Программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 1-3 лет «Первые открытия».
рабочая программа (младшая группа)
Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Большое значение для становления личности ребенка имеет его активность, которая выражается в исследовательских экспериментах. В ходе этих действий дети преображают предметы, чтобы выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные эксперименты стимулируют детей к самостоятельному поиску причин и способов действий, проявлению творчества.
Цель программы: развитие познавательной активности детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста;
- создать развивающую предметно-пространственную среду;
- изучить и проанализировать педагогическую литературу по развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста;
- подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы;
- организовать в уголке родителей консультацию: «Экспериментирование в раннем возрасте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pervye_otkrytiya.docx | 262.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Солнышко» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области
Программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми
1-3 лет «ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ».
Составила
Савченко Елена Петровна,
Воспитатель первой кв. категории
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что содержание образовательной деятельности в части познавательного развития детей должно быть направлено на формирование у дошкольников познавательной активности и исследовательских навыков. Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий – роняет, кидает, кусает, стучит. Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний. У детей формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно эту любознательность сделать управляемым процессом уже с раннего возраста.
Для становления личности ребенка очень важна его активность, которая выражается в исследовательских экспериментах. В ходе этих действий дети преображают предметы, чтобы выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные эксперименты стимулируют детей к самостоятельному поиску причин и способов действий, проявлению творчества, так как они представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
- активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком: вместе; на равных; как партнеры.
Программа «Первые открытия» определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в 1 младшей группе «Лучики».
Цель и задачи деятельности, ожидаемые результаты по реализации программы.
Цель: развитие познавательной активности детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста;
- создать развивающую предметно-пространственную среду;
- изучить и проанализировать педагогическую литературу по развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста;
- подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы;
- организовать в уголке родителей консультацию: «Экспериментирование в раннем возрасте».
Категория воспитанников: программа рассчитана на воспитанников первой младшей группы.
Срок реализации программы: Программа рассчитана на 2 год обучения, образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю по 15 минут.
Ожидаемые результаты:
- Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.
- Формирование у детей представлений о физических свойствах окружающего мира: различных свойствах вещества (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.д.), основных видах и характеристиках движения; об основных физических явлениях.
- Формирование познавательного интереса детей.
- Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, коммуникативных навыков.
- Активное сотрудничество педагога и детей.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 1-2 лет.
Тема недели | Работа с детьми | Материалы | ||
Опытно- экспериментальная деятельность | Цель | |||
Октябрь. | ||||
Признаки осени. | «Плавает, тонет» | Познакомить, что предметы могут плавать и тонуть. | Листья, камни | |
Подарки осени. Овощи, огород. | «Дождик» | Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества. | Таз с водой, сито, стаканчики из-под йогурта с дырочками в днище. | |
Фрукты, сад. | «Теплая капелька или помоги Машеньке помыть яблоко» | Способствовать накоплению у детей элементарных представлений о свойствах воды. | Кукла Маша, яблоко, вода из под крана. | |
Животные и птицы осенью | «Как вода гулять отправилась…» | Дать представление о том что воду можно собирать различными предметами- губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | Тазики с водой, пипетки, губки поролоновые, тряпочные салфетки, груши. | |
Человек- части тела. | «Чистые ручки» | Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. | Вода, мыло. | |
Ноябрь | ||||
