Сценарии дидактических игр в средней группе
картотека (средняя группа)
Сценарии дидактических игр для детей дошкольников 4-5 лет
Игры по физическому воспитанию для детей средней группы
Игра «Помоги зверушкам»
Дидактическая задача. Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты.
Игровая задача. Спасти зверушек, перенеся их в безопасное место. Игровые правила. Удерживать равновесие, не потеряв игрушку.
Ход игры
Воспитатель показывает на зверушек (мягкие игрушки), сидящих в отдалении на кочке (коврике): и говорит: «Наступила дождливая осень, луга разлились, и вода дошла до самого леса. Зверушки сидят на кочке, вода вот-вот затопит ее. Надо спасать зверят».
Педагог предлагает детям помочь зверушкам: добежать до кочки, взять игрушку и, возвращаясь обратно, пройти по узкому мостику (гимнастической скамейке), держа игрушку на вытянутой ладони, затем спрыгнуть в безопасное место (в очерченный круг), оставить игрушку на берегу (возле обруча) и вернуться домой (на свое место). Оценивается точность выполнения поручения.
Игра «Лошадки в цирке»
Дидактическая задача. Учить детей бегать, активно вынося и высоко поднимая бедро; преодолевать препятствия в беге.
Игровая задача. Изобразить красивые движения выступающих в цирке лошадок.
Игровые правила. Менять движения только в соответствии со сменой частей музыки.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей в цирк посмотреть, как будут выступать дрессированные лошадки.
Играет музыка, дети-лошадки бегут по кругу, высоко поднимая ноги, затем музыка меняется (вальс), и лошадки танцуют. Потом снова звучит музыка для бега, лошадки должны бежать, перепрыгивая через канавки (полоски). Дети должны по ходу игры определять, для какого вида движения подходит та или иная музыка.
Игра «На параде»
Дидактическая задача. Учить ходьбе с сохранением правильной осанки; учить разбегаться врассыпную и строиться в колонну по одному.
Игровая задача. Показать парад.
Игровые правила. Выполнять действия только по звуковому сигналу.
Ход игры
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен парад на Красной площади. Просит детей вспомнить, как проходят парады войск в их городе, и предлагает поиграть в парад. Назначает ведущего командира.
Командир дает сигнал, и парад начинается — дети идут в колонне по одному, держа прямо спину, не наклоняя голову («как солдаты»). Когда командир подает сигнал снова, дети разбегаются врассыпную по залу, затем по следующему сигналу командира вновь строятся в колонну по одному. Ребята, которые ошибаются, получают штрафное очко.
Игра «Моряки»
Дидактическая задача. Учить детей правильному лазанию по лестнице, перелезанию на другой гимнастический пролет и спокойному сходу вниз.
Игровая задача. Показать ловкость и слаженность действий команды моряков.
Игровое правило. Действовать по команде капитана.
Ход игры
Воспитатель надевает бескозырку и предлагает детям сыграть в моряков. Звучит музыка — моряки плывут на корабле (положив друг другу на плечи руки, дети стоят и покачиваются). Капитан (воспитатель) смотрит в бинокль и показывает: «Земля!» Матросы поднимаются на мачту, чтобы опустить паруса (поднимаются по лестнице, правильно держась руками и ставя стопу). Опускают один парус, слезают вниз, переходят на другую мачту (перелезают с одного гимнастического пролета на другой) и снова лезут наверх, а потом спускаются на палубу (на пол) спокойно, без прыжка. Затем подходят к командиру: «Задание выполнено!» Оценивается слаженность команды.
Игры на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
Игра «Мы — артисты!»
Дидактическая задача. Учить детей определять форму предметов.
Игровая задача. Определить, с каким атрибутом выступает каждый артист.
Игровое правило. Называть атрибут только после объявления номера конферансье (ведущим).
Ход игры
Воспитатель надевает плащ, объявляет, что он — конферансье, будет вести представление и приглашает детей в цирк, чтобы помочь ему объявлять артистов.
Воспитатель.
В цирке музыка играет,
Всех на праздник приглашает.
К нам приехали артисты:
Силачи, эквилибристы,
Выступаем только раз —
Все для вас!
(Надевает цилиндр.)
Мне поручен конферанс,
Удивить смогу я вас.
Надеваю я... цилиндр
И в цилиндре я — один!
Буду номер объявлять
И артистов представлять.
Внимание! Фокусник Матуба
Достает нам сюрпризы из... куба
Накрывает он куб пустой —
Появляется заяц косой!
(Воспитатель накрывает коробку и после «магических» движений рукой достает игрушечного зайца. Затем берет в руки кнут и ударяет в воздухе.)
Стало тихо в нашем зале:
(Показывает шар.)
Упражнение на... шаре
Выполняет львица Киса,
Настоящая актриса!
(Показывает выступление игрушечной львицы, зрители аплодируют.)
Вот лошадки друг за другом
По арене, как по... кругу,
Быстро, резво побежали,
Аплодируют все в зале!
(Показывает картинку с изображением бегущих по цирковой арене лошадок.)
Примечание. Воспитатель во время объявления номеров делает паузы, чтобы дети смогли рассмотреть и назвать форму предмета. Далее можно предложить ребятам выступить в роли конферансье, дрессировщика и других артистов. Дети берут в руки предметы известной им формы и показывают свое выступление. Дети-зрители определяют форму предмета.
Игра «Где солнышко?»
Дидактическая задача. Развивать умение определять положение предмета в пространстве.
Игровая задача. Проследить за положением солнышка и показать, что в это время суток делают дети.
Игровые правила. Выполнять движения только после определения местоположения солнышка на небе, под соответствующую музыку.
Ход игры
Воспитатель (показывает детям солнышко на фланелеграфе или на палочке). Солнышко любит ходить по небу. Утром солнышко встает, а вечером —ложится спать. Дети на земле наблюдают за солнышком, ведь оно показывает, что пора делать. Давайте и мы будем за ним наблюдать. (Педагог рассказывает и управляет солнышком.) Вот солнышко просыпается и начинает подниматься по небу —дети тоже просыпаются, делают зарядку. Солнышко выше —дети завтракают и играют. Солнышко еще выше —дети идут гулять. Вот солнышко на самом верху —дети гуляют, а потом обедают. Солнышко опускается — дети идут домой. Солнышко скрылось —дети ложатся спать до утра.
Примечание. Во время первого рассказа воспитатель показывает продвижение солнышка по небу, а дети только следят за ним. При повторном рассказе дети могут делать соответствующие движения.
Воспитатель. Давайте, дети, поиграем. Вот солнышко проснулось. Где оно?
Дети. Низко.
Воспитатель. Дети тоже просыпаются в своих кроватках. (Звучит спокойная музыка, дети потягиваются.) На улице еще темно. Солнышко поднимается. Где оно теперь?
Дети. Стало выше.
