Краеведение – одна из форм духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Михеева Наталья Кирилловна МБДОУ №3 , детский сад комбинированного вида« Огонек», пгт Камские Поляны.
материал

Михеева Наталья Кирилловна

Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_doklad.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы на тему : « Роль краеведения  в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

Михеева Наталья Кирилловна                          

                                                  воспитатель высшей категории                                            

                                                         МБДОУ№3 « Огонек».                                  

                                                           пгт « Камские   Поляны                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                           

                                      2019 год.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский

              Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь  природу и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой

Обязательно нужно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит  свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:

-люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях, они готовы помочь друг другу;

-в родном городе, районе, селе, как и  в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют  знаменитых людей, ветеранов труда;

-в родном краю  могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают, заботятся о детях;

-каждый человек, любящий свою Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа;

-здесь, как  и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

        Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Что же такое краеведение?

       Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это -наследство, которое оставили нам предки, это обычаи и традиции родного края, его вековая культура, это — живая легенда и бабушкины рассказы, ратные подвиги прадедов, дедов  и отцов,  это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

       В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки — это живая история народа.

А еще духовными  ценностями являются для всех народов - это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.

       Так в этом году мной  был создан  и реализован  летний проект, который я назвала «Цветочная клумба». .

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники: дети-4-5 лет.

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный-1 месяц

Цель  моего проекта:        

-познакомить детей с процессом роста садовых цветов и их особенностями.

Задачи проекта: -

расширять  представления детей о садовых цветах и их видах;

-различать садовые цветы  по внешним признакам;

-активизировать исследовательскую деятельность детей;

-вовлекать  родителей в совместную  проектную деятельность по ознакомлению  детей с миром цветов;

-формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за ними.;

-воспитывать  любовь к природе, красоте окружающего мира.

Актуальность данной проблемы  заключается в том, что у детей мало знаний об окружающих нас садовых цветах на клумбе. Знакомство детей с разнообразием цветов помогает детям ближе познакомиться с природой. Непосредственное  общение  с цветами оказывает большое влияние  на формирование  нравственных чувств у ребенка, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Приобщение детей к исследовательской  и творческой деятельности является средством формирования у них любознательности интереса и бережного отношения к природе.

Ожидаемые  результаты проекта

-У детей  сформированы представления о садовых цветах, о их разновидностях, о способах их размножения, о том какую пользу приносят  цветы природе и человеку.

Дети будут учить других детей бережно относиться к цветам, воспитывать  в них нравственные, добрые чувства к природе родного края.

Я разработала  план проекта.

Подготовительный этап:

- подготовить клумбу для посева семян, подобрать семена цветов; разработать беседы по теме, подобрать методическую литературу, картинки, альбомы, загадки, стихи, дидактические и подвижные игры.

 В основной этап входил посев семян садовых цветов  на клумбу, затем полив цветов, наблюдение за всходами ,прополка клумбы.

Мною были проведены беседы о садовых цветах. Дети сравнивали цветы по картинкам, находили сходство и отличительные особенности. Совершали экскурсию  по территории детского сада, находили другие клумбы с цветами.  Восторгались красотой родного детского сада.

Провела с детьми аппликацию « Цветы на лугу», где дети вырезали цветы по шаблону и наклеивали на поляну.

Загадывала загадки про цветы, читала стихи, играли в дидактические и подвижные игры.

         Заключительным этапом проекта стало участие родителей в конкурсе поделок из бросового материала на тему « Эти прекрасные цветы». Родители вместе с детьми приняли участие в этом конкурсе, где показали свои способности , умения и творчество.  Совместная работа с родителями  ведется постоянно.  Поэтому неотъемлемой частью в моей работе является сотрудничество с родителями,  которая является одной из важных задач повышения родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Все чаще вовлекаю родителей в воспитательно - образовательный процесс, стараясь разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

        В дальнейшем, я  буду продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее.  Приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления своих  воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение — одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.

Список литературы:

  1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям.  Издание четвертое.
  2. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб.: Детство – Пресс, 2008г.
  3. Матова, В. Н. Краеведение в детском саду. ООО «Издательство «Детство – Пресс, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении....

Краеведение - одна из форм духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение в настоящее время играет большую роль для формирования у дошкольников духовно -нравстенных качеств, любви к Родине, к "малой" родине, приобщению дошкольникам к истокам народной культуры. Д...

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Цель: преодоления  трудностей в развитии духовно-нравственной культуры расширение и  уточнение представлений родителей о сказках посредствам практикума. Задачи: Привлечь родителей к уча...

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Краеведение – одна из форм духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Краеведение – одна из форм духовно – нравственноговоспитания детей дошкольного возраста». Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и н...