музыкально - дидактические игры с музыкальными инструментами для дошкольников
картотека

Шайхеева Татьяна Викторовна

Музыкально - дидактические игры можно использовать в самостоятельной игровой деятельности дошкольников, в индивидуальной работе с детьми

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры с музыкальными инструментами

 для детей младшего возраста

Игра «Ты катись веселый бубен»

Дети становятся в круг и говорят слова:

Ты катись веселый бубен

Быстро, быстро по рукам

У кого веселый бубен

Тот сейчас сыграет нам.

У кого остался бубен на этих словах, тот играет под музыку на бубне разными приемами.

Игра «Тихие и громкие звоночки»

Дети звенят колокольчиками.

Громко ты звени звонок

Чтоб услышать каждый мог! (звенят громко)

Ты звени звонок потише,

Чтоб тебя никто не слышал. (звенят тихо)

«Дети и медведь» 
(Дети гуляют по всему залу, играют погремушками под весёлую музыку; когда появляется медведь музыка меняется на маршевую, медведь играет на барабане; все дети прячутся от него- приседают)
Дети вышли погулять 
В погремушки поиграть, 
Вот как весело гуляем,
В погремушки мы играем.

Вышел мишка с барабаном,
Бум-бум-бум, трам – там-там,
Все ребята притаились,
Тут и там, тут и там.

«Угадай инструмент» 

(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен. Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)
Мы с ребятами играем,
Что сейчас звучит узнаем,
Кукла Катя поиграй!
Быстро, Оля, называй!

«Тихие и громкие ладошки»
(В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо)
Мы в ладошки поиграем,
Громко, громко ударяем,
Раз, два, три, не зевай,
Громко, громко ударяй!

Мы в ладошки поиграем,
Тихо, тихо, ударяем.
Раз, два, три, не зевай,
Тихо, тихо ударяй.

«Ритмичные ножки» 
(Дети шагают в ритм музыки, то медленно, то быстро; одновременно, вместе с шагами, стучат палочками)
Медленно шагаем,
Ножки поднимаем,
В Палочки играем,
Дружно ударяем.

Быстро мы шагаем,
Ножки поднимаем,
В палочки играем.
Дружно ударяем.

«Музыкальная мозаика» 
(Детям показывают картинку с изображением, рассказывают стих, ребёнок выбирает инструмент и изображает того, кто нарисован на картинке.)

Вот лягушка на болоте
Очень весело живёт
Вы послушайте, ребята,
Ква-ква- ква она поёт!

Вышел мишка из берлоги,
Уноси скорее ноги,
Да как начал он реветь,
Вот так мишенька- медведь!

Дождик капает по крыше,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Еле слышно, еле слышно,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Воробьи развеселились,
Зёрнышки клевать пустились,
От других не отстают,
Всё клюют, клюют, клюют.

Вот течёт ручеёк, 
Видно его путь далёк,
Так журчит, плескается,
Убежать пытается!

Игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Музыкальная игра с бубном (НАПОМНИТЬ о правилах игре на бубне)

(На середине зала стоит стул, на нем лежит бубен,

дети -  бегают под музыку)

Бегают ребятки, малые ребятки

Бегают, резвятся, не могут наиграться.

1. Вот  Марина подошла, звонкий бубен подняла.   (Дети останавливаются и ждут указания бубна)

Бубен громко зазвенел, приседать он всем велел!                    (движение "Пружинка")

2. Вот и Женя подошёл, звонкий бубен там нашел.  

Бубен громко зазвенел, всем кружиться он всем велел!          (руки на поясе - кружатся)

3. Вот  и Вика подошла, звонкий бубен подняла.      

 Бубен громко зазвенел, весело плясать велел!                            (движение "Каблучок")

4. Вот Матвейка подошёл, звонкий бубен там нашёл

Бубен громко зазвенел, всем цыплятам спать велел!            (садятся на корточки, "спят")

Игра может иметь несколько вариаций (от лица взрослого и детей)

Сказка про бубен и погремушки. 
Жили-были погремушки-веселые игрушки. Однажды они захотели поиграть с бубном, но он очень крепко спал. Погремушки решили его разбудить и стали весело звенеть (бегут вокруг бубна) Вот бубен проснулся и стал плясать, а погремушки притихли и стали его слушать. (дети присаживаются, в-ль играет на бубне). погремушки стали спорить с бубном, кто лучше звенит. Погремушки говорили - мы лучше всех звеним. Наш танец самый веселый. (Звенят) а бубен не уступает: Нет это мой танец самый веселый. Вот послушайте (пляшет). Вот так вот они поссорились(2 часть) Что же было дальше? А потом они помирились и стали плясать по очереди (3 часть) вот и сказочке конец. А кто слушал - молодец. понравилась сказка?.

Игра с бубном

Дети встают в круг, 4 или 5 человек получают бубен и встают в центр круга.

Звучит музыка, дети играют на бубнах, музыка останавливается, дети во внешнем кругу закрывают глаза, дети с бубнами кладут бубен, кому хотят за спину на пол. После слов «Раз, два. Три на бубен посмотри!» дети смотрят, у кого бубен, тот и выходит в центр.

Игра «Не зевай!»

Дети встают в круг и передают музыкальный инструмент (бубен, бубенцы, трещотку, кастаньеты, маракас) по рукам и говорят слова:

Раз, два , три не зевай

Поиграл, передай,

Раз. Два, три не спеши

Как играть покажи!

На эти слова ребенок выходит и играет.