Воспитатель. Солнышко стало выше, наступило утро! Пора на зарядку. Раз-два-три! По порядку —на зарядку! (Звучит маршевая музыка, дети выполняют несложные упражнения.) А теперь идите на завтрак. (Дети имитируют прием пищи.) Солнышко пошло дальше гулять по небу. Где оно теперь?
Дети. Стало высоко в небе.
Воспитатель. Идем гулять! На прогулку мы выйдем в наш сад. Давайте ходить парами, любоваться цветущими деревьями. Наступил день. (Под спокойную музыку дети «гуляют по саду».) Дети погуляли и пошли обедать, а потом—дневной сон. Проснулись —а солнышко где?
Дети. Опустилось ниже.
Воспитатель. Что делают дети, когда опускается солнышко? Дети идут из детского сада домой. Вот и наступил вечер. (Дети берут свою одежду и «идут домой» — каждый садится на свой стульчик.) Пришли, поужинали и смотрят в окно: а солнышко теперь где?
Дети. Скрылось.
Воспитатель. Солнышко опустилось так низко, что наступила ночь. Пора спать. (Дети кладут сложенные руки под голову — «спят».)
Примечание. При последующих проведениях воспитатель сокращает рассказ. Педагог только показывает движение солнышка и спрашивает: «Где солнышко?» Дети отвечают и под музыку выполняют соответствующие движения.
Игра «Чья лента длиннее?»
Дидактическая задача. Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длины.
Игровая задача. Рассудить кукол: выяснить, чья лента красивей и длиннее.
Игровые правила. Определить, чья лента длиннее, можно только после сигнала ведущего.
Ход игры
Воспитатель приносит куклу Лену и куклу Свету. Рассказывает детям, что куклы поспорили, у кого ленты лучше. Света думает, что ее лента ярче, красивее, а Лена —что ее лента нарядней. Как быть?
Дети начинают сравнивать ленты (осматривают ленты, ощупывают, прикладывают одну к другой). Оказывается, что у Лены лента атласная, красная. У Светы лента капроновая, ярко-желтая. Обе ленты красивые, но у Светы лента длиннее, чем у Лены.
Появляется кукла Сима. У нее ярко-синяя лента из шелка. Оказывается, что лента у Симы длиннее, чем у Лены, но короче, чем у Светы. Приходит кукла Рая. У нее ярко-голубая лента из шифона. Она тоже очень красивая, но длиннее, чем лента у Светы. Получается, что короче всех лента у Лены, длиннее всех лента у Раи.
Воспитатель предлагает детям потанцевать с куклами. Дети повязывают ленты куклам и танцуют с ними.
Воспитатель.
Вышли куклы в сад гулять,
Свои ленты показать.
Выходила кукла Лена
С ярко-красной, алой лентой,
Стала кукла танцевать,
Свои ножки выставлять.
(Девочка с куклой Леной пляшет, все хлопают.)
Выходила кукла Света
С лентой желтенького цвета,
Стала кукла приседать,
Своей ленточкой махать.
(Девочка с куклой Светой пляшет.)
Выходила кукла Сима
С лентой в косах ярко-синей,
Кукла — руки на бочок,
Выставляет каблучок.
(Девочка с куклой Симой пляшет.)
Выходила кукла Рая,
С лентой голубой играя,
Змейкой лента вьется,
В руки не дается.
(Девочка с куклой Раей пляшет, играя лентой.)
И у Раи, и у Симы,
Ленты ярки и красивы.
И у Светы, и у Лены
Замечательные ленты.
Разложите на столе,
Чья побольше по длине?
Дети раскладывают ленты и убеждаются, чья лента длиннее.
Игры по конструированию для детей средней группы
Игра «Будет горка во дворе»
Дидактическая задача. Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы.
Игровая задача. Обустроить зимнюю площадку для зверей.
Игровые правила. Возвести постройки для зверей, подходящие по цвету к их шубам, удобные для игры.
Ход игры
Воспитатель приносит игрушки —лисичку и медвежонка — и от их имени просит детей обустроить зимнюю площадку для зверей так, чтобы детали построек были такого цвета, как их шубки. Воспитатель и дети обсуждают, какие постройки можно сделать во дворе, чтобы было интересно играть. Решают построить горку и хоккейную площадку.
Педагог предлагает детям обсудить готовые образцы. Дети обговаривают размеры построек, выбирают подходящий материал, затем организуются в группы, решают, кто с кем будет строить, и приступают к работе.
Воспитатель предоставляет на выбор наборы для конструирования и интересующий детей материал (плотную бумагу).
Ребята выстраивают горку из деталей набора такого цвета, который подходит под шубку лисы. Затем огораживают хоккейную площадку деталями из бумаги подходящего под шубку мишки коричневого цвета.
Затем дети играют с игрушками: катают на горке, играют в хоккей. Оценивают, удобно ли зверушкам играть. Лиса и медвежонок благодарят детей. Ребята берут другие игрушки и играют с ними на зимней площадке.
Игра «Приглашение
Дидактическая задача. Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представления о геометрических фигурах.
Игровая задача. Изготовить пригласительные билеты на елку.
Игровые правила. Для каждого героя подобрать и украсить приглашение в соответствии с формой окошечка.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям о том, что у кукол и мишек скоро новогодний праздник. Звери начали шить себе карнавальные костюмы (показывает картинку: звери в костюмах). Предлагает пригласить зверей в гости на елку в детский сад и для этого сделать пригласительные билеты.
Воспитатель предлагает каждому ребенку решить, для кого он будет делать приглашение, и выбрать подходящую открытку. Дети выбирают открытки с уже готовым отверстием на левой стороне, а правую сторону они будут оформлять по своему усмотрению. Дети выбирают материалы для украшения правой стороны открытки (шнуры, бусины, бумагу и т.д.).
Звери, которых надо пригласить на елку в детский сад, нарисованы на бумаге, и детали их тел состоят из разных геометрических фигур. Например, у лисы деталями тела являются треугольники, у волка—прямоугольники, у зайца —круги. Дети должны подобрать ту открытку, на которой окошечко на левой стороне вырезано в виде такой же фигуры, из которой сложено тело животного на рисунке. Правильно подобрав открытку, ребенок изготавливает украшения на правой ее стороне такими же геометрическими фигурами, как и окошечко.
Изготовив приглашения, дети относят их своим героям и играют с игрушками в новогодний праздник. Если открытка точно подобрана по форме отверстий, то герой одобрительно кивает.
Игры на нравственно-трудовое воспитание для детей средней группы
Игра «Поможем Федоре»
Дидактическая задача. Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.
Игровая задача. Помочь Федоре.
Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.
Ход игры
Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К. Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.
Федора.
От меня сбежали ложки,
От меня сбежали блюдца,
Все знакомые, соседи
Надо мной теперь смеются.
Помогите мне, покуда
Не сбежала вся посуда.
Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?
Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?
Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (Ответы детей.) Вам жалко Федору? (Жалко.) Почему? Она сама во всем виновата? (Ответы детей.) А когда вы за нее порадовались? (Когда она навела в доме порядок.) Какая сначала была Федора? (Дети показывают злую, неопрятную Федору.) А какая Федора стала потом? (Дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору.) Посмотри, Федора, как наши дети соблюдают чистоту.
Воспитатель проводит игру «Кто чем занят?»: дети выполняют движения, а Федора отгадывает (моют посуду, подметают пол, вытирают пыль, выбивают ковер). Федора благодарит ребят, обещает быть аккуратной и начинает убираться в доме (пантомима). После этого к ней возвращается посуда (дети дают ей карточки с изображением посуды).
Игра «Приходите в гости!»
Дидактическая задача. Учить детей оценивать поступки других.
Игровая задача. Быть вежливым.
Игровые правила. Выражать свое эмоциональное состояние в мимике, позе и жестах так, чтобы было понятно.
Ход игры
Воспитатель инсценирует потешку Н. Палагуты «Пирог».
Масло, яички, мука и творог —
Вот и готов у лисицы пирог.
Корочка сверху поджариста.
— Входите, зверюшки, пожалуйста.
Мишка притопал вразвалку,
Волк, опираясь на палку.
А зайчик сказал Лисавете в ответ:
— Простите, дорогая, я плохо одет.
Сошью вот кафтан да пару сапог,
Тогда непременно приду на пирог.
Воспитатель. Дети, скажите, какими были гости, как встречала их хозяйка лиса? (Ответы детей.) Самыми вежливыми были лиса и зайчик. Что они говорили? (Пожалуйста, простите.) Давайте разыграем сценку.
Дети разыгрывают сценку, по желанию играя роль хозяйки и гостей. Потом можно сыграть в игру «Веселый —грустный»: дети показывают пантомиму под грустную и веселую музыку. Если музыка веселая — показывают, что можно делать в веселом настроении (прыгать, играть, бегать, танцевать, пилить, строгать, копать, играть в снежки и т.д.). Если музыка грустная — показывают другое настроение (грустят, кого-то жалеют, провожают, скучают).
Игра «Поделись с товарищем»
Дидактическая задача. Создать условия для актуализации нравственных норм; учить детей товарищескому взаимодействию в игре.
Игровая задача. Научить пса не жадничать, делиться с другими. Игровые правила. Не жадничать, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.
Ход игры
Воспитатель приносит пса (большую лохматую собаку) и рассказывает историю про то, как этот пес жадничал. Читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»:
Пес
Шагал
По переулку.
Он жевал
Большую
Булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Сел Пес,
Стал гадать:
«Дать
Или не дать?»
Погадал - погадал,
Пожевал-пожевал...
Не дал!
Подошла
Кошка-Мяушка,
Попросила Кошка
Мякушка.
Встал
Пес,
Стал гадать:
«Дать
Или не дать?»
Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал...
Не дал!
Подошла Курочка.
Попросила Курочка
Корочку!
Сел
Пес,
Стал гадать:
«Дать
Или не дать?»
Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал...
И сказал:
— Я бы дал!
У меня у самого
Больше нету ничего!
Воспитатель спрашивает у детей, как поступил пес, и просит объяснить псу, что он сделал плохого. Предлагает научить пса быть щедрым и добрым. Ребята объясняют псу, как надо делиться с другими.
Дети берут на себя роли мам и детей и играют в игру «Поделись с товарищем»: малыши играют во дворе; одна мама дает своей дочке совочек и ведро, другая мама дает своей дочке формочки для куличиков и лопатку. Дети обмениваются игрушками и играют вместе.
Затем воспитатель в роли мамы дает сыну игрушечную машину и просит его не быть жадным, научиться играть с товарищами. Ребенок самостоятельно ищет способы взаимодействия с товарищами: предлагает вместе возить на машине грузы; берет на себя роль шофера, а товарищу предлагает быть мастером по ее ремонту и т.д. Дети, поставленные в условия общения, ищут способы взаимодействия со сверстниками в игре.
Игра «Книжкины помощники»
Дидактическая задача. Поощрять желание детей трудиться, помогать другим.
Игровая задача. Помочь книжке, маме, воспитателю.
Игровые правила. Правильно выбрать карточку.
Ход игры
Воспитатель приносит разорванную книжку. Книжка охает и вздыхает.
Книжка.
Страницы в книге разорвали,
Обложку глянцевую смяли,
Теперь пылюсь на полке дальней,
Никто читать меня не станет.
Воспитатель. Книжка, не вздыхай, мы с ребятами отремонтируем твое платье.
Дети выдвигают предложения по ремонту книги; берут бумагу, ножницы, клей и ремонтируют обложку; прозрачным скотчем заклеивают страницы. Книга стала опрятной, теперь ее можно поставить на первую полку, взять почитать.
Затем дети играют в игру «Чем помочь?». Воспитатель-ведущий показывает картинку, а дети показывают карточку с ответом. Если на картинке изображен засыпанный листьями двор, то дети ищут карточку с изображением метлы; если неглаженное белье на стуле — карточку с изображением утюга; если увядшие растения — карточку с изображением кувшина с водой; если сложенные бревна — карточку с изображением пилы. Далее ребята могут изобразить действия в соответствии с карточкой.
Игры по окружающему миру для детей средней группы
Игра «Кто что любит»
Дидактическая задача. Закреплять представления детей о животных-обитателях живого уголка и уходе за ними.
Игровая задача. Накормить обитателей живого уголка.
Игровые правила. Накормить животных, правильно подобрав корм.
Ход игры
Воспитатель сообщает детям, что он идет в живой уголок, кормить его обитателей. В тот момент, когда весь корм уложен в небольшие контейнеры, воспитателя зовут к телефону. После телефонного разговора педагог сообщает детям, что забыл, в какой контейнер и для кого был положен корм. Воспитатель просит детей помочь накормить животных.
Дети играют в живой уголок: открывают контейнеры (коробки с картинками — «кормом»), определяют их содержимое. Затем называют животное и кормят его (кладут картинку перед сидящей в «живом уголке» игрушкой).
Картинки подобраны следующим образом: морковь и свекла —для кролика; молоко —для ежа; просо и овес —для канарейки; корешки и трава —для черепахи. Если корм подобран неправильно, то животное отворачивается.
Игра «Научи нас, светофор!»
Дидактическая задача. Закреплять правила дорожного движения; знания о сигналах светофора.
Игровая задача. Помочь Незнайке перейти дорогу.
Игровые правила. Переходить улицу точно по сигналу светофора.
Ход игры
Воспитатель приносит Незнайку (кукла) и просит детей помочь ему: Незнайка решил было пойти в гости к своему другу Гуньке, не смог перейти дорогу, и его чуть не задавила машина. Воспитатель спрашивает у детей, почему Незнайка не смог перейти дорогу. Дети предполагают, что он не знал правил перехода через улицу, и спрашивает, знает ли их Незнайка.
Незнайка.
Однажды я под вечер
На улицу пошел,
Иду, а у дороги
Стоит какой-то столб.
Сверкают удивленно
Фонарики на нем.
То желтым, то зеленым
Мне подмигнет глазком.
Но вот зажегся красный,
И я пошел вперед,
Тут слышу, постовой мне
Сигналы подает.
Вернулся я на место,
Горит зеленый свет,
Решил я, что прохожим
Пока прохода нет.
Тут желтый загорелся,
И снова я иду,
Сигналят мне машины,
Стоящие в ряду.
Вот так на тротуаре
Я долго простоял,
На именины к другу,
Увы, я не попал.
Скажите мне, ребята,
Что делал я не так?
Ведь перейти дорогу —
Легко, такой пустяк!
Воспитатель просит детей объяснить правила перехода через дорогу. Дети учат Незнайку правилам:
Красный — стой,
Желтый —жди,
А зеленый — проходи!
Незнайка повторяет правила. Потом дети с Незнайкой играют в игру «Светофор»: ведущий (воспитатель или ребенок) показывает цветной кружок (зеленый, желтый или красный), а дети вместе с Незнайкой переходят улицу в положенном месте —по переходу. Тому, кто ошибается, назначают штраф.
Игра «Кто где работает?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о профессиях.
Игровая задача. Помочь кукле выбрать интересную профессию. Игровые правила. Правильно подобрать каждому работнику соответствующие принадлежности для работы.
Ход игры
Воспитатель показывает детям куклу Олю, которая решила пойти работать, но не знает, кем лучше быть. Оля просит ребят помочь ей. Педагог предлагает детям рассказать об известных им профессиях. Затем ведет всех на экскурсию на выставку, где есть фотографии лучших работников. На стенде (на подставке) висят фотографии и картинки с изображением работающих людей. Рядом — необходимые принадлежности для работы (картинки с их изображением). Воспитатель показывает кукле одно фото и просит ее определить, кем работает этот человек. Дети помогают Оле. Воспитатель просит Олю показать, какие инструменты помогают ему в работе. Оля отбирает нужный для этой профессии инструмент (карточку).
На картинках могут быть изображены следующие работники и необходимые для их работы принадлежности и инструменты: дворник — метла; пекарь — печь; маляр — кисть и ведро; врач — фонендоскоп; продавец — весы; столяр — рубанок; художник — мольберт; балерина —балетные тапочки.
Оля выбирает для каждого работника принадлежности и инструменты, а дети помогают ей. В завершение Оля определяет, какая работа ей по душе, и просит ребят, сказать, какие профессии нравятся им.
Игру в профессии можно повторить — дети играют самостоятельно.
Игра «С чем Тузик будет играть?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о качествах предметов, о повадках домашних животных.
Игровая задача. Выбрать игрушку для Тузика.
Игровые правила. Выбрать ту игрушку, с которой собачке можно безопасно играть.
Ход игры
Воспитатель приносит собачку Тузика (мягкая игрушка) и объясняет детям, что Тузик хочет играть, но у него нет игрушек.
Приходит Буратино и предлагает Тузику разные забавы. Воспитатель волнуется, что Буратино может разрешить Тузику опасные игры, и просит детей специально подобрать для Тузика игры, которые ему не навредят.
Дети встают в круг, воспитатель показывает картинку и спрашивает: «Можно или нельзя?» Дети отвечают и объясняют, почему можно или нельзя играть с эти предметом.
Воспитатель предлагает следующие игры:
— «С мячом?» — «Можно!» (он резиновый, не разобьется, хорошо подпрыгивает, щенку будет интересно за ним бегать и т.д.);
— «С вазой?» — «Нельзя!» (ваза стеклянная, хрупкая, щенок может ее разбить, пораниться и т.д.);
— «С палочкой?» — «Можно!» (щенки играют с палочками, приносят их по команде хозяина);
— «С ботинками?» — «Нельзя!» (щенки грызут ботинки, они из кожи, могут порваться).
Если игрушка названа правильно, то Тузик подает голос —лает.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ
«По узенькой дорожке»
Цель: упражнять в умении перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте), выполнять движения в соответствии с текстом; развивать внимание, координацию движений. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Ход игры: Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). 3 тем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочив ножки.
Воспитатель произносит слова (дети проговаривают) и показывает действия:
«По узенькой дорожке шагают наши ножки!»
Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!»
Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку - бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети. Игра повторяется.
«Кто скорее соберет?»
Цель: учить группировать овощи и фрукты; развивать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Ход игры: дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
«Огуречик - огуречик…»
Цель: упражнять в умении действовать в соответствии с текстом. Упражнять в прыжках, ходьбе, беге, в умении ориентироваться в пространстве. Развивать умение управлять своим телом в движении, сохраняя равномерное дыхание. Воспитывать дисциплинированность.
Ход игры: на одной стороне зала – воспитатель (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.
«Охотники и зайцы»
Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга, развить ловкость, координацию движений. Воспитывать желание дружно играть со сверстниками.
Ход игры: из числа играющих выбирается охотник, остальное дети – зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу(площадке), делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из-за кустов и прыгают (на 2-х ногах, на правой или левой – кто как хочет) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мячи (в руках у него 2-3 мягких мяча). Зайцы, в которых он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом. После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но выбирается не из числа пойманных.
«Такой листок - лети ко мне»
Цель: упражнять в беге, умении ориентироваться в пространстве развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь. Воспитывать интерес к коллективным играм.
Ход игры: воспитатель с детьми рассматривает листья, упавшие с деревьев. Описывает их, говорит, с какого они дерева. Через некоторое время, раздает детям листья от разных деревьев, находящихся на участке, и просит внимательно его послушать. Показывает лист от дерева и говорит: «У кого такой же листок, бегите ко мне!»
«Бегите ко мне»
Цель: упражнять в беге, в умении ориентироваться в пространстве, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя. Развивать внимание. Воспитывать интерес к совместным играм.
Ход игры: Дети бегут к воспитателю, который, разведя руки широко в стороны, делает вид, что хочет всех обнять. После того как дети соберутся около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!» Игра повторяется 4-5 раз.
«Листопад»
Цель: закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; упражнять в умении передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад». Развивать внимание, развитию речи.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад! Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками)
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.) Сели!
Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)
Воспитатель продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)
Закружились, закружились, закружились!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю ... листья».
«Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: Выбираются 2 лисы.
«Передай – встань»
Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.
Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.
Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.
Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.
Подвижная игра «Найди мяч»
Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.
Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.
Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.
Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.
Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.
Варианты: Каждый должен занять свое место. Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши» - они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки.
Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.
Подвижная игра «Угадай, кого поймали»
Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.
Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой» - говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.
Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой».
Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих – преграда - бег между предметами.
