Конспект занятия "НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК ПОКРОВ"
план-конспект занятия (старшая группа)

Приобщение детей к истоками народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_prazdnik_pokrov.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Народный праздник Покров»                   

                                    Старшая группа  конспект занятия .                                                                             

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

         В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

                             

Цель: Приобщение детей к истоками народной культуры.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Развитие умения выделять признаки ранней и поздней осени, сравнивать пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
  • Знакомство детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;
  • Знакомство с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведения искусства.
  1. Развивающие:
  • Способствовать развитию устойчивого интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа;
  • Способствовать развитию эмоционально-эстетических чувств, оценок, суждений;
  • Развитие умения применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);
  • Развитие интереса к художественному слову (загадки, эпитеты, стихи).
  1. Воспитательные:
  • Вызвать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
  • Формирование сообразительности, артистичности, дружеских качеств, культуры общения;
  • Формирование аккуратности в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).

Методы:

•        Словесный;

•        Наглядный;

•        Игровой;

•        Информационный.

Словарная работа:

  • Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная…
  • Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (Покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка…)
  • Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.

Материал:

  • Мультимедийная презентация «Покров»,
  • Видеоаппаратура, Павлопосадские шали,
  • Репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»).
  • Салфетки из ткани,
  • Краски, трафареты для украшения «шалей»

Предварительная работа:

  • Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке;
  • Экскурсия в осенний парк;
  • Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.
  • Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья голые стоят…»)
  • Работа с тканью (изготовление бахромы)
  • Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра», «Осень наступила»

Ход занятия:

Беседа об осени

Педагог:

- Дети, отгадайте загадку:

                    Пришла без красок и без кисти

                      И перекрасила все листья

- Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь…)

- Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

- Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя (поздняя) осень. Объясните почему вы так решили (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е.  «Октябрь»)

- Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем)

- Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)

Народный праздник Покров

 - Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?

- Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…)

- Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (ответы детей)

- Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.

- Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям)

- Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали. (Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия)

- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой)

(Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты)

Игра «Облупа»

- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

(Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот  и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

Дети садятся на стулья.

Происхождение праздника «Покров»

- Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом.)

- Вам интересно узнать о происхождении праздника?

- По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и незгод. С тех пор и возник праздник -  именно в тот день, когда и было это видение.

- Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.

Покровские ярмарки

 - Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

- Вы хотите побывать на ярмарке?

(Дети хором повторяют скороговорку)

                   Еле-, Еле-, Елизар

                   Едет, едет на базар.

                   А с базара, а с базара

                   Не догонишь Елизара

- Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

(Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали)

- Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.

- Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

- Отгадайте, какими цветами украшали шали?

(демонстрация иллюстраций с изображением цветов)

                        Вот чудесные цветы

                        Небывалой красоты  

                        Яркие, пахучие

                        Ай, ай, ай! Колючие! (Роза)

                        Стоит в поле кудряшка –

                       Белая рубашка,

                       Сердечко золотое

                       Что это такое? (Ромашка)

                        Не зовет на перемену

                        И обратно на урок,

                        Потому что это просто

                        Голубой лесной цветок (Колокольчик)

                       Нам запах свежести лесной

                       Приносит поздней весной

                       Цветок душистый, нежный,

                       Из кисти белоснежной (Ландыш)

- Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент. (Дети по очереди описывают понравившийся им платок)

Русская народная игра «Арина»

- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг.

Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза.

Все водят хоровод и поют:

                                          Долгая Арина

                                          Встань выше овина,

                                          Рученьки сложи,

                                          Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:    

                                         Хожу, гуляю вдоль каравая,

                                         Вдоль по караваю.

                                         Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

Итог занятия

- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров)

- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны)

- С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями и платками)

Изготовление шали

- Ребята, мы с вами заранее приготовили шали из салфеток и сделали бахрому. Сегодня мы будем украшать шали цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (Рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены шали , трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Покров» в подготовительной группе

(Дети вошли  в зал под  р.н.м., встали полукругом)Ребёнок: На завалинках, в светёлке,                Иль на брёвныш...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...

Конспект "Ознакомление старших дошкольников с праздником Покров"

В ходе занятия ребята знакомятся с праздником Покров и его традициями...

Конспект праздника «Покров на порог, зима в двери».

Дети под музыку входят в зал и рассаживаются по местам. Выходит пастушок и начинает играть на жалейке. Входит Настенька с прялкой и веретеном и усаживается прясть....

Конспект праздника "Покров"

Конспект праздника...

Покровская Ярмарка Тематический праздник. Покров славился веселыми ярмарками. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355285","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355305","attributes":{"alt":"","class"...

Сценарий праздника «Покров». Православный праздник в детском саду. Воспитатель МАДОУ № 38 О.Н. Колесникова

Цель: сформировать знания детей о  праздновании Покрова на Руси.Задачи: познакомить детей с  традициями и обычаями, связанными с окончанием осенних работ; развивать у детей эмоциональну...