Программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 1-3 лет «Первые открытия».
рабочая программа (младшая группа)

Савченко Елена Петровна

Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Большое значение для становления личности ребенка имеет его активность, которая выражается в исследовательских экспериментах. В ходе этих действий дети преображают предметы, чтобы выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные эксперименты стимулируют детей к самостоятельному поиску причин и способов действий, проявлению творчества.

 

Цель программы: развитие познавательной активности детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста;
  • создать развивающую предметно-пространственную среду;
  • изучить и проанализировать педагогическую литературу по развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста;
  • подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы;
  • организовать в уголке родителей консультацию: «Экспериментирование в раннем возрасте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pervye_otkrytiya.docx262.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Солнышко» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области

Picture background

Программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми

1-3 лет «ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ».

Составила

Савченко Елена Петровна,

Воспитатель первой кв. категории


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что содержание образовательной деятельности в части познавательного развития детей должно быть направлено на формирование у дошкольников познавательной активности и исследовательских навыков. Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий – роняет, кидает, кусает, стучит. Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний. У детей формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно эту любознательность сделать управляемым процессом уже с раннего возраста.

Для становления личности ребенка очень важна его активность, которая выражается в исследовательских экспериментах. В ходе этих действий дети преображают предметы, чтобы выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные эксперименты стимулируют детей к самостоятельному поиску причин и способов действий, проявлению творчества, так как они представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  • собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  • активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком: вместе; на равных; как партнеры.

Программа «Первые открытия» определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в 1 младшей группе «Лучики».

Цель и задачи деятельности, ожидаемые результаты по реализации программы.

Цель: развитие познавательной активности детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста;
  • создать развивающую предметно-пространственную среду;
  • изучить и проанализировать педагогическую литературу по развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста;
  • подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы;
  • организовать в уголке родителей консультацию: «Экспериментирование в раннем возрасте».

Категория воспитанников: программа рассчитана на воспитанников первой младшей группы.

Срок реализации программы: Программа рассчитана на 2 год обучения, образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю по 15 минут.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.
  • Формирование у детей представлений о физических свойствах окружающего мира: различных свойствах вещества (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.д.), основных видах и характеристиках движения; об основных физических явлениях.
  • Формирование познавательного интереса детей.
  • Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, коммуникативных навыков.
  • Активное сотрудничество педагога и детей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 1-2 лет.

Тема недели

Работа с детьми

Материалы

Опытно- экспериментальная деятельность

Цель

Октябрь.

Признаки осени.

«Плавает, тонет»

Познакомить, что предметы могут плавать и тонуть.

Листья, камни

Подарки осени. Овощи, огород.

«Дождик»

Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

Таз с водой, сито, стаканчики из-под йогурта с дырочками в днище.

Фрукты, сад.

«Теплая капелька или помоги Машеньке помыть яблоко»

Способствовать накоплению у детей элементарных представлений о свойствах воды.

Кукла Маша, яблоко, вода из под крана.

Животные и птицы осенью

«Как вода гулять отправилась…»

Дать представление о том что воду можно собирать различными предметами- губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Тазики с водой, пипетки, губки поролоновые, тряпочные салфетки, груши.

Человек- части тела.

«Чистые ручки»

Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Вода, мыло.

Ноябрь

Моя семья.

«Почему не получился куличик»

Ознакомить со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Песок, вода, формочки.

Домашние обитатели

«Отпечатки»

Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра. ладони.

Песок, разноцветные камушки.

Любимые сказки и их герои

«Берлога для мишутки»

Продолжаем знакомить со свойствами песка: мокрый песок лепится, из него можно лепить, сухой песок рассыпается.

Песок сухой, лейка с водой, лопатки, 2-3 игрушки-медведя(маленькие из киндер-сюрпризов).

«Делаем дорожки и узоры из песка»

Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

Песок на доске сухой, песок на доске мокрый.

Декабрь

Зимушка- зима.

«Снег, снежок»

Формирование представлений о свойствах и особенностях снега

Снег, тазик

Зимние забавы

«Снеговик»

В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Тазик со снегом, игрушка снеговик.