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни в семье
Здоровый образ жизни в семье предусматривает:
- Воспитание у детей желания заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму (очень важен личный пример родителей);
- Формирование основных двигательных привычек, связанных с ходьбой, бегом, лазаньем, прыжками (создать дома спортивный уголок);
- Развитие двигательных качеств: скорость, ловкость, гибкость, сила и др. (играйте с детьми в подвижные игры дома и на воздухе);
- Желание сохранять красивую ровную осанку;
- Обеспечение профилактики нарушения зрения, слуха (умеренное использование компьютера, просмотр телепередач);
- Своевременное предупреждение возникновения неадекватного поведения ребенка, невроза.
Все привычки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы.
Привычки личной гигиены:
- Пользоваться только личными предметами туалета;
- Следить за состоянием одежды, обуви;
- Любить чистоту;
- Мыть руки перед приемом пищи;
- Каждое утро делать гимнастику;
- Выполнять закаливающие процедуры;
- Правильно ухаживать за зубами;
- Уметь пользоваться туалетной бумагой и т. п.
Привычки культурного поведения:
|
Родителям важно знать, что рациональное питание детей благоприятно влияет на их физическое и нервно – психическое развитие, повышает сопротивляемость организма к болезням.
Детскому организму присущий быстрый процесс роста и развития. Поэтому возрастает потребность ребенка в питательных веществах. Пища ребенка по объему и качеству должна отвечать особенностям пищеварительного тракта, содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду, витамины.
Но организм маленьких детей может усвоить не всякую пищу. Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья ребенка.
Режим ребенка – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сон, прием пищи, общение с внешним миром.
Режим – основа биоритмов в деятельности организма, которые содействуют нормальному функционированию внутренних органов.
Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, содержит оптимальные условия для физического и психического развития ребенка.
При составлении режима дня учитываются вековые и индивидуальные особенности ребенка. Переводить малыша на следующий вековой режим следует постепенно, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.
Родители должны знать, что в детском садике режим дня строится согласно возрасту детей, поэтому дома, в выходные и праздничные дни, или во время болезни ребенка, важно придерживаться этого же режима дня – это является условием сохранения здоровья ребенка.
Предварительный просмотр:
Сценарии дидактических игр для детей дошкольников 4-5 лет
Игры по физическому воспитанию для детей средней группы
Игра «Помоги зверушкам»
Дидактическая задача. Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты.
Игровая задача. Спасти зверушек, перенеся их в безопасное место. Игровые правила. Удерживать равновесие, не потеряв игрушку.
Ход игры
Воспитатель показывает на зверушек (мягкие игрушки), сидящих в отдалении на кочке (коврике): и говорит: «Наступила дождливая осень, луга разлились, и вода дошла до самого леса. Зверушки сидят на кочке, вода вот-вот затопит ее. Надо спасать зверят».
Педагог предлагает детям помочь зверушкам: добежать до кочки, взять игрушку и, возвращаясь обратно, пройти по узкому мостику (гимнастической скамейке), держа игрушку на вытянутой ладони, затем спрыгнуть в безопасное место (в очерченный круг), оставить игрушку на берегу (возле обруча) и вернуться домой (на свое место). Оценивается точность выполнения поручения.
Игра «Лошадки в цирке»
Дидактическая задача. Учить детей бегать, активно вынося и высоко поднимая бедро; преодолевать препятствия в беге.
Игровая задача. Изобразить красивые движения выступающих в цирке лошадок.
Игровые правила. Менять движения только в соответствии со сменой частей музыки.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей в цирк посмотреть, как будут выступать дрессированные лошадки.
Играет музыка, дети-лошадки бегут по кругу, высоко поднимая ноги, затем музыка меняется (вальс), и лошадки танцуют. Потом снова звучит музыка для бега, лошадки должны бежать, перепрыгивая через канавки (полоски). Дети должны по ходу игры определять, для какого вида движения подходит та или иная музыка.
Игра «На параде»
Дидактическая задача. Учить ходьбе с сохранением правильной осанки; учить разбегаться врассыпную и строиться в колонну по одному.
Игровая задача. Показать парад.
Игровые правила. Выполнять действия только по звуковому сигналу.
Ход игры
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен парад на Красной площади. Просит детей вспомнить, как проходят парады войск в их городе, и предлагает поиграть в парад. Назначает ведущего командира.
Командир дает сигнал, и парад начинается — дети идут в колонне по одному, держа прямо спину, не наклоняя голову («как солдаты»). Когда командир подает сигнал снова, дети разбегаются врассыпную по залу, затем по следующему сигналу командира вновь строятся в колонну по одному. Ребята, которые ошибаются, получают штрафное очко.
Игра «Моряки»
Дидактическая задача. Учить детей правильному лазанию по лестнице, перелезанию на другой гимнастический пролет и спокойному сходу вниз.
Игровая задача. Показать ловкость и слаженность действий команды моряков.
Игровое правило. Действовать по команде капитана.
Ход игры
Воспитатель надевает бескозырку и предлагает детям сыграть в моряков. Звучит музыка — моряки плывут на корабле (положив друг другу на плечи руки, дети стоят и покачиваются). Капитан (воспитатель) смотрит в бинокль и показывает: «Земля!» Матросы поднимаются на мачту, чтобы опустить паруса (поднимаются по лестнице, правильно держась руками и ставя стопу). Опускают один парус, слезают вниз, переходят на другую мачту (перелезают с одного гимнастического пролета на другой) и снова лезут наверх, а потом спускаются на палубу (на пол) спокойно, без прыжка. Затем подходят к командиру: «Задание выполнено!» Оценивается слаженность команды.
Игры на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
Игра «Мы — артисты!»
Дидактическая задача. Учить детей определять форму предметов.
Игровая задача. Определить, с каким атрибутом выступает каждый артист.
Игровое правило. Называть атрибут только после объявления номера конферансье (ведущим).
Ход игры
Воспитатель надевает плащ, объявляет, что он — конферансье, будет вести представление и приглашает детей в цирк, чтобы помочь ему объявлять артистов.
Воспитатель.
В цирке музыка играет,
Всех на праздник приглашает.
К нам приехали артисты:
Силачи, эквилибристы,
Выступаем только раз —
Все для вас!
(Надевает цилиндр.)
Мне поручен конферанс,
Удивить смогу я вас.
Надеваю я... цилиндр
И в цилиндре я — один!
Буду номер объявлять
И артистов представлять.
Внимание! Фокусник Матуба
Достает нам сюрпризы из... куба
Накрывает он куб пустой —
Появляется заяц косой!
(Воспитатель накрывает коробку и после «магических» движений рукой достает игрушечного зайца. Затем берет в руки кнут и ударяет в воздухе.)
Стало тихо в нашем зале:
(Показывает шар.)
Упражнение на... шаре
Выполняет львица Киса,
Настоящая актриса!
(Показывает выступление игрушечной львицы, зрители аплодируют.)
Вот лошадки друг за другом
По арене, как по... кругу,
Быстро, резво побежали,
Аплодируют все в зале!
(Показывает картинку с изображением бегущих по цирковой арене лошадок.)
