«Особенности применения технологий проблемного обучения с детьми разновозрастной группы».
методическая разработка (старшая группа)

Мелёхина Наталья Николаевна

Выступление на педсовете по теме"Особенности применения технологий проблемного обучения с детьми разновозрастной группы" Кейс технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_30.04.2021.docx996.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности применения технологий проблемного обучения

с детьми разновозрастной группы».

Подготовила: Мелёхина Н.Н.

Организация работы

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и НОД, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактические, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение.

В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

В дидактической игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что, хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается НОД.

НОД

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы.

Виды организации учебной деятельности

I вид — ступенчатое начало занятия

На первом этапе роботу начинают дети старшей п/группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей п/группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

Начало деятельности общее для всех детей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей п/группы участвуют в общем занятии в течение 15 —20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей старшей группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей старшей п/группы составляет 20 — 25 минут.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей

по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей п/группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей старшей п/группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация младшей п/группы по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Организация общения

Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей. Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения.

Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеться, рассказывают ему сказки (читают), защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем.

Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших.

Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Младшие дети подражают во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками

Из опыта работы Фёдоровой Н.И., воспитателя 2 младшей группыПрименение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками Процесс реорганизации всей системы об...

Разработка НОД с применением технологии проблемного обучения.

Применение современных образовательных технологий в работе....

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог». Тема: "Путешествие Колобка"

Конспект  индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог» для дошкольников с ТНР в подготовительной группе...

«Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблем...

Презентация к консультации «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учи...

Конспект открытого занятия с применением технологии проблемного обучения Тема: «Барыня-тыква» Возрастная группа: средняя группа

Цель: создание условий для повышения интереса  детей к  здоровому образу жизни в процессе ознакомления с полезным овощем – тыквой....