шаблоне.
- Самомассаж еловыми шишками.
Тема: «Одежда»
Цели: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.
Учить последовательно одевать и раздевать куклу. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу. Закрепить навык скатывания пластилина в мелкие шарики.
Воспитывать бережное отношение к одежде.
Содержание:
#1055;альчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем (Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.)
Крепко, крепко их потрём,
А потом мы выжимаем, (Выполнять движение «выжимаем бельё».)
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки (Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх)
Так встряхнём, так встряхнём. (вниз.)
А теперь платки погладим, (Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой)
Мы погладим утюгом.
А теперь платочки сложим (Хлопки одной ладошкой по другой.)
И все дружно в шкаф положим. (Положить руки на колени.)
2. Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.
3. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц. (шаблон с пуговицей и петелькой на ткани-для каждого ребёнка.)
;Украсим платье Маруси» (работа с пластилином на шаблоне платья)
5. Самомассаж бусинами каждого пальчика и ладошек.
Тема «Обитатели подводного мира»
Цели: Развивать мелкую моторику рук. Закреплять приемы намазывания пластилина. Стимулировать тактильные ощущения. Познакомить с обитателями подводного мира.
Содержание:
#1055;альчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать
Медленно сжимают ладони
Рыбка спину изогнула
Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла
Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Снова «плывут».
;Найди рыбку» Поиск фигурок рыбок в сухом бассейне.
#1058;ворческое задание «Осьминожка» (отщипывание и приклеивание пластилина на шаблон из картона)
4. Самомассаж мячиком-ёжиком.
Апрель
Тема «Электроприборы»
Цели: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Закрепление умение закрашивать готовые изображения. Стимулирование тактильных ощущений. Развивать внимание. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Волшебный пылесос»
Пылесос, пылесос, (Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)
Ты куда суёшь свой нос? (то же, но ладони обращены друг к другу).
Я жужжу, я жужжу, (Соприкосновение кончиков пальцев)
Я порядок навожу. .
2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.
3. Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер», «Утюг» (шаблон)
4. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
Тема "Весеннее солнышко"
Цели: Развивать мелкую моторику рук, развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулировать тактильные ощущения. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.
Содержание:
#1055;альчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»
Улетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
#1048;гра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры).
3. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики на шаблонах ладошек.
4. «Весенние цветы - одуванчики» (ватными палочками на шаблоне с цветным фоном).
5. Самомассаж бусинами – катать по очереди каждым пальцем.
Тема: «Транспорт»
Цели: Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт (загибают пальчики)
#1059;пражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.
2. «Веселый грузовик» (заштриховка шаблона)
3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.
4. Самомассаж теннисными мячиками– катать по очереди каждым пальчиком.
Тема «Весна»
Цели: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.
Стимулирование тактильных ощущений. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.
Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.
Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик, веселей!
(каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)
Капай, капай, не жалей!
(каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)
Только нас не замочи!
(изображать «брызги»)
Зря в окошко не стучи!
(правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки)
Брызни в поле гуще:
(изображать «брызги»)
Станет травка гуще!
(скрестить ладоши, пальцы растопырены)
2. «Весенний букет» - аппликация с использованием оригами. (На шаблоне с фоном)
3. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков на шаблонах ладошек.
#1057;амомассаж бусинами каждого пальчика.
Тема «Звонкая капель»
Цели: Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулирование тактильных ощущений. Научить собирать целое из частей. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Весенний ручеек»
Ручеек в лесу бежал Трут ладошкой о ладошку
И зайчонка повстречал.
Тра-та-та-та, тра-та-та-та — Дети ритмично постукивают
Лапками по пню стучал. ладонями по ногам.
Ручеек зайчонку вторит:
Дзынь-дзынь-дзынь, Ритмично «выбрасывают»
дзынь-дзынь-дзынь. пальцы из сжатого кулака.
Колокольчик их услышал:
Динь-динь-динь, Ритмично покачивают головой.
динь-динь-динь.
Белочка спустилась с ветки Пальцы в замок, щёлкают ладонями
И орешками — хрум-хрум.
Тук-тук-тук — с березы дятел. Постукивают кулачком о кулачок
Ах, какой поднялся шум! Качают головой, ладонями прижаты
к ушам.
2. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.
3. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул).
4. «Весенняя лужайка» (аппликация на шаблоне с фоном методом сминания)
#1057;амомассаж мячиком-ёжиком.
Май
Тема «Профессии»
Цели: Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулировать тактильные ощущения. Закрепление навыка штриховки. Закрепление умения завязывать шнурки. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Гвозди»
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.
3. Упражнение «Веселые башмачки». Закрепление умения завязывать шнурки.
4. «Мы строители» - штриховка шаблона.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
Тема: «Цветы»
Цели: Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Закреплять умение делать из пластилина шарики. Стимулирование тактильных ощущений.
Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
Содержание:
1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.
- Пальчиковая гимнастика ««Зайчик скачет по лужайке»
«Зайчик скачет по лужайке»
Зайчик скачет по лужайке Сжать руки в кулаки, а указательный и средний пальцы поднять вверх – «зайчик».
Прыг – скок, прыг – скок, Сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения.
Испугался волка зайка Прижать руки к груди.
И пустился наутек. Раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой.
3. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички).
4. Самомассаж мячиками (ежиками).
Тема: «Насекомые»
Цели: Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулирование тактильных ощущений.
Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.
Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем: Сжимать и разжимать кулачки.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом. Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.
Прячьтесь! Спрятать руки за спину.
2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.
3. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование на шаблоне с фоном.
4. Самомассаж мячиком-ёжиком.
Тема: «Лето»
Цели: Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Закрепить умение завязывать шнурки на обуви. Развивать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика «Лето».
Вот и лето наступает
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)
Всех на отдых приглашает
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(Круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать.
2. «Украсим бабочке крылышки» - раскрашивание шаблона бабочки.
3. Упражнение «Весёлые туфельки» Закрепляем умение завязывать шнурки на шаблонах обуви.
4. Самомассаж бусинами каждого пальчика.
Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
;Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
;Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
;Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики находится к тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка ...
Пособие для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста.
Эти пособия можно сделать своими руками. Ваши возможности ограничевает только Ваша фантазия. Можно использовать в любое время дна индивидуально или с малой подгруппой детей....
Тема: "Специфика использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста"
Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игр...
Выявление уровня сформированности мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностики её развития. Для выявления уровня развития мелкой моторики детей...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы,...