Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»
консультация

Кайзер Ирина Вадимовна90

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»

Дидактическая игра, как важное средство умственного развития детей

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Ира – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребенок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр воспитатель может осуществлять сенсорное воспитание детей, должен развивать познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Воспитатель должен использовать игру, как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем».

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Правила в игре указывают путь достижения цели и помогают развить у детей способности торможения, умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

  • с игрушками и предметами;
  • настольно – печатные;
  • словесные.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

  • - дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;
  • - обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
  • - позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
  • - материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

  • - определение количества играющих,
  • - ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,
  • - игровыми действиями, дидактическим материалом;
  • - развитие у детей игрового настроения, желания играть;
  • - показ игровых действий;
  • - руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
  • - подведение итогов игры.

Воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Виды дидактических игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • Игры с предметами
  • Настольно-печатные
  • Словесные

В работе дошкольного учреждения в каждой возрастной группе должны использоваться разнообразные дидактические игры для интеллектуального развития детей.

  1. Игры с игрушками и предметами используются в основном в младших группах. Они развивают способность подражать взрослому, умение спокойно заниматься в течение некоторого времени. Затем педагоги постепенно включают в игры задачи сенсорного развития: учить детей различать форму, величину и цвет.

Игра «Радуга»

Детям раздаются разноцветные полоски бумаги. Ведущий произносит слова: «Радуга – дуга, покажись». В ответ дети выстраиваются в ряд в соответствии с цветами радуги.

Игра «Весёлые медвежата»

Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку.

Игра «Отгадай цифру» (букву)

Из бумаги разной фактуры (наждачной, бархатной и др.) вырезаются буквы и цифры. Ребёнку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить, какая буква или цифра у него в руках. После этого ребёнок может написать правильно названные буквы карандашом на бумаге.

Также проводятся игры на развитие внимания и наблюдательности.

Игра «Снеговики», «Матрёшки»

Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики или матрёшки друг от друга. Выигрывает тот, кто больше укажет различий.

  1. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Настольные игры это разнообразные игры - предметное лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки. "Попади в цель", "Гусёк" и др. Игры - мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров.

  1. Словесные дидактические игры. С большим интересом проходят игры – беседы. Дети являются отличными собеседниками в данных играх. Часто ребята сами подсказывают тему для беседы: «Почему солнце горячее?», «Почему нет сейчас динозавров?», «Почему болит зуб?».

Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что – то узнать. Ценность таких игр заключается в активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства, слова, действия, мысли и воображения.

Игры – предположения «Что было бы, если бы пошёл конфетный дождь?», «Что было бы, если бы не было электричества?», Что бы я сделал, если вдруг потерялась маленькая девочка?» пробуждают в детях воображение. Ребята рассказывают о предполагаемых действиях, которые они бы могли совершить. Такие игры учат детей возможности думать, рассуждать, высказывать своё мнение, исходя из своего опыта.

Систематическое проведение словесных дидактических игр «Кому что нужно для работы?», «Приготовь соки», «Как правильно сказать?», «Загадываем и отгадываем загадки», «Узнаём предметы по описанию», «Кто как кричит?», «Назови одним словом» и др. позволяют педагогу формировать у детей слуховое внимание, упражнять их в правильном произношении звуков и слов, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Словесная игра «Не ошибись»

Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает одному из них мяч и говорит «Огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растёт на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребёнок ответил неправильно – фант. Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребёнку и говорит, например, «поле», а пойманный мяч называет пшеницу, овёс и другие культуры, растущие в поле.

Игра «Что сначала, что потом?»

Ребятам предлагается серия сюжетных картинок (по 3-4 картинки в каждой серии, объединённых общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Огромную роль в интеллектуальном развитии играет математика, в работе с дошкольниками педагог должен использовать следующие дидактические игры по формированию математических представлений:

- игры с числами и цифрами,

- игры – путешествия во времени,

- игры на ориентировку в пространстве,

- игры с геометрическими фигурами,

- игры на логическое мышление

Так например:

Игра «Составь картинку»

Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре составить картинку по разделенному, контурному образцу, без образца, по замыслу.

Игра «Гномы с мешочками»

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением гномов и мешочки. Сообщает детям, что гномы несут свои мешочки в домик, но мешочки разной тяжести: тяжёлый, полегче, совсем лёгкий. Гномы всё время меняются мешочками, узнать, какой мешочек у какого гнома можно по полоскам. Самая длинная полоска обозначает самый тяжёлый мешочек, средняя полоска – средний по тяжести, короткая – самый лёгкий мешочек.

Детям предлагают поиграть с гномами, которые с помощью полосок будут загадывать ребятам, кто из них несёт какой мешочек. Воспитатель раскладывает по одной полоске перед каждым гномом, а кто-нибудь из детей в соответствии с полосками размещает перед гномами мешочки. Остальные ребята следят за его действиями, при необходимости исправляют ошибки. Если ребёнок правильно выполнил задание, то он получает фишку. Затем взрослый меняет полоски местами и просит следующего ребёнка разложить мешочки в соответствии с новым расположением полосок.

Данные игры способствуют развитию у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия, умение различать геометрические фигуры, составлять из них изображение. Учат детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.

Таким образом, дидактическая игра является ценным средством развития интеллектуальных способностей детей. В ней дети охотно преодолевают трудности, развивают способности и умения. Она помогает делать материал увлекательным, вызывает у детей радостное настроение, глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая задача.

Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь ввиду какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться. Какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность).

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление»). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления. Воспитатель должен заранее это хорошо знать и соответственно определять.

Своеобразие дидактических игр.

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.

Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения;

Организующие правила помогают определять порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре;

Дисциплинирующие правила предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам.

Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Педагогическая ценность в дидактических игр.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель должен ставить детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т. д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Формирование элементарных математических представлений – одно из направлений образовательной области «Познание» в интеграции с областями - «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное слово», «Музыка». Максимального эффекта при решении задач развития ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Дидактическая задача "научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель должен дать наглядный образец игрового действия. Он должен провести рукой по надетым колечкам и обратить внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно должен показать новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки - предложить детям самим это сделать.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д.

К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

Руководя играми, воспитатель должен использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступать в качестве участника игры, он должен незаметно для них направляет игру, поддерживать их инициативу, сопереживать с ними радость игры. Иногда педагог может рассказать, о каком - либо событии, создать соответствующее игровое настроение и поддержать его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохранять и уберегать её самодеятельный характер, руководить развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей везти их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог должен делать это чаще всего не прямо, а косвенно: выражая удивление, шутя, используя разного рода игровые сюрпризы и т. п.

Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель должен уплотнить время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Можно сказать: "В следующий раз будем играть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель должен разработать варианты знакомых детям игр и создать новые - полезные и увлекательные.

Во всех дошкольных учреждениях много внимания уделяется оздоровлению детей. Задачи развития речи образовательной области «Коммуникация», сохранение и укрепление физического и психического здоровья младшего дошкольного возраста, большое значение имеют дыхательные упражнения, развитию которых служат такие дидактические игры, как «Пузырь». Играющие стоят тесным кругом и раздувают «пузырь» - наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные трубочкой (один на один). При каждом раздувании все наклоняются вниз, впускают воздух, затем, выпрямляются, набирают воздух, а потом, вновь наклонившись, произносят «ф-ф-ф», выдувая в свою трубку. Так повторяется 2—3 раза. Затем, взявшись за руки, дети двигаются назад, расширяя круг, и говорят: «Раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». К концу проговаривания текста образуется большой растянутый круг. Ведущий, дотрагиваясь до соединенных рук детей, говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру, произнося звук «тс-тс», затем игра снова повторяется. Так несколько раз.

Развертывая игровое действие «Поезд», вслед за воспитателем повторяют звук ш и незаметно обучаются его правильному произношению. Дети стоят друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда — «паровоз» (ведущий). Все дети вместе с ведущим изображают действиями и звуками ход поезда: «По-шел-по-шел» — постепенно поезд ускоряет ход. Затем «При-шел-при-шел» — ход замедляется, «ш-ш-ш» — паровоз выпускает пар. Играя с детьми и ведя «вагоны», воспитатель имеет возможность, не нарушая игрового действия, дать образец правильного произношения звука ш и что очень важно реализуется потребность малышей в двигательной активности.

В другом варианте, играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у»), с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар). К этой игре придумывается различное содержание (дети переезжают на дачу, едут в лес, в гости и т. п.). Воспитатель в процессе игры добивается правильной интонации голоса, эмоциональности, приучает детей к коллективным играм. Если в группе есть дети, не желающие играть в коллективе, очень важно обращать их внимание на то, как хорошо играют другие дети, понаблюдать с ними за игрой и тем вызвать у них интерес играть вместе со всеми.

Воспитателю необходимо помнить, что дети, плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх. Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь.

Например, название игрушек закрепляется в дидактических играх с разнообразным содержанием. То дети достают игрушки из «чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке», «Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх.

В ряде дидактических игр для младшего дошкольного возраста решаются задачи развития связной речи. Играя, ребенок называет предмет и рассказывает о его основных признаках (цвет, форма, величина). Рассказывает, где живет животное, нарисованное на картинке, что делают с игрушкой-куклой.

Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в играх с дидактической куклой, созданная в игре «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). В ходе игры взрослый обеспечивает умственную активность детей. Укладывая куклу в игре «Уложим куклу спать», дети называют постельные принадлежности (простыня, одеяло, подушка, наволочка и т. д.); осмысливают значение слов, связанных с действием «постелить», «накрыть», «уложить». Воспитателю необходимо широко использовать в дидактических играх природный материал: камешки, листья, семена, ягоды, цветы, овощи, фрукты, снег, воду и др. Проводить наблюдения за животными (когда это возможно), а если такой возможности нет, то использовать картинки.
В группе младшего дошкольного возраста можно провести «Игру с овощами», в которой дети должны различать и называть морковь, свеклу, лук, картофель.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, отведенного в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.

Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности (НОД); в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования в жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – челове...

Консультация для родителей "Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"

Консультация для родителей о роли дидактических игр в развитии детей....

Консультация для родителей «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей».

Консультация для родителей "дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"....

Консультация для родителей «Дидактическая игра, как важное средство умственного развития детей»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительно...

«Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»

         Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокра...