Пособие «Ознакомление дошкольников с предметами быта русской избы»
методическая разработка (средняя, старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_oznakomlenie_doshkolnikov_s_predmetami_byta_russkoy_izby.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пособие «Ознакомление дошкольников с предметами быта русской избы» знакомит с предметами старинного быта и традициями русского народа. Разработано и адресовано детям дошкольного возраста и их заинтересованным родителям. Данный материал поможет расширить словарный запас и систематизировать сведения об окружающем мире по теме «Быт и предметы утвари русской избы». Пособие может быть использовано в работе воспитателями.
Дорогой друг! Домовой приглашает вас в удивительное путешествие, где познакомит всех желающих с предметами русского народного быта и их назначением. Пособие многоразового использования. В нем вы можете играть, писать, рисовать и стирать написанное, что дает возможность возвращаться к одному и тому же материалу столько раз, сколько нужно. Желаю успехов!
– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде», то есть будьте здоровы, здравствуйте. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Готовы перенестись в прошлое, окунуться в старину, узнать больше о жизни наших предков?
Давайте поиграем! Помоги девочке дойти до гриба Помоги колобку убежать от бабушки, дедушки, зайца, волка, лисы, медведя и вернуться на свою тарелку
Русская изба «Ах, какие хоромы!» — так часто говорим мы сейчас о просторной новой квартире или даче. Говорим, не задумываясь о смысле этого слова. Ведь хоромы – это крестьянское старинное жилище, состоящее из нескольких построек. Что же за хоромы были у крестьян в их русских избах? Как была устроена русская традиционная изба?
Где строили раньше избы? Любимым местом для возведения деревни и строительства русских изб был берег реки или озера. Крестьяне при этом руководствовались и практичностью – близость к реке и лодке как средству передвижения, но и эстетическими причинами. Из окон избы, стоящей на высоком месте, открывался красивый вид на озеро, леса, луга, поля, а также на свой двор с амбарами, на баню у самой реки. Дом строился основательно, «на века», место для него подбиралось достаточно высокое, сухое, защищенное от холодных ветров – на высоком холме. Деревни старались располагать там, где были плодородные земли, богатые луга, лес, река или озеро. Избы ставились так, чтобы к ним был обеспечен хороший подъезд и подход, а окна были обращены «на лето» — на солнечную сторону. «Своя-то избушка, как милая подружка»
Русский дом (изба) подобно Вселенной делился на три мира, три яруса: нижний – это подвал, подполье; средний – это жилые помещения; верхний под небом – чердак, крыша. Изба как конструкция представляла собой сруб из бревен, которые связывались между собой в венцы. Было принято строить дома без гвоздей, очень прочные дома. Минимальное количество гвоздей использовалось только для прикрепления декора – причелин, полотенца, наличников. Строили дома «как мера и красота скажут».
Крыша – верхняя часть избы – дает защиту от внешнего мира и является границей внутренней части дома с космосом. Недаром крыша так красиво украшалась в домах! А в орнаменте на крыше часто изображались символы солнца – солярные символы. Мы знаем такие выражения: «отчий кров», «жить под одной крышей». Были обычаи – если человек болел и долго не мог покинуть этот мир, то чтобы душа его легче перешла в мир иной, то снимали конек на крыше. Интересно, что крыша считалась женским элементом дома – сама изба и всё в избе должно быть «покрыто» — и крыша, и вёдра, и посуда, и бочки. Верхняя часть дома (причелины, полотенце) украшались солярными, то есть солнечными знаками. В некоторых случаях на полотенце изображалось полное солнце, а на причелинах – только половины солярных знаков. Таким образом солнце показывалось в важнейших точках своего пути по небу – на восходе, в зените и на заходе. В фольклоре даже есть выражение «трехсветлое солнце», напоминающее об этих трех ключевых точках. Чердак располагался под крышей и на нем хранили предметы, не нужные в данный момент, удаленные из дома.
Изба была двухэтажной, жилые комнаты располагались на «втором этаже», так как там было теплее. А на «первом этаже», то есть на нижнем ярусе, был подклет. Он предохранял жилые помещения от холода. Подклет использовался для хранения продуктов и делился на 2 части: подвал и подполье. Пол делали двойным для сохранения тепла: внизу «черный пол», а сверху на нем – «белый пол». Укладывали доски пола от краев к центру избы в направлении от фасада к выходу. Это имело значение в некоторых обрядах. Так, если в дом заходили и садились на лавку вдоль половиц, то это означало, что пришли сватать. Никогда не спали и не клали постель вдоль половиц. Спали всегда головой в красный угол, к передней стене, на которой находились иконы.
