Проектно-экспериментальная деятельность в детском саду как средство экологического воспитания в ДОУ
проект (старшая группа)

Шилова Юлия Михайловна

Проектно-экспериментальная деятельность в детском саду как средство экологического воспитания в ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Смольковский детский сад»

Доклад на конференции на тему:

«Проектно-экспериментальная деятельность в детском саду как средство экологического воспитания в ДОУ».

Подготовил:  воспитатель

старшей группы

1 квалификационной

категории Шилова Ю.М.  

1слайд «Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».

2 слайд

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

3 слайд

Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков.

Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного ЭВ дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, значит и первостепенное значение должно отводиться экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.

4слайд

Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

5слайд

Обычно проект состоит из трех основных этапов: 

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

6 слайд

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневные наблюдения в природе. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений , животных, птиц – это важнейшее мероприятие повседневной жизни.

7 слайд

В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому растению, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мини проекты включают в себя циклы наблюдений за комнатными растениями и обитателями участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года.

8 слайд

Отдельно взятое наблюдение – это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера и оно может стать краткосрочным проектом , которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

На протяжении учебного года рекомендуется проводить следующие циклы наблюдений, из них же и можно        взять  проекты;

за цветущими растениями участка и песком в песочнице

за елью, ночным небом

за зимующими птицами на участке

за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе

9 слайд

за посевом семян  и дальнейшим прорастанием их

за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке  

за божьей коровкой и бабочками

Эти циклы наблюдений создают у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

10слайд

Тематика и содержание проектов для детей очень разнообразны: и времена года, и витамины, и животные и др. В ходе работы по проекту дети выполняют разнообразную деятельность: ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, исследуют.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Наша задача - помочь детям в поисково- познавательных исследованиях. Сделать их полезными.

11 слайд

Экологическая тропа – вид экологического проекта, позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке местности, наличии животных и растений. Сформировать познавательную активность дошкольников и систематизировать знания детей в процессе деятельности в зоне «Экологической тропы».

Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения, выполняя правила безопасного труда в природе.

Маршрут тропы должен быть определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений.

12 слайд

В этом году наш детский сад принимал участие в конкурсе экологическая
тропа и занял второе место в районе. Наша тропа протянулась практически по всей территории детского сада. Каждая группа разработала свой краткосрочный проект, экологической станции например: «Дорожка здоровья», «Жужжащий и ползающий мир»,»Экспериментальная площадка», « Водоём» и другие.

13 слайд

Благодаря проекту «Экологическая тропа» нам удалось реализовать интересные для детей проекты такие как; «Антошка , пойдем копать картошку» в качестве эксперимента ,мы посадили картошку в разные условия ,в солому, в землю и опилки, и выявили с детьми вполне закономерный факт, что картошка уродилась лучше в земле. Также были проекты «Где растут семечки ?» «Как растет хлеб», «Безопасные грибы»  и т.д

14 слайд

В этом году мы использовали мини проект «Необычный гость». Воспитанник подготовительной группы принес своих домашних черепашек. Дети с восторгом и интересом провели с ними целый день: кормили, наблюдали, купали и выпускали погулять на травку, на экологической тропе. Теперь дети много знают про них, не понаслышке и даже после этого знакомства некоторым детям приобрели домой черепашку. Эта идея очень понравилась и нам и детям и мы планируем её и дальше практиковать.

15слайд Следующими видами проектов являются:

Экологическая почта –. При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, необходимо вызвать интерес детей к исследуемой проблеме. Для этого естественно – научные знания о природе лучше всего передавать детям в форме игры (игры — путешествия, квсты, сюжетно-ролевой игры и т. д.), с привлечением любимых литературных персонажей. Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона у детей и быстрого усвоения ими нового материала.

Экологические диспут – обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.

16слайд

Час экологического чтения – вид экологического проекта, позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.

Экологический букварь -помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

может содержать загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

17 слайд

 Работа над проектом может быть осуществлена в полном объёме, только при вовлечении в неё родителей. Как показывает опыт, большинство из них оказывают педагогам помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми, что делает работу над проектом более плодотворной и качественной.

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации, мастер-классов на экологические темы.

18 слайд

В нашем детском саду регулярно проводятся конкурсы и выставки, которые способствуют воспитанию бережного отношения к природе и окружающему миру такие как: «Береги планету», «Земля -наш общий дом» , «Защитим ель», «Экологическая мазайка»

19 слайд

«Сдай макулатуру, спаси дерево», когда мы осуществили  это проект ,дети действительно очень задумались  о пользе сбора макулатуры и стали каждую бумажку относить сами в отведенное для нее  место

20 слайд

«Изменение климата глазами детей и др. Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», мы призываем каждого ребенка любить и беречь окружающий мир

21 слайд

. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, акциях. .За участие ,наш детский сад и его воспитанники имеют награды и призовые места в международных , муниципальных и районных конкурсах

Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволяют эффективно применять данную инновационную технологию.

22слайд

Постоянно нужно искать новые пути экологического воспитания. Ведь у нас с вами одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников

Тема работы -  «Формирование  представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-...

Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания

Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания...

Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».

Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»....