Елочка- елочка, зеленая иголочка.

«Разноцветные льдинки- бусы на елочку»

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Краска, мелкие формочки, вода.

Новый год.

Разные ножки идут по снежной дорожке

Продолжать знакомить детей со свойствами снега- из снега можно лепить, снег может принимать любую форму.

Снег на участке детского сада.

Январь

Свойства предметов.

« Воздух есть везде»

Определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Снег, снег кружится.

«Воздух- невидимка»

Формировать знания детей о свойствах воздуха; прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, необходим всем живым для жизни.

Пакеты, трубочки и стаканы с водой, вертушка

Транспорт.

« Почему кораблик не плывет?»

Обнаружить воздух, образовать ветер при помощи веера

Веера, таз с водой, кораблики.

Февраль.

Профессии.

«Отправляемся в полет» (свойства бумаги и камней, сравниваем).

Выявить свойства бумаги (лёгкая, мнётся, рвётся, размокает), камней (тяжёлые, твёрдые).

Бумага (для самолетиков), камешки различного размера.

«Магазин игрушек»

Научить узнавать предметы, определять ее качества и свойства.

Игрушки из различных материалов: деревянные, глиняные, мягкие

Мы подарим нашим папам.

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства.

Лист альбомной бумаги, салфетка, лист картона, тазик с водой.

Добрые дела.

«Из чего построили в лесу теремок» (сказка «Теремок»)

Познакомить детей со свойствами дерева (твердое, неупругое), резины (упругая, мягкая).

«Теремок» деревянный маленький, деревянный детали (кубики, кирпичики, призма), мелкие игрушки - герои сказки, резиновый мячик (сравнение материалов), половина резинового мяча.

Март.

Лучше в мире мамы нет.

«Загадочная тень»

Дать понятие, что луч света оставляет тень от предмета.

Резиновые игрушки, солнечный день.

Играем в сказку.

«Поиграем с солнышком», «Солнечные зайчики»

Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающийся в зеркале, предметы нагреваются на солнышке.

В солнечную погоду приготовить бросовый материал и зеркальце.

Народная игрушка.

«Снег тает на солнце»

Наблюдать за тающими сосульками на улице

Сосульки.

Комнатные растения.

«Свет повсюду»

Показать значение света, объяснить , что источник света могут быть природные ( луна, солнце), искусственные –изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча)

Лампа настольная, фонарики, свечка.

Апрель.

Животные весной.

«Земля—какая она»

Дать представления о свойствах земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Тазик с землей, тарелочки.

Волшебница вода.

«Как вода помогла прорасти фасоли»

Расширить представления детей о росте растений.

Семена фасоли, влажная тряпочка.

Прилет птиц.

«Посадка лука»

Научить сажать луковицы в землю и в воду. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Луковицы, земля, вода, ящик, совочки, лейка с водой, прозрачная пластмассовая баночка

Первые цветы.

«Веточка березы»

Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.

Ветка береза , ваза с водой.

Май..

Животные жарких стран.

«Поможем тигру попить воды из ведра. Как вытолкнуть воду?»

Формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать слова (край, поднимается, опускается, выше, ниже)

Игрушка тигр, ведро с водой, камни.

Мир насекомых.

«Муравьи трудяшки»

Наблюдение за муравьями через лупу.

Муравьи, лупы.

Травы и цветы.

«Сравнение песка и почвы».

Продолжать знакомить со свойствами песка и почвы (песок рыхлый, почва твёрдая, плодородная)

Лопатки, лупы, ведерки.

Долгожданная пора, тебя любит детвора.

«Путешествие маленьких исследователей»

Закрепить полученные знания детей на участке детского сада.

Вертушки, песок, вода, камни.

Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 2-3 лет.

Тема недели

Работа с детьми

Материалы

Опытно- экспериментальная деятельность

Цель

Октябрь.

Признаки осени.

«Встреча с ручейком»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать познавательную активность.

Ручейки на улице после дождя.

Подарки осени. Овощи, огород.

«Поможем зайчику узнать, какая вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, ее пьют растения).

