«Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и подготовить к утреннику»
статья

Морозова Светлана Геннадьевна

     «Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и         подготовить к утреннику» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_s_tnr.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

     «Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и         подготовить к утреннику»

 Тяжелые нарушения речи (ТНР) – один из самых частых нарушений развития дошкольников, с которыми сейчас сталкиваются воспитатели. Чтобы скорректировать эти нарушения, необходимо проводить с этими детьми комплексную коррекционно- развивающую работу.

 Кроме этого, их нужно включать в ежедневные и праздничные мероприятия, которые организуют педагоги и специалисты

 ТНР- нарушение темпа и уровня развития речи ребенка, которое входит в класс нарушений психического развития и начинается в младенческом (0-1) или раннем возрасте (1-3).

 Под диагноз ТНР попадает множество случаев нарушений, когда речевое развитие ребенка отклоняется от нормы, препятствует речевому общению, ухудшает социализацию и не проходит самостоятельно.

Причины тяжелых нарушений речи: недоразвитие речи; проблемы с вербальной памятью (ребенок медленно осваивает речь, имеет скудный словарный запас, ему сложно построить связное высказывание); пре-и перинатальные повреждения мозга (родовые травмы, гипоксия, тяжелые соматические болезни матери во время беременности) поражение речевых отделов головного мозга; недостаточная подвижность губ и языка; сотрясение мозга; тяжелые вирусные заболевания (у детей до 3-хлет); нарушение иннервации речевого аппарата; если ребенка воспитывают взрослые с глухотой или серьезными нарушениями речи, или все члены семьи имеют бедную и неграмотную речь.

Уровни тяжелых нарушений речи (ТНР)

В работе с ребенком с ТНР воспитатель должен учитывать уровень нарушений. Уровень ТНР Признаки и степень их выраженности

1-й уровень самый тяжелый Речевое общение и фразовая речь у ребенка не сформированы. Речь состоит из звуков, лепетных слов («нянюшкин словарь»  бах, ням-ням, киса, бибика, звукоподражания (пи-пи, иногда некоторых обидных слов (дай, мимики и жестикуляции. Смысл речи не понятен.

 2-й уровень. Тяжелое отставание от возрастной нормы. Дошкольник говорит как ребенок раннего возраста : есть некоторые слова, часто искаженные(«мугага» вместо бумага, и их простейшие связки между собой. Словарный запас скудный. Фраза насчитывает максимум 3-4 слова. Появляются простые местоимения (например, «ты», но не «вы» в обращении к воспитателю). Речь ребенка по-прежнему трудно понять.

3-й уровень. Ребенок заметно отстает от сверстников по навыкам построения устных высказываний, но общение с ним доступно. Фразовая речь есть, но фразы несовершенны, есть аграмматизмы. Фонетическая и лексико- грамматическая стороны речи нарушены. Звукопроизношение остается ошибочным («сёйный» вместо «черный»)

4-й уровень. Самый легкий Нарушено произношение отдельных звуков. Фразовая речь имеется и используется, но разы содержат грамматические ошибки. Данные нарушения иногда не выделяются как уровень ТНР.

 Правила при работе с детьми с ТНР

 Правило 1. Не оставляйте без внимания трудности ребенка. ТНР не проходят сами. Рекомендуйте родителям посетить с ребенком учителя – логопеда, невролога и педагога-психолога. Заключение специалистов поможет организовать комплексную работу с ними в детском саду. Не ждите спонтанных улучшений, речь ребенка с ТНР нуждается в целенаправленной коррекции.

 Правило 2. Организуйте индивидуальную работу с ребенком. Помните: развитие речи играет важную роль для развития в целом. Обязательно проводите занятия по рекомендациям учителя – логопеда.

 Правило 3. Давайте речевые образцы. Говорите с ребенком ясно, не слишком быстро, полными предложениями и не обязательно длинными. Называйте предметы и действия, которыми он занимается

. Правило 4. Играйте в звуковые игры. Давайте ребенку послушать, какие звуки издают самые разные предметы и живые существа. Просите угадать предмет или животное по звуку.