Подвижная игра для детей старшей-подготовительной группы:

Кто скорей ударит в бубен    

Подвижная игра может быть интересна музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию. Предназначена для детей 5-7 лет.
Задачи:
- Научить детей ориентироваться в пространстве и не наталкиваться друг на друга;
- Развивать внимательность, самостоятельность, творчество, двигательную активность;
- Учиться слушать ведущего;
- Улучшать качество легкого поскока, бокового галопа;
- Воспитывать выдержку;
- Учиться слушать музыку.
Воспитатель.
Быстро в круг встаем, игру сейчас начнем!
Дети встают в круг.
Воспитатель.
Встаем в круг, руки на пояс. 
Для игры в бубен, нам нужно выбрать ведущего. Кто хочет быть ведущим? 
(Выбирается ведущий из желающих детей. Можно применить считалку)
Ведущий берет бубен и встает в центр круга.

Воспитатель.
Ведущий звенит бубном, дети в это время поворачиваемся друг за другом и двигаются подскоками по кругу. Когда музыка прекращается, ведущий перестает звенеть бубном, дети поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и поют следующие слова: «Прыгать сам ты начинай, между нами выбирай!»
В это время ведущий двигается подскоками внутри круга и звенит бубном, на последнем слове он останавливается возле пары детей и протягивает бубен между ними, пара должна развернуться спинами друг к другу. Остальные дети говорят следующие слова: «Раз, два, три – беги!» После этих слов выбранная пара бежит по кругу, каждый в свою сторону. Кто первым добежит до бубна и ударит по нему, тот становится новым ведущим.
Всем все понятно? Давайте повторим слова. Когда ведущий скачет по кругу, что вы поете?
Правильно, «Прыгать сам ты начинай, между нами выбирай!»
Когда ведущий выбирает пару детей, какие слова вы должны произнести? 
Правильно! «Раз, два, три – беги!» 
Приготовились! Начали!
Игра повторяется 2-3 раза.
В конце игры подводятся итоги.
Воспитатель.
Ребята, вам понравилась игра? Почему? 
(Дети отвечают)
Вы выполняли все правила, были быстрыми, ловкими и музыкальными. 
Впоследствии можно делать усложнения:
Заменить движение бега боковым галопом, а так же увеличивать и уменьшать игровое пространство.

Сказка про мышку

Жила-была в большом доме маленькая мышка. (Какой инструмент выберем мы для мышки? Почему? Хорошо, давайте выберем БУБЕНЦЫ, а кто будет играть? Продолжаем сказку.) Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала.

«Там в комнате - светло» - сказала мышка,

БУБЕНЦЫ

«Там много места и можно бегать и танцевать!»

БУБЕНЦЫ 

Она вылезла из норки  и побежала к знакомому Таракану.

БУБЕНЦЫ                     

Усатый Таракан сидел под большим пакетом (Как можно изобразить звуком шуршание пакета и Таракана под ним? Я принесла ПАКЕТЫ, на которых тоже можно играть, как на музыкальном инструменте! Кто хочет попробовать? Смотрите как! Продолжаем сказку!)

ПАКЕТЫ

Мышка спросила у Таракана: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»

«Мне некогда, я ищу себе еду», - сказал Таракан и уполз.

ПАКЕТ

И побежала мышка дальше.

БУБЕНЦЫ

Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха.

МАРАКАСЫ

Мышка ей и говорит: «Ты можешь сыграть  или спеть? А я буду танцевать!»

«Я устала и буду отдыхать!» - прожужжала Муха и села на стол.

 МАРАКАСЫ

И побежала мышка дальше.

БУБЕНЦЫ

Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается Паучок.

МЕТАЛЛОФОН

Мышка ему и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть?

А я буду танцевать!». Ничего не сказал Паучок и убежал.

МЕТАЛЛОФОН

И побежала мышка обратно к себе домой.  БУБЕНЦЫ

И вдруг услышала тихую музыку 

БУБЕН

Мышка подошла к большим часам, а они застучали ещё громче:

БУБЕН БАРАБАН

«Какая красивая музыка!», - сказала мышка и стала танцевать. А тут и все, с кем она встречалась, прибежали и стали с ней плясать.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР ПОД  ТАНЦЕВАЛЬНУЮ МУЗЫКУ.

Музыкальный руководитель: Вот и сказочке конец, а кто ее рассказывал – молодец! А рассказывали мы ее все вместе! У нас получился настоящий мультфильм про мышку, правда, ребятки? Расскажите мне и Мышке, понравилось ли вам озвучивать наш мультфильм? А на каких музыкальных инструментах мы играли? Обязательно расскажите дома про наш замечательный оркестр!

        Игра «Найди пару»

Цель: развивать творческие способности детей, умение музицировать в паре.

Дети берут музыкальные инструменты и находят себе пару. Звучит музыка, дети выходят парами и придумывают игру на инструменте, танцевальные движения. Потом выходят другая пара и так дальше.

«СТУЧАЛКИ»

    Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

    Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

    Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра "Магазин музыкальных инструментов"

Очень интересная игра с использованием музыкальных инструментов, направлена на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческой активности у дошкольников....

Открытое занятие в младшей группе «Весёлый оркестр» (На основе музыкально-дидактической игры «Мои музыкальные инструменты»)

Обучать детей элементам театрализованной деятельности (инсценировкам песен, движениям под музыку, играм). Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, желанием играть на них. Активизировать дейс...

Музыкально-дидактическая игра «Какой музыкальный инструмент лишний».

Посмотреть на картинки и найти один лишний инструмент....

Музыкально-дидактическая игра "Угадай музыкальный инструмент"

Интерактиыная игра для детей и родителей...

Компьютерная музыкальная дидактическая игра "Калмыцкие музыкальные инструменты"

Компьютерная музыкальная дидактическая игра "Калмыцкие музыкальные инструменты"...

Музыкально - дидактическая игра «Какой музыкальный инструмент лишний».

Игра для развития речи и закрепления знаний у детей музыкальных инструментов....