методический материал
консультация (подготовительная группа)

Методический материал "Рассказ воспитателя о каргопольской игрушке" для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detyam_o_kargopolskoy_igrushke.doc443 КБ

Предварительный просмотр:

КАРГОПОЛЬСКИЕ ИГРУШКИ

  1. История появления каргопольских игрушек.
  2. Особенности каргопольских игрушек.
  3. Технология изготовления и роспись каргопольских игрушек.
  4. Каргопольские игрушки сегодня.

1.История появления каргопольских игрушек.

      Каргополь - маленький кусочек северной земли, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, - стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла. Удивительно щедра эта земля! Полной мерой таланта и мастерства наделила она людей. А они по силе и таланту создавали на этой земле красоту. Жизнь здесь, в далекой северной провинции, по своему укладу всегда отличалась от жизни среднерусских городов большей основательностью и большей свободой. И еще более тесным единением с природой. Духовная связь с матерью-землей, характерная для крестьянина, здесь, на суровом русском Севере, проявилась во всей своей силе.

Основанный, вероятно, в XI-XII веках проникшими сюда на своих ладьях-ушкуях по озерам и волокам с Белозерских земель новгородцами, а может быть, первоначально возникший как чудское поселение, Каргополь уводит исследователей во времена гораздо более ранние уже при попытке расшифровать его название, в котором чудится античный полис. По одной из многочисленных версий, названию действительно приписывается греческое происхождение, поскольку язык Эллады был знаком Руси через Византию. В таком случае оно должно переводиться как «корабельная пристань». Придя сюда с Волги, Оки и Камы люди обосновались на возвышенностях по берегам рек уже четыре тысячелетия назад.

Среди находок дошли до нас многочисленные образцы зарождавшегося в те далекие времена керамического искусства, причем орнамент их столь своеобразен, что привел к введению в научный оборот понятия каргопольская культура. В ближайших окрестностях Каргополя учёные открыли следы почти ста стоянок эпохи неолита - времени зарождения керамического искусства. Дошли до нас и многочисленные образцы глиняной каргопольской посуды тех времён. Наряду с керамикой, в орнаментах которой господствуют круглые, овальные, прямоугольные и ромбические ямки, есть керамика с преобладанием гребенчатых орнаментов в виде зигзага, треугольников, пересекающихся полос, образующих узор в виде сети и т.д. Эти элементы орнамента сохраняет роспись каргопольской игрушки в наиболее древних типах пластики, обращает на себя внимание и типологическая близость её образов к глиняным изображениям животных, птиц, человека, всадника из раскопок. Они восходят к пластике VII-VI в. до н.э. Знаковые начертания и сами образы животных и человека, имеющие в древности культовое, магическое значение, сохранились надолго в сознании крестьянина-землепашца как нечто существенно значимое, жизненно важное, выражаемое символикой пластического образа, начертанием линий и росписью. Это направление каргопольской игрушки выделяет архаичность образа, монументальность малой пластики, гармоничность в сочетаниях её с росписью. Славянская традиция, вобравшая традиции античной и финно-угорской культуры, просматривается здесь со всей очевидностью.

Каргополь - древний русский город в Архангельской области, окруженный лесом. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера, который сегодня любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Пинежью её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. В свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. Среди каргопольских игрушечников особое место отведено Ульяне Бабкиной, которая жила в деревне Гринево, неподалеку от города Каргополя, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Ульяна Бабкина обжигала поделки по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.

Классиком народного промысла каргопольской игрушки по праву считается замечательный мастер, односельчанин Бабкиной, Иван Васильевич Дружинин (1887 – 1949 гг.). Иван Васильевич Дружинин родился в 1887 г. в семье гончаров. Игрушки начал лепить ещё в детстве, посудой же почти не занимался. В 1930-е гг.  Дружинин был хорошо известен в среде собирателей народного искусства. Ему заказывали игрушки многие музеи страны, о нём писали в газетах. Долгое время считалось, что все работы, хранящиеся в музеях, сделаны одним только И.В. Дружининым. Но в 1976 г. вдова мастера, Екатерина Андреевна Дружинина, рассказала, как работала вместе с мужем. Иван Васильевич трудился в колхозе, а лепил лишь вечерами да по ночам. Игрушки он раскрашивал редко, «узоры наводила» Екатерина Андреевна. Игрушками до замужества она не занималась, лепить их так и не научилась, а вот в росписи мужа превзошла, да и многих односельчан тоже.