. Дверь и вход в дом, выход во внешний мир – один из важнейших элементов дома. Она встречает каждого входящего в дом. В древности существовало много поверий и разных защитных ритуалов, связанных с дверью и порогом дома. Наверное, недаром, и сейчас многие привешивают на дверь подкову на счастье. А еще ранее под порог укладывали косу (садовый инструмент). В этом отражались представления людей о коне как животном, связанном с солнцем. А также о металле, сотворенном человеком с помощью огня и являющемся материалом для защиты жизни. Только закрытая дверь сохраняет жизнь внутри дома: «Не всякому верь, запирай крепче дверь». Именно поэтому люди останавливались перед порогом дома, особенно при входе в чужой дом, эта остановка часто сопровождалась краткой молитвой.
. Окно – еще один вход в дом. Окно – слово очень древнее, в летописях впервые упоминается в 11 году и встречается у всех славянских народов. В народных поверьях запрещалось через окно плеваться, выбрасывать мусор, что-то выливать из дома, так как под ним «стоит ангел Господень». «В окно подать (нищему) – Богу подать». Окна считались глазами дома. Человек смотрит через окно на солнце, а солнце смотрит на него через окно (глаза избы).Именно поэтому на наличниках часто вырезали знаки солнца. В загадках русского народа говорится так: «Красная девушка в окошечко глядит» (солнце). Окна в доме традиционно в русской культуре всегда старались ориентировать «на лето» — то есть на восток и юг. Самые большие окна дома всегда смотрели на улицу и на реку, их называли «красными» или «косящатыми».
. Давайте поиграем! Нарисуй дому окно и дверь
. Как Вы думаете, от какого слова образовалось слово «крыльцо»? От слова «крыть», «крыша». Ведь крыльцо обязательно было с крышей, защищающей от снега и дождя. Часто в русской избе было два крыльца и два входа. Первый вход – парадный, там устраивались лавки для беседы и отдыха. А второй вход – «грязный», он служил для хозяйственных нужд.
. Печь Печь располагалась около входа и занимала примерно четверть пространства избы. Печь – один из сакральных центров дома. «Печь в дому – то же что алтарь в церкви: в ней печется хлеб». «Печь нам мать родная», «Дом без печи – нежилой дом». Печь имела женское начало и находилась в женской половине дома. Именно в печи сырое, неосвоенное превращается в вареное, «своё», освоенное. Печь располагается в углу, противоположном от красного угла. На ней спали, ее использовали не только в приготовлении пищи, но и в целительстве, в народной медицине, в ней маленьких деток мыли зимой, на ней грелись дети и старики. В печи обязательно держали заслонку закрытой, если кто-то уехал из дома (чтобы вернулся и дорога была счастливой), во время грозы (т.к. печь –еще один вход в дом, связь дома с внешним миром).
. Загадки: В избе – изба, На избе – труба, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт. Летом спит, Зимой горит, Пасть открывает, Что дают, глотает Пословицы русского народа: - Дрова в печи развалились – к гостям. - Уголь из печи упал – гости на двор. - Огонь в печи погас – нечаянный гость. - Кто сидел на печи, то уже не гость, а свой. - Что есть в печи, всё на стол мечи. - Под полой хозяйской печи не унесёшь. - Хлебом не корми, только с печи не гони! - В печи тесно (как готовят), а в брюхе просторно. - Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! - Добро за готовым хлебом на печи лежать.
. Давайте поиграем! Обведи по точкам и раскрась! «Печка-матушка» Ольга Коршунова Печка русская – будто матушка: Дарит всем тепло без остатушка. Ладно сложена, крепкокаменна, А внутри азарт пляски пламенной. Затрещат дрова – искры в хоровод! Разомлев в тепле, спит на лавке кот. Леса запахи – липок да берёз. Как всё дорого! Мило всё до слёз! От печи в дому – хлебосольства дух: Щи наваристы, пироги – как пух. Не чугунными батареями – Печкой издавна душу греем мы. Жаром пышет печь – хвост прижми мороз! Дым над крышею стелет путь до звёзд. В ночь студёную глянешь на село – От столбов-дымов на душе тепло. Коли «дышит» дом, значит, жив очаг! С печкой - греюшкой в зиму не зачах. Печка – матушка… Не хочу иной. И почёт тебе, и поклон земной!
