Конспект проекта "Будет хлеб, будет и обед"
проект (старшая группа)

Познавательно- исследовательский , краткосрочный проект посвящен ко дню Хлеба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budet_hleb_budet_i_obed.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

в старшей группе №10 и 7  

Тема: «Будет хлеб, будет и обед»

Воспитатели;

Гаджизаде А.Ш

                                                     Зверева О.Г

                                                     Запрегаева И.А

Проект: «Будет хлеб, будет и обед»

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 14.10.24г.-18.10.24г.

Актуальность:

 У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.

Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи:

Образовательные:

• изучить историю возникновения хлеба;

• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;

• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его

изготовлении.

Развивающие:

• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и

умозаключения.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

• воспитывать желание делиться полученными знаниями.

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Социально-коммуникативное развитие;

• Художественно-эстетическое развитие.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

- определение объектов изучения;

- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;

- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;

- определение уровня знаний детей о хлебе;

- постановка целей и задач проекта.

Основной этап.

  • Комплексно-тематическое планирование по теме проекта.
  • Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Познавательное развитие:

Беседы:

  • «Как на наш стол хлеб пришел»;
  • «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
  • «Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»
  • «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
  • «Какой бывает хлеб»;
  • «Пшеница – спутница и кормилица человека»
  • Рассматривание иллюстраций и репродукций:
  • Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
  • Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
  • Просмотр видеофильмов:
  • «Как растет пшеница»;
  • «Труд комбайнера»;
  • «По секрету всему свету. Как получается хлеб».
  • Просмотр мультфильмов:
  • «Золотые колосья» белорусская сказка;
  • Знакомство с профессиями:
  • • Агроном;
  • • Комбайнер;
  • • Пекарь;
  • • Кондитер;
  • • Продавец.
  • Исследовательская деятельность:
  • Рассматривание и сравнивание зерен
  • Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
  • Чтение художественной литературы о хлебе:
  • • Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
  • • М. Глинская «Хлеб»;
  • • В. Ремизов «Хлебный голос»;

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Семья»;
  • «Хлебный магазин»;
  • «Кулинария».

Дидактические игры:

• «Назови профессию»;

• «Что, где растет»;

• «Что из какой муки испекли?»;

• «Четвертый лишний»;

• «Что сначала, что потом»;

• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

• «Как превратить муку в тесто?»;

• «Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;

• НОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;

• НОД. Рисование «Золотые колоски»

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;

• НОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;

• НОД. Рисование «Золотые колоски»

• памятка для родителей правила обращения с хлебом;

 1 ДЕНЬ (понедельник)

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Присаживайтесь на стульчики, у меня для вас есть сюрприз. Вы чувствуете аромат? Что же так вкусно пахнет? Отгадав загадку, вы узнаете, что же у меня лежит на подносе под закрытой салфеткой. Отгадать легко и просто

Мягкий, пышный и душистый

 Он и чёрный, он и белый

А бывает подгорелый. Дети: Хлеб.

Воспитатель: Правильно - это хлеб.

 А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Дети: (мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый) Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Как гласит пословица «Хлеб наше Богатство - береги его!» Хлеб даёт здоровье и силу людям. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий и душистый. Он – самый главный на столе.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети: Его покупают в магазине.

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Дети: Пекут из муки.

Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?

Дети: Из зёрен.

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.

А чтобы узнать обо всем этом подробно отправляемся с вами увлекательное путешествие.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рефлексия.
-О чем мы сегодня говорили? (о хлебе)
-Какой путь у хлеба от поля к столу? (повторить цепочку)
-Как нужно относиться к хлебу?

2 ДЕНЬ (вторник)Развитие речи

Пословицы и поговорки от хлеб

«Без хлеба - нет обеда».

«Хлеб - батюшка, вода - матушка».

«Будет хлеб - будет и песня».

 «Много свету - много хлеба».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

  • Горька работа… (да хлеб сладок)
  • Хочешь есть калачи (не сиди на печи)
  • Пироги не растут… (на кустах)
  • В землю не положишь (и с земли не возьмешь)
  • Догулялись мужики (нет ни хлеба, ни муки)
  • На чужой каравай (рта не разевай)
  • Пот на спине (так и хлеб на столе)
  • Хлеб – батюшка, водица – матушка.
  • Хлебушко – пирогу дедушка.
  • Каравай хлеба не (свалится с неба)
  • Хлеб созрел, но к нам на стол
  • Прямо с поля не пошел,
  • С поля даже в магазины
  • Хлебу ехать рановато.
  • Он уселся на машину

И спешит на элеватор

Хлеб — всему голова.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день — будет и хлеб.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Не хлебом единым жив человек.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб — кормилец.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать — народу голодать.
Хлебом люди не шутят.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.

 Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

 Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач

Сказки про  хлеб

  • В какой русской народной сказке пекут хлебное изделие? («Колобок»)
  • Что несла Красная Шапочка бабушке? (Пирожок)
  • Что съедала за день Дюймовочка, живя у мыши? (Зернышко)
  • В сказке «Маша и медведь» Маша приготовила своим бабушке и дедушке гостинец из муки. Какой? (Пирожки).
  • ЛИТОВСКАЯ СКАЗКА.  КАК ВОЛК ВЗДУМАЛ ХЛЕБ ПЕЧЬ  
  • Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
  • — Дай мне хлеба!
  • Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
  • — Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
  • — Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
  • — А когда вспашешь, можно уж есть?
  • — Ещё нет. Надо рожь посеять.
  • — А когда посеешь, можно уж есть?
  • — Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
  • — А когда вырастет, можно уж есть?
  • — Ещё нет. Надо её убрать.
  • — А когда уберёшь, можно уж есть?
  • — Ещё нет. Надо её смолотить.
  • — А когда смолотишь, можно уж есть?
  • — Ещё нет. Надо испечь хлеб.
  • — А когда испечёшь, можно есть?
  • — Можно.
  • Подумал волк, подумал и говорит:
  • — Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
  • А после этого прочитайте рассказ о хлебе.
  • М. ГЛИНСКАЯ «ХЛЕБ» рассказ
  • Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
  • Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
  • Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
  • -Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
  • Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
  • «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
  • Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
  • — Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
  • Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
  • -Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
  • — Куда же теперь хлеб девать?
  • В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
  • — Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
  • Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:
  • Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
  • Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
  • Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.

Игра « Назови профессию» картинки профессий
Кто работает на тракторе – (тракторист)
Кто работает на комбайне - (комбайнер)
Кто выпекает хлеб – (пекарь)
Кто следит за урожаем – (агроном)
Кто перемалывает муку – (мельник)
Кто продает хлеб – (продавец)

Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся ...(Агроном)

Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист.)

В поле вызреет пшеница,
день и ночь уборка длится.
Дорог очень каждый день,
всем трудиться там не лень.
Кто в уборке хлеба скор?
Дети это -….(комбайнер)

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб)

Игра «Родственные слова» Цель: умение подбирать однокоренные слова Назови хлеб ласково (хлебушек)

Крошки хлеба какие? (хлебные)

Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

 Посуда для хлеба? (хлебница)

Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

Кто печёт хлеб? (хлебопёк)

Завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)

 Как называются изделия из хлеба? (хлебобулочные изделия)

3 ДЕНЬ (среда0 рисование-аппликация

Интерективная викторина.

4 день (четверг)

 Знакомство профессиями.

Способ получение муки. ( ручная и электрическая кофемолка)

Д\И «Кто растил хлеб?» Цель: закреплять знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и специфике деятельности.

Воспитатель показывает картинку и дети называет профессию человека изображенного на картинке и определяют, что человек этой профессии делает

Тракторист- вскапывает, разрыхляет землю и сеет зерно

Комбайнёр- убирает зерно Водитель- везёт зерно на мельницу

Мельник- мелит зерно в муку

Агроном- решает какие удобрений нужны земле, определяет когда сеять и убирать зерно

 Пекарь- печёт хлебобулочные изделия

Продавец- продаёт хлебные изделия.

А теперь давайте попробуем себя в роли мельника

5 день (пятница)

Замести тесто и на выходные работа с родителями.

Воспитатель: Мы будем лепить баранки для нашего игрушечного магазина. Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте колбаску. Положите на дощечку, соедините концы пальцами, чтобы получилось колечко, пригладьте края. Положим на поднос и отнесём сушиться. Ребята,  какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?

Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.  В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью.

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Будет хлеб, будет и обед!"

Месячный проект комплексный,для детей средней группы.Цель проекта: Формировать  у детей представления  о хлебе, обогатить  словарный запас, почувствовать красоту и щедрость родной ...

ПРОЕКТ "Будет хлеб, будет и обед!"

Месячный проект комплексный,для детей средней группы.Цель проекта: Формировать  у детей представления  о хлебе, обогатить  словарный запас, почувствовать красоту и щедрость родной ...

Проект "Будет хлеб,будет и обед"

Проблема: Как хлеб к нам на стол « приходит».Цель проекта:Формировать  у детей представления  о хлебе, обогатить  словарный запас, почувствовать красоту и щедрость родной земли.За...

"Будет хлеб, будет и обед!"

 В феврале с ребятишками первой младшей группы был  реализован проект по экологическому воспитанию «Будет хлеб, будет и обед». Дети узнали, что хлеб делают из муки, а муку из пшеницы....

Проект на тему «Не будет хлеба, не будет и обеда»

Дать детям представление  о том, что хлеб нужен каждому человеку....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Будет хлеб - будет и обед»

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём...

Буклет: "Будет хлеб, будет и обед."

Буклет: "Будет хлеб, будет и обед." для родителей. подготовительной группы...