Правило 5. Повторяйте слова ребенка в более точной и правильной форме. При этом не критикуйте воспитанника. Например, ребенок произносит : «Биби», повторите за ним и скажите правильно: «Биби. Машина».

Правило 6. развивайте мелкую моторику- тонкие движения руки ребенка. Развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речи. Давайте игры в которых надо шнуровать, нанизывать, раскатывать, брать и перекладывать мелкие или скользкие предметы. Например: бусины, крупинки, гидрогель. Делайте пальчиковую гимнастику. Если есть возможность, используйте игрушки типа бизиборда.

Правило 7. Помогите ребенку отрегулировать дыхание. От спокойного и управляемого дыхания речь улучшается. Предлагайте дуть на легкий бумажный мячик или комочек ваты так, чтобы он долетел до отметки. Предлагайте ребенку раскинуть руки и побегать, широко дыша.

Правило 8. Больше читайте. Используйте способность ребенка обучаться новому путем подражания и наблюдения. Читайте вслух, рассказывайте сказки и истории, описывайте то, что с вами происходило, что вы видели.  

Правило 9. Поддерживайте потребность ребенка в общении. Стимулируйте речь. Внимательно слушайте ребенка, но не угадывайте с полуслова. Старайтесь общаться так, чтобы ребенок произнес настолько сложное слово или фразу, какое может сейчас. Повторяйте сказанное им, если вы не поняли, чтобы он произнес еще раз. Если ребенок стесняется заговаривать с другими детьми или не может это сделать, помогайте: поприветствуйте другого ребенка, покажите, что можно сделать это вместе. чередуйте речевые игры с играми, в которых вербальное общение не очень важно: классики, снежки.

Правило 10. Не смейтесь над речью ребенка, не передразнивайте и не ругайте за то, что он говорит. Это только ухудшит его речь. Следите, чтобы этого не допускали остальные воспитанники в группе

 Тяжелые нарушения речи требуют специальной и ежедневной работы. Для воспитанников с ТНР важно создавать ситуации успеха в режимных моментах, играх, на занятиях в группе. Дети с ТНР часто замыкаются, обижаются, испытывают неуверенность в себе. Поэтому нужно заранее продумывать для них задания с учетом их индивидуальных особенностей. В занятия с дошкольниками, среди которых есть дети с ТНР, включайте разные типы заданий: фонетические игры - помогут обогатить их фонетический опыт; игры на оптимизацию дыхания- способствуют речевому прогрессу; игры на развитие мелкой моторики; театрализованные игры (только если ребенок почувствует, что справится сам).

Рекомендации воспитателю, по подготовке ребенка с ТНР к утреннику:

1. можно дать ребенку роли, в которых он будет активно действовать, но ничего не говорить или говорить очень мало;

2. если давать роль с текстом, то текст должен быть максимально простой и рифмованный

3. используйте гаджет – прием (запишите реплику на видео, которую он должен произносить и давайте ему просматривать этот ролик (например, во вторую половину дня в ходе индивидуальной работы).

 4. можно дать роли в диалогах, когда он должен отвечать короткими репликами или действиями;

5. используйте маски, которые закрывают лицо;

 6. при обсуждении результатов выступления ребенка, обязательно хвалите, не говорите о недостатках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "ЧТОБЫ РЕБЕНОК УМЕЛ ИГРАТЬ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ…"

ЧТОБЫ  РЕБЕНОК УМЕЛ  ИГРАТЬС  ДРУГИМИ  ДЕТЬМИ&helli...

Статья "Почему мой ребенок не играет с другими детьми?"

Многие родители задают этот вопрос воспитателям, забирая ребенка из детского сада. Но есть ли повод для волнения, если ребенку 2-3 года? Ведем разбор  в статье...

Что ребёнок умел играть с другими детьми

Информация для родителей . Важно знать....

Что ребёнок умел играть с другими детьми

Что бы ребёнок умел играть с другими детьми....

Ребенок с ТНР. Как вовлечь ребенка в игры с другими детьми, как подготовить ребенка к участию в утреннике

Дети с тяжелыми нарушениями речи-этоособая категория детей с отклонениями в развитии,у которых сохранен слух,первично не нарушен интеллект,но есть значительные речевые нарушения,влияющие на становлени...