. Стол – ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом! Очень важно: Стол – это длань Божья. «Стол – это то же, что в алтаре престол, а поэтому сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви». Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стола, стол – Божья ладонь!». Всегда на столе должен был быть хлеб – символ достатка и благополучия в доме. Говорили так: «Хлеб на стол – так и стол престол!». Хлеб – символ достатка, изобилия, материального благополучия. Поэтому он всегда и должен был быть на столе – Божьей ладони .
. Загадки: В лесу родился, в лесу вырастал. В избу пришел – всю родню собрал. За ним сидят, с аппетитом едят Пословицы русского народа - Бог на стене, хлеб на столе. - Хлеб-соль на столе, а руки свое (свои). - Что на столе – всё братское, а что в клети – то хозяйское. - Без пирога именинника под стол сажают. - Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают. - Тащи стол на кут (от печи в красный угол). - Жди череду: когда со стола понесут. - Хоть за нижним концом, да за тем же столом. - Стол поставят, так и работать заставят.
. Давайте поиграем ! Отгадайте, из какой сказки картинка: Варианты ответа: Кот и лиса; Лиса и журавль; Зимовье зверей; Маша и медведь; Три медведя.
. Сундук - своеобразный хранитель семейного быта. Он практически в каждом русском доме стоял. Ну, а если их было несколько, семья считалась зажиточной. Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора - два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук . Вещевой сундук
. УБРАНСТВО И ПРЕДМЕТЫ БЫТА Внутри изба была богато украшена резьбой по дереву, росписью, самодельными глиняными игрушками, вышиванием и другими предметами народного творчества. У каждой хозяйки было много глиняных сосудов, расписной сундук для хранения одежды (шкафов в те времена еще не было). Возле печи стояли, прислонившись, хлебная лопата с длинной ручкой, ухват, кочерга и помело. Вдоль стен были приколочены большие лавки. Имелись и передвижные малые скамьи. Стулья на Руси появились только в 19 веке. Муку, масло, одежду – многие вещи делали сами. Поэтому почти в каждой избе была прялка, ткацкий станок, жернова для помола зерна, ступка-маслобойка. Полотенца, скатерть и одежду украшали нарядной вышивкой. Каждый узор имел свое значение. В праздничные дни на столе дымился самовар, вокруг которого собирались и пили чай с сахарком вприкуску, с пряниками да баранками.
. Кочерга, ухват, чугунок Эти предметы народного быта имели непосредственное отношение к русской печи. Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно. Чугунки или горшочки, используются для приготовления пищи в русской печи. Чугунок - это традиционно русская посуда, они предназначены для приготовления блюд путем долгого, медленного томления. Зауженное дно предназначено для установки в специальное отверстие в верхней стенке печной топки. Толстое чугунное дно и часть стенок равномерно передают тепло всей посуде, а значит и готовящейся в ней пище. В чугунках можно приготовить практически все — от каши и супов, до картошки с мясом или овощами. Кочерга, ухват, веник, чугунок - непременно должны были быть под рукой, когда готовилась пища в русской печи.
.
. Ложки, садник, сито, коромысло Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название. Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Сито - практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси. Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины.
.
. Корыто, рубель, чугунный утюг В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления. По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой. По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.
.
. Веретено, прялка Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Широко использовалось в крестьянском быте. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева, чаще из берёзы. Длина веретена от 20 до 80 см. Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
.