Иногда дружининские «бабы» держат в руках младенца, блюдо с хлебами или птицу. Голова лепится в условной манере: круглое лицо с выступающим подбородком да треугольный нос, уши и причёска отсутствуют. Головной убор напоминает шляпу с полями, островерхий колпак, цилиндрическую шапочку, изредка – крест.  У «баб» на лифах изображены краснокирпичный круг или миндалевидное зерно.

Часто встречаются большие налепные пуговицы, которые напоминают большие серебряные пуговицы в одежде каргополок в начале XIX в. Передник очерчивается чёрной линией и на нём пишутся красно-оранжевые круги, кресты в лучах, круг с крестом внутри, мотивы колосьев, ветви деревьев. Большинство фигурок Дружинина окрашены извёсткой, и по белому фону написан узор. Цветовая гамма приглушена и сдержанна. Для неё характерны жёлтые, зелёные, розовые, красные, сиренево-синие краски неярких оттенков.

Мужские фигурки изображают крестьян и солдат, стоящих или сидящих. Одеты они в длинные кафтаны с налепными пуговицами. Лепкой рук, головы, лица они схожи с женскими фигурками. У стариков борода «расчёсана» красными и чёрными полосками, иногда – «серебром» и киноварью.

Фигурки животных близки между собой по форме и орнаментации. Они различаются лишь деталями: у коня – небольшая головка со стоящими ушами, у коровы – рожки серпом, у оленя – рога с короткими веточками. Роспись также несложна: фигурки забеливаются известкой, голова закрашивается синим или розовым. У коровы, оленя, на спинах птиц рисуются большие красно-оранжевые круги и кресты.

Пожалуй, одним из интереснейших персонажей дружининских игрушек является медведь. Он стоит на задних лапах, а в передних держит птицу, цветок, гармонь или сосуд. Туловище медведя белили известкой, голову красили охрой, сажей рисовали глаза, киноварью – рот. На брюхе часто рисовали что-то вроде деревца или цветка. Есть также ряд фигурок, раскрашенных чёрной краской с «серебром».

Музеи приобретали в первую очередь его работы. Игрушки И.В. Дружинина известны сейчас как «классические», каргопольские.

  1. Особенности каргопольских игрушек.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок каргопольского северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно - зеленые и коричневые цвета.

Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей: «Мужик поит коня», «Мужик-сеятель», «Мужик с корзиной грибов» и т. д.

Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами.

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Вирентурга и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930-х - 1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы. 

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан - полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х годах. А П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».

Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.

Сейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками.

Помимо традиционного способа изготовления глиняной игрушки, у каргопольских мастеров есть свой собственный, ими же изобретенный. Он называется «обварная» игрушка: готовую, только что из обжига фигурку мастера обмакивают в отвар из овсяной муки. И выглядит игрушка так, словно не из глины сделана, а из теплого хлеба выпечена. И раскрашивать ее не надо.

Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополье были свистульки - утушки. Лепили их к шумным яр - маркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное же от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление гончарных изделий давало дополни - тельные средства к жизни, и лишь попутно они лепили маленькие забавные фигурки.

Все хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши дни глиняные фигурки можно условно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжетные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повторению натуры. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские - с игриво закругленной шеей, зайцы - с гармошкой, степенные бородатые мужики - с трубкой, гармонью, лаптями. Есть загадочная игрушка полуконь - получеловек Полкан. Это кентавр - образ, пришедший к нам из мифов Древней Греции. Он ведет свое происхождение от божества древних славян, которого звали Плихан или Полехан. Божество имело отношение к солнцу, а имя его произошло от слова «полыхать», гореть ярко. На груди Полкана рисуют солнечный знак.

Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу - идола, что находят археологи в научных экспедициях. Женская фигурка с плоским, невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, является олицетворением Матери сырой земли, главной богине - Природы. Культовый смысл утратился со временем, а фигурки стали более реальными, обросли бытовыми подробностями и стали предметами игры.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ef2/00089a71-7da38dbc/img22.jpg

3.Технология изготовления и роспись каргопольских игрушек.

Первый этап изготовления каргопольских игрушек - подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная глина тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

При лепке мастер почти не пользуется инструментом. Главное орудие труда - его руки. Глину тщательно мнут, перемешивают, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служит своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными, одинаковыми.

Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщённая образность. Формы предельно упрощены.