Моя семья. | «Почему не получился куличик» | Ознакомить со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики | Песок, вода, формочки. | |
Домашние обитатели | «Отпечатки» | Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра. ладони. | Песок, разноцветные камушки. | |
Любимые сказки и их герои | «Берлога для мишутки» | Продолжаем знакомить со свойствами песка: мокрый песок лепится, из него можно лепить, сухой песок рассыпается. | Песок сухой, лейка с водой, лопатки, 2-3 игрушки-медведя(маленькие из киндер-сюрпризов). | |
«Делаем дорожки и узоры из песка» | Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет. | Песок на доске сухой, песок на доске мокрый. | ||
Декабрь | ||||
Зимушка- зима. | «Снег, снежок» | Формирование представлений о свойствах и особенностях снега | Снег, тазик | |
Зимние забавы | «Снеговик» | В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. | Тазик со снегом, игрушка снеговик. | |
Елочка- елочка, зеленая иголочка. | «Разноцветные льдинки- бусы на елочку» | В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления. | Краска, мелкие формочки, вода. | |
Новый год. | Разные ножки идут по снежной дорожке | Продолжать знакомить детей со свойствами снега- из снега можно лепить, снег может принимать любую форму. | Снег на участке детского сада. | |
Январь | ||||
Свойства предметов. | « Воздух есть везде» | Определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде. | Пластиковая бутылка, воздушный шарик. | |
Снег, снег кружится. | «Воздух- невидимка» | Формировать знания детей о свойствах воздуха; прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, необходим всем живым для жизни. | Пакеты, трубочки и стаканы с водой, вертушка | |
Транспорт. | « Почему кораблик не плывет?» | Обнаружить воздух, образовать ветер при помощи веера | Веера, таз с водой, кораблики. | |
Февраль. | ||||
Профессии. | «Отправляемся в полет» (свойства бумаги и камней, сравниваем). | Выявить свойства бумаги (лёгкая, мнётся, рвётся, размокает), камней (тяжёлые, твёрдые). | Бумага (для самолетиков), камешки различного размера. | |
«Магазин игрушек» | Научить узнавать предметы, определять ее качества и свойства. | Игрушки из различных материалов: деревянные, глиняные, мягкие | ||
Мы подарим нашим папам. | «Бумага, ее качества и свойства» | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства. | Лист альбомной бумаги, салфетка, лист картона, тазик с водой. | |
Добрые дела. | «Из чего построили в лесу теремок» (сказка «Теремок») | Познакомить детей со свойствами дерева (твердое, неупругое), резины (упругая, мягкая). | «Теремок» деревянный маленький, деревянный детали (кубики, кирпичики, призма), мелкие игрушки - герои сказки, резиновый мячик (сравнение материалов), половина резинового мяча. | |
Март. | ||||
Лучше в мире мамы нет. | «Загадочная тень» | Дать понятие, что луч света оставляет тень от предмета. | Резиновые игрушки, солнечный день. | |
Играем в сказку. | «Поиграем с солнышком», «Солнечные зайчики» | Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающийся в зеркале, предметы нагреваются на солнышке. | В солнечную погоду приготовить бросовый материал и зеркальце. | |
Народная игрушка. | «Снег тает на солнце» | Наблюдать за тающими сосульками на улице | Сосульки. | |
Комнатные растения. | «Свет повсюду» | Показать значение света, объяснить , что источник света могут быть природные ( луна, солнце), искусственные –изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча) | Лампа настольная, фонарики, свечка. | |
Апрель. | ||||
Животные весной. | «Земля—какая она» | Дать представления о свойствах земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая) | Тазик с землей, тарелочки. | |
Волшебница вода. | «Как вода помогла прорасти фасоли» | Расширить представления детей о росте растений. | Семена фасоли, влажная тряпочка. | |
Прилет птиц. | «Посадка лука» | Научить сажать луковицы в землю и в воду. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. | Луковицы, земля, вода, ящик, совочки, лейка с водой, прозрачная пластмассовая баночка | |
Первые цветы. | «Веточка березы» | Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле. | Ветка береза , ваза с водой. | |
Май.. | ||||
Животные жарких стран. | «Поможем тигру попить воды из ведра. Как вытолкнуть воду?» | Формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать слова (край, поднимается, опускается, выше, ниже) | Игрушка тигр, ведро с водой, камни. | |
Мир насекомых. | «Муравьи трудяшки» | Наблюдение за муравьями через лупу. | Муравьи, лупы. | |
Травы и цветы. | «Сравнение песка и почвы». | Продолжать знакомить со свойствами песка и почвы (песок рыхлый, почва твёрдая, плодородная) | Лопатки, лупы, ведерки. | |
Долгожданная пора, тебя любит детвора. | «Путешествие маленьких исследователей» | Закрепить полученные знания детей на участке детского сада. | Вертушки, песок, вода, камни. |
Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 2-3 лет.
