Проектно-экспериментальная деятельность в детском саду как средство экологического воспитания в ДОУ
проект (старшая группа)
Проектно-экспериментальная деятельность в детском саду как средство экологического воспитания в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-экспериментальная деятельность в детском саду как средство экологического воспитания в ДОУ | 1.71 МБ |
речь к презентации | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Смольковский детский сад»
Доклад на конференции на тему:
«Проектно-экспериментальная деятельность в детском саду как средство экологического воспитания в ДОУ».
Подготовил: воспитатель
старшей группы
1 квалификационной
категории Шилова Ю.М.
1слайд «Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».
2 слайд
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
3 слайд
Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков.
Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного ЭВ дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, значит и первостепенное значение должно отводиться экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.
4слайд
Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
5слайд
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2-й – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
6 слайд
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневные наблюдения в природе. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений , животных, птиц – это важнейшее мероприятие повседневной жизни.
7 слайд
В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.
Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому растению, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мини проекты включают в себя циклы наблюдений за комнатными растениями и обитателями участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года.
8 слайд
Отдельно взятое наблюдение – это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера и оно может стать краткосрочным проектом , которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.
На протяжении учебного года рекомендуется проводить следующие циклы наблюдений, из них же и можно взять проекты;
за цветущими растениями участка и песком в песочнице
за елью, ночным небом
за зимующими птицами на участке
за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе
9 слайд
за посевом семян и дальнейшим прорастанием их
за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке
за божьей коровкой и бабочками
Эти циклы наблюдений создают у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.
10слайд
Тематика и содержание проектов для детей очень разнообразны: и времена года, и витамины, и животные и др. В ходе работы по проекту дети выполняют разнообразную деятельность: ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, исследуют.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
Наша задача - помочь детям в поисково- познавательных исследованиях. Сделать их полезными.
11 слайд
Экологическая тропа – вид экологического проекта, позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке местности, наличии животных и растений. Сформировать познавательную активность дошкольников и систематизировать знания детей в процессе деятельности в зоне «Экологической тропы».
Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения, выполняя правила безопасного труда в природе.
Маршрут тропы должен быть определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений.
12 слайд
В этом году наш детский сад принимал участие в конкурсе экологическая
тропа и занял второе место в районе. Наша тропа протянулась практически по всей территории детского сада. Каждая группа разработала свой краткосрочный проект, экологической станции например: «Дорожка здоровья», «Жужжащий и ползающий мир»,»Экспериментальная площадка», « Водоём» и другие.
13 слайд
Благодаря проекту «Экологическая тропа» нам удалось реализовать интересные для детей проекты такие как; «Антошка , пойдем копать картошку» в качестве эксперимента ,мы посадили картошку в разные условия ,в солому, в землю и опилки, и выявили с детьми вполне закономерный факт, что картошка уродилась лучше в земле. Также были проекты «Где растут семечки ?» «Как растет хлеб», «Безопасные грибы» и т.д
14 слайд
В этом году мы использовали мини проект «Необычный гость». Воспитанник подготовительной группы принес своих домашних черепашек. Дети с восторгом и интересом провели с ними целый день: кормили, наблюдали, купали и выпускали погулять на травку, на экологической тропе. Теперь дети много знают про них, не понаслышке и даже после этого знакомства некоторым детям приобрели домой черепашку. Эта идея очень понравилась и нам и детям и мы планируем её и дальше практиковать.
15слайд Следующими видами проектов являются:
Экологическая почта –. При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, необходимо вызвать интерес детей к исследуемой проблеме. Для этого естественно – научные знания о природе лучше всего передавать детям в форме игры (игры — путешествия, квсты, сюжетно-ролевой игры и т. д.), с привлечением любимых литературных персонажей. Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона у детей и быстрого усвоения ими нового материала.
Экологические диспут – обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.
16слайд
Час экологического чтения – вид экологического проекта, позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.
Экологический букварь -помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.
может содержать загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.
17 слайд
Работа над проектом может быть осуществлена в полном объёме, только при вовлечении в неё родителей. Как показывает опыт, большинство из них оказывают педагогам помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми, что делает работу над проектом более плодотворной и качественной.
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации, мастер-классов на экологические темы.
18 слайд
В нашем детском саду регулярно проводятся конкурсы и выставки, которые способствуют воспитанию бережного отношения к природе и окружающему миру такие как: «Береги планету», «Земля -наш общий дом» , «Защитим ель», «Экологическая мазайка»
19 слайд
«Сдай макулатуру, спаси дерево», когда мы осуществили это проект ,дети действительно очень задумались о пользе сбора макулатуры и стали каждую бумажку относить сами в отведенное для нее место
20 слайд
«Изменение климата глазами детей и др. Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», мы призываем каждого ребенка любить и беречь окружающий мир
21 слайд
. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, акциях. .За участие ,наш детский сад и его воспитанники имеют награды и призовые места в международных , муниципальных и районных конкурсах
Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволяют эффективно применять данную инновационную технологию.
22слайд
Постоянно нужно искать новые пути экологического воспитания. Ведь у нас с вами одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников
Тема работы - «Формирование представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития познавательных способностей, нравственно-...
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников
Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...
Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании
Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...
Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания
Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания...
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»....