«Причины и пути коррекции дисграфии у детей».
консультация
«Причины и пути коррекции дисграфии у детей».
Цель: познакомить родителей с основными нарушениями и коррекциями дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_disgrafiya.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Причины и пути коррекции дисграфии у детей».
Цель: познакомить родителей с основными нарушениями и коррекциями дисграфии.
Что же такое дисграфия?
Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда?
Для начала необходимо знать, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.
Классификация дисграфических ошибок:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски гласных букв: комнта — комната;
- пропуски согласных букв: комата — комната;
- пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
- замена гласных: пище — пищу;
- замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай;
- перестановки букв и слогов: онко — окно;
- недописывание букв и слогов: чере — через;
- наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети;
- искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
- слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся;
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений.
- нарушение смягчения согласных: болшой—большой, мач — мяч.
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
- нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки;
- нарушения управления: с ветка — с ветки;
- замена слов по звуковому сходству;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще;
- пропуски слов в предложении.
3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
- замена букв,отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
- замена букв,отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
- замена букв,имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
- зеркальное написание букв: с, э, ю; — пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
4. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии
- безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
- правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб;
- обозначение смягчения согласных;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных..
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
- Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
На что обратить особое внимание:
1.Если Ваш ребенок левша.
2.Если он - переученный правша.
3.Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4 .Если в семье говорят на двух или более языках.
5.Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Рекомендации: . Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что: — ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система; — родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке — только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих; — необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться; — помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «лоботряс», не «тупой» и пр. Он пока просто не может писать и читать лучше.Ему надо помочь |
Упражнение на развитие слухового восприятия и внимания Произнесение слогов без стечения согласных (из таблиц Н.Б. Покровского) : няк пуль мят пиц мюф лут дыс вые гум ёфь ёк тыпь геф деп вох эфь лефь вик кась лёфь дян пяф хил хуф вый фыл сых яс лень маф буф непь гипь вяф фей дас юц зах хас нип тумбяй ныф мям куй гом боть нунь вафь зуфь гань сым бюн холь дяф пень люпъ кик моть мифь зяк ноть лен тух зам хет сёф кать бан вёнь гек тань мех пась быс тет мофь лям гоф сях фок хул дам пюм бек синь пуф бань нах бем сох десь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины и механизмы возникновения дисграфии у детей с ЗПР
Что такое дисграфия; формы дисграфии; ошибки часто встречаемые при письме у детей с ЗПР; причины распространенности затруднений в овладении письмом; особенности устной речи у детей с ЗПР; направленнос...
Детская агрессивность и ее причины. Пути коррекции поведения детей.
мультимедийная презентация...
Причины и механизмы возникновения дисграфии у детей с ЗПР
Что такое дисграфия; формы дисграфии; ошибки часто встречаемые при письме у детей с ЗПР; причины распространенности затруднений в овладении письмом; особенности устной речи у детей с ЗПР; направленнос...
«ДИСГРАФИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И КОРРЕКЦИЯ»
консультация подготовлена для ПДС учителей-логопедов ДОО...
Ребенок молчит в 3 года: возможные причины и пути коррекции
Запуск речи. Причины и пути коррекции ЗРР....
Проект «Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование эффективных инновационных методов логопедической работы»
Актуальность проектаАктуальность данной темы проекта определяется проблемой исправления тяжелых нарушений речи и продуктивной подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.Е. Ф. Архипова подче...
Конспект консультации для родителей дошкольников c ОВЗ по теме «Заниженная самооценка: причины и пути коррекции»
Данный материал поможет воспитателю провести консультацию у родителей дошкольников c ОВЗ с заниженной самооценкой, тем самым повысить компетентность родителей в вопросах развития адекватной самооценки...