Примечание. Воспитатель во время объявления номеров делает паузы, чтобы дети смогли рассмотреть и назвать форму предмета. Далее можно предложить ребятам выступить в роли конферансье, дрессировщика и других артистов. Дети берут в руки предметы известной им формы и показывают свое выступление. Дети-зрители определяют форму предмета.
Игра «Где солнышко?»
Дидактическая задача. Развивать умение определять положение предмета в пространстве.
Игровая задача. Проследить за положением солнышка и показать, что в это время суток делают дети.
Игровые правила. Выполнять движения только после определения местоположения солнышка на небе, под соответствующую музыку.
Ход игры
Воспитатель (показывает детям солнышко на фланелеграфе или на палочке). Солнышко любит ходить по небу. Утром солнышко встает, а вечером —ложится спать. Дети на земле наблюдают за солнышком, ведь оно показывает, что пора делать. Давайте и мы будем за ним наблюдать. (Педагог рассказывает и управляет солнышком.) Вот солнышко просыпается и начинает подниматься по небу —дети тоже просыпаются, делают зарядку. Солнышко выше —дети завтракают и играют. Солнышко еще выше —дети идут гулять. Вот солнышко на самом верху —дети гуляют, а потом обедают. Солнышко опускается — дети идут домой. Солнышко скрылось —дети ложатся спать до утра.
Примечание. Во время первого рассказа воспитатель показывает продвижение солнышка по небу, а дети только следят за ним. При повторном рассказе дети могут делать соответствующие движения.
Воспитатель. Давайте, дети, поиграем. Вот солнышко проснулось. Где оно?
Дети. Низко.
Воспитатель. Дети тоже просыпаются в своих кроватках. (Звучит спокойная музыка, дети потягиваются.) На улице еще темно. Солнышко поднимается. Где оно теперь?
Дети. Стало выше.
Воспитатель. Солнышко стало выше, наступило утро! Пора на зарядку. Раз-два-три! По порядку —на зарядку! (Звучит маршевая музыка, дети выполняют несложные упражнения.) А теперь идите на завтрак. (Дети имитируют прием пищи.) Солнышко пошло дальше гулять по небу. Где оно теперь?
Дети. Стало высоко в небе.
Воспитатель. Идем гулять! На прогулку мы выйдем в наш сад. Давайте ходить парами, любоваться цветущими деревьями. Наступил день. (Под спокойную музыку дети «гуляют по саду».) Дети погуляли и пошли обедать, а потом—дневной сон. Проснулись —а солнышко где?
Дети. Опустилось ниже.
Воспитатель. Что делают дети, когда опускается солнышко? Дети идут из детского сада домой. Вот и наступил вечер. (Дети берут свою одежду и «идут домой» — каждый садится на свой стульчик.) Пришли, поужинали и смотрят в окно: а солнышко теперь где?
Дети. Скрылось.
Воспитатель. Солнышко опустилось так низко, что наступила ночь. Пора спать. (Дети кладут сложенные руки под голову — «спят».)
Примечание. При последующих проведениях воспитатель сокращает рассказ. Педагог только показывает движение солнышка и спрашивает: «Где солнышко?» Дети отвечают и под музыку выполняют соответствующие движения.
Игра «Чья лента длиннее?»
Дидактическая задача. Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длины.
Игровая задача. Рассудить кукол: выяснить, чья лента красивей и длиннее.
Игровые правила. Определить, чья лента длиннее, можно только после сигнала ведущего.
Ход игры
Воспитатель приносит куклу Лену и куклу Свету. Рассказывает детям, что куклы поспорили, у кого ленты лучше. Света думает, что ее лента ярче, красивее, а Лена —что ее лента нарядней. Как быть?
Дети начинают сравнивать ленты (осматривают ленты, ощупывают, прикладывают одну к другой). Оказывается, что у Лены лента атласная, красная. У Светы лента капроновая, ярко-желтая. Обе ленты красивые, но у Светы лента длиннее, чем у Лены.
Появляется кукла Сима. У нее ярко-синяя лента из шелка. Оказывается, что лента у Симы длиннее, чем у Лены, но короче, чем у Светы. Приходит кукла Рая. У нее ярко-голубая лента из шифона. Она тоже очень красивая, но длиннее, чем лента у Светы. Получается, что короче всех лента у Лены, длиннее всех лента у Раи.
Воспитатель предлагает детям потанцевать с куклами. Дети повязывают ленты куклам и танцуют с ними.
Воспитатель.
Вышли куклы в сад гулять,
Свои ленты показать.
Выходила кукла Лена
С ярко-красной, алой лентой,
Стала кукла танцевать,
Свои ножки выставлять.
(Девочка с куклой Леной пляшет, все хлопают.)
Выходила кукла Света
С лентой желтенького цвета,
Стала кукла приседать,
Своей ленточкой махать.
(Девочка с куклой Светой пляшет.)
Выходила кукла Сима
С лентой в косах ярко-синей,
Кукла — руки на бочок,
Выставляет каблучок.
(Девочка с куклой Симой пляшет.)
Выходила кукла Рая,
С лентой голубой играя,
Змейкой лента вьется,
В руки не дается.
(Девочка с куклой Раей пляшет, играя лентой.)
И у Раи, и у Симы,
Ленты ярки и красивы.
И у Светы, и у Лены
Замечательные ленты.
Разложите на столе,
Чья побольше по длине?
Дети раскладывают ленты и убеждаются, чья лента длиннее.
Игры по конструированию для детей средней группы
Игра «Будет горка во дворе»
Дидактическая задача. Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы.
Игровая задача. Обустроить зимнюю площадку для зверей.
Игровые правила. Возвести постройки для зверей, подходящие по цвету к их шубам, удобные для игры.
Ход игры
Воспитатель приносит игрушки —лисичку и медвежонка — и от их имени просит детей обустроить зимнюю площадку для зверей так, чтобы детали построек были такого цвета, как их шубки. Воспитатель и дети обсуждают, какие постройки можно сделать во дворе, чтобы было интересно играть. Решают построить горку и хоккейную площадку.
Педагог предлагает детям обсудить готовые образцы. Дети обговаривают размеры построек, выбирают подходящий материал, затем организуются в группы, решают, кто с кем будет строить, и приступают к работе.
Воспитатель предоставляет на выбор наборы для конструирования и интересующий детей материал (плотную бумагу).
Ребята выстраивают горку из деталей набора такого цвета, который подходит под шубку лисы. Затем огораживают хоккейную площадку деталями из бумаги подходящего под шубку мишки коричневого цвета.
Затем дети играют с игрушками: катают на горке, играют в хоккей. Оценивают, удобно ли зверушкам играть. Лиса и медвежонок благодарят детей. Ребята берут другие игрушки и играют с ними на зимней площадке.
Игра «Приглашение
Дидактическая задача. Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представления о геометрических фигурах.
Игровая задача. Изготовить пригласительные билеты на елку.
