«Волшебница-зима»
план-конспект занятия (старшая группа)

Курилова Юлия Юрьевна

Методы и приемы:
Технология проблемного обучения , методика «Эйдетика», игровой (персонаж Снеговик, сюрпризные моменты)
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №11»

Конспект  занятия«Волшебница-зима»

Для детей старшей группы

Конспект НОД с использованием  проблемного обучения на тему «Волшебница-зима»

Воспитатель  первой квалификационной категории

                    Курилова Юлия Юрьевна


Тема: «Волшебница-зима»

Цель: Систематизирование  знаний детей о зиме, зимних явлениях природы.

Задачи:

  • -учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности;
    - учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации;
  • -совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь;
  •  -воспитывать заботливое отношение к природе и  интерес к познанию;
  • - продолжить работу над культурой речевого обращения;

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».
Методы и приемы:
Технология проблемного обучения
 , методику «Эйдетика»Игровой (персонаж Снеговик, сюрпризные моменты)
Использование природного материала – снега.
Словесные методы (беседа, использование художественного слова –загадки, стихотворения  о зиме, вопросы поискового характера) .
Оборудование и материалы: ЭОР, картинки-загадки, письмо,  инвентарь для экспериментирования со снегом - ведерки со снегом и водой, стаканчики с чистой водой.
Раздаточный материал: снежинки из бумаги
Предварительная работа: Беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки); опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.); серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима», «Снег и лед»; чтение познавательной литературы по теме; разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях, рисование зимних пейзажей, прослушивание классических произведения П.И.Чайковского «Декабрь-Вальс».

Ход НОД:
В: Ребята, пожелаем друг другу доброго утра.
Все вместе: Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуйте, милые дети
Вы прекрасней всех на свете! 
В: Ребята, сегодня я получила письмо, но не знаю от кого. Хотите открыть его и посмотреть, что там?
Начинается письмо:
«Я не был у вас очень давно
Друзья, нам встретиться пора
До скорой встречи, детвора!» Снеговик.
В: Ребята, а как вы думаете, почему именно сейчас решил прийти к нам в гости снеговик? (Потому что зима)
В: Ребята, а вы любите зиму? (Да, любим)
В: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Волшебница зима!» и посмотрите на картинки (чтение стихотворения с применением методики «Эйдетика» - мнемотаблица»)
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
В: Ребята, что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа) 
- Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль) 
- Какая погода бывает зимой? 
- Что происходит зимой на водоёмах? 
- Какой бывает снег? (лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный) 
Стук в дверь. Входит снеговик.
С: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)
В: Проходи, Снеговик, мы очень рады тебя видеть. Ой, а почему ты такой невеселый?
С: Прилетела ворона, села мне на плечо, клюнула и сказала, что я не вкусный. Рассердилась и улетела. И мне стало очень грустно. Почему я не яблоко или клубничка…
В: Ребята, а почему ворона так сказала? (ответы детей).
Опыт (воспитатель ставит ведерко со снегом)
В: А теперь вставайте в кружок со мной.
Игра. Выпал беленький снежок – собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем.
Чтоб нам было веселей, будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем.
Воспитатель: А теперь, давайте посмотрим, что стало с нашим снегом.
С: Ой, где же снег, здесь только вода .
В: Да, Снеговик, снег только на морозе такой рыхлый и пушистый. А в тепле он превращается в воду. А сейчас я перелью в стаканчик эту талую воду. И мы посмотрим чистый ли снег? Смотрите сколько грязи в снегу, поэтому есть снег нельзя ни в коем случае. Ребята, посмотрите,  а в этом стакане у меня чистая вода и эту воду пить можно. Попробуйте эту воду? Какая она на вкус? (Вода не имеет вкуса).
В: Дети, значит, снег – это замерзшая вода, а вода не имеет вкуса.
В: Не расстраивайся, Снеговик, мы тебе покажем и расскажем о том, что снег – это хорошо и зимнее время – это время волшебства, чудес и прекрасных праздников. А для начала я вам загадаю загадки:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. 
Ребята, что представляет из себя снег? (Снег состоит из снежинок)

Игра «Снежинки»


Дети делятся на две команды. Им раздают снежинки из бумаги. Дети должны найти такую же снежинку в противоположной команде.
В: Снеговик, ты ведь тоже слеплен из снега, значит, такой же красивый, как эти снежинки!
В: Но пока мы говорили с вами о природных явлениях, Зимушка решила пошутить и приготовила нам картинки-загадки .Посмотрите на картинку и скажите, что на ней лишнее, чего не бывает зимой? 
В: Молодцы, вы сумели найти ошибки и теперь картинки выглядят правильно.
С: Какие умные ребятки! Все знают и, наверное, все умеют!
В: Ребята, а как вы думаете, снег и лёд – это хорошо или плохо? (ответы детей). Давайте посмотрим на экран:   
https://cloud.mail.ru/public/sKA8/f8DrD7VGa  
1. Маленькие ростки пшеницы, они не замерзли. Почему? (снег сохраняет тепло)
2. Где образуется лёд? (на поверхности водоёмов)
3. Что делают рыбаки на реке зимой? (ловят рыбу)
4. Почему все живое не замерзает подо льдом? (лёд тоже сохраняет тепло)
С: Ребята, значит, снег и лёд – это очень хорошо.
В: Вот теперь и Снеговик знает, что зимой нам бывает, не только холодно, но ещё хорошо и весело. Какой праздник мы отмечаем зимой? (Новый год). Давайте подарим снеговику песню на татарском языке «Новый год» (хоровод)
С: Спасибо вам, ребята! Я понял. Пусть я не вкусный, но зато красивый и полезный. Я приготовил для вас подарки (раздает раскраски с изображением снеговика). А теперь мне пора. Я буду ждать вас на улице. До свидания!
Рефлексия.
В: Ребята, скажите, почему расстроился Снеговик? Снег – это хорошо или плохо? Какие задания для вас были трудными? Мне понравилось, как вы сегодня работали на занятии. А что запомнилось больше всего? Обратите внимание на мольберт, там перед вами изображены два ведра. Хотите оставить снегу на память снежок, если вам понравилось сегодня наше занятие, то прикрепите снежок на ведерко синего цвета, а если не понравилось, то прикрепите на красное ведерко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты волшебницы зимы.

Непосредственно образовательная деятельность в виде проблемно-игровой ситуации. В основе познавательное общение, позволяющее детям выстраивать причинно-следственные связи. Образовательная ситуация нос...

конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период  через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...

Конспект НОД Познавательное развитие и развитие речи. Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе «Идёт волшебница Зима»

Конспект НОДПознавательное развитие и развитие речи.Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе«Идёт волшебницаЗима»Цель:1. Развивать умение внимательно рассматривать картин...

Заучивание стихотворений о зиме. "Волшебница зима"

Рекомендовать родителям заучить стихотворения о зиме, развивая память, внимание, воображение....