Стаканы с водой, пустые стаканы, цветы в горшках.

Фрукты, сад.

Какой вкус у воды?

Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворенных в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Стаканы с водой, лимон, сахар

Животные и птицы осенью

Нальем воду в бутылочку через воронку для лисички.

Учить детей действиям с водой и предметами. Воду можно налить в бутылочку, но неудобно, а воронкой удобно, быстро. Закрепить понятия: вода, льется, переливается, блестит.

Вода, бутылка, воронка.

Человек- части тела.

«Рыбалка»

Закрепить знания о свойствах воды – льется, можно процедить через сачок.

Таз с водой, стаканчики, сачки, рыбки игрушечные.

Ноябрь

Моя семья.

«Чудесные фигурки»

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.

Песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.

Домашние обитатели

«Определение цвета песка».

Ознакомление со свойством песка (цвет).

Игрушка черепаха, песок.

Любимые сказки и их герои

«Сказка о песке. Просеивание мокрого и сухого песка через ситечко».

Продолжать знакомить детей со свойствами песка: сухой песок сыпется, состоит из маленьких песчинок.

Песок, ситечки, лупа, стаканы с водой.

«Пирожки для Мишки»

Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

Песок, лейка с водой, формочки для песка, совочки.

Декабрь

Зимушка- зима.

«Снежинка в гостях у ребят»

Закрепить знание свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду

Чистый снег в тазу, совочки, формочки для песка, подносы

Зимние забавы

«Ледяная избушка»

Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).

Лед с улицы, тазик.

Елочка- елочка, зеленая иголочка.

«Разноцветный снег»

Познакомить с новыми свойствами снега: при добавление в него горячей воды- тает, при добавлении краски окрашивается.

Тазик со снегом, горячая и холодная вода в стаканах, краски

Новый год.

«Зима- художница»

Показать детям узоры от мороза на стекле, подышать на стекло, приложить ладошку.

Узоры от мороза на стекле в группе

Январь

Свойства предметов.

«Игры с соломинкой»

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Снег, снег кружится.

«Ищем воздух»

Показать детям что мы дышим воздухом, он есть в нас и вокруг нас. Надувание целлофановых пакетов, учить дуть на снежинками, создавая ветер.

Целлофановые пакеты, снежинки из бумаги

Транспорт.

«Как заставить кораблик плыть?»

Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением (движение воздуха это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу.

Тазик с водой, кораблики.

Февраль

Профессии.

«Разноцветные лоскутки. Свойства ткани.»

Познакомить детей с тканью разной фактуры и с ее свойствами: мнется, намокает.

Лоскутки из хлопка, меховые, вязаные, атласные.

Постройка из камней домика для собачки.

Закрепить знание свойств камней. Сравниваем камень с поролоном: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Камни имеют разную форму, цвет. Из них можно построить дом для собачки, лягушки, зайчика.

Камни, поролон, ёмкость с водой, бумажные полотенца

Мы подарим нашим папам.

Подарок папам: «Сокровища природы»

Показать детям прием крепления разнообразных предметов к бумаге, создавая при этом интересные композиции, развивать мелкую моторику.

Природные материалы (листики, палки, камешки и т.д.), клейкая бумага.

Добрые дела.

«Нарисуем морковку для зайчика мелом. Мел и его свойства.»

Познакомить детей со свойствами мела ( твердый, может крошиться, оставляет следы на разных предметах). Устанавливать причинно- следственные связи между предметами.

Картон, разноцветный мел.

Март

Лучше в мире мамы нет.

«Театр теней для мамы»

Дать понятие о возникновении света и тени. Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности.

Настольная лампа, экран теневого театра, фигурки теневого театра сказки «Курочка Ряба»

Играем в сказку.

«Фонарик. Свет бывает разный.»

Показать значение света, свет бывает разный.

Фонарики

Народная игрушка.

«Поможем матрешкам согреться»

Познакомить детей, что солнце нагревает предметы (где это происходит на солнышке или в тени)

Матрешки

Комнатные растения.

«Где лучше цветы растут?»

Установить зависимость растений от света

Цветы в горшке, темное помещение, светлое помещение

Апрель

Животные весной.