Тема недели | Работа с детьми | Материалы | |
Опытно- экспериментальная деятельность | Цель | ||
Октябрь. | |||
Признаки осени. | «Встреча с ручейком» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать познавательную активность. | Ручейки на улице после дождя. |
Подарки осени. Овощи, огород. | «Поможем зайчику узнать, какая вода» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, ее пьют растения). | Стаканы с водой, пустые стаканы, цветы в горшках. |
Фрукты, сад. | Какой вкус у воды? | Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворенных в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности. | Стаканы с водой, лимон, сахар |
Животные и птицы осенью | Нальем воду в бутылочку через воронку для лисички. | Учить детей действиям с водой и предметами. Воду можно налить в бутылочку, но неудобно, а воронкой удобно, быстро. Закрепить понятия: вода, льется, переливается, блестит. | Вода, бутылка, воронка. |
Человек- части тела. | «Рыбалка» | Закрепить знания о свойствах воды – льется, можно процедить через сачок. | Таз с водой, стаканчики, сачки, рыбки игрушечные. |
Ноябрь | |||
Моя семья. | «Чудесные фигурки» | Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки. | Песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце. |
Домашние обитатели | «Определение цвета песка». | Ознакомление со свойством песка (цвет). | Игрушка черепаха, песок. |
Любимые сказки и их герои | «Сказка о песке. Просеивание мокрого и сухого песка через ситечко». | Продолжать знакомить детей со свойствами песка: сухой песок сыпется, состоит из маленьких песчинок. | Песок, ситечки, лупа, стаканы с водой. |
«Пирожки для Мишки» | Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы. | Песок, лейка с водой, формочки для песка, совочки. | |
Декабрь | |||
Зимушка- зима. | «Снежинка в гостях у ребят» | Закрепить знание свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду | Чистый снег в тазу, совочки, формочки для песка, подносы |
Зимние забавы | «Ледяная избушка» | Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает). | Лед с улицы, тазик. |
Елочка- елочка, зеленая иголочка. | «Разноцветный снег» | Познакомить с новыми свойствами снега: при добавление в него горячей воды- тает, при добавлении краски окрашивается. | Тазик со снегом, горячая и холодная вода в стаканах, краски |
Новый год. | «Зима- художница» | Показать детям узоры от мороза на стекле, подышать на стекло, приложить ладошку. | Узоры от мороза на стекле в группе |
Январь | |||
Свойства предметов. | «Игры с соломинкой» | Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. | Ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках. |
Снег, снег кружится. | «Ищем воздух» | Показать детям что мы дышим воздухом, он есть в нас и вокруг нас. Надувание целлофановых пакетов, учить дуть на снежинками, создавая ветер. | Целлофановые пакеты, снежинки из бумаги |
Транспорт. | «Как заставить кораблик плыть?» | Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением (движение воздуха это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. | Тазик с водой, кораблики. |
Февраль | |||
Профессии. | «Разноцветные лоскутки. Свойства ткани.» | Познакомить детей с тканью разной фактуры и с ее свойствами: мнется, намокает. | Лоскутки из хлопка, меховые, вязаные, атласные. |
Постройка из камней домика для собачки. | Закрепить знание свойств камней. Сравниваем камень с поролоном: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Камни имеют разную форму, цвет. Из них можно построить дом для собачки, лягушки, зайчика. | Камни, поролон, ёмкость с водой, бумажные полотенца | |
Мы подарим нашим папам. | Подарок папам: «Сокровища природы» | Показать детям прием крепления разнообразных предметов к бумаге, создавая при этом интересные композиции, развивать мелкую моторику. | Природные материалы (листики, палки, камешки и т.д.), клейкая бумага. |
Добрые дела. | «Нарисуем морковку для зайчика мелом. Мел и его свойства.» | Познакомить детей со свойствами мела ( твердый, может крошиться, оставляет следы на разных предметах). Устанавливать причинно- следственные связи между предметами. | Картон, разноцветный мел. |
Март | |||
Лучше в мире мамы нет. | «Театр теней для мамы» | Дать понятие о возникновении света и тени. Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности. | Настольная лампа, экран теневого театра, фигурки теневого театра сказки «Курочка Ряба» |
Играем в сказку. | «Фонарик. Свет бывает разный.» | Показать значение света, свет бывает разный. | Фонарики |
Народная игрушка. | «Поможем матрешкам согреться» | Познакомить детей, что солнце нагревает предметы (где это происходит на солнышке или в тени) | Матрешки |
Комнатные растения. | «Где лучше цветы растут?» | Установить зависимость растений от света | Цветы в горшке, темное помещение, светлое помещение |
Апрель | |||