Игровые правила. Для каждого героя подобрать и украсить приглашение в соответствии с формой окошечка.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям о том, что у кукол и мишек скоро новогодний праздник. Звери начали шить себе карнавальные костюмы (показывает картинку: звери в костюмах). Предлагает пригласить зверей в гости на елку в детский сад и для этого сделать пригласительные билеты.
Воспитатель предлагает каждому ребенку решить, для кого он будет делать приглашение, и выбрать подходящую открытку. Дети выбирают открытки с уже готовым отверстием на левой стороне, а правую сторону они будут оформлять по своему усмотрению. Дети выбирают материалы для украшения правой стороны открытки (шнуры, бусины, бумагу и т.д.).
Звери, которых надо пригласить на елку в детский сад, нарисованы на бумаге, и детали их тел состоят из разных геометрических фигур. Например, у лисы деталями тела являются треугольники, у волка—прямоугольники, у зайца —круги. Дети должны подобрать ту открытку, на которой окошечко на левой стороне вырезано в виде такой же фигуры, из которой сложено тело животного на рисунке. Правильно подобрав открытку, ребенок изготавливает украшения на правой ее стороне такими же геометрическими фигурами, как и окошечко.
Изготовив приглашения, дети относят их своим героям и играют с игрушками в новогодний праздник. Если открытка точно подобрана по форме отверстий, то герой одобрительно кивает.
Игры на нравственно-трудовое воспитание для детей средней группы
Игра «Поможем Федоре»
Дидактическая задача. Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.
Игровая задача. Помочь Федоре.
Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.
Ход игры
Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К. Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.
Федора.
От меня сбежали ложки,
От меня сбежали блюдца,
Все знакомые, соседи
Надо мной теперь смеются.
Помогите мне, покуда
Не сбежала вся посуда.
Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?
Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?
Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (Ответы детей.) Вам жалко Федору? (Жалко.) Почему? Она сама во всем виновата? (Ответы детей.) А когда вы за нее порадовались? (Когда она навела в доме порядок.) Какая сначала была Федора? (Дети показывают злую, неопрятную Федору.) А какая Федора стала потом? (Дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору.) Посмотри, Федора, как наши дети соблюдают чистоту.
Воспитатель проводит игру «Кто чем занят?»: дети выполняют движения, а Федора отгадывает (моют посуду, подметают пол, вытирают пыль, выбивают ковер). Федора благодарит ребят, обещает быть аккуратной и начинает убираться в доме (пантомима). После этого к ней возвращается посуда (дети дают ей карточки с изображением посуды).
Игра «Приходите в гости!»
Дидактическая задача. Учить детей оценивать поступки других.
Игровая задача. Быть вежливым.
Игровые правила. Выражать свое эмоциональное состояние в мимике, позе и жестах так, чтобы было понятно.
Ход игры
Воспитатель инсценирует потешку Н. Палагуты «Пирог».
Масло, яички, мука и творог —
Вот и готов у лисицы пирог.
Корочка сверху поджариста.
— Входите, зверюшки, пожалуйста.
Мишка притопал вразвалку,
Волк, опираясь на палку.
А зайчик сказал Лисавете в ответ:
— Простите, дорогая, я плохо одет.
Сошью вот кафтан да пару сапог,
Тогда непременно приду на пирог.
Воспитатель. Дети, скажите, какими были гости, как встречала их хозяйка лиса? (Ответы детей.) Самыми вежливыми были лиса и зайчик. Что они говорили? (Пожалуйста, простите.) Давайте разыграем сценку.
Дети разыгрывают сценку, по желанию играя роль хозяйки и гостей. Потом можно сыграть в игру «Веселый —грустный»: дети показывают пантомиму под грустную и веселую музыку. Если музыка веселая — показывают, что можно делать в веселом настроении (прыгать, играть, бегать, танцевать, пилить, строгать, копать, играть в снежки и т.д.). Если музыка грустная — показывают другое настроение (грустят, кого-то жалеют, провожают, скучают).
Игра «Поделись с товарищем»
Дидактическая задача. Создать условия для актуализации нравственных норм; учить детей товарищескому взаимодействию в игре.
Игровая задача. Научить пса не жадничать, делиться с другими. Игровые правила. Не жадничать, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.
Ход игры
Воспитатель приносит пса (большую лохматую собаку) и рассказывает историю про то, как этот пес жадничал. Читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»:
Пес
Шагал
По переулку.
Он жевал
Большую
Булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Сел Пес,
Стал гадать:
«Дать
Или не дать?»
Погадал - погадал,
Пожевал-пожевал...
Не дал!
Подошла
Кошка-Мяушка,
Попросила Кошка
Мякушка.
Встал
Пес,
Стал гадать:
«Дать
Или не дать?»
Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал...
Не дал!
Подошла Курочка.
Попросила Курочка
Корочку!
Сел
Пес,
Стал гадать:
«Дать
Или не дать?»
Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал...
И сказал:
— Я бы дал!
У меня у самого
Больше нету ничего!
Воспитатель спрашивает у детей, как поступил пес, и просит объяснить псу, что он сделал плохого. Предлагает научить пса быть щедрым и добрым. Ребята объясняют псу, как надо делиться с другими.
Дети берут на себя роли мам и детей и играют в игру «Поделись с товарищем»: малыши играют во дворе; одна мама дает своей дочке совочек и ведро, другая мама дает своей дочке формочки для куличиков и лопатку. Дети обмениваются игрушками и играют вместе.
Затем воспитатель в роли мамы дает сыну игрушечную машину и просит его не быть жадным, научиться играть с товарищами. Ребенок самостоятельно ищет способы взаимодействия с товарищами: предлагает вместе возить на машине грузы; берет на себя роль шофера, а товарищу предлагает быть мастером по ее ремонту и т.д. Дети, поставленные в условия общения, ищут способы взаимодействия со сверстниками в игре.
Игра «Книжкины помощники»
Дидактическая задача. Поощрять желание детей трудиться, помогать другим.
Игровая задача. Помочь книжке, маме, воспитателю.
Игровые правила. Правильно выбрать карточку.
Ход игры
Воспитатель приносит разорванную книжку. Книжка охает и вздыхает.
Книжка.
Страницы в книге разорвали,
Обложку глянцевую смяли,
Теперь пылюсь на полке дальней,
Никто читать меня не станет.
Воспитатель. Книжка, не вздыхай, мы с ребятами отремонтируем твое платье.
Дети выдвигают предложения по ремонту книги; берут бумагу, ножницы, клей и ремонтируют обложку; прозрачным скотчем заклеивают страницы. Книга стала опрятной, теперь ее можно поставить на первую полку, взять почитать.
Затем дети играют в игру «Чем помочь?». Воспитатель-ведущий показывает картинку, а дети показывают карточку с ответом. Если на картинке изображен засыпанный листьями двор, то дети ищут карточку с изображением метлы; если неглаженное белье на стуле — карточку с изображением утюга; если увядшие растения — карточку с изображением кувшина с водой; если сложенные бревна — карточку с изображением пилы. Далее ребята могут изобразить действия в соответствии с карточкой.
