«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
консультация

Петрушкина Светлана Анатольевна

Формирование у детей дошкольного возраста ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических традициях русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_petrushkina_s.a.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

                                                                                                   

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому

начинаем относиться к праздникам, в которых народ оставил нам самое ценное

из своих культурных достижений. С момента рождения малыша, пожалуй

самым важным для него является духовное развитие. Духовность, творческий

патриотизм следует прививать с раннего детства. Детство – то время, когда

возможно искреннее погружение в истоки народной культуры.  

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей,

давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они

помогают выработать способность управлять собственными действиями,

переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами

других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям

относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств

воспитания народная педагогика использует все компоненты народной

культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно

они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные

нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и

человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию,

религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и

устного творчества. Народные игры являются традиционным средством

педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей - их быт,

труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть

сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться

смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и

стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни

ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной

силой. Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры.

Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий.

Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора

– старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие

существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время

перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые

забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени

пользоваться им в считалках. Таким образом, игра издавна занимала в жизни

ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить

выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять

их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые

им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию

гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и

физическое совершенство. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками,

сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного

народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной

педагогики. С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова музыки.

Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный

музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных

песен, сказок и былин. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не

отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно

назвать энциклопедией народной жизни. Большая их часть обращена к

нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В

народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая

задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового,

семейного воспитания. Загадки - это замысловатое краткое поэтическое

образное описание какого – либо предмета или явления, сделанное с целью

испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза

на красоту и богатство окружающего мира. Отсюда вытекают две основные

функции загадки: во – первых, она развивает в человеке догадливость,

сметливость, сообразительность, а во – вторых, открывает поэтическую

сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укоренённые в

национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные

ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали

поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.  Каждый народный

праздник в России сопровождался обрядами и песнями, Большая их часть

возникла ещё во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений,

обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли

поколения. Через обряды передавался значительный  объём знаний о мире: о

причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие

языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с

событиями, отмечаемыми ею, например, Святки, праздник Ивана Купала.

Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а

продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалаек, гармоней

водили хороводы, пели, плясали, водили хороводы, затевали игры. Кроме уже

названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники:

Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых

детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и

веселились вместе со всеми. Ценность народных традиций огромна, а их утрата

невосполнима какими бы ни было материальными благами. Традиции –

хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все

народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

В дошкольном учреждении этим должен заниматься воспитатель, однако не

будучи патриотом сам, он не сможет пробудить в ребенке чувство любви к

Родине.  В работе с детьми и родителями по изучению традиций и обрядов

русского народа, мы продолжаем приобщать детей к истокам народной

культуры – знакомим детей и родителей с традициями и обычаями русского

народа в разных видах деятельности.  

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души

ребенка, началом пробуждения личности.  Сейчас к нам постепенно

возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к

праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно

– прикладному искусству в которых народ оставил нам самое ценное из своих

культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Как воспитатель

детского сада, я провожу определенную работу, направленную на

формирование чувства патриотизма у ребенка. Для этого

широко использую все виды фольклора. Большое внимание уделяю устному

народному творчеству. Затаив дыхание, дети слушают чтение русских

народных сказок. Перед их глазами на фланелеграфе и в кукольном театре

оживают герои сказок. Они начинают свой диалог с юными зрителями, и

создается впечатление, что дети искренне верят в живое общение с ними. Они

запоминают их хорошие поступки, и делают для себя выводы. Честные,

смелые, добрые, трудолюбивые, храбрые и справедливые герои сказок

способствуют проявлению у наших детей таких же красивых и положительных

поступков и качеств. В течение года мы с ребятами выучили фольклорные

песни, водили хороводы. Дети с удовольствием поют во время игры своим

куклам песни, любят слушать их перед сном на тихом часе. Все это формирует в ребенке богатство, мелодичность, красоту и напевность родного русского языка. Предметы старинного быта помогают ребятам с самого раннего возраста понять, что они – это часть великого русского народа. С помощью родителей мы проводим с детьми беседы за русским самоваром, пытаясь представить им старинную русскую избу с национальными бытовыми предметами, такими как: русская печь, стол, лавки, вокруг стола, деревянная посуда, вышитые рушники и салфетки и т. д. В группе с успехом прошел праздник «Пришла коляда – отворяй ворота». Дети с радостью заучивали колядки, готовили костюмы. Сколько было восторга в ребячьих глазах, когда после колядок они собрали целую корзину угощений. Своими колядками они поздравили ребят из других групп, администрацию садика, навестили медработников и работников кухни. Не менее интересно прошел праздник «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Дети с радостью читали стихи о масленице и угощались блинами. Прекрасные стихи и песни о масленице, игры и хороводы, пословицы и поговорки и конечно блины стали постоянными атрибутами масленичной недели. Продуктивной деятельностью детей стала аппликация по превращению блина в символ солнца красного. Проводы масленицы заканчивались сжиганием соломенного чучела.  Все это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту русских мастеров. Проведение такой работы предусматривает активное участие всех детей, даже самых пассивных и застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного и эмоционального развития такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.

Используемая литература:

1.  Князева О.Л., Маханева  М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. Учебно-методическое пособие. - спб: Детство –

Пресс, 2010

2.  Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на

культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005.

3.  Боровкова Е. Б., Волина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного

здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера,

2003г.

4.  Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....

«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Дошкольное детство самый благодатный период жизни. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, вс...

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА.

Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения народных традиций. Подрастающее поколение должно знать не только историю Рос...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...

«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

В своей работе с детьми дошкольного возраста мы убедились, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и т...