. Давайте поиграем! Отгадай загадки: Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. Что схватит - отдает, а сам в угол идет... (ухват) Он, как круглая кастрюля. Он чумазый, не чистюля. Где там в печке уголек, кашу сварит... (чугунок) Сама не ест, а людей кормит. (ложка) Ходит коток по паре порток. (утюг) Гибкий лес на плечи залез. Горбатый кот бабе плечи трет. Без рук, без ног на плечи скок. Ни свет, ни заря пошел согнувшись со двора (коромысло) Я вопрос тебе припас. Подскажи: что в первый раз Стал у рыбки дед просить, Чтоб старухе угодить? (корыто) Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали! (прялка)
. Про житье-бытье до нас Жизнь людей была трудна: Не под силу нам она. Пряли пряжу вечерком, Молились Богу перед сном. И, как в сказке говорится, Новый день должен родиться. Давайте поиграем! Соедини «Что было - что сейчас»
. Самовар Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу. «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги» (Б. Садовской). Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
. Руки в боки, как начальник, Раньше всех на стол встаёт, Сам себе плита, и чайник — Сам заварит, сам нальёт. На три двора пять самоваров, а одна лошадь. Пей чай, не вдавайся в печаль. С самоваром - буяном чай важнее и беседа веселее! Самовар кипит, уходить не велит. Пословицы русского народа
. Давайте поиграем! Найди отличия:
. Красный угол Красный угол – центральное главное место в избе, в русском доме. Его еще называют «святой», «божий», «передний», «старший», «большой». Он освещен солнцем лучше всех других углов в доме, всё в доме ориентировано по отношению к нему. Божница в красном углу как алтарь православного храма и осмыслялась как присутствие Бога в доме. Стол в красном углу – церковный престол. Здесь, в красном углу молились на образа. Здесь за столом проходили все трапезы и главные события в жизни семьи: рождение, свадьба, похороны, проводы в армию. Здесь находились не только образа, но и Библия, молитвенные книги, свечи, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки березы в Троицу. Красному углу особо поклонялись. Здесь во время поминок ставили лишний прибор для ушедшей в мир иной души. Места за столом в красном углу были жестко закреплены традицией, причем не только во время праздников, но и во время обычных приемов пищи. Трапеза объединяла род и семью.
. Место в красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почетным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости, священник. Если гость без приглашения хозяина прошел и сел в красный угол — это считалось грубейшим нарушением этикета. Следующая по значимости сторона стола – правая от хозяина и ближайшие к нему места справа и слева. Это «мужская лавка». Здесь рассаживались по старшинству мужчины семьи вдоль правой стены дома к его выходу. Чем старше мужчина, тем ближе он сидит к хозяину дома. А на «нижнем» конце стола на «женской лавке», идущей вдоль фронтона дома садились женщины и дети. Хозяйка дома размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. Так было удобнее подавать еду и устраивать обед. Во время свадьбы новобрачные также сидели под образами в красном углу. Для гостей была своя – гостевая лавка. Она расположена у окна. До сих пор есть такой обычай в некоторых районах усаживать гостей у окна. Такое расположение членов семьи за столом показывает модель социальных отношений внутри русской семьи.
. Лавка Очень важная деревенская мебель – лавка. Их в доме было много, и все они были разные и играли свою роль. Некоторые были вделаны прямо в стены дома, а были и переносные. Они назывались скамейками. Их приставляли к неподвижным лавкам, чтобы на ночь устроить постель пошире. Ведь спали в избе тоже на лавках. Отец семейства обычно спал на лавке под названием «коник» (уменьшительное от слова конь). Боковину этой лавки украшал вырезанный из доски силуэт конской головы. Кониками (или койниками) называли ящики или лавки для хранения конских сбруй, рыболовных принадлежностей и различных инструментов. От слова «койник» впоследствии и произошло всем известное слово «койка» - кровать. Была в избе и длинная женская лавка, которая располагалась вдоль стены с окнами. На ней сидели за рукоделием и женщины и бабушки, и даже девочки, которые уже с шести лет начинали прясть пряжу. Лавка для гостей называлась красной. А вот «нищая» лавка, расположенная у двери или у калитки, получила такое название потому, что на нее мог садиться или путник, чтобы передохнуть или подкрепиться. Также была еще посудная лавка. На ней не сидели, а ставили повседневную посуду и готовили еду, поэтому она была выше всех остальных. Возле печки находилась кутная лавка, там стояли ведра с водой.
. Пословицы и поговорки: Из кута по лавке, шелудяк наголо! ... Вымети под лавками, так скажется сор. Сам на лавку, а ноги (хвост) под лавку. Наш Тит и под лавкой спит. Когда-то тот день, что с лавки не встанешь! Ставь на лавку, да в пол головой. Туда Митя, сюда Митя, и под лавку ушёл? Загадка: Перед калиткою у дома, То место отдыха знакомо, Точка сбора всех соседей, Чтоб вечер провести в беседе! (Лавка)
. Давайте поиграем! Раскрась! Русская народная песня: Села Машенька на лавку, Ой, склала ноженьки под лавку, Склала ноженьки под лавку, Ой, белы ручки на колени. Белы ручки да на колени, Ой, белой грудью на окошко, Белой грудью на окошко. Ой, погляжу с горя в окошко, Погляжу с горя в окошко, Не бежит ли да сверьху речка, Ой, сверьху речка, снизу лодка.