Игры по окружающему миру для детей средней группы
Игра «Кто что любит»
Дидактическая задача. Закреплять представления детей о животных-обитателях живого уголка и уходе за ними.
Игровая задача. Накормить обитателей живого уголка.
Игровые правила. Накормить животных, правильно подобрав корм.
Ход игры
Воспитатель сообщает детям, что он идет в живой уголок, кормить его обитателей. В тот момент, когда весь корм уложен в небольшие контейнеры, воспитателя зовут к телефону. После телефонного разговора педагог сообщает детям, что забыл, в какой контейнер и для кого был положен корм. Воспитатель просит детей помочь накормить животных.
Дети играют в живой уголок: открывают контейнеры (коробки с картинками — «кормом»), определяют их содержимое. Затем называют животное и кормят его (кладут картинку перед сидящей в «живом уголке» игрушкой).
Картинки подобраны следующим образом: морковь и свекла —для кролика; молоко —для ежа; просо и овес —для канарейки; корешки и трава —для черепахи. Если корм подобран неправильно, то животное отворачивается.
Игра «Научи нас, светофор!»
Дидактическая задача. Закреплять правила дорожного движения; знания о сигналах светофора.
Игровая задача. Помочь Незнайке перейти дорогу.
Игровые правила. Переходить улицу точно по сигналу светофора.
Ход игры
Воспитатель приносит Незнайку (кукла) и просит детей помочь ему: Незнайка решил было пойти в гости к своему другу Гуньке, не смог перейти дорогу, и его чуть не задавила машина. Воспитатель спрашивает у детей, почему Незнайка не смог перейти дорогу. Дети предполагают, что он не знал правил перехода через улицу, и спрашивает, знает ли их Незнайка.
Незнайка.
Однажды я под вечер
На улицу пошел,
Иду, а у дороги
Стоит какой-то столб.
Сверкают удивленно
Фонарики на нем.
То желтым, то зеленым
Мне подмигнет глазком.
Но вот зажегся красный,
И я пошел вперед,
Тут слышу, постовой мне
Сигналы подает.
Вернулся я на место,
Горит зеленый свет,
Решил я, что прохожим
Пока прохода нет.
Тут желтый загорелся,
И снова я иду,
Сигналят мне машины,
Стоящие в ряду.
Вот так на тротуаре
Я долго простоял,
На именины к другу,
Увы, я не попал.
Скажите мне, ребята,
Что делал я не так?
Ведь перейти дорогу —
Легко, такой пустяк!
Воспитатель просит детей объяснить правила перехода через дорогу. Дети учат Незнайку правилам:
Красный — стой,
Желтый —жди,
А зеленый — проходи!
Незнайка повторяет правила. Потом дети с Незнайкой играют в игру «Светофор»: ведущий (воспитатель или ребенок) показывает цветной кружок (зеленый, желтый или красный), а дети вместе с Незнайкой переходят улицу в положенном месте —по переходу. Тому, кто ошибается, назначают штраф.
Игра «Кто где работает?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о профессиях.
Игровая задача. Помочь кукле выбрать интересную профессию. Игровые правила. Правильно подобрать каждому работнику соответствующие принадлежности для работы.
Ход игры
Воспитатель показывает детям куклу Олю, которая решила пойти работать, но не знает, кем лучше быть. Оля просит ребят помочь ей. Педагог предлагает детям рассказать об известных им профессиях. Затем ведет всех на экскурсию на выставку, где есть фотографии лучших работников. На стенде (на подставке) висят фотографии и картинки с изображением работающих людей. Рядом — необходимые принадлежности для работы (картинки с их изображением). Воспитатель показывает кукле одно фото и просит ее определить, кем работает этот человек. Дети помогают Оле. Воспитатель просит Олю показать, какие инструменты помогают ему в работе. Оля отбирает нужный для этой профессии инструмент (карточку).
На картинках могут быть изображены следующие работники и необходимые для их работы принадлежности и инструменты: дворник — метла; пекарь — печь; маляр — кисть и ведро; врач — фонендоскоп; продавец — весы; столяр — рубанок; художник — мольберт; балерина —балетные тапочки.
Оля выбирает для каждого работника принадлежности и инструменты, а дети помогают ей. В завершение Оля определяет, какая работа ей по душе, и просит ребят, сказать, какие профессии нравятся им.
Игру в профессии можно повторить — дети играют самостоятельно.
Игра «С чем Тузик будет играть?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о качествах предметов, о повадках домашних животных.
Игровая задача. Выбрать игрушку для Тузика.
Игровые правила. Выбрать ту игрушку, с которой собачке можно безопасно играть.
Ход игры
Воспитатель приносит собачку Тузика (мягкая игрушка) и объясняет детям, что Тузик хочет играть, но у него нет игрушек.
Приходит Буратино и предлагает Тузику разные забавы. Воспитатель волнуется, что Буратино может разрешить Тузику опасные игры, и просит детей специально подобрать для Тузика игры, которые ему не навредят.
Дети встают в круг, воспитатель показывает картинку и спрашивает: «Можно или нельзя?» Дети отвечают и объясняют, почему можно или нельзя играть с эти предметом.
Воспитатель предлагает следующие игры:
— «С мячом?» — «Можно!» (он резиновый, не разобьется, хорошо подпрыгивает, щенку будет интересно за ним бегать и т.д.);
— «С вазой?» — «Нельзя!» (ваза стеклянная, хрупкая, щенок может ее разбить, пораниться и т.д.);
— «С палочкой?» — «Можно!» (щенки играют с палочками, приносят их по команде хозяина);
— «С ботинками?» — «Нельзя!» (щенки грызут ботинки, они из кожи, могут порваться).
Если игрушка названа правильно, то Тузик подает голос —лает.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Сценарий родительского собрания в средней группе "А мы уже средняя группа!" (презентация)
Сценарий родительского собрания в средней группе "А мы уже средняя группа!" (презентация)...
Сценарий родительского собрания в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»
повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников...
Картотека дидактических игр для средней группы учебно-методический материал (средняя группа)
Игры сопутствующие для общего развития детей...
Сценарий к 8 марта в детском саду в средней группе для родителей Сценарий 8 Марта в средней группе детского сада "Весенний подарок для Белоснежки"
Сценарий к 8 марта в детском саду в средней группе для родителей Сценарий 8 Марта в средней группе детского сада "Весенний подарок для Белоснежки" Данный материал будет полезен для музыкальных руков...
Сценарии дидактических игр в средней группе
Сценарии дидактических игр для детей дошкольников 4-5 лет Игры по физическому воспитанию для детей средней группы Игра «Помоги зверушкам»Дидактическая задача. Учить детей хо...
Сценарии дидактических игр в средней группе
Сценарии дидактических игр для детей дошкольников 4-5 лет Игры по физическому воспитанию для детей средней группы Игра «Помоги зверушкам»Дидактическая задача. Учить детей хо...