Консультация для воспитателей Технология "Азбука общения"
консультация

Татьяна Юрьевна Руднева

Консультация для воспитателей Технология  "Азбука общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tehnologiya_azbuka_obshcheniya.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

Авторы: Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская,

А.П. Воронова, Т.А. Нилова

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз технологии «Азбука общения» - научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Технология нацелена:

  • на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений;
  • на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
  • на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Технология должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Технология включает в себя:

1.Теоретический курс «Основы коммуникации» - создан для обучения специалистов особенностям коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, развитию у детей навыков общения и коррекция возникающих трудностей.

Задачи данного курса:

Изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

Формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях.

Ознакомление специалистов, работающих с детьми, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.

Формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей.

Ознакомление специалистов с методами проведения целенаправленной работы с семьей.

2.Практический курс «Азбука общения» - обучение основам коммуникации детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) со сверстниками и взрослыми.

Цель: формирование у детей 3-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:

  • обучение детей пониманию себя и умению быть в мире с собой;
  • воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
  • формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;
  • развитие самоконтроля в общении;
  • развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
  • выработка у детей положительных черт характера;
  • коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Для решения задач рекомендованы следующие формы обучения детей:

развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, подвижные, дидактические);

  • этюды;
  • импровизации;
  • наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • сочинение историй, сказок;
  • беседы;
  • мини-конкурсы, игры, соревнования;
  • рассказ педагога и рассказы детей чтение;
  • свободное и тематическое рисование, лепка.

Технология курса включает в себя 9 разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

1. раздел «Мир познания»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: правильно определять времена года, наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них, наблюдать за растениями и ухаживать за ними, определять по жестам, позе, эмоциям настроение животного.

*Дидактическая игра «Времена года». Цель: изучить умение детей понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

*Дидактическая игра «Расскажи о животных, которых ты знаешь». Цель: изучить знания детей о жизни диких и домашних животных; умение ухаживать, понимать общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

2. раздел «Языки общения»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника; правильно выражать эмоциональные реакции, мысли и чувства; по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника; соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.

*Беседа.  Цель: изучить знания детей о роли наших «умных помощников»—органов чувств, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).

* Вопросы: Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «умные помощники» Что это? Зачем человеку уши? Глаза? Рот? Как ты ухаживаешь за ними? Как они помогают общаться тебе с другими людьми? Что ты можешь делать глазами? Ушами? Ртом?

*Дидактическая игра «Настроение». Цель: изучить представление детей об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), умение быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

3. раздел «Тайна моего «Я»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: понимать собственное «Я», свою индивидуальность, уметь радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению, понимать «нельзя» и «надо», быть самостоятельным.

*Дидактическая игра «Мой день». Цель: изучить умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир, умение быть самостоятельным.

4. раздел «Этот странный взрослый мир»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь понимать основы взаимоотношений с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, понимать значение труда взрослых; понимать в доступной для них форме, особенности профессиональной деятельности взрослых.

* Беседа «Семейная фотография». Цель: изучить отношение детей к самым близким людям, знание о повседневном труде родителей, понимание взаимоотношений в семье, потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Вопросы: Кто изображен на фотографии? Узнали ли они своего товарища по группе? Где его мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра? Какое у них настроение? Что они делают? Где работают родители? Кем работают? Как ты помогаешь дома? Чем любит заниматься твоя бабушка? Как проводит выходной день твоя семья? Какой подарок ты хотел бы подарить маме?

5. раздел «Как мы видим друг друга»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, радоваться самим и пытаться понять чувство радости других, воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками, представлять себе, что такое «иметь друзей», также свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

*Дидактическая игра «Мы –разные». Цель: изучить знания детей о том, что все люди не похожи друг на друга, развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям, умение общаться со сверстниками, смотреть в лицо и глаза друг другу.

*Дидактическая игра «Дружба». Цель: уточнить у детей понятия «друг», «дружба», умение детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

*Дидактическая игра «Клоун Тяп – Ляп». Цель: изучить диапазон эмоций у детей через понимание и переживание радости, наличие положительных чувств и эмоций через улыбку, умение эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

*Дидактическая игра «День рождения». Цель: выяснить знания детей о правилах гостеприимства, умение общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, чувства доброжелательности, участия, умение дарить и принимать под арки.

6. раздел «Фантазия характеров»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: иметь представление о том, что можно, а что нельзя делать, различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений, иметь представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек, видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок и пр.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: выяснить у детей представления о хороших и плохих поступках поведении, умение правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

7. раздел «Умение владеть собой»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: владеть игровыми приемами произвольного расслабления, уметь сосредоточиться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее, контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми, уметь принимать верные решения в различных жизненных ситуациях, уметь осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера.

*Дидактическая игра «Умей расслабиться». Цель: выяснить умение детей чувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя, знание некоторых игровых приемов произвольного расслабления.

*Дидактическая игра «Как поступить?». Цель: уточнить умение детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, умение контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ними.

8. раздел «Культура общения»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: владеть приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные» слова, учить вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, не обижая и не унижая партнѐра, в том числе по телефону, иметь представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде, уметь культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

*Дидактическая игра «Секрет «волшебных» слов». Цель: уточнить значение вежливых слов, представления и потребность в доброжелательном общении с окружающими.

*Дидактическая игра «Давай поговорим». Цель: выяснить у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.

*Дидактическая игра «За столом». Цель: выяснить знания детей об основных правилах этикета, умение культурно вести себя за столом.

9. раздел «Мальчик и девочка»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: иметь представление о женственности и мужественности, иметь представление о внешности и манере держаться представителей разного пола, понимать различия между мальчиками и девочками как внешние, так и в основных чертах характера и поведения, проявлять свои возможности при общении с партнѐрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

*Дидактическая игра «Внешность». Цель: уточнить умение различать мальчиков и девочек по внешности и действиям.

*Игра–соревнование «Самый сильный и ловкий». Цель: выяснить наличие качеств личности: смелость, ловкость, активность.

*Беседа «С кем бы я хотел дружить». Цель: уточнить знания о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представления о дружбе между мальчиками и девочками.

Вопросы: С кем ты дружишь? Почему? Кого не хотел бы брать с собой в игру? С кем иногда даже ссорятся? Почему происходят ссоры? Каким должен быть мальчик? Девочка? С каким мальчиком или девочкой ты хочешь играть? Дружить?

*Подвижная игра «Играем вместе».  Цель: выяснить умение детей общаться друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.

Таким образом, применяя технологию «Азбука общения», дети получают знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Стили общения"

Раскрывается понятие "общения", стили и функции общения, его компоненты и стили работы педагогов....

Консультация для воспитателей "Стиль общения педагога с детьми"

Профессиональная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательного...

Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду»

Слово «вальдорфская» происходит от названия немецкой табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Именно перед рабочими этой фабрики в начале прошлого столетия выступил ...

Консультация для воспитателей «Кодекс общения воспитателя с родителями»

Семья и детский сад вот два источника, которые формируют наше будущее поколение...

Консультация для воспитателей «Особенности общения с родителями»

Консультация для воспитателей  «Особенности общения с родителями»....

Консультация для воспитателей "Роль общения в работе педагога"

Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:Познакомить педагогов с составляющими общения.Показать, как работает эффект проекции.Дать возможность педаг...