«Тепло и холод для растений»

Дать представления о потребности растений в тепле.

Лук в горшке, теплое и холодное помещение

Волшебница вода.

«Вода и росток»

Дать представление о значении воды для прорастания и роста растений.

Вода в стакане, лук

Прилет птиц.

«Семена растений»

Выявить внешние отличия семян друг от друга.

Семена тыквы, укропа, редиски.

Первые цветы.

«Земля и росток»

Дать представление о том, насколько важна земля для роста растений.

Земля, лук

Май.

Животные жарких стран.

«Водопад»

Дать представление о том, что вода может изменять направление движения

Жёлоб пластмассовый, вода, бассейн детский.

Мир насекомых.

«Знакомство с насекомыми»

Рассматривание насекомых с помощью лупы

Лупы.

Травы и цветы.

«Одуванчики»

Наблюдения за цветами одуванчиков, знакомство с растением.

Лупы, чашечки.

Долгожданная пора, тебя любит детвора.

«Домик для черепашки Агашки»

Закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей; учит использовать разную форму камней, их сходство с чем либо – при постройке домика.

Песок, вода, камушки., игрушка черепашка.

  1. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.

Метод наблюдения распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие: игровой метод, опыт.

Из словесных методов использовали следующие:

  • Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • Художественное слово
  • Совет
  • Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Информационно-коммуникативные технологии: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, фотоаппарат.

Формы работы с детьми: групповые; подгрупповые; индивидуальные.

Формы реализации программы:

  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.

Известно, что выполнение любой воспитательной или образовательной задачи невозможно без эффективного взаимодействия с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители должны осознавать, что их собственное поведение играет ключевую роль в процессе воспитания детей.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.

Необходимо показать насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

Формы работы с родителями.

Мероприятия

Задачи

1.

Родительские собрания:

;Экспериментальная деятельность дошкольников в семье»,

2. «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка»

3. «Проведение экспериментов летом»

4. «Растим любознательных»

5. Анкетирование «Выявление отношения

родителей к опытно-экспериментальной активности детей».

Ознакомление родителей с содержанием программы развития

экспериментальной деятельности

2.

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности»;

2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»;

3. «Игра или экспериментирование»;

4. «Значение опытно – экспериментальной

деятельности для психического развития ребенка

Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование».

3.

1. Оформление информационного стенда

«Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

2. Фотовыставка «Мы экспериментируем»

3. Открытые занятия: «Какими бывают камни?», «Чудо песочек», «Волшебница вода», «Невидимка-воздух» «Чудо-магнит» и т.д.

#1042;ыставка самодельных музыкальных инструментов «Шумелки – самоделки».

5. Создание мини-лаборатории «Веселого гномика».

Популяризация исследовательской

Активности ребенка – дошкольника

4.

1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.

2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома».

3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна», акции «Кормушка для птиц», «Спаси дерево».

4. Выпуск семейной газеты «Эксперименты на кухне».

Организация сотрудничества с родителями

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

Методические рекомендации по организации центров детского экспериментирования.

Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности играет ключевую роль в развитии у детей критического мышления и способности анализировать информацию. В этой зоне дети могут самостоятельно исследовать окружающий мир, задавать вопросы и находить ответы, осваивая при этом новые знания и навыки. Это способствует развитию творческого мышления и умению решать проблемы, что является важным для успешной адаптации в современном мире.

Важно отметить, что в центре детской экспериментально-исследовательской деятельности необходимо создать условия для развития у детей самостоятельности и инициативности. Дети должны иметь возможность выбирать темы исследований, определять методы их проведения и делиться своими открытиями с другими. Это способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде, что также важно для их будущего успеха.

Создание центра детской экспериментально-исследовательской деятельности требует не только специального оборудования и материалов, но и компетентного педагога, который сможет организовать и провести интересные и познавательные занятия. Педагог должен быть готов поддерживать детей в их исследовательских усилиях, поощрять их к новым открытиям и помогать им обретать уверенность в своих способностях. Только в такой атмосфере дети смогут развивать свой потенциал и увлечение к исследовательской деятельности.

