Профессиональное ориентирование дошкольников. Профессия "писатель"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зимина Наталья Семёновна

Вашему внимаю представлен конспект занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Профессиональное ориентирование: профессия "писатель"".

В настоящее время особое внимание уделяется профессиональному ориентированию детей с дошкольного возраста. Эта инновация  в образовании позволяет на этапе завершения дошкольного образования сформировать у детей  положительное и уважительное отношение к труду, к разным его видам. Раняя профориентация - это в первую очередь деятельность, направленная  на выявление личностных  особенностей, интересов и способностей каждого ребенка.

В своей работе я осуществляю ранее профессиональное направление по Библио-направлению. То есть знакомлю детей с профессиями,так или иначе  связанными с книгой: писатель, иллюстратор, редактор и.т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перед входом в кабинет дополнительного образования задаем вопрос:

-дети сегодня мы пришли на необычное занятие в новый для вас кабинет. Кто-нибудь из вас какие правила существуют в общественном месте? Как себя нужно вести? Чего делать нельзя?

-Ответы детей.

Давайте закрепим наши правила на листке и будем всегда их соблюдать.

Приклеиваем на лист бумаги  картинки – правила поведения в кабинете.

Тема «Знакомство с профессией писатель через историю одной книги»

Цель: формирование представления у детей о профессии писатель

Задачи:

  1. Создать условия для пробуждения интереса детей к профессии писатель;
  2. Пополнить словарный  запас детей словами и устойчивыми выражениями: перо, проба пера, автор, фантазия.
  3. Закрепить знания детей о детских писателях: А.Л. Барто, С.Я. Маршак, С.В.Михалков А.С. Пушкин.
  4.  Мотивировать детей на создание собственного рассказа (стихотворения).

Оборудование:

- больная книга в красивом переплёте

-два листа формата А4

-портреты Маршака, Чуковского, Михалкова, Барто

- конверт-письмо с картинками: идея, фантазия. Так же писательское перо из бумаги – 2 шт.

- мольберт

- листочки с заготовками домашнего задания. Слова-рифмы

Ход  занятия:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с Вами познакомимся с историей одной книги. Эта книга непростая и  прежде чем попала в наш детский садик проделала очень долгий и интересный путь. Над созданием данной книги трудилось много людей разных профессий, представляете? Приехала книга к нам из Москвы с самой большой «фабрики книг» и поселилась в кабинете дополнительного образования. Но грустно  и тоскливо  стало книге одной без друзей  и детский сад  решил помочь ей.  Мы поставили книжные полки и  стали заселять их другими разными книгами, хранящимися в группах, чтобы наша  «гостья» не чувствовала себя одинокой.  Так книги поселились на полках и стали дружить. Вы тоже можете поучаствовать вместе с родителями   и  принести одну из ваших любимых книг для наших книжных полок.

Как мы с вами уже проговорили над созданием главной книги нашего сада трудилось много человек разных профессий.  Какие профессии вы знаете?

- ответы детей.

Если затруднятся назвать профессию писатель, наводящий вопрос: А как вы думаете  кто пишет книги?

Дети: писатель.

-Правильно! Писатель – профессия необычная и очень интересная. Писатель этот тот кто пишет и сочиняет для нас книги: сказки, рассказы, исторические книги, стихи, научные книги о природе. (показать детям)) Другими словами писатель – это  автор. Внимание ребята, прозвучало новое для вас слово. Давайте вместе повторим его.

А  каких известных писателей вы знаете?

- ответы детей.

Совершенно верно. Обратите внимание на портреты, стоящие перед вами.  В быстром темпе напомнить о произведениях данных писателей.

1)Это Агния Барто- известная  детская писательница, автор стихов для детей. Какие стихи вы знаете? (Строчки : уронили мишку на пол;  идет бычок качается; зайку бросила хозяйка)

-Ответы детей

2) А это Чуковский( Мойдодыр, Муха Цокотуха, Федорино горе).

3) А.С. Пушкин, (сказка о рыбаке и рыбке)

4) С.В. Михалков. (Дядя Стёпа)

Дети, к нам в кабинет с «фабрики книг» пришло  письмо. А в нём  картинки – инструкции как написать книгу. Хотели бы попробовать стать писателем?

Но прежде чем приступить давайте  сделаем разминку:

(физкультминутка Сказка даст нам отдохнуть)

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шёл,

На полянке гриб нашёл.  (ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (потягивания – руки вверх).

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся. (наклоны вперёд и назад.

