Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра - условие успешной социализации ребенка-дошкольника.
консультация

Чернавская Диана Юрьевна

Тема: «Сюжетно-ролевая игра - условие успешной социализации ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sri_konsultatsiya_2024.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

Галкинский детский сад

Консультация для педагогов

Тема: «Сюжетно-ролевая игра - условие успешной социализации ребенка-дошкольника.

Воспитатели:

Чернавская Д.Ю.

Кузенкова Е.Е.

с. Галкинское, 2024

Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ДОО. 
Задачи: 
- Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка. 

- Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевой игры. 

Добрый день уважаемые коллеги. Вступая в инновационную деятельность на тему социального развития детей в дошкольной образовательной организации, нам необходимо разобраться, что же такое социализация детей, какие формы, методы и приемы должен вводить в свою деятельность педагог, чтобы воспитать в детях социальные компетенции.

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их же дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так активно. Современное поколение и вовсе предпочитает вместо коллективных дворовых игр индивидуальные компьютерные игры.

Это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе.  Гаджеты нас поработили, поэту наша с Вами задача, научить детей играть.

Ученые и педагоги говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает на этапе завершения дошкольного образования «ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам». А вот авторы ФОП ДО не дают определения игры, а лишь ограничиваются риторическим заявлением о ее важности: «Игра занимает центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребёнка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным». Думается, что соседство этих фраз не случайно. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка в статье 31.

 В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «образование», «развитие личности».

Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и образовательной деятельности.

Первичная

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой- либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации ребенок приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Внешние факторы.

 Определяют содержание и форму социализации, определяют направление дальнейшего развития:

  • Семья
  • Детский коллектив
  • Центры раннего развития
  • Кружки по интересам
  • ДОО
  • Культурные центры
  • Религия социальной группы.

Внутренние факторы.

Индивидуальные особенности ребенка, влияющие на формирование у него картины окружающего мира.

Определяют стиль переживания межличностных

отношений.

Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают :

СЕМЬЯ

(Родители, братья, сестры, дедушки, бабушки)

ДОО

(В первую очередь педагоги)

ОБЩЕСТВО

(сверстники, друзья)

Возрастные особенности социализации:

До 1 года

Общение внутри семьи . Семейные отношения и ценности формируют базовую информацию о происходящем в окружающем мире. Поведение близких становятся шаблонами поведения.

От 1 до 3

Появляется потребность общения в коллективе сверстников. На этом этапе необходимо создание условий для полноценных межличностных коммуникаций. Дети начинают дружить, делиться, сопереживать. Группа сверстников учит друг друга простым нормам сосуществования в обществе.

От 3 до 7

Главным средством познания для ребенка становится речь. Ребенок строит ролевые диалоги, проявляет любознательность, задает вопросы, анализирует полученные вербальным путем знания.

Сюжетно-ролевые игры для группы раннего развития.

Первые игры протекают как игры без ролевые или игры со скрытой ролью. Игра состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. На начальном этапе совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.

•Развитие сюжетной игры может идти по следующей схеме:

• Воспитатель-игрушка.

•Воспитатель ( основная роль) – ребенок ( 1 ) (дополнительная роль ).

•Ребенок ( 1 ) – игрушка.

•Ребенок ( 1 ) (основная роль ) – ребенок ( 2 ) (дополнительная роль ).

Игры для детей младшей группы.

ИГРА « ДЕТСКИЙ САД»

Цель.        Ознакомить детей с трудом взрослых. Развитие способности

взять на себя роль.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, предметы заместители.

Игровые роли. Повар, врач, няня, воспитатель, музыкальный работник.

 

ИГРА «УГОЩЕНИЕ»

Цель.        Развить умения у        детей реализовывать игровой замысел.

Игровой материал. Предметы- заместители, игровая посуда, игрушечные собачки.

Игровые роли. Повар.

Сюжетно - ролевые игры детей средней группы.

У детей появляются коллективные игры. Изменяется тематика.

От бытовых к играм с трудовым и производственным сюжетом и к

играм с различными общественными явлениями и событиями. Воспитатель берет на себя не основную, а второстепенную роль.

ИГРА «СЕМЬЯ»

ЦЕЛЬ Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Кукла-младенец, кукольная одежда, посуда, мебель.

Игровые роли. Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер,бабушка, дедушка.

Сюжетно- ролевые игры для детей старшей группы.

Расширяется тематика игр, увеличивается количество участников игры. Задача воспитателя-развитие самостоятельности и самоорганизации  у детей. формирование умений распределять роли, подготовить игровую обстановку.

Игра «ДЕТСКИЙ САД»

Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и др. работников

детского сада.

Игровой материал. Куклы, набор «Доктор», игрушечный телефон.

Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, повар.

Сюжетно-ролевые игры для детей подготовительной.

Игры- отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

Четко выделяется подготовительный этап:

  • распределение ролей,
  • отбор игрового материала.

 Возникают устойчивые игровые группировки. Педагог редко берет на себя ту или иную роль.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры 
1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра. 
2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

3. Выполняйте требования СанПиН 2.4.0259 - 21 о 
режиме дня
4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа. 
5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры 
6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями. 
7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве. 
8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике. 
9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками. 
10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства. 
11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть». 
12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей. 
13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре. 
14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Консультация для педагогов

Тема: «Сюжетно-ролевая игра - условие успешной социализации ребенка-дошкольника.

ФИО педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО        Социальное развитие ребенка в ДОО сов...

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона...

Конспект педсовета «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности....

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» в рамках ММО музыкальных руководителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...