«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
статья

Марина Сергеевна Пикуло

Взаимодействие человека с природой – очень актуальная проблема в современном мире. С каждым годом её значение становится сильнее, так как живой природе нанесён великий урон. Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие человека с природой – очень актуальная проблема в современном мире. С каждым годом её значение становится сильнее, так как живой природе нанесён великий урон. Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет. Каждый ребенок должен понимать важность её охраны и восстановления, знать экологически целесообразное поведение в природе. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о ней? Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать её?

В период дошкольного возраста происходит становление личности, формирование начала экологической культуры. В этот период важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Необходимо научить детей осознанному правильному отношению к объектам живой природы. Нужно показать каждому ребенку, что красота природы родного края – безгранична, бесценна, поэтому её надо охранять и защищать.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

- овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

- осуществление систематической работы с детьми;

- развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

Узнать больше

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Критериями сформированного, осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается природа, безнравственны.

Как же сформировать у детей уважительное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, а именно впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, можно помочь ребенку почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют полезное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Активная позиция обычно способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными и зимующими птицами. Умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное запрет на действия, причиняющие страдание и боль живому миру. Важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны. Они должны беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей и давать им соответствующую нравственную оценку. В силу возможностей противостоять жестоким действиям. Необходимо помнить о том, что небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольника экологических знаний, которая включает:

Узнать больше

  • представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие).

Таким образом, необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных через дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы и загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....