И налево и направо

Повернулся. Вот и славно. (повороты туловища вправо и влево)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку (дети садятся)

Итак, приступаем к инструкции. Чтобы создать произведение:

(Дети в процессе обсуждения поочередно приклеивают картинки  к листу формата А2, размещенному на мольберте)

  1. нужна …. (воспитатель показывает изображение лампочки). Дети: идея! Правильно сначала мы придумываем в голове то о чем будем писать. К нам приходит идея.
  2. Воспитатель показывает перо.  Как вы думаете что это. Ответы детей. Верно. Это перо. Раньше в давние времена не было ручек и компьютеров. И писатель записывал свои идеи и мысли на бумаге при помощи пера. Его макали в чернильницу и писали на бумаге чернилами. С тех пор много изменилось, но осталось выражение «проба пера». Под этим выражением  подразумевается то когда писатель «впервые пишет свое произведение».  То есть следующий шаг писателя – записать свою идею на бумаге.
  3. А что же еще нам необходимо. Воспитатель демонстрирует картинку «фантазия». Что это? Ответы детей. Если затрудняются,  помочь. Это фантазия ребята. И снова новое для вас слово. Повторим его еще раз. Фантазия  - это выдумка. Когда мы что то придумываем то чего нет на самом деле.  (Например,  придумать какую-нибудь страну или героя или то чего не бывает. У машины в нашем дворе вдруг выросли крылья и она полетела в волшебную страну. Может ли это случиться на самом деле? Конечно нет. Это и называется фантазия)
  4.  И последнее что необходимо писателю (воспитатель показывает картинку-символ «вдохновение») . я помогу Вам ребята. Это вдохновение. Что это значит? Это значит что писатель не сможет ничего написать в плохом настроении или если он переживает о чём то. Ему нужно настроится и получить вдохновение: например от любования красотой природы или от общения с интересным человеком.

Сейчас попробуем  себя в роли писателя – поэта и по схеме создадим стих.  Вы придумываете, а я помогу записать его

Итак идея о чем писать? (опорные  картинки  или игрушки мишка, утята, зайка). Дети  сами выбирают о чем будет идти речь в стихотворении.

1)Мишка, шишка, Гришка, книжка

2)утята, котята, лисята, примята

3) зайка, лужайка, балалайка

1)Жил был Мишка,

На него упала шишка,        

Закричал он другу Гришке

Почитай скорей мне книжку!

2) Шли на луг гулять  утята,

А за ними – котята

А за ними- лисята

Вся трава теперь примята.

3)  Серенький зайка

Бежит на лужайку!

В руках балалайка

Ну чтож мы сами придумали  и записали свое первое стихотворение. Попробовали себя в роли писателя. Вы- автор этого стихотворения. Сегодня состоялась ваша «проба пера».  Хочу подарить вам в группу перо –  один из символов писателя. Когда вы вернетесь в группу, расскажите  вашему воспитателю кто такой писатель? Что такое фантазия?  А еще у меня для вас домашнее задание вот рифмы, дома необходимо будет придумать вместе с родителями стихотворение из этих слов.

Так же попробуем сегодня создать стихотворение без рифмы.

Итак, «синквейн» -  в переводе с французского означает «пять строк». Этот   метод   один из методов интенсивного  развития связной речи ребенка, имеющий быстрый результат. Это работа над созданием нерифмуемого  стихотворения по заданной схеме.

- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающую главную идею;

- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; (вопрос какой? Какая?)

- третья строчка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

- четвертая  - фраза из нескольких слов, показывающих отношение к теме;

- пятая – слова, связанные  с первым, отражающие сущность темы.

Предлагаю Вам  вместе со мной составить  «синквейн» на заданную тему.  (выбирают из передоложенных  заготовок)

Пример:

Котёнок

Чёрненький, пушистенький

Играет,  спит, ест.

Он мой друг

Домашнее животное,

 

Или вот

Дождь.

Грибной, летний

Льет, капает, стучит.

Я люблю гулять под дождем.

Лужи, тучи, вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на профессиональное ориентирование детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.  К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным ...

Создание лэпбука, как продукта проектной деятельности профессионально-ориентированной направленности

Обучение  участников мастер-класса технологии создания лэпбука профессионально-ориентированной  направленности....

Раннее профессиональное ориентирование дошкольников через поддержку игровой активности и детской инициативы

Обобщение опыта по теме: "Раннее профессиональное развитие детей дошкольного возраста через игровую и познавательно-исследовательскую деятельность....

План-конспект НОД по профессиональному ориентированию детей старшей группы на тему: «Кем быть?»

Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, закрепление представлений о необходимости и значении труда людей различных профессий....

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников...

Профессиональное ориентирование дошкольников "Профессия типограф"

Продолжая работу по ранней профессиональной ориентации дошкольников по "библио-направлению", я разработала конспект занятий с детьми подготовительной группы на тему "Профессия типограф...

Конспект занятия по профессиональному ориентированию дошкольников "Профессия художник-иллюстратор"

Вашему внимаю представляется конспект анятия и презентация на тему:"Профессия художник иллюстратор". Данный конспект разработан в рамках занятий с детьми по ранней профориентации по библио-н...