Оформление центра экспериментирования

Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Так же желательно, чтобы рядом располагалась раковина и источник воды. Это позволит детям мыть руки сразу по окончании занятий, а педагогам быстро приводить в порядок рабочее место. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для циклических наблюдений.

На видном месте можно «поселить» персонажа, который будет хозяином этого места, и будет добрым помощником детям в их поисках и экспериментах.

Лабораторное оборудование

Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши.

Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Должно быть дополнительное оборудование для демонстрации опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, спиртовка, штатив, бинокль, весы, различные пробирки и стеклянные колбы, фонарик, так - же необходимы комплекты для игр с водой, песком, ветром. Чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой целесообразно иметь на каждого ребёнка клеёнчатый фартук и нарукавники.

Материалы для работы

Центр детского экспериментирования должен быть оснащён разнообразными природными материалами для исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так-же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители. Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов (магнетизм, звук и т.д.) необходимо иметь набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы, маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов, поэтому он должен быть в количестве из расчёта на одного ребёнка.

Для наблюдения за живыми объектами большую стеклянную вазу для наблюдения за ростом корней комнатных растений, а так-же небольшой прозрачный стакан за наблюдением корневой системы лука.

В качестве демонстрационного материала центр необходимо постепенно пополнять различными коллекциями. Например, коллекция полезных ископаемых, коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, причём в ней могут быть и морские, и речные, и океанические ракушки.

Коллекция коры деревьев, коллекция засушенных плодов (шиповник, рябина, черёмуха и т.д.), коллекция перьев (которые предварительно нужно подержать над паром), коллекция сухих листьев, мхов. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

Методическое обеспечение.

  • Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2019. – 192 с.
  • Дмитриева Е. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие / Е. А. Дмитриева, О. Ю. Зайцева, С. А. Калиниченко. – М.: ТЦ Сфера. – 2017. –128 с.
  • Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста / О. В. Дыбина. – Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование». – 2002. – 131 с.
  • Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников/ В. В. Щетинина, Н. Н. Поддъяков./ Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера. – 2017. – 128 с.
  • Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова. – Управление ДОУ. – 2004. – №4. – С. 84 - 82.
  • Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование Младший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
  • Костюченко М. П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград.: Учитель. – 148 с.
  • Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
  • Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – Спб.: Детство-пресс», 2008. – 64с.
  • Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду, пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. – СПб., «Детство-пресс», 2009. – 11 с.
  • Поддьяков А. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком»// Вопросы психологии, № 5, сентябрь-октябрь 1990. – С. 65-72.
  • Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, Перемена, 1994. – 47 с.
  • Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – Владимир, ВОИУУ, 2001.
  • Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2010. – 64с.
  • Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «Карапуз-дидактика», 2005. – 192 с.
  • Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. – № 2.
  • Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. – № 2.
  • Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 191 с.
  • Соколенко Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность/ Т. В. Соколенко // Молодой учёный. – 2014. – №20. – С. 624-626.
  • Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург.: У – Фактория, – 2003. – 235 с.
  • Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности //Дошкольное воспитание// Под ред. Т. И. Гризик, О. Скоролупова, Т. Н. Доронова.. – 2007. – №6. – С.13-16.
  • Щетинина В. В. К вопросу о развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 10; в 2-х частях, Ч.2 / В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной и др. – Ульяновск.: Издатель Качалин Александр Васильевич, – 2012. – 402 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности.

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности....

Программа проведения Опытно-экспериментальной деятельности по разделу « Музыкальное воспитание» в старшей группе

Основные цели и задачи: 1.     Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.2.     Развивать умения проводить сравнительный анализ, использовать у...

Программа по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе Вариативная часть

Цель и задачи программыЦели: v Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментированияv Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного ...

Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности в кружке «Любознайка».

В 2015 - 2016 учебном году реализована программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4 - 5 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вторая младшая группа

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира...

Программа по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.

Эта программа расчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Она может использовать в образовательной программе дошкольных групп....

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КАТЮША»(МАДОУ Детский сад «Катюша»)        ДОЛГ...