Животные весной. | «Тепло и холод для растений» | Дать представления о потребности растений в тепле. | Лук в горшке, теплое и холодное помещение |
Волшебница вода. | «Вода и росток» | Дать представление о значении воды для прорастания и роста растений. | Вода в стакане, лук |
Прилет птиц. | «Семена растений» | Выявить внешние отличия семян друг от друга. | Семена тыквы, укропа, редиски. |
Первые цветы. | «Земля и росток» | Дать представление о том, насколько важна земля для роста растений. | Земля, лук |
Май. | |||
Животные жарких стран. | «Водопад» | Дать представление о том, что вода может изменять направление движения | Жёлоб пластмассовый, вода, бассейн детский. |
Мир насекомых. | «Знакомство с насекомыми» | Рассматривание насекомых с помощью лупы | Лупы. |
Травы и цветы. | «Одуванчики» | Наблюдения за цветами одуванчиков, знакомство с растением. | Лупы, чашечки. |
Долгожданная пора, тебя любит детвора. | «Домик для черепашки Агашки» | Закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей; учит использовать разную форму камней, их сходство с чем либо – при постройке домика. | Песок, вода, камушки., игрушка черепашка. |
- Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.
Метод наблюдения распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения использовали следующие: игровой метод, опыт.
Из словесных методов использовали следующие:
- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово
- Совет
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Информационно-коммуникативные технологии: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, фотоаппарат.
Формы работы с детьми: групповые; подгрупповые; индивидуальные.
Формы реализации программы:
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- чтение художественной литературы;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.
Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.
Известно, что выполнение любой воспитательной или образовательной задачи невозможно без эффективного взаимодействия с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители должны осознавать, что их собственное поведение играет ключевую роль в процессе воспитания детей.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.
Необходимо показать насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.
Формы работы с родителями.
№ | Мероприятия | Задачи |
1. | Родительские собрания: ;Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», 2. «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка» 3. «Проведение экспериментов летом» 4. «Растим любознательных» 5. Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей». | Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности |
2. | Консультации для родителей: 1. «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности»; 2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; 3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»; 3. «Игра или экспериментирование»; 4. «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка | Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование». |
3. | 1. Оформление информационного стенда «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» 2. Фотовыставка «Мы экспериментируем» 3. Открытые занятия: «Какими бывают камни?», «Чудо песочек», «Волшебница вода», «Невидимка-воздух» «Чудо-магнит» и т.д. #1042;ыставка самодельных музыкальных инструментов «Шумелки – самоделки». 5. Создание мини-лаборатории «Веселого гномика». | Популяризация исследовательской Активности ребенка – дошкольника |
4. | 1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей. 2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома». 3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна», акции «Кормушка для птиц», «Спаси дерево». 4. Выпуск семейной газеты «Эксперименты на кухне». | Организация сотрудничества с родителями |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Методические рекомендации по организации центров детского экспериментирования.
Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности играет ключевую роль в развитии у детей критического мышления и способности анализировать информацию. В этой зоне дети могут самостоятельно исследовать окружающий мир, задавать вопросы и находить ответы, осваивая при этом новые знания и навыки. Это способствует развитию творческого мышления и умению решать проблемы, что является важным для успешной адаптации в современном мире.
Важно отметить, что в центре детской экспериментально-исследовательской деятельности необходимо создать условия для развития у детей самостоятельности и инициативности. Дети должны иметь возможность выбирать темы исследований, определять методы их проведения и делиться своими открытиями с другими. Это способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде, что также важно для их будущего успеха.