. Старинная утварь Анатолий Тимшин Старинная утварь домашняя – Предметы покинувших лет, Страница из жизни вчерашняя Льёт тёплый из прошлого свет. Из дерева вещи различные, Металла присутствие есть, Знакомые нам и привычные, Хвала им, конечно, и честь. Набор туесков берестовых, Корчаги, ладьи, пестери, Засов на воротах тесовых, Для ржи и пшеницы лари. Таганки, бадьи, керогазы, Ложки резные тех пор, Ковши деревянные, вазы, Корзинок плетёных узор. Дубовые сани, лукошки, Корыто и тяпка при нём, Трудяга – косарь и мутовки Историей пахнут во всём. Здесь, что не предмет, то легенда. Оставили в памяти след И пыли на полках отведав, Из прошлого шлют нам привет. Всё это исправно когда-то В быту применял человек. Ушли те денёчки куда-то, Другой на дворе уже век. Бочонки, кадушки, ушаты, Горшки, кочерги, чугуны, Лопатки печные, ухваты, Немалых размеров чаны. Вот прялки резные, лукошки, Коромысла удобный изгиб, Самовары настольные, плошки И лапти – продукт нежных лип.
. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РУССКОЙ ИЗБЕ И ВЕДЕНИИ ХОЗЯЙСТВА Дома и стены помогают. Всякий дом хозяином держится. Дом красится хозяином. Каково на дому – такого и самому. Наживи хлевину, а там и скотину! Не по дому господин, а дом по господину. Не дом хозяина красит, а хозяин – дом. Дома – не в гостях: посидев, не уйдешь. Добрая жена дом сбережет, а худая – рукавом растрясет. Хозяйка в дому – что оладушек в меду. Горе тому, кто непорядком живет в дому. Коли изба крива – хозяйка плоха. Каков строитель – такова и обитель. У нашей хозяюшки все в работе – и собаки посуду моют. Дом вести – не лапти плести. В доме хозяин больше архиере Животинку дома заводить – не разиня рот ходить. Дом невелик, да лежать не велит. Что в поле ни родится, всё в доме пригодится. Не хозяин, кто своего хозяйства не знает. Не местом ведется достаток, а хозяином. Домом не управил – так и городом не управить. Деревня богата, так и город богат. Добра голова сто рук кормит.
. Для ребенка дом- это первая модель внешнего большого мира, он «кормит» и «взращивает» дитя, дитя «впитывает» из дома законы жизни в большом взрослом мире. Если дитя выросло в светлом уютном добром доме, в доме, в котором царит порядок – то так ребенок и будет дальше строить свою жизнь. Если же в доме хаос – то хаос и в душе, и в жизни человека. С детства ребенок осваивал систему представлений о своем доме – изле и его строении – матица, красный угол, женская и мужская части дома. Дом традиционно в русском языке используется как синоним слова «родина». Если у человека нет чувства дома – то нет и чувства родины! Привязанность к дому, забота о нем считались добродетелью. Дом и русская изба- воплощение родного, безопасного пространства. Использовалось слово «дом» и в смысле «семья» — так и говорили «На холме четыре дома» — это означало, что четыре семьи. В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода – деды, отцы, сыновья, внуки.
. Надеюсь, что вам понравилось наше увлекательное путешествие в Мир русской избы. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей русского быта "Русская изба"
Музей русского быта "Русская изба"...
презентация "Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы"
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ПРЕДМЕТАМИ УТВАРИ РУССКОЙ ИЗБЫ...
Модель организации педагогической работы по патриотическому воспитанию ребенка в комнате русского быта «Русская изба»
Представлены основные направления работы в рамках образовательной программы дошкольного образования ДОУ, расписание образовательной деятельности в "Русской избе" на неделю....
Календарно-тематический план воспитательной работы для предоставления образовательных услуг художественно-эстетической направленности в центре русской культуры и быта "Русская изба".
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, ...
Конспект занятия в старшей группе « Быт и предметы утвари русской избы».
Цель:Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и си...
Музейный проект «В гостях у бабушки Арины» Организация и открытие музея русского быта «Русская изба»
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной ...
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...