ЭССЕ на тему: «Использование современных образовательных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
материал
ЭССЕ на тему: «Использование современных образовательных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №28»
Город Усолье-Сибирское
ЭССЕ на тему: «Использование современных образовательных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Подготовила:
Мерзлякова А.Г., воспитатель.
«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент- это патриотизм…», - Владимир Путин.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей личности. Одна из главных задач педагога – воспитать любовь к Родине, родному краю, своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе я использую новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые использую в своей работе чаще всего: проектная технология, интерактивная технология, технология создания мультфильмов, квест-игра, технология мини-музеев, тематические акции.
Метод проектов очень эффективен и актуален. Он дает ребенку возможность развивать творческие способности, экспериментировать, быть самостоятельным участником процесса, развивать коммуникативные навыки.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки- они становятся внимательней друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложноструктурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
С появлением интерактивного оборудования у меня появилась возможность оживить и разнообразить свои занятия. Возможность обучения с использованием интерактивной доски шире тех, которые дает традиционная форма. Она способствует повышению активности детей за счет возможностей наблюдать результаты своей исследовательской деятельности, использования метода апробирования и анализа действий за счет их повторений. Обучающие ситуации, создаваемые с помощью интерактивной доски, делают возможной само коррекцию и индивидуальную работу ребенка в сообществе с другими детьми. Поэтому их использование в образовательном процессе может стать важным средством коррекции психических функций ребенка, позволит обеспечить введение его в культуру общества, помочь адаптироваться в социуме.
Электронную наглядную информацию разрабатываю самостоятельно, при помощи специализированного программного обеспечения для интерактивной доски. Разнообразие форм предъявления информации делают работу привлекательной и доступной для усвоения детьми, что позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия. Интерактивную доску использую на всех занятиях, так как дидактические игры разработаны по каждой теме программы. На занятиях применяю дидактические игры с использованием интерактивной доски для подачи новой темы и закрепления изученного материала. Также используя доску, у детей развивается компьютерная грамотность, мелкая моторика, активизируется внимание и познавательный интерес. С помощью интерактивной доски ребята разгадывают шифровки, пишут маркерами, используют ластик, перемещают объекты на экране. Задания предлагаю с учетов возрастных и индивидуальных возможностей. Использование интерактивной доски показало, что даже «слабый» ребенок проявляет желание работать, дети чувствуют себя комфортнее, они с желанием выходят к доске и выполняют задание игры. Дидактические игры с применением электронного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной - занятие проходит незаметно, никто не устает и не остается равнодушным. Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышенного интереса к учебе - яркий показатель эффективности применения интерактивной доски.
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.
Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности.
Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием.
Смотреть анимационные фильмы любят все, а делать их еще увлекательнее.
Сделать «мультик» самому – это чудо! Это невероятно! В смысле – невероятно интересно!
В процессе работы у детей раскрываются актёрские, организаторские, творческие и художественные способности, развивается фантазия, самостоятельность и образное мышление.
Создание мультфильма - это многогранный процесс, объединяющий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. в результате чего у дошкольников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.
Квест-игры это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
кольцевыми, они представляют собой тот же “линейный” квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут
Главное преимущество квеста, в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. (путешествие по родному городу, дорогами войны, разведчики.)
Технология мини-музеев (музейная педагогика) еще одна технология в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. На базе дошкольных образовательных учреждений создаются мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные программы и проекты, является музейная педагогика. Почему нужно создавать мини-музеи? Сейчас, в век компьютерных технологий, занятости родителей, либо каких-то других причин, большая часть дошкольников ни разу не была в музее. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Поэтому в дошкольных учреждениях нужно создать свой собственный «музейный комплекс». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей и называется «мини-музеем». Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства. Я считаю, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций. С помощью компьютерных технологий мы готовим маршрутные листы выходного дня, памятки, буклеты для родителей, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданственного образования и воспитания ребенка. Например, акции «Поздравь ветеранов», «Письмо ветерану», «Позаботься о старших», «Сохрани дерево», «Покормите птиц» и другие. В рамках проводимых акций воспитанники могут участвовать в посильных для них мероприятиях. Например, дети вместе с родителями и воспитателями могут распространять наглядный агитационный материал: листовки, буклеты, информационные листы, рисунки, изготавливать транспаранты, плакаты. Для организации и проведении акции «Покормите птиц зимой» изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню». В рамках патриотической акции «Поздравь ветерана», «Письмо ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам, дети совместно с родителями изготавливают поздравительные открытки и поздравляют ветеранов.
Таким образом, практика показывает, что использование вышеперечисленных технологий эффективно в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Следует отметить, что патриотическое воспитание подрастающего поколения занимает на сегодняшний день немаловажную роль. Патриотизм — это одно из важнейших качеств формирования личности. Основная задача воспитателя в воспитании патриотизма заключается в формировании чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к историческим событиям своей Страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становитс...
Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».Нравственно-патриотическое воспитани...
Проект «Использование современных образовательных технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сдел...