Роль семьи в формировании личности.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гончаренко Евгения Валентиновна

Личность ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сeмeйных традиций в формировании личности ребенка.

Традиции семьи….

В них – мудрость наших предков

Традиции семьи…

В них времени печать.

Традиции семьи – прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать.

И. Некрасова

   Воспитание ребенка - это сложный, многогранный, ответственный процесс, который объединяет в себе все сферы человеческой жизни. Все, что окружает ребенка в первые годы жизни главным образом влияет на формирование его личности, на успешную дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе.                                                                                                                  Семейные традиции накладывают отпечаток на степень развития семейных взаимоотношений, взаимного понимания между членами семьи, чувства взаимоуважения, поддержки и чувства сопереживания.

    Личность ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность.

    Особенную роль в жизни ребенка, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни.

    Семейные традиции влияют на психическое и физическое здоровье каждого члена семьи, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки для воспитания детей и установления положительных внутрисемейных взаимоотношений.

    Семейное воспитание детей– это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. В семьях, где есть место традициям, дети не испытывают дефицита внимания взрослых, так как большую часть свободного времени занимает разнообразная совместная деятельность.

   Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

   Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

   Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

   Традиции - это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

    Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

    Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

    В нашем детском саду мы придаем большое значение семейным традициям. Для ознакомления с жизнью семьи, педагог предлогает родителям создать семейные альбомы совместно с детьми. Семейный альбом - огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо ребенку в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание. Каждый ребенок, рассказывая о жизни семьи, чувствует гордость за себя, за свою семью, за принадлежность к своей семье.

   Беседы на темы: «Моя семья», «Мой папа, моя мама», «Отдыхаем всей семьей», «Семейные фотографии», «Хозяйство семьи», «Что значит быть хорошей дочерью, сыном?», «Почему нужно беречь родных», в ходе которых у детей формируется представление о семье и своем месте в ней, дети узнают, что в семье все должны заботиться и любить друг друга, воспитывается гордость за свою семью, знакомятся с основными правилами почитания и уважения старших.

    Выставки семейного творчества: «Осенний коллаж», «Новогодний Магнитогорск», «Первоцветы», «Чудесные шляпки» и многие другие. 

   Создание фотоколлажей на тему «Новый год», «Театральный Магнитогорск», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Самый интересный семейный выходной»

   Совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердце детей. Традиционны и любимы такие праздники и развлечения, как «День матери», «Наша спортивная семья», «День пожилого человека»

   Чтение художественной литературы для формирования семейных ценностей у дошкольников, в которых рассказывается о том, что дети должны почитать родителей, помогать им. У детей формируются такие нравственные понятия, как сочувствие, сострадание, милосердие. Ребята рассуждают вслух, обсуждают мотивы поступков других людей, делают выводы.

   Творчество детей: рисунки «Моя семья», изготовление подарков близким.

   Таким образом, проведенная работа способствует: сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, что благотворно влияет на позитивные отношения в семьях воспитанников, развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим близким, повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений. И главным результатом является усвоение детьми вечных ценностей, воспитания милосердия, сострадания, любви к родным и близким.

Литература:

  1. Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.:2002, - 110с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. ...

"РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ"

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Конспект родительского собрания (старший дошкольный возраст)...

Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Я предлагаю вашему вниманию статью "Роль семьи в формировании личности ребенка"...

статья "Роль семьи в формировании личности ребёнка"

СтатьяРоль семьи в формировании личности ребенка     Подготовила: воспитатель Кулакова Инна АлександровнаЛичностями не рождаются, ими становятся. Личность ребенка формируется ...