Игрушки лепят из красной глины: сначала выполняют верхнюю часть туловища и крупную плосколицую голову на толстой шее, затем торс соединяют с юбкой женской фигурки (в мужской - с ногами), а потом уже прилепляют руки, головные уборы и разные предметы, сопровождающие игрушку. Обжиг игрушек производят в русской печи, затем их расписывают.

      Наиболее древним являлся способ производства «обварной» игрушки. Для обжига игрушку ставили на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигала 800-900 градусов Цельсия. При этой же температуре обжигают игрушку и сегодня. С утра ещё горячую игрушку погружали в кипящий мучной раствор. Частички муки оседали на игрушке, и обгорали, создавая причудливые узоры на глине. Заполнение трещин, образовавшихся в процессе обжига из-за огневой усадки, мелким шамотным песком, смешанным с клеем ПВА. Грунтовка игрушки широкой мягкой кистью белым акрилом.

Роспись игрушки выполняется темперными поливинилацетатными красками, а также гуашью с добавлением клея ПВА (для прочности красочного слоя). Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна, стилизована, напоминает северную вышивку. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета. Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри. А потому забеленные юбки "бобок", символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем. Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебряная. В сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма - яркая, радостная. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда юбки красные.

Отличительная черта каргопольской игрушки - стилизованный орнамент, напоминающий северную вышивку - все больше крестики, дуги , волнистые линии, полоски , кольца, зигзаги . На животных - баранах, оленях, лосях, - на юбках колоколом у женщин характерные разноцветные круги, нередко с крестом посредине. Ученые утверждают, что каргополский орнамент - это древняя символика, связанная с культом плодородия.

До нас дошло большое количество стариннейшей каргопольской керамики, кусков различной глиняной посуды с так называемым ямочно-гребенчатым орнаментом. Характер орнамента своеобразен.

Наряду с керамикой, в орнаментах которой господствуют ямки, есть керамика с преобладанием гребенчатых орнаментов в виде зигзага, треугольников, пересекающихся полос, образующих узор в виде сети, и т.д.

Не обделена каргопольская игрушка и определенной символикой. Круги, кресты, кольца - символы солнца, линия - земля, волнистая линия-вода, точка, овал - зерно, вертикальные полосы - вспаханная нива.

Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клее, но орнамент по традиции остаётся прежним – простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде.

Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчёт ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала её заливает водой, перемешивает. Весь мусор –  камешки, травинки – осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться ещё. Можно её затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстаёт от рук. Рука мастера служит своеобразным мерилом, эталоном пропорций – средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными, одинаковыми.

4.Каргопольские игрушки сегодня.

Каргопольский промысел всегда был семейным - у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

В настоящее время традиции продолжает художник Валентин Дмитриевич Шевелев. Мастер воссоздает старинную технологию обварки игрушек, когда после обжига раскаленное изделие погружают в «болтушку» - густой мучной раствор, и пригоревшая мука оставляет на поверхности игрушки декоративные черные пятна и разводы.

В 2003 году в Каргополе был открыт Дом-музей семьи Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. В музее, на кухне с традиционной русской печью, проходят мастер-классы по изготовлению игрушки.

Лучшие современные мастера стараются сохранять и развивать древние традиции. Однако сейчас промысел переживает далеко не лучшие свои дни, ведь простота произведений народных мастеров - только кажущаяся на первый взгляд. Ее нельзя придумать. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. За этой простотой - опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету.

Слава о каргопольской игрушке разошлась далеко. О глиняных мужиках и бабах, сказочных зверях и птицах знают почти все, кто приезжает в Каргополь и, возвращаясь домой, увозят с собой на память частичку Русского Севера и сказочного детства.

Список литературы:

1. Арбат, Ю. А. Добрым людям на загляденье М. : Детская литература, 1964.

 2. Блинов, Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке Г. М. Блинов. - М. : Детская литература, 1977.

3. Каргопольская глиняная игрушка [https://schci.ru/kargopolskaya_igrushka.html]

4. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская - М. : Просвещение, 2012

5. Кулешов, А. Сохранять и возрождать. Народное творчество. - 2009. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

Методическая разработка - Методический материал - Презентация "Малышам о транспорте"

Этом материал помогает расширить и закрепить представления детей о транспорте, классифицировать транспорт на воздушный, наземный, водный....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Методический материал для родителей и методические рекомендации для домашнего выполнения для родителей и их детей по теме "Посуда".

В данной разработке представлены материалы для усвоения и закрепления знаний по лексической теме "Посуда". Задания помогут усвоить детям основные понятия по лексической теме, расширить актив...

Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"

Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...