Проект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
проект (старшая группа)

Маркенова Любовь Александровна

Проект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_opyt.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Опытно – экспериментальная деятельность

в старшей группе»

Актуальность проекта

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увидинном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опытвидения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- Развивать наблюдательность;

- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой ;краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель, дети 5-6 лет.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

- Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности

- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

- Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности. - - Перспективный план.

3 этап – заключительный.

- Определить эффективность проведенной работы

- Провести анализ полученных результатов.

Сроки проведения: декабрь 2021 г.

Ожидаемые результаты:

1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

2. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

3. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Дата

Тема занятия

Цель

03.12.2021

«Змей Горыныч о трех головах»

Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды - лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию.

10.12.2021

«Путешествие в царство соли»

Систематизировать знания детей о соли, как о продукте, необходимом для человека, продолжать знакомить с разными видами соли (пищевая, морская, йодированная). В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (растворяется в воде, притягивает к себе воду).

17.12.2021

«Страна лимония»

Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение и др.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

- Способствовать формированию проектной деятельности – умение находить, выбирать и оформлять материал.

- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; умение находить интересное в обычном.

- Продолжать развивать связную речь детей, поощрять попытки высказывать личное мнение, свою точку зрения.

24.12.2021

«Спящий Вулкан»

Познакомить детей с природными явлениями – гейзерами и вулканами, их строением, причиной извержения.

Примерное перспективное планирование

 экспериментальной деятельности в старшей группе:

- Опыты «Имеет ли вода цвет, вкус и запах», «Есть ли у воды форма?»

Цель: Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

- Опыты «Почему снег мягкий», «Как снег превращается в воду»

Цель: Совершенствовать знания детей о снеге. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

- Опыт «Солнечные зайчики»

Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

- Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага и её свойства»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги, показать бумагу разных видов.

- Опытно-экспериментальная деятельность «Ветер и его свойства»

Цель: рассказать детям о природе возникновения ветра, его свойствах.

- Опыт «Увеличительные стекла»

Цель: Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность;

- Опыт «Испытание магнита»

Цель: Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по валеологии. «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ»

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены;объяснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и в...

Проект по театрализованной деятельности для старшей группы детского сада "Театр для всех"

С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать в...

Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: «Делаем сосульку»

        Представленный материал включает в себя проект организации познавательно-исследовательской деятельности. Делая сосульку, мы расписываем содержание темы по компонента...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Проект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука»

: Привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...