«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
консультация
Формирование у детей дошкольного возраста ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических традициях русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_petrushkina_s.a.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому
начинаем относиться к праздникам, в которых народ оставил нам самое ценное
из своих культурных достижений. С момента рождения малыша, пожалуй
самым важным для него является духовное развитие. Духовность, творческий
патриотизм следует прививать с раннего детства. Детство – то время, когда
возможно искреннее погружение в истоки народной культуры.
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей,
давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они
помогают выработать способность управлять собственными действиями,
переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами
других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям
относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств
воспитания народная педагогика использует все компоненты народной
культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно
они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные
нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и
человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию,
религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и
устного творчества. Народные игры являются традиционным средством
педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей - их быт,
труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть
сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться
смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и
стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни
ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной
силой. Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры.
Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий.
Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора
– старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие
существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время
перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые
забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени
пользоваться им в считалках. Таким образом, игра издавна занимала в жизни
ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить
выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять
их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые
им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию
гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и
физическое совершенство. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками,
сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного
народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной
педагогики. С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова музыки.
Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный
музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных
песен, сказок и былин. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не
отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно
назвать энциклопедией народной жизни. Большая их часть обращена к
нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В
народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая
задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового,
семейного воспитания. Загадки - это замысловатое краткое поэтическое
образное описание какого – либо предмета или явления, сделанное с целью
испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза
на красоту и богатство окружающего мира. Отсюда вытекают две основные
функции загадки: во – первых, она развивает в человеке догадливость,
сметливость, сообразительность, а во – вторых, открывает поэтическую
сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.
Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укоренённые в
национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные
ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали
поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.
Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный
праздник в России сопровождался обрядами и песнями, Большая их часть
возникла ещё во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений,
обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли
поколения. Через обряды передавался значительный объём знаний о мире: о
причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие
языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с
событиями, отмечаемыми ею, например, Святки, праздник Ивана Купала.
Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а
продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалаек, гармоней
водили хороводы, пели, плясали, водили хороводы, затевали игры. Кроме уже
названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники:
Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых
детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и
веселились вместе со всеми. Ценность народных традиций огромна, а их утрата
невосполнима какими бы ни было материальными благами. Традиции –
хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все
народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
В дошкольном учреждении этим должен заниматься воспитатель, однако не
будучи патриотом сам, он не сможет пробудить в ребенке чувство любви к
Родине. В работе с детьми и родителями по изучению традиций и обрядов
русского народа, мы продолжаем приобщать детей к истокам народной
культуры – знакомим детей и родителей с традициями и обычаями русского
народа в разных видах деятельности.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души
ребенка, началом пробуждения личности. Сейчас к нам постепенно
возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к
праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно
– прикладному искусству в которых народ оставил нам самое ценное из своих
культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Как воспитатель
детского сада, я провожу определенную работу, направленную на
формирование чувства патриотизма у ребенка. Для этого
широко использую все виды фольклора. Большое внимание уделяю устному
народному творчеству. Затаив дыхание, дети слушают чтение русских
народных сказок. Перед их глазами на фланелеграфе и в кукольном театре
оживают герои сказок. Они начинают свой диалог с юными зрителями, и
создается впечатление, что дети искренне верят в живое общение с ними. Они
запоминают их хорошие поступки, и делают для себя выводы. Честные,
смелые, добрые, трудолюбивые, храбрые и справедливые герои сказок
способствуют проявлению у наших детей таких же красивых и положительных
поступков и качеств. В течение года мы с ребятами выучили фольклорные
песни, водили хороводы. Дети с удовольствием поют во время игры своим
куклам песни, любят слушать их перед сном на тихом часе. Все это формирует в ребенке богатство, мелодичность, красоту и напевность родного русского языка. Предметы старинного быта помогают ребятам с самого раннего возраста понять, что они – это часть великого русского народа. С помощью родителей мы проводим с детьми беседы за русским самоваром, пытаясь представить им старинную русскую избу с национальными бытовыми предметами, такими как: русская печь, стол, лавки, вокруг стола, деревянная посуда, вышитые рушники и салфетки и т. д. В группе с успехом прошел праздник «Пришла коляда – отворяй ворота». Дети с радостью заучивали колядки, готовили костюмы. Сколько было восторга в ребячьих глазах, когда после колядок они собрали целую корзину угощений. Своими колядками они поздравили ребят из других групп, администрацию садика, навестили медработников и работников кухни. Не менее интересно прошел праздник «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Дети с радостью читали стихи о масленице и угощались блинами. Прекрасные стихи и песни о масленице, игры и хороводы, пословицы и поговорки и конечно блины стали постоянными атрибутами масленичной недели. Продуктивной деятельностью детей стала аппликация по превращению блина в символ солнца красного. Проводы масленицы заканчивались сжиганием соломенного чучела. Все это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту русских мастеров. Проведение такой работы предусматривает активное участие всех детей, даже самых пассивных и застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного и эмоционального развития такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
Используемая литература:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Учебно-методическое пособие. - спб: Детство –
Пресс, 2010
2. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на
культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005.
3. Боровкова Е. Б., Волина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного
здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера,
2003г.
4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".
Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....
«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Дошкольное детство самый благодатный период жизни. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, вс...
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА.
Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения народных традиций. Подрастающее поколение должно знать не только историю Рос...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...
Отчёт по самообразованию «Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» 2018 - 2019 уч.г.
Из опыта работы...
«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
В своей работе с детьми дошкольного возраста мы убедились, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и т...