Создание центра детской экспериментально-исследовательской деятельности требует не только специального оборудования и материалов, но и компетентного педагога, который сможет организовать и провести интересные и познавательные занятия. Педагог должен быть готов поддерживать детей в их исследовательских усилиях, поощрять их к новым открытиям и помогать им обретать уверенность в своих способностях. Только в такой атмосфере дети смогут развивать свой потенциал и увлечение к исследовательской деятельности.
Оформление центра экспериментирования
Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Так же желательно, чтобы рядом располагалась раковина и источник воды. Это позволит детям мыть руки сразу по окончании занятий, а педагогам быстро приводить в порядок рабочее место. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для циклических наблюдений.
На видном месте можно «поселить» персонажа, который будет хозяином этого места, и будет добрым помощником детям в их поисках и экспериментах.
Лабораторное оборудование
Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши.
Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Должно быть дополнительное оборудование для демонстрации опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, спиртовка, штатив, бинокль, весы, различные пробирки и стеклянные колбы, фонарик, так - же необходимы комплекты для игр с водой, песком, ветром. Чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой целесообразно иметь на каждого ребёнка клеёнчатый фартук и нарукавники.
Материалы для работы
Центр детского экспериментирования должен быть оснащён разнообразными природными материалами для исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так-же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители. Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов (магнетизм, звук и т.д.) необходимо иметь набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы, маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов, поэтому он должен быть в количестве из расчёта на одного ребёнка.
Для наблюдения за живыми объектами большую стеклянную вазу для наблюдения за ростом корней комнатных растений, а так-же небольшой прозрачный стакан за наблюдением корневой системы лука.
В качестве демонстрационного материала центр необходимо постепенно пополнять различными коллекциями. Например, коллекция полезных ископаемых, коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, причём в ней могут быть и морские, и речные, и океанические ракушки.
Коллекция коры деревьев, коллекция засушенных плодов (шиповник, рябина, черёмуха и т.д.), коллекция перьев (которые предварительно нужно подержать над паром), коллекция сухих листьев, мхов. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.
Методическое обеспечение.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2019. – 192 с.
- Дмитриева Е. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие / Е. А. Дмитриева, О. Ю. Зайцева, С. А. Калиниченко. – М.: ТЦ Сфера. – 2017. –128 с.
- Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста / О. В. Дыбина. – Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование». – 2002. – 131 с.
- Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников/ В. В. Щетинина, Н. Н. Поддъяков./ Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера. – 2017. – 128 с.
- Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова. – Управление ДОУ. – 2004. – №4. – С. 84 - 82.
- Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование Младший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
- Костюченко М. П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград.: Учитель. – 148 с.
- Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
- Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – Спб.: Детство-пресс», 2008. – 64с.
- Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду, пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. – СПб., «Детство-пресс», 2009. – 11 с.
- Поддьяков А. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком»// Вопросы психологии, № 5, сентябрь-октябрь 1990. – С. 65-72.
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, Перемена, 1994. – 47 с.
- Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2010. – 64с.
- Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «Карапуз-дидактика», 2005. – 192 с.
- Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. – № 2.
- Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. – № 2.
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 191 с.
- Соколенко Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность/ Т. В. Соколенко // Молодой учёный. – 2014. – №20. – С. 624-626.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург.: У – Фактория, – 2003. – 235 с.
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности //Дошкольное воспитание// Под ред. Т. И. Гризик, О. Скоролупова, Т. Н. Доронова.. – 2007. – №6. – С.13-16.
- Щетинина В. В. К вопросу о развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 10; в 2-х частях, Ч.2 / В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной и др. – Ульяновск.: Издатель Качалин Александр Васильевич, – 2012. – 402 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности.
Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности....
Программа проведения Опытно-экспериментальной деятельности по разделу « Музыкальное воспитание» в старшей группе
Основные цели и задачи: 1. Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.2. Развивать умения проводить сравнительный анализ, использовать у...
Программа по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе Вариативная часть
Цель и задачи программыЦели: v Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментированияv Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного ...
Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности в кружке «Любознайка».
В 2015 - 2016 учебном году реализована программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4 - 5 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вторая младшая группа
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира...
Программа по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.
Эта программа расчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Она может использовать в образовательной программе дошкольных групп....
ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КАТЮША»(МАДОУ Детский сад «Катюша») ДОЛГ...