Краеведение – одна из форм духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Михеева Наталья Кирилловна МБДОУ №3 , детский сад комбинированного вида« Огонек», пгт Камские Поляны.
материал
Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_doklad.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы на тему : « Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
Михеева Наталья Кирилловна
воспитатель высшей категории
МБДОУ№3 « Огонек».
пгт « Камские Поляны
2019 год.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский
Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь природу и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой
Обязательно нужно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
-люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях, они готовы помочь друг другу;
-в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда;
-в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают, заботятся о детях;
-каждый человек, любящий свою Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа;
-здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Что же такое краеведение?
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это -наследство, которое оставили нам предки, это обычаи и традиции родного края, его вековая культура, это — живая легенда и бабушкины рассказы, ратные подвиги прадедов, дедов и отцов, это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.
В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки — это живая история народа.
А еще духовными ценностями являются для всех народов - это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.
Так в этом году мной был создан и реализован летний проект, который я назвала «Цветочная клумба». .
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Участники: дети-4-5 лет.
Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный-1 месяц
Цель моего проекта:
-познакомить детей с процессом роста садовых цветов и их особенностями.
Задачи проекта: -
расширять представления детей о садовых цветах и их видах;
-различать садовые цветы по внешним признакам;
-активизировать исследовательскую деятельность детей;
-вовлекать родителей в совместную проектную деятельность по ознакомлению детей с миром цветов;
-формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за ними.;
-воспитывать любовь к природе, красоте окружающего мира.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что у детей мало знаний об окружающих нас садовых цветах на клумбе. Знакомство детей с разнообразием цветов помогает детям ближе познакомиться с природой. Непосредственное общение с цветами оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.
Приобщение детей к исследовательской и творческой деятельности является средством формирования у них любознательности интереса и бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты проекта
-У детей сформированы представления о садовых цветах, о их разновидностях, о способах их размножения, о том какую пользу приносят цветы природе и человеку.
Дети будут учить других детей бережно относиться к цветам, воспитывать в них нравственные, добрые чувства к природе родного края.
Я разработала план проекта.
Подготовительный этап:
- подготовить клумбу для посева семян, подобрать семена цветов; разработать беседы по теме, подобрать методическую литературу, картинки, альбомы, загадки, стихи, дидактические и подвижные игры.
В основной этап входил посев семян садовых цветов на клумбу, затем полив цветов, наблюдение за всходами ,прополка клумбы.
Мною были проведены беседы о садовых цветах. Дети сравнивали цветы по картинкам, находили сходство и отличительные особенности. Совершали экскурсию по территории детского сада, находили другие клумбы с цветами. Восторгались красотой родного детского сада.
Провела с детьми аппликацию « Цветы на лугу», где дети вырезали цветы по шаблону и наклеивали на поляну.
Загадывала загадки про цветы, читала стихи, играли в дидактические и подвижные игры.
Заключительным этапом проекта стало участие родителей в конкурсе поделок из бросового материала на тему « Эти прекрасные цветы». Родители вместе с детьми приняли участие в этом конкурсе, где показали свои способности , умения и творчество. Совместная работа с родителями ведется постоянно. Поэтому неотъемлемой частью в моей работе является сотрудничество с родителями, которая является одной из важных задач повышения родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Все чаще вовлекаю родителей в воспитательно - образовательный процесс, стараясь разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
В дальнейшем, я буду продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее. Приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления своих воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение — одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.
Список литературы:
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое.
- Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб.: Детство – Пресс, 2008г.
- Матова, В. Н. Краеведение в детском саду. ООО «Издательство «Детство – Пресс, 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении....
Краеведение - одна из форм духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Краеведение в настоящее время играет большую роль для формирования у дошкольников духовно -нравстенных качеств, любви к Родине, к "малой" родине, приобщению дошкольникам к истокам народной культуры. Д...
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
Рождественские чтения. Духовно-нравственное воспитание....
Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Цель: преодоления трудностей в развитии духовно-нравственной культуры расширение и уточнение представлений родителей о сказках посредствам практикума. Задачи: Привлечь родителей к уча...
Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
Краеведение – одна из форм духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Краеведение – одна из форм духовно – нравственноговоспитания детей дошкольного возраста». Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и н...