Картотека опытов со статическим электричеством
картотека (подготовительная группа)

Мищенко Наталья Михайловна

Картотека опытов

со статическим электричеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_ststisticheskoe_elektrichestvo.pptx848.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека опытов со статическим электричеством

Слайд 2

Опыт №1. Понятие о электрических зарядах. Цель : Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. Оборудование: 1. Воздушный шарик. 2. Шерстяной свитер. Опыт : Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Почему? Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным свитером происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет. Вывод : В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов . Опыт №2. Танцующая фольга. Цель : Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. Оборудование: 1. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада). 2. Ножницы. 3. Пластмассовая расческа. 4. Бумажное полотенце. Опыт: Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут "танцевать". Почему так происходит? Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд, легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что "фольга танцует". Вывод : Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Слайд 3

Опыт №3. Прыгающие рисовые хлопья. Цель : Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. Оборудование: 1. Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев. 2. Бумажное полотенце. 3. Воздушный шарик. 4. Шерстяной свитер. Опыт : Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе. Вывод : В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. Опыт №4. Способ разделения перемешанных соли и перца. Цель : Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов. Оборудование: 1. Чайная ложка молотого перца. 2. Чайная ложка соли. 3. Бумажное полотенце. 4. Воздушный шарик. 5. Шерстяной свитер. Опыт : Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд.

Слайд 4

Опыт №4. Способ разделения перемешанных соли и перца (продолжение). Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику. Вывод : В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов. Опыт №5. Гибкая вода. Цель : Показать, что в воде электроны свободно перемещаются. Оборудование: 1. Раковина и водопроводный кран. 2. Воздушный шарик. 3. Шерстяной свитер. Опыт : Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе. Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно. Вывод : В воде электроны могут свободно перемещаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебная палочка или статическое электричество"

Применение интерактивной доски SMART Notebook 14 для формирования у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....

Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк     ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Статическое электричество"

Проводя этот эксперимент мы с детьми уточнили представления об электричестве и,  посмотрев наглядный материал, провели совместно несколько опытов, и дети самостоятельно сделали выводы о том, что ...

Проект Вовы Боровкова "Статическое электричество"

Проект разработан ребенком и родителями с целью узнать, что же такое статическое электричество. Опасно оно для человека или полезно....

Эксперимент со статическим электричеством

Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Оно окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Легче всего сделать это с помощью просто...

Статическое электричество

Узнать информацию о статическом электричестве (где оно встречается, его польза или вред). Узнать опыты со статическим электричеством в домашних условиях. Провести эксперимент дома, увидеть или услышат...