Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.
статья

Федотова Татьяна Григорьевна

    Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения - учить играя. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества — театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatralizovannoy_deyatelnosti_v_razvii_rechi.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Дюймовочка» города Волжска Республики Марий Эл

               

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.

                         

                                                                   

  Составила: Федотова Т.Г.

                                   

 

                                             г.Волжск, 2024.

         

         Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.

                          Искусство актера заключается в речи и в движении тела.

                                                                                                           И. Гёте.

 Речь – это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не всегда обсуждаются в семье. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

    Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения - учить играя. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества — театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь. Известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать — познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка — игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка: формируется знания об окружающем мире, активизируется и расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи. Развиваются у детей психические процессы как внимание, память, восприятие, мышление, воображение. В процессе организации театрализованной игры развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуют формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и дети также общались друг с другом.

Возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиться совершенствования выразительности речи ребёнка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста.  От непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.

Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные ( интонация, лексика, синтаксис) и невербальные ( мимика, жесты, поза) средства. Использование потешек, скороговорок, прибауток, пословиц, поговорок, заучивание стихов  позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребёнка разных видов театрализованных игр. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает   большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, стараясь говорить четко, чтобы его все поняли.

Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация, модуляция, голос). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

    Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность....

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Консультация направлена на раскрытие роли театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста....

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников". Морзавицкая Е.А.

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Посредством театрализованной деятельности у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, память, речь. В дошкольном возрасте важен процесс участия ребенка в театрализованной деяте...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Театр – это самая настоящая игра, которая никогда не надоедает, потому что изменяется, усложняется и развивается вместе с детьми. Театрализованная деятельность-это…не просто игра! Это пре...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте ....

Консультация для родителей "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников...