КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

АннаАлександровнаСоколова

Развивает творческое воображение у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkdourazvitie_fantazii.docx195 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ

НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

C:\Users\User\Desktop\

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПРИДУМАЙ ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ ИЛИ СКАЗКУ»

Цель: развитие у детей творческого воображения.

Ход игры: дети крутят круги, если совпали картинки из взрослых животных лиса, а из детёнышей бельчонок, то придумывается детьми история «Как могло случиться, что лиса стала воспитывать бельчонка, как она будет о нём заботиться, чему станет учить и где они будут жить»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАССКАЖИ СКАЗКУ»

Цель: совершенствование навыка речевого общения, навыка самостоятельного высказывания в речевом творчестве.

Ход игры: На 1-ом круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2-ом круге атрибуты из сказок. Дети, раскручивают оба круга, Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.

Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РУКОТВОРНЫЕ ОБЪЕКТЫ»

Цель: самостоятельное придумывание заданий как реального, так и фантастического плана через призму воображения и фантазии.

1 круг - изображение рукотворных объектов (стул, стол, ракета, компас, шуба)

2 круг - образцы материалов (металл, стекло, пластмасса, ткань, дерево)

3 круг - изображение различного местонахождения объектов (квартира, лес, космос, космический корабль, улица)

4 круг - цвет золотой, белый, серебристый, голубой, зеленый, желтый

Задание на развитие фантазии:

Наугад выбери по одному показателю с каждого круга и объясни практическую значимость данного объекта.

Например: Под стрелкой оказались следующие сектора: стекло, стул, космический корабль.

Обсуждается ситуация: На космическом корабле остро необходим стеклянный стул золотого цвета, почему? - потому что ......например жители планеты носят золотые костюмы и это их корабль.

Например: В: У мамы есть шуба. (пальто) Какая она может быть?

Дети: Из меха (меховое), из ткани (драп) - драповое.

В: Цвет какой может быть?

Дети: Белый.

В: А красным может быть шуба? (пальто)

Дети: Да, только мех нужно покрасить краской.

В: Где носят?

Дети: На улице.

В: А в лес можно надеть шубу?

Дети: Да.

В: А для чего носят шубу?

Дети: Чтобы было тепло.

В: А еще для чего?

Дети: Чтобы было красиво.

В: А еще?

Д: ответы детей.

В: А еще у мамы есть телефон. Какой он может быть?

Д: Металлический, красивый, многофункциональный.

В: А еще какие бывают телефоны?

Дети: пластмассовые, игрушечные и там могут быть разные игры и т.д.

В: А стеклянный может быть?

Дети: ответ детей.

В: А где может быть стеклянный телефон? Место нахождение объекта?

Д: В космическом корабле.

В: А для чего нужен телефон на космическом корабле?

Дети: ответы детей.

Дети: Это средство общения, передачи информации друг другу, на Землю.

В: А где еще может быть телефон?

Дети: Дома, в больнице, на улице, в магазине и т.д.

В: Для каких целей телефон в больнице, на улице, в магазине и т.д.

Придумать фантастическую историю:

- про потерянный телефон,

- путешествие шубы;

- сказку о том как герои попали в будущее и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов; побуждать детей к фантазированию.

Собрать части реального дерева.

1 круг - деревья (дуб, пальмовое растение, сосна, апельсиновое дерево, вишневое дерево, рябиновый куст, яблочное дерево)

2 круг - листья

3 круг - плоды (желудь, бананы, шишка, апельсин, рябина, вишня, яблоко)

Плод - лист - дерево в реальной картине мира. Например: желудь и дубовый листок растут на дубе.

Объедини под стрелкой любой плод с любым деревом.

Объясни, как такое может быть. Например: Апельсин - елка (сосна). Апельсин может оказаться на елке (сосне) при условии, что это новогодняя елка (сосна)

Придумай фантастическую историю про них.

Например: Как на елке вырос апельсин? ...Жил был гном в глухом еловом лесу. В книге он прочитал про апельсины и захотел их вырастить. Он много трудился и на лесной полянке вырастил на елке апельсины.

Какие проблемы должен был решить гномик, чтобы у него на елке выросли апельсины? (Для роста деревьев необходим свет, тепло, уход) и т.д.

Аналогично проводятся игры с другими классификационными группами.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БЫТОВАЯ ТЕХНИКА»

Цель: формирование представления о предметах бытовой техники, широко используемой дома и в детском саду (пылесос, стиральная машина и др.), о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека.

Игровой сюрпризный момент.

В группу приходит Незнайка и говорит детям, что ему на день рождения подарили очень интересные предметы, но как они называются и как ими пользоваться он не знает. Просит помощи у детей. "Я их сфотографировал и покажу вам". Выставляются картинки-фотографии техники (пылесос, холодильник, стиральная машина, посудомоечная машина, фен, кофемолка, утюг, чайник)

Дети по очереди рассматривают и рассказывают: как называется предмет, что им делает человек, как облегчает труд человека его использование. Незнайка создает проблемные ситуации: «А я мусор и руками б собрал или веником, можно вещи и под водой постирать» и т. п. Дети доказывают, что все эти предметы ускоряют получение результата, улучшают его качество, облегчают труд человека.

Придумать фантастическую историю по бытовой прибор.

Например: история о том, как волшебник заколдовал пылесос и он стал печь пирожки или как холодильник стал делать мороженное и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Цель: развитие у детей творческого воображения на примерах изменения места действия в сюжете сказки.

Решение сказочных проблем.

Воспитатель: Вы хорошо знаете сказки, а сейчас вы сами будете придумывать разные сказки. У меня в руках волшебное колечко. мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.
Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

- придумай историю - сказку о том, как кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках и как ему помог спастись от бабы-яги аленький цветочек.

- придумай как золушке вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

- машенька из сказки гуси-лебеди.

Машенька просит нас помочь найти дорогу через лес к избушке бабы-яги, чтобы быстрее спасти братца.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НОВАЯ СКАЗКА»

Цель: формирование умения связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, развитие творческого мышления, фантазии.

Ход игры: дети выбирают на круге одну сказку и взрослый предлагает ее переврать, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перевирание сам взрослый.

Например: «Сказка про Красную шапочку».

Жил-был мальчик, которого звали желтый беретик. позвал его как-то папа и говорит: «сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты». пошел желтый беретик, а навстречу ему медведь...» и т.д. взрослый наравне с детьми участвует в перевирании и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающую ситуацию.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку своему другу по телефону. Вы должны постараться правильно передать содержание сказки по телефону, чтобы ваш друг понял какая эта сказка и кто в ней главные герои.
(пересказ сказки по телефону).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НЕОБЫЧНЫЕ ВЕЩИ»

Цель. Формирование умения детей определять части объектов, умение объяснять практическую значимость необычного сочетания известных им объектов или их частей.

Ход игры: на стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов). Дети смотрят, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и находят его часть на втором. Раскручивают круги, смотрят и называют, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Надо придумать историю о том, как дом научился летать.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НЕОБЫЧНОЕ МЕСТО»

Цель: формирование умения детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке и изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Ход игры: на верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад .На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев .Нужно выбрать героя, вспомнить название сказки и найти место, где разворачивается сюжет. Например: Черепаха Тортилла живет в болоте.

Раскручиваются круги и посмотрят, что оказалось под стрелкой. Называют героя и его новое место жительства. Например: Черепаха Тортилла живет в волшебном саду. Нужно подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Картотека игр и упражнений для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

Картотека игр и упражнений для развития  творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет...

Круг Луллия как эффективное средство развития познавательных способностей и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда  Луллия - "Круги Луллия"....

Картотека. Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ

Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ...

Картотека игр и упражнений для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

Развитие воображения и внимания, развитие